Решение по гражданскому делу № 2-568/2011 по иску о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-568/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омутнинск, Кировская область 07 ноября 2011 г.

Омутнинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Кораблевой Е.Б.

при секретаре Волошко Л.Л.,

с участием истца Полушкиной Л.Г., представителя ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Омутнинском районе Кировской области КатаевойЛ.Г. по доверенности от ДАТА ИЗЪЯТА,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полушкиной Л.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омутнинском районе Кировской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Полушкина Л.Г. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Омутнинском районе Кировской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что 15.08.2011 года она обратилась в Управление ПФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Решением *** от 15.08.2011 г. УПФ РФ в Омутнинском районе ей отказало, мотивируя тем, что специальный стаж у неё составляет 24 года 01 месяц 10 дней вместо 25 лет, предусмотренных пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской Федерации». Управление ПФР в Омутнинском районе в специальный стаж работы не включило отпуск по уходу за ребенком. С данным решением она не согласна. Ссылаясь на ряд нормативных правовых актов, считает, что с зачетом спорного периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 10 августа 1992 года по 24 июня 1993 года, специальный стаж педагогической работы в образовательных учреждениях для детей на день её обращения с заявлением является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию с момента обращения к ответчику, признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление ПФ РФ в Омутнинском районе Кировской области от 15.08.2011 г. ***, обязать ответчика назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением, т.е. с 15.08.2011 г., взыскать с ответчика госпошлину.

В судебном заседании истец Полушкина Л.Г. поддержала доводы, изложенные в иске, уточнила исковые требования, просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию с момента обращения к ответчику, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением, т.е. с 15.08.2011 г., настаивала на удовлетворении иска. Дополнительно суду пояснила, что из специального стажа у неё был исключен отпуск по уходу за ребенком. Был принят Закон РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 06.10.1992 г. Этим законом период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. В отпуск по уходу за ребенком она ушла до этого закона, поэтому считает, что спорный период необходимо включить в стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии.

В судебном заседании представитель ответчика Катаева Л.Г. возражала относительно заявленного иска, требования истца не признала.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Полушкина Л.Г. обратилась за назначением данной пенсии в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Омутнинском районе Кировской области 15.08.2011 г.

Ответчик своим решением *** от 15.08.2011 г. признал, что на момент обращения Полушкиной Л.Г. за назначением досрочно трудовой пенсии по старости ее специальный стаж работы составил 24 года 1 мес. 10 дней при требуемом стаже 25 лет. Отказал в назначении досрочно трудовой пенсии по старости, поскольку право на пенсию отсутствует, так как не подлежит включению в специальный стаж работы отпуск по уходу за ребенком (л.д. 9).

Как следует из трудовой книжки, Полушкина Л.Г. с 15.08.1986 г. принята учителем математики в *** восьмилетнюю школу; 23.05.1994 г. переведена директором этой же школы; 01.09.1995 г. переведена учителем математики в *** среднюю школу; 01.09.1998 г. назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе данной школы; 01.12.2009 г. переведена учителем математики МКОУ СОШ ***, где работает по настоящее время (л.д. 10-11).

Из приказов *** от августа 1992 г., *** от 24.06.1993 г., лицевых счетов следует, что Полушкина Л.Г. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 10.08.1992 г. по 24.06.1993 г. (л.д. 14 - 19).

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004г. № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В части применения правовых актов действовавших до 31.12.2001 г., Конституционный Суд Российской Федерации указал, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, то есть подтверждается принцип запрета на ухудшение правого положения граждан.

По мнению суда, ответчик необоснованно не включил Полушкиной Л.Г. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, поскольку данный отпуск начался до вступления в силу Закон Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».

В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пунктом 2 которого предусмотрено, что с 01.12.1989 г., повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

С учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Согласно части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Отмена права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством, должна осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Полушкиной Л.Г. подлежит включению период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. При этом пенсия Полушкиной Л.Г. должна быть назначена со дня обращения за ее назначением, то есть с 15.08. 2011 г.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Полушкиной Л.Г. удовлетворить.

Признать за Полушкиной Л.Г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омутнинском районе Кировской области назначить Полушкиной Л.Г. указанную пенсию с момента обращения за ней, то есть с 15 августа 2011 года.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Омутнинском районе Кировской области в пользу Полушкиной Л.Г. в возмещение расходов по уплате госпошлины 200 руб.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме в Кировский областной суд через Омутнинский районный суд.

Судья Е.Б. Кораблева