Дело № 2-150/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Омутнинск Кировской области 27 апреля 2011 года
Омутнинский районный суд Кировской области, в составе:
председательствующего судьи: Шулаковой Н.В.
при секретаре: Волошко Л.Л.,
с участием представителей истца : помощника прокурора прокуратуры Омутнинского района Лузгарева С.С. и зам. прокурора Омутнинского района Гиревой Ж.Г.
в присутствии представителей ответчиков Трефиловой М.А., Кириллова К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омутнинского района в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Омутнинская центральная районная больница», МО «Омутнинский муниципальный район» о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омутнинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУЗ «Омутнинская центральная районная больница», МО «Омутнинский муниципальный район» о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Указал, что в ходе проверок проведенных прокуратурой района 04.03.2011г., совместно с представителем территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Кировской области в Слободском районе, в МУЗ «Омутнинская центральная районная больница» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований предъявляемых к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. В нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 в хирургическом отделении МУЗ «Омутнинская ЦРБ» стены, потолки, подоконники с облупившейся краской, дефектами облицовочной плитки (предоперационные, операционные; послеоперационные палаты, пост, палаты, ванная комната), полы с дефектами линолеума в палатах, на посту, что не позволяет качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию в помещениях отделения. В травматологическом отделении в перевязочной, санитарной комнате, процедурной, палатах стены, потолки, подоконники с облупившейся краской, что не позволяет качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию в помещениях отделения. Аналогичные нарушения имеются в терапевтическом отделении – стены, потолки и подоконник в процедурной комнате, палатах, посту медсестры, ванной комнате с облупившейся краской и дефектами линолеума. В стоматологической поликлинике в хирургическом кабинете, терапевтических кабинетах *** стены, потолки облупившейся краской. Кроме того, в кабинете *** полы с дефектами линолеума. В родильном отделении в родовой, манипуляционных отсутствуют смесители с локтевым управлением. Помимо этого, в родильном отделении стены, потолки, подоконники с облупившейся краской, дефектами облицовочной плитки (предоперационные, операционные; послеоперационные палаты, пост, палаты, ванная комната), полы с дефектами линолеума в палатах, на посту медсестры, что не позволяет качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию в помещениях отделения. Вышеуказанные нарушения были отмечены в акте по результатам мероприятий по надзору территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Слободском районе от 02.05.2007г. Помещения, в которых расположена поликлиника и стационар (лечебный корпус) являются собственностью муниципального образования Омутнинский муниципальный район, балансодержателем является МУЗ «Омутнинская ЦРБ», что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности. Учредителем МУЗ «Омутнинская центральная районная больница» является администрация Омутнинского района. Согласно п. 1.8 Устава МУП «Омутнинская ЦРБ» отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, т.е. МО Омутнинский муниципальный район. Таким образом, в результате бездействия администрации МО Омутнинский муниципальный район и МУЗ «Омутнинская центральная районная больница» обязанных осуществлять оказание медицинской помощи с учетом требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, были нарушены права неопределенного круга лиц на здоровье, а также на получение медицинской помощи в соответствии с требованиями Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан - на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, т.е. тех прав, которые входят в число важнейших социальных прав граждан Российской Федерации. Просил признать незаконным бездействие МУЗ "Омутнинская ЦРБ" и МО Омутнинский муниципальный район в лице администрации МО Омутнинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия в терапевтическом, хирургическом, травматологическом, родильном отделениях, стоматологической поликлинике МУЗ «Омутнинская ЦРБ». Обязать МУЗ "Омутнинская ЦРБ" и МО Омутнинский муниципальный район в лице администрации МО Омутнинского муниципального района устранить нарушения законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарно – эпидемиологических требований предъявляемых к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность путем устранения дефектов лакокрасочного покрытия стен, подоконников, потолков в перевязочной, санитарной комнате, процедурной и палатах травматологического отделения; путем устранения дефектов лакокрасочного покрытия стен, подоконников, потолков и дефектов облицовочной плитки в предоперационных помещениях, операционных помещениях, послеоперационных палатах, ванной комнате хирургического отделения, устранения дефектов линолеума в палатах хирургического отделения; путем устранения дефектов лакокрасочного покрытия стен, подоконников, потолков в процедурной, ванной комнате, палатах в терапевтическом отделении; путем устранения дефектов лакокрасочного покрытия стен, потолков в стоматологической поликлинике в хирургическом кабинете, терапевтических кабинетах ***, устранения дефектов линолеума в терапевтическом кабинете ***; путем устранения дефектов лакокрасочного покрытия на подоконниках в родовой *** и ***, дефектов покрытия стен в коридоре отделения и путем приобретения и установления смесителей с локтевым управлением в родовой и манипуляционных помещениях родового отделения в срок до 31.12.2011 года.
В обоснование своих требований прокурор сослался на Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», СанПиН 2.1.3.2630-10, Конституцию РФ.
Представитель истца Гирева Ж.Г. в судебном заседании уточнила, что просит обязать ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований в срок до 01.09.2012 года. Поддержала доводы изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУЗ «Омутнинская ЦРБ» Трефилова М.А. исковые требования признала. Пояснила суду, что ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» проводило у них проверку с 10 апреля 2007 года по 2 мая 2007 года за соблюдением санитарного законодательства РФ. Был выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического режима. Устранение всех выявленных нарушений требует значительных финансовых затрат. 24 декабря 2008 года решением Омутнинской районной Думы была утверждена районная целевая программа «Развитие системы здравоохранения в Омутнинском районе на 2009-2011 годы. Одним из пунктов Программы предусматривалось выделение денежных средств на капитальный ремонт учреждений здравоохранения в размере 18600,0 тыс.руб. в том числе в 2010 году – 9000,0 тыс. руб., в 2011 -9600,0 тыс. руб. Но в связи с дефицитом денежных средств финансирование Программы в бюджете муниципального образования было предусмотрено не в полном объеме, лишь в размере 400,0 тыс. руб. В 2011 году из 9 млн.600 тыс. руб. нисколько не было выделено и не запланировано. Поэтому не все запланированные мероприятия удалось выполнить. МУЗ Омутнинская ЦРБ признает все выявленные нарушения в полном объеме и сообщает, что согласно программе «Модернизация системы здравоохранения РФ» на 2011-2012г.г. на проведение капитального ремонта зданий муниципальных учреждений здравоохранения района на 2011 год выделено 19 млн.800 тыс. руб., на 2012 год -10 млн. руб. В настоящее время составлены сметы и документация на проведение электронного аукциона на ремонт родильного отделения, отделения анестезиологии и реаниматологии, терапевтического отделения и части кабинетов поликлиники. Ремонт этих помещений будет выполняться летом 2011 года.
Представитель ответчика МО Омутнинский муниципальный район Кириллов К.С. иск не признал. Пояснил суду, что после выявления нарушений в 2007 году была принята в районе целевая программа. Со стороны МУЗ ЦРБ и администрации района принимались меры по устранению нарушений. Но ввиду тяжелого финансового положения муниципального образования, дефицита бюджета, реализовать полностью программу не удалось. Сейчас деньги на ремонт ЦРБ будут предоставляться на уровне субъекта по программе модернизации системы здравоохранения. Данные работы запланированы на 2011-2012 годы.
Выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков Трефилову М.А., Кириллова К.С., допросив свидетеля Ш., изучив представленные документы, суд пришел к следующему:
В ст. 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а ст. 41 предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Всеобщей декларацией прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООО резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, установлено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Государства, участвующие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), вступившем в силу для России с 3 января 1976 года, признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (часть 1 статьи 12). Для полного осуществления этого права государства- участники Пакта выполняют мероприятия, необходимые для:
а) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;
б) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
в) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;
г) создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни (часть 2 статьи 12).
В силу ст. 1 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Статьей 2 Основ установлено, что основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
В ст. 11 Основ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
На основании ст. 13 Основ, к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.
Согласно ст. 17 Основ, граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Основ, при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
В ст. 32.7 Основ установлено, что оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.
В ст. 1 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что нормативными правовыми актами, установлены санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно положений ст.2 ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 3 ст. 29 указанного ФЗ, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 указанного Федерального закона.
Часть 3 ст. 39 данного ФЗ устанавливает обязанность соблюдения санитарных правил для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как видно из материалов дела, 04.03.2011 года Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Слободском районе в МУЗ «Омутнинская центральная районная больница» проводилась проверка соблюдения санитарного законодательства в МУЗ «Омутнинская центральная районная больница».
По результатам которой выявлено, что в хирургическом отделении, в нарушение требований п. 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 11.14 Сан ПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» стены, потолки, подоконники с облупившейся краской, дефектами облицовочной плитки (предоперационные, операционные, послеоперационные палаты, пост, палаты, ванная комната), полы с дефектами линолеума в палатах, на посту, что не позволяет качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию в помещениях отделения; в родильном отделении : в родовой, манипуляционных отсутствуют смесители с локтевым управлением в нарушение требований п.5.6 Сан ПиН 2.1.3.2630-10; подоконники с облупившейся краской (родовые ***), покрытие стен в палатах, коридорах с облупившейся краской, что не позволяет качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию в помещениях отделения в нарушение требований п.п. 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 11.14 Сан ПиН 2.1.3.2630-10; в травматологическом отделении : стены, потолки, подоконники с облупившейся краской ( перевязочная, палаты, санитарная комната, процедурная- окно), что не позволяет качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию в помещениях отделения; в терапевтическом отделении : стены, потолки, подоконники с облупившейся краской, дефекты в линолеумном покрытии полов ( процедурная, пост, палаты, ванная комната), что не позволяет качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию в помещениях отделения в нарушение требований п.п. 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 11.14 Сан ПиН 2.1.3.2630-10; в стоматологической поликлинике : стены, потолки с облупившейся краской ( хирургический кабинет, терапевтические кабинеты ***) полы с дефектами линолеума в терапевтическом кабинете *** что не позволяет качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию в помещениях отделения в нарушение требований п.п. 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 11.14 Сан ПиН 2.1.3.2630-10. (л.д.6).
Свидетель Ш. показала суду, что она принимала участие в проверке Омутнинской ЦРБ. Проверяли родильное, хирургическое, травматологическое, терапевтическое отделения. Во всех палатах во всех проверенных отделениях есть дефекты покраски и стен, и потолков, и подоконников и линолеума. Нужно полностью делать ремонт. В ЦРБ очень давно не было хорошего косметического ремонта. По санитарным правилам в родильном отделении ремонт должен проводиться два раза в год, а в других отделениях один раз в год.
В судебном заседании установлено, что ряд нарушений санитарно- противоэпидемического режима были выявлены в 2007 году, что подтверждается актом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе (л.д.22-26) и не были устранены до настоящего времени.
Наличие нарушений требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, выявленных в результате проверок в МУЗ «Омутнинская ЦРБ» в 2007, 2011 годах и неустраненных до настоящего времени, представителями ответчиков по делу не оспаривалось.
В результате бездействия администрации МО «Омутнинский район», которая в силу положений ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обязана разрешать вопросы по организации оказания на территории муниципального района медицинской помощи в том объеме и в тех условиях, которые гарантированы гражданам Конституцией РФ, а также действующими международно-правовыми актами, а также в результате бездействия МУЗ « Омутнинская ЦРБ», обязанного осуществлять оказание медицинской помощи с учетом требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, были нарушены права неопределенного круга лиц на здоровье, а также на получение медицинской помощи в соответствии с требованиями Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан – на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Поэтому суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил в Омутнинской ЦРБ.
Доводы представителя ответчика администрации МО «Омутнинский муниципальный район», что со стороны администрации района предпринимались меры, в 2008 году была принята районная целевая программа, направленная на осуществление ремонта больницы, не могут служить основанием для освобождения данного ответчика от ответственности. Поскольку как установлено в судебном заседании, из предусмотренных программой в 2010 году 9 млн. рублей на капитальный ремонт учреждений здравоохранения было выделено всего 400000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора Омутнинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУЗ «Омутнинская ЦРБ» и администрации МО «Омутнинский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия в терапевтическом, хирургическом, травматологическом, родильном отделениях и стоматологической поликлинике МУЗ «Омутнинская ЦРБ».
Обязать МУЗ «Омутнинская ЦРБ» и администрацию МО «Омутнинский муниципальный район» устранить нарушения законодательства РФ в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения в срок до 1 сентября 2012 года путем устранения дефектов лакокрасочного покрытия стен, подоконников, потолков в перевязочной, санитарной комнате, процедурной и палатах травматологического отделения; путем устранения дефектов лакокрасочного покрытия стен, подоконников, потолков и дефектов облицовочной плитки в предоперационных и операционных помещениях, послеоперационных палатах, ванной комнате, палатах хирургического отделения, устранения дефектов линолеума в палатах хирургического отделения; путем устранения дефектов лакокрасочного покрытия стен, подоконников, потолков в процедурной, ванной комнате, палатах терапевтического отделения; путем устранения дефектов лакокрасочного покрытия стен, потолков в стоматологической поликлинике в хирургическом кабинете, терапевтических кабинетах ***, устранения дефектов линолеума в кабинете ***; путем устранения дефектов лакокрасочного покрытия на подоконниках в родовых ***. в коридоре родильного отделения и путем приобретения и установления смесителей с локтевым управлением в родовой и манипуляционных помещениях родового отделения.
Взыскать с МУЗ «Омутнинская ЦРБ» и администрации МО «Омутнинский муниципальный район» в доход государства государственную пошлину в сумме 100 рублей с каждого из ответчиков.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Омутнинский районный суд
Судья Н.В. Шулакова