Решение по гражданскому делу № 2-660/2011 по иску прокурора Омутнинского района об обязании совершить определенные действия (организовать работы по сооружению строительной организацией пандуса в здании)



Дело № 2- 660/2011г.


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омутнинск 21 декабря 2011 г.

Омутнинский районный суд Кировской области, в составе:

председательствующего судьи: Шулаковой Н.В.

при секретаре: Гудовских М.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора прокуратуры Омутнинского района Мамедовой И.С., в присутствии представителя ответчика Ф.И.О.1, представителя третьего лица Управления образования Омутнинского района Ф.И.О.2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омутнинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Омутнинский муниципальный район об обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омутнинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МО «Омутнинский муниципальный район» об обязании совершить определенные действия. Указал, что прокуратурой Омутнинского района была проведена проверка соблюдения законодательства о доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов. Установлено, что по адресу АДРЕС ИЗЪЯТ располагается административное здание Управления образования Омутнинского района. Управление образования администрации муниципального образования Омутнинского муниципального района Кировской области является отраслевым органом администрации МО «Омутнинский муниципальный район» Кировской области. На управление образования возлагается решение следующих задач: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация предоставления дополнительного образования детям на территории Омутнинского района; организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Омутнинского района. В соответствии с информацией Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами от 01.11.2011г. собственником здания расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ является МО «Омутнинский муниципальный район» Кировской области. Согласно требований действующего законодательства вход в здание должен быть оборудован пандусом. Однако, вход в здание, расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ не имеет пандуса. Указанные нарушения привели к невозможности доступа маломобильных граждан ( в том числе и из числа детей) в Управление образования Омутнинского района, что существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Просил обязать Муниципальное образование Омутнинский муниципальный район Кировской области в лице администрации МО «Омутнинский муниципальный район» Кировской области организовать работы по сооружению строительной организацией пандуса в здании, расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ.

В обоснование своих требований прокурор сослался на Конституцию РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181, СНиПы 35-01-2001г.

28.11.2011 года от прокурора Омутнинского района поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором прокурор просит обязать Муниципальное образование Омутнинский муниципальный район Кировской области в лице администрации МО «Омутнинский муниципальный район Кировской области создать условия инвалидам, в том числе и из категории детей – инвалидов, для беспрепятственного доступа в помещение, расположенное по адресу АДРЕС ИЗЪЯТ, для чего оборудовать вход стационарным пандусом в соответствии со СНиПом 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Представитель истца помощник прокурора Мамедова И.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала. Повторила доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Ф.И.О.1 иск не признал. Пояснил, что считает исковые требования должны предъявляться ко всем собственникам помещений в этом здании. Установка пандуса в здании, где размещено районное управление образования, планировалось администрацией Омутнинского муниципального района во втором квартале 2011 года, но в связи с выборами и ужесточением пожарных требований средств денежных не хватило. В настоящее время сделана заявка на участие в областной программе «Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов Кировской области на 2012-2015 годы». В случае, если заявка будет удовлетворена, пандус будет установлен.

Представитель третьего лица Управления образования Омутнинского района Ф.И.О.2 поддержала исковые требования прокурора. Пояснила, что Управление образования не является собственником этого имущества. Согласно договора № *** от ДАТА ИЗЪЯТА о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления Управлению образования передана часть здания по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. Согласно смет расходов и доходов, в том числе и на 2011 год, в смету Управления образования денежные средства на пандус не были заложены. Управлением образования сделана заявка на установку пандуса в администрацию района, ответа пока нет. Дополнительных источников финансирования у Управления образования, кроме выделенных по смете, нет.

Представитель 3 лица УМИ и ЗР Омутнинского района в судебное заседание не явился. Представили письменный отзыв, в котором просили рассмотреть дело без участия их представителя.

Выслушав объяснения представителя истца прокурора Омутнинского района Мамедовой И.С., представителя ответчика Ф.И.О.1, представителя третьего лица Ф.И.О.2, исследовав представленные материалы дела, суд пришел к следующему:

Согласно ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (Жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» определены требования к зданиям и сооружениям и их участкам, обеспечивающие беспрепятственный удобный доступ маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Данными СНиП предусмотрены обязательные к применению универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения, к которым относятся в том числе лестницы и пандусы.

Пунктом 1.4 Общих положений СНиП 35-01-2001 определено, что проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

В соответствии со ст.ст. 4,6,52 Градостроительного кодекса РФ нормы СНиП и СП являются обязательными к применению.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено создание надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здания и помещения, в том числе объекты социальной инфраструктуры, включая обустройство входа в здание пандусами для подъезда на инвалидных колясках и поручнями.

Из материалов дела следует, что помещение, расположенное на первом этаже здания по АДРЕС ИЗЪЯТ находится в собственности Муниципального образования «Омутнинский муниципальный район Кировской области». (л.д.5).

Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления *** на балансе районного управления образования находится помещение офис по адресу АДРЕС ИЗЪЯТ, полезной площадью *** кв.м. Так же согласно постановлению администрации *** дополнительно передано нежилое помещение общей площадью *** кв.м. в том числе каб. *** площадью *** кв.м., коридор *** кв.м. Администрации Омутнинского муниципального района по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение общей площадью *** кв.м., в том числе каб. *** – общей площадью *** кв.м., коридор *** кв.м. (договор ***). Управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение общей площадью *** кв.м., в том числе кааб. *** – общей площадью *** кв.м., коридор *** кв.м.(постановление администрации ***). (л.д. 28).

Управление образования и УМИ и ЗР являются структурными подразделениями Муниципального образования «Омутнинский муниципальный район».

В нарушение норм действующего законодательства центральный вход в помещение, расположенное на 1 этаже здания по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов: при входе отсутствует пандус, в результате чего доступ инвалидов к данному объекту социальной инфраструктуры ограничен.

Доказательств технической невозможности установления пандуса на входе в здание по адресу АДРЕС ИЗЪЯТ суду не представлено.

27.09.2010г. прокурор Омутнинского района вынес представление в адрес Администрации Муниципального образования «Омутнинский муниципальный район» Кировской области об устранении нарушений законодательства об обеспечении прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в котором требовал принять меры к устранению причин и условий, способствующих нарушению закона. (л.д.8).

Из ответа на представление прокурора Омутнинского района за подписью И.о. главы администрации МО «Омутнинский муниципальный район» Кировской области И.В. Шаталова следует, что во 2 квартале 2011 года планируется установка пандусов в здании, где размещено Районное управление образования. (л.д. 7).

При указанных выше обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора Омутнинского района и обязать Муниципальное образование Омутнинский муниципальный район Кировской области в лице администрации МО «Омутнинский Муниципальный район создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение Управление образования Омутнинского района, расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, для чего оборудовать вход стационарными пандусами в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Омутнинского района удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование «Омутнинский муниципальный район» в лице администрации МО «Омутнинский муниципальный район» Кировской области создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение, расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, для чего оборудовать вход стационарными пандусами в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Омутнинский районный суд.

Судья: Н.В. Шулакова