Решение по гражданскому делу № 2-170/2012 по иску прокурора Омутнинского района об обязании создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов



                             Дело № 2-170/2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омутнинск                      09 апреля 2012 г.

Омутнинский районный суд Кировской области, в составе:

председательствующего судьи Широбоковой Т.И.

при секретаре Гордеевой Т.В.

с участием помощника прокурора Омутнинского района Кировской области Никитинского А.Л.

в присутствии третьего лица КОГКУ «Центр занятости населения Омутнинского района Ф.И.О.1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омутнинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «***» об обязании создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омутнинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «***» в интересах неопределенного круга лиц об обязании совершить определенные действия. Указал, что по состоянию на ДАТА ИЗЪЯТА средняя списочная численность работников ООО «***» составляла *** человек. Согласно информации о создании или выделении рабочих мест, для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты представленной ООО ***» в КОГКУ ЦЗН в Омутнинском районе за ДАТА ИЗЪЯТА, ДАТА ИЗЪЯТА, ДАТА ИЗЪЯТА, ДАТА ИЗЪЯТА, ДАТА ИЗЪЯТА сведения о наличии вакантных мест для трудоустройства граждан из числа инвалидов отсутствуют, рабочие места не заквотированы и не выделены. Минимальная квота для приема на работу инвалидов в ООО «***» составляет 4% к среднесписочной численности, т.е. 6 рабочих мест. Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства в ООО «***» по состоянию на ДАТА ИЗЪЯТА рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты не созданы и не выделены. Просит обязать ООО «***» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 4% от среднесписочной численности работников ООО «***» и направить информацию о создании указанных рабочих мест в КОГКУ ЦЗН в Омутнинском районе.

В предварительном судебном заседании представитель прокуратуры Никитинский А.Л. уточнил исковые требования, просил обязать ООО «***» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 4% от среднесписочной численности работников ООО «***» и направить информацию об исполнении решения суда в КОГКУ ЦЗН в Омутнинском районе.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежаще извещен. Направил отзыв, в котором указал, что решением Арбитражного суда Кировской области от ДАТА ИЗЪЯТА в отношении ООО «***» введена процедура конкурсного производства. В порядке ст. 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) ДАТА ИЗЪЯТА конкурсным управляющим ООО «***» был издан приказ о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией предприятия. По истечении срока, предусмотренного трудовым законодательством РФ для случаев массового увольнения работников с предприятий трудовые отношения с работниками ООО «Песковский ЛК» будут прекращены. Приказом № *** от ДАТА ИЗЪЯТА на ООО «***» установлена минимальная квота на 2012 г. для приема на работу инвалидов в размере 4%, что составляет 6 человек. По состоянию на ДАТА ИЗЪЯТА на предприятие трудоустроены граждане, являющиеся инвалидами: Ф.И.О.2- ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ; Ф.И.О.3-ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ; Ф.И.О.4-ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ; Ф.И.О.5ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. Полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении предприятием требований закона, а трудоустройство инвалидов из 6 по квоте не может рассматриваться как уклонение от соблюдения прав инвалидов, не обращавшихся на предприятие для трудоустройства. Просит в удовлетворении иска прокурора отказать в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие их представителя.

В письменном отзыве руководитель ЦЗН Омутнинского района и в судебном заседании представитель третьего лица КОГЗУ Центр занятости населения Омутнинского района Ф.И.О.1 полагают некорректным приказ ответчика, так как в нем не указаны конкретные рабочие места, иск прокурора поддержали. Указали, что на ДАТА ИЗЪЯТА на учете в Центре занятости населения на учете состоит *** инвалидов, которые могут работать. Квота для приема инвалидов установлена законодательно, отсюда следует, что работодатели независимо от формы собственности, должны исполнять действующее законодательство. Информация, которую предоставляет на сегодня ООО «***» не является гарантом того, что места для трудоустройства инвалидов в самом деле созданы либо выделены.

    Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, отзыв ответчика, суд пришел к следующему:    

Согласно п.1 ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).Правительством Кировской области в целях реализации положений федерального законодательства принят Закон Кировской области от 30.06.2003 № 174-ЗО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области» согласно ст. 3 которого организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Порядок по установлению квоты определяется Правительством области.

В силу п. 2.3 Порядка установления квоты в организациях со среднесписочной численностью работников от 101 до 300 человек устанавливается минимальная квота для приема на работу инвалидов в размере 4 % к среднесписочной численности работников.

Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов.

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона "О занятости населения в РФ", согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ч.1 ст. 25 этого Закона, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1) установлена обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В ходе проведённой прокуратурой проверки установлено, что среднесписочная численность работников ООО «***» составляет *** человек. Минимальная квота для приема на работу инвалидов в ООО «***» составляет 4 % к среднесписочной численности, т.е. 6 рабочих мест.

Из представленных сведений в ООО «***» в счет квоты инвалидов работает 4 человека.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства РФ в ООО «***» не созданы и не выделены конкретные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Приказом № *** от ДАТА ИЗЪЯТА в ООО «***» установлена минимальная квота на 2012 г. для приема на работу инвалидов на основании среднесписочной численности работников на предприятии за *** -166 человек в размере 4% -6 человек по следующим подразделениям: ИТР-*** чел., нижний склад – *** чел., гараж -*** чел.

Однако в силу указанных выше норм квота предусматривает не только количество, но и наименование рабочего места.

Ответчиком не оспорено, что количество инвалидов, работающих в ООО «***» (4) не соответствует установленной квоте (6). Сведения о том, какие конкретно рабочие места выделены или созданы для приема на работу инвалидов, позволяющие Центру занятости осуществить подбор и направить заинтересованных лиц для трудоустройства, ответчиком в ГУ занятости населения Омутнинского района не представлялись.

На момент рассмотрения дела число работающих в предприятии не изменено, приказы о сокращении рабочих мест (численности) не представлены.

С учетом вышеизложенного, суд полагает иск прокурора Омутнинского района подлежащим удовлетворению.

    В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Иск прокурора Омутнинского района удовлетворить.

Обязать ООО «***» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 4% от среднесписочной численности работников ООО «***» и направить информацию исполнении решения суда в КОГКУ ЦЗН в Омутнинском районе.

Взыскать с ООО «***» госпошлину в сумме 200 руб. в бюджет МО Омутнинское муниципальный район Кировской области.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Омутнинский районный суд.

    Судья-                             Широбокова Т.И.