Решение по гражданскому делу № 2-177/2011 по иску об устранении нарушений, не связанных с лишением владения



Дело № 2-177/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омутнинск, Кировская область 29 сентября 2011 г.

Омутнинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Кораблевой Е.Б.,

при секретаре Волошко Л.Л.,

с участием представителей истца (Кокорышкиной О.В.) Кокорышкиной Ю.В. по доверенности ДАТА ИЗЪЯТА, Ребяковой Е.В.,

представителей ответчиков администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области Байгушева Б.Н. по доверенности от ДАТА ИЗЪЯТА,

Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района Лузгарева М.С. по доверенности от ДАТА ИЗЪЯТА,

администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области Кириллова К.С. по доверенности от ДАТА ИЗЪЯТА, третьих лиц Тетериной Т.И., Романюк Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокорышкиной О.В. к администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области об устранении нарушений, не связанных с лишением владения,

УСТАНОВИЛ:

Кокорышкина О.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области об устранении нарушений, не связанных с лишением владения, в котором указала, что ДАТА ИЗЪЯТА она приобрела в собственность муниципальное имущество: земельный участок *** с разрешенным использованием «для эксплуатации здания» и находящееся на нем двухэтажное нежилое здание ***, находящиеся по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, что подтверждается договором купли-продажи *** муниципального имущества от ДАТА ИЗЪЯТА. Здание на момент покупки находилось в неудовлетворительном состоянии: фундамент имел мелкие трещины, как наружные и внутренние капитальные кирпичные стены, так и кирпичные перегородки имели трещины, перекрытия были незначительно деформированы, асбестоцементные листы, покрывающие крышу - с мелкими трещинами, полы обоих этажей - со щелями, стекла в оконных рамах отсутствовали (местами), крыльцо также имело трещины. Кроме этого, высота потолков большей части помещения первого этаже здания составляла 2,23 м., а второго этажа — 2,1м. В таком состоянии здание эксплуатировать было не возможно, требовалась реконструкция - подъем потолков до высоты, позволяющей эксплуатировать здание как нежилое (для организации бытовых услуг населению), а также ремонт стен, полов и иных конструктивных элементов здания. Исходя именно из такого состояния здания, цена договора (стоимость здания вместе со стоимостью земельного участка) и составляла *** рублей. Желая начать реконструкцию приобретенного здания, Кокорышкина О.В. стала выяснять, какие документы ей необходимо собрать для получения разрешения на выполнение соответствующего вида работ. В ОГПН Омутнинского района ей пояснили, что находящиеся в непосредственной близости от ее здания металлические гаражи и деревянные постройки не позволят ей получить необходимое разрешение в связи с несоблюдением необходимых противопожарных расстояний. По указанной причине после подачи документов на государственную регистрацию права собственности в учреждение Росреестра, она обратилась к исполняющему обязанности главы администрации Омутнинского района с заявлением от ДАТА ИЗЪЯТА, в котором до указанного должностного лица доводилась информация о невозможности реконструкции здания в связи с отсутствием необходимых противопожарных расстояний. В ответ на заявление, адресованное М., начальником УМИиЗР Б. в ее (истца) адрес было направлено письмо от ДАТА ИЗЪЯТА, которым УМИиЗР гарантировало перенос металлических гаражей, примыкающих к нежилому зданию, находящемуся по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. С целью исполнения своего гарантийного обязательства перед ней, начальник УМИиЗР Б. направил в адрес главы администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение Д. письмо от ДАТА ИЗЪЯТА, которым просил провести муниципальный земельный контроль в отношении лиц, занявших самовольно часть земельного участка *** (земельного участка, находящегося рядом с земельным участком Кокорышкиной О.В.). Надеясь на то, что УМИиЗР исполнит свое гарантийное обязательство о переносе гаражей, она обратилась к начальнику УМИиЗР с заявлением от ДАТА ИЗЪЯТА о предоставлении сведений о возможном использовании здания для получения подтверждения о возможности использовать после реконструкции здание как ателье, парикмахерскую и иные объекты бытового обслуживания. ДАТА ИЗЪЯТА Б. направил ее заявление от ДАТА ИЗЪЯТА в сектор архитектуры и градостроительства администрации Омутнинского района, по результатам рассмотрения которого главным архитектором района Г. в адрес Б. был направлен ответ от ДАТА ИЗЪЯТА, которым подтверждалась возможность использования земельного участка и расположенного на нем здания, ею приобретенных, как пошивочного ателье, ремонтной мастерской бытовой техники, парикмахерских и иных объектов обслуживания, а также разъяснялось, что для размещения в указанном здании парикмахерской и трикотажного цеха необходимо проведение реконструкции здания, связанной с увеличением высоты обоих этажей до 3 метров. Указанный ответ главного архитектора района был направлен в ее (истца) адрес. ДАТА ИЗЪЯТА она повторно обратилась с заявлением к начальнику УМИиЗР Б. о переносе всех металлических и деревянных гаражей, примыкающих к ее зданию, поясняя просьбу о рассмотрении ее просьбы в кратчайшие сроки тем, что она взяла кредит на ремонт здания. С аналогичным заявлением ДАТА ИЗЪЯТА она обратилась и к главе Омутнинского района Р. ДАТА ИЗЪЯТА письмом *** начальник УМИиЗР Б. сообщил ей (истцу) о том, что полномочия по проведению муниципального земельного контроля на территории г. Омутнинска, имеет администрация муниципального образования Омутнинское городское поселение, и что в адрес администрации Омутнинского городского поселения направлено письмо *** от ДАТА ИЗЪЯТА о проведении муниципального земельного контроля. Кроме этого, ДАТА ИЗЪЯТА и.о. начальника УМИиЗР И. письмом сообщила, что УМИиЗР Омутнинского района не имеет полномочий по сносу (переносу) гаражей. ДАТА ИЗЪЯТА она обратилась к главе администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение с заявлением об оказании помощи в решении вопроса о переносе гаражей на требуемое правилами пожарной безопасности расстояние, указав, что несет убытки (взяла *** кредит на реконструкцию здания, но начать выполнение реконструкции не может). На указанное заявление главой администрации Омутнинское городское поселение Д. был дан ответ письмом от ДАТА ИЗЪЯТА, в котором сообщалось, что ведутся работы по выявлению собственников незаконно возведенных построек и что выявленным владельцам незаконно возведенных строений будет направлено предупреждение об освобождении земельного участка. Она приобрела право собственности на земельный участок площадью 130 кв.м, предназначенный для эксплуатации здания, площадь застройки которого составляет *** кв.м. Однако для эксплуатации здания такой площади земельного участка было не достаточно (согласно СНиП № 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений» предельный минимальный размер земельного участка составляет 300 кв.м), в связи с чем ДАТА ИЗЪЯТА она подала заявление в администрацию Омутнинского городского поселения о предоставлении ей дополнительного земельного участка в долгосрочную аренду для полноценной эксплуатации приобретенного ею здания по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. ДАТА ИЗЪЯТА комиссия по выбору земельных участков определила, что испрашиваемый земельный участок занят гаражами, и что предоставить этот участок ей будет возможно только после решения вопроса по освобождению этого участка от гаражей. Стоящие вплотную к принадлежащему зданию, расположенному по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, металлические гаражи, препятствуют в проведении реконструкции здания для целей его использования по назначению, для которого ею приобреталось это здание (размещение ателье и парикмахерской). Использовать здание и в иных целях (например, в качестве жилого дома), также не возможно в связи с тем, что высота потолков здания не соответствует нормативным требованиям (она гораздо ниже допустимых величин). Испрашиваемый земельный участок ***, смежный с принадлежащим ей земельным участком, который был самовольно захвачен не установленными до настоящего времени лицами (за период с 28 апреля до настоящего времени) с не обременен чьими-либо правами, права на этот земельный участок ни за кем не зарегистрированы. При сложившихся обстоятельствах очевидно, что находящиеся рядом с её зданием металлические гаражи препятствуют ей в реализации права собственности в отношении здания, а именно: она не может пользоваться зданием по своему усмотрению (с учетом разрешенного использования земельного участка и здания) - не может произвести реконструкцию здания и разместить в нем после реконструкции ателье и парикмахерскую. Считает, что ответчик, не принявший своевременно надлежащих мер для освобождения от самовольно размещенных вплотную с её зданием гаражей, нарушает права собственника. Просит обязать ответчика снести самовольно размещенные неизвестными гражданами металлические гаражи, расположенные вплотную к принадлежащему ей зданию, расположенному по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. Взыскать с ответчика в ее пользу 200 руб. в возмещение уплаченной госпошлины, 4000 руб., уплаченных юристу за составление искового заявления.

В ходе судебного разбирательства, по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района (УМИиЗР). Истец просит, наряду с администрацией муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, обязать УМИиЗР снести самовольно размещенные неизвестными гражданами металлические и деревянные гаражи, расположенные вплотную к принадлежащему ему зданию.

В ходе рассмотрения дела в связи с характером спорного правоотношения определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Кировской области, Тетерина Т.И., Р., Р., З., Б. По заявлению в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика в дело вступила Романюк Е.В.

В судебное заседание истец Кокорышкина О.В. не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом. Ее представители Кокорышкина Ю.В., Ребякова Е.В. поддержали доводы, изложенные в иске, настаивали на удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представители ответчиков администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, УМИиЗР, администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области исковые требования не признали, в удовлетворении иска просили отказать, поскольку он заявлен к ненадлежащим ответчикам.

В судебном заседании третьи лица Тетерина Т.И., Романюк Е.В. возражали против удовлетворения иска. Суду пояснили, что металлические гаражи размещались жильцами дома, во дворе которого они стоят, с 1992 года. Расстояние от гаражей до здания, принадлежащего Кокорышкиной О.В., составляет менее 10 метров. Дополнили, что согласны на перенос гаражей, но только в пределах дворовой территории, для того, чтобы машины стояли рядом с домом, в котором они живут. Романюк Е.В. пояснила, что она лично купила гараж *** в 2003 году за *** руб. для размещения автомашины, законных прав на земельный участок под гаражом не имеет. Тетерина Т.И. пояснила, что купила гараж *** 08.09.1992 г. за *** руб., в нем размещается автомашина, в аренду земельный участок под гаражом не оформляла, никаких прав на земельный участок не имеет.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления Росреестра по Кировской области не явился, о месте и времени извещался надлежащим образом. Ранее в материалы дела представил письменный отзыв, в котором указано, что заявленные требования могут быть удовлетворены в случае, если истцом будет доказано, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается право собственности истца, либо имеется реальная угроза нарушения права собственности истца со стороны ответчика.

Третьи лица Р., Р., З., Б. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания, извещались надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

Из материалов дела следует, что истец Кокорышкина О.В. является собственником нежилого здания, общей площадью *** кв.м. и земельного участка с разрешенным использованием для эксплуатации здания, площадью *** кв.м., с кадастровым номером *** по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, что подтверждается договором, свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 6-9).

Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий истцу, является смежным с земельным участком с инвентарным номером ***, который в свою очередь не прошел государственный кадастровый учет, имеет назначение — проезд, относится к землям общего пользования. Права собственности на данный земельный участок до настоящего времени не зарегистрированы. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, и материалами дела (л.д. 46, 107-112, 179-181).

В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельный участок с инвентарным номером 43:22:010138:122 относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение указанными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Омутнинский район, утвержденным решением Омутнинской районной Дум от 26.07.2006 № 48 (далее – Положение), администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, в лице главы администрации, принимает решения о предоставлении земельных участков в соответствии с действующим законодательством. При этом УМИиЗР, как структурное подразделение администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами Омутнинского района в соответствии с Положением. Из указанного следует, что земельным участком с инвентарным номером 43:22:010138:122 распоряжается непосредственно администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (л.д. 161-166, 187-191).

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

По делу установлено, что земельный участок с инвентарным номером *** на основании решения администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области в установленном законом порядке не отводился, каким-либо лицам в собственность, аренду не предоставлялся.

Между тем на данном земельном участке вплотную к зданию, принадлежащему истцу, расположены деревянные постройки и металлические гаражи для хранения личного автотранспорта, размещенные физическими лицами, в том числе, металлические гаражи под № *** и № *** принадлежащие третьим лицам Романюк Е.В. и Тетериной Т.И. соответственно. Для размещения указанных построек и гаражей земельные участки в собственность или иное законное владение физическим лицам не предоставлялись, документов подтверждающих право собственности либо пользования суду не представлено. Следовательно, размещение построек и гаражей на земельном участке с инвентарным номером *** произведено физическими лицами самовольно. Указанные обстоятельства подтверждается материалами дела, объяснениями лиц, участвующих в деле, и никем из них не оспариваются (л.д. 72, 73).

Согласно пункту 11.25 свода правил «СНиП 2.07.01.-89* «Градостроительств. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных приказом Минрегионразвития России от 28.12.2010 № 820 расстояния от наземных гаражей, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей до общественных зданий следует принимать не менее 10 м.

По делу установлено, что спорные постройки и гаражи размещены с нарушением противопожарных расстояний от нежилого здания, принадлежащего истцу. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Так, из письма о возможном использовании нежилого здания Кокорышкиной О.В., за подписью заведующего сектором архитектуры и градостроительства администрации Омутнинского района, главного архитектора района, следует, что в соответствии с техническим паспортом на нежилое здание по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, для размещения объектов бытового обслуживания (парикмахерской и трикотажного цеха) необходимо проведение реконструкции здания, связанной с увеличением высоты первого и второго этажа до 3 метров с учетом СанПиН. В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на реконструкцию здания необходимо оформление схемы планировочной организации земельного участка, которая должна соответствовать требованиям, в том числе, противопожарных норм. По материалам инвентаризации земель города Омутнинска (аэрофотосъемка выполнена в 1997 году с дешифрованием в 1998 году) противопожарные расстояния от нежилого здания нарушены, требуется снос гаражей и сараев, расположенных в радиусе 10 метров (л.д. 19).

Указанное выше позволяет сделать вывод о том, что занятие земельного участка с инвентарным номером *** без разрешения администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области нарушает исключительное право собственника по владению, пользованию и распоряжению этим участком. Одновременно с этим самовольное размещение на данном земельном участке построек и гаражей с нарушением противопожарных расстояний до нежилого здания, принадлежащего истцу, нарушает его право собственника.

В соответствии со ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

На основании п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» осуществление земельного контроля за использованием земель поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования в соответствии с п.п. 1,2 ст. 72 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Согласно решению Омутнинской городской Думы Омутнинского района Кировской области от 27.01.2010 № 4, органом уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, является Управление муниципальным имуществом муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области.

Как следует из материалов дела, Управлением муниципальным имуществом муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении земельного участка с инвентарным номером ***, в результате которой были выявлены граждане - пользователи размещенных на земельном участке деревянных построек и металлических гаражей. Материалы проверки направлены в Омутнинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области. В возбуждении дела об административном правонарушении в отношении указанных граждан отказано, в связи с нарушением Управлением муниципальным имуществом муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области при составлении акта проверки норм КоАП РФ и положений Соглашения о взаимодействии Управления Росреестра по Кировской области и администрации Омутнинского городского поселения от 06.09.2010 г. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не обжаловалось (л.д. 57, 125).

Конституцией Российской Федерации установлен принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 12). Органы местного самоуправления самостоятельны в управлении муниципальной собственностью, а также в решении вопросов местного значения (ст. 132).

При указанных обстоятельствах ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения само по себе не может служить основанием для удовлетворения исковых требований истца об обязании ответчиков снести самовольно размещенные гражданами постройки и гаражи.

При этом в ходе рассмотрения дела, нарушений прав (реальной угрозы нарушения прав) истца как собственника нежилого здания со стороны ответчиков судом не установлено. Требований к надлежащим ответчикам о сносе построек, гаражей истец не заявлял.

На основании изложенного заявленные истцом требования к ответчикам удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем истец не лишен возможности обратиться за защитой своих прав нарушенных решениями, действиями (бездействием) органов местного самоуправления, выбрав надлежащий способ их защиты.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Кокрышкиной О.В. в иске к ответчикам о сносе самовольно размещенных неизвестными гражданами металлических гаражей, расположенных вплотную к принадлежащему ей зданию, расположенному по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом в окончательной форме через Омутнинский районный суд Кировской области.

Мотивированное решение составлено 04 октября 2011 года.

Судья Е.Б. Кораблева