2-60/2011 года



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«25» февраля 2011 года с. Омутинское

Омутинский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Корлюк Н.И.

с участием прокурора Костиной М.В.

при секретаре Соловьевой Е.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-60/2011 по заявлению прокурора Омутинского района о признании незаконным бездействия Правительства Тюменской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Омутинского района Тюменской области обратился в Омутинский районный суд Тюменской области с указанными требованиями к Правительству Тюменской области, мотивируя их тем, что прокуратурой Омутинского района в связи с обращением государственного инспектора отдела внутреннего ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО Кулаковской Л.В. проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства на территории муниципального образования Омутинский район, которой установлено, что на территории Омутинского сельского поселения Омутинского муниципального района Тюменской области имеется скотомогильник № 4, расположенный в 2,8 км по дороге Омутинское - Б.Краснояр на повороте влево, собственник которого отсутствует. Данный скотомогильник состоит на учете в Управлении ветеринарии Омутинская районная станция по борьбе с болезнями животных и согласно ветеринарно-санитарной карточки зарегистрирован за № 4. При осмотре были выявлены нарушения ветеринарно-санитарных правил, а именно скотомогильник не огорожен, не оканавлен, не оборудован запирающимися на замок крышками, отсутствует навес под скотомогильником нет помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, по территории скотомогильника разбросаны биологические отходы и бытовой мусор, что является нарушением п.п. 6.2 -6.10 Правил (протокол осмотра от 12.10.2010).

В силу требований ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Администрации Омутинского сельского поселения и администрация Омутинского муниципального района Тюменской области собственниками скотомогильника не являются, скотомогильник в силу ст. 225 ГК РФ является бесхозяйной недвижимой вещью. Вместе с тем, ст.ст. 5,6 Федерального закона от 06.1.0.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу п.п. 49 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно п.п. «ц» п.2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п.6.10 Правил возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находится эти объекты.

Действующее законодательство, не предусматривают обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Полномочия и денежные средства и порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.

Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды относится к компетенции субъекта Российской Федерации, однако Правительством Тюменской области мер к приведению и обустройству скотомогильника №4 не принимается, состояние объекта остается неудовлетворительным. Такое бездействие может повлечь за собой распространение опасных заболеваний и различных инфекций, как среди населения, так и среди домашних животных и, как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций.

Просит суд признать противоречащим действующему федеральному законодательству, нарушающими права граждан, бездействие Правительства Тюменской области, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований ветеринарно-санитарного законодательства. Также просит суд обязать Правительство Тюменской области привести скотомогильник № 4, расположенный на территории Омутинского муниципального района на землях Омутинского сельского поселения в 2,8 км по дороге Омутинское - Б. Краснояр на повороте влево, в соответствии с требованиями ветеринарно - санитарного законодательства, а именно, огородить территорию скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, через траншею установить мост, над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м., также пристроить помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

В судебном заседании старший помощник прокурора Омутинского района Костина М.В. доводы, указанные в заявлении поддержала и дала суду аналогичные пояснения.

Представитель Правительства Тюменской области Архипова Г.А., действующая на основании прав по доверенности № 48 от 31.12.2010 года (л.д.90), с заявленными требованиями прокурора Омутинского района не согласна по тем основаниям, что Правительство Тюменской области не является надлежащим ответчиком, исходя из материалов дела решением местного органа утвержден акт государственной комиссии по отводу земельного участка по отводу земельного участка под строительство биотермической ямы для уничтожения трупов животных. Согласно акта приемки законченного строительства, заказчиком строительства являлась администрация с. Омутинское. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления и в дальнейшем по решению суда может быть признано муниципальной собственностью. Согласно п. 6.10 ветеринарно-санитарных правил - ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагается на местную администрацию. Согласно действующего законодательства в собственности субъекта Российской Федерации может находится имущество, в том числе и скотомогильники для реализации полномочий по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, а так же организация проведения на территории субъекта мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. На территории Омутинского сельского поселения отсутствует ситуация требующая реализации вышеуказанных полномочий, имеющийся скотомогильник не создает чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера. Доказательств потенциальной опасности для окружающей среды и здоровья человека прокурором не предоставлено и не подтверждены факты бездействия Правительства Тюменской области связанные с неисполнением своих полномочий.

Представитель администрации Омутинского муниципального района Логинова Н.В., действующая на основании прав по доверенности № 1 от 25.12.2010 года (л.д.93) поддержала требования прокурора Омутинского района, пояснив, что полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обладает субъект РФ. На территории Омутинского района имеется скотомогильник, собственник которого отсутствует. На балансе администрации он не стоит. В соответствии с Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» нахождение скотомогильника в собственности органов местного самоуправления не предусмотрено. Собственником может выступать только субъект РФ. Денежных средств на оборудование скотомогильника у администрации нет. Поэтому на администрацию Омутинского муниципального района не может быть возложена обязанность по принятию мер по постановке его на учет.

Представитель администрации Омутинского сельского поселения ФИО7, действующий на основании прав по доверенности от 25.02.2011 года (л.д.94), поддержал требования прокурора, пояснив, что собственником скотомогильника администрация Омутинского сельского поселения не является, хотя она и выступала в качестве заказчика на строительство данного объекта, и нет оснований возлагать на администрацию сельского поселения его оборудование.

Представитель Управления Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО ФИО9, действующая на основании прав по доверенности № 003 от 11.01.2011 года (л.д.91), пояснила, что по факту выявленных нарушений ветеринарно-санитарных правил, при проверке скотомогильника на территории Омутинского муниципального района, составлен протокол осмотра и фототаблицами и сообщено прокурору Омутинского района, скотомогильник действующий.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела и предоставленные сторонами доказательства судом установлено, что на территории Омутинского сельского поселения Омутинского муниципального района имеется скотомогильник № 4, расположенный в 2,8 км по дороге Омутинское - Б.Краснояр на повороте влево, что подтверждается:

-данными решения исполнительного комитета Омутинского районного Совета народных депутатов № 48 от 14.04.1989 года об отводе земельного участка под строительство биотермической ямы для уничтожения трупов животных (л.д.17),

-данными акта приемки в эксплуатацию законченного строительством скотомогильника с. Омутинское (л.д.18-21),

-данными ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник № 4 (л.д.13-14).

Согласно справки государственного ветеринарного инспектора Омутинского района, скотомогильник является действующим, так как на территории скотомогильника находятся биологические отходы крупного рогатого скота (л.д.40).

Судом установлено, что в нарушение п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469 скотомогильник не огорожен, не оканавлен, не оборудован запирающимися на замок крышками, отсутствует навес под скотомогильником нет помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, по территории скотомогильника разбросаны биологические отходы и бытовой мусор, что подтверждается:

-данными протокола осмотра скотомогильника от 12 октября 2010 года (л.д.8) и данными фототаблиц к осмотру (л.д.9-12).

Данные обстоятельства представителем Правительства Тюменской области не оспариваются.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Суд считает, что вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Доводы представителя Правительства Тюменской области о том, что администрация Омутинского сельского поселения является собственником скотомогильника на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительства, где она выступала заказчиком строительства скотомогильника, не состоятельны.

Согласно положения п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Доводы представителя Правительства Тюменской области о том, что администрация Омутинского муниципального района не надлежащим образом исполняет свои полномочия, не содержит принадлежащее ей имущество, не обратилось в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в соответствии со ст. 225 ГК РФ, не состоятельны.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления не предусматривает.

Доводы представителя Правительства Тюменской области о том, что на территории Омутинского сельского поселения имеющийся скотомогильник не создает чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера и доказательств потенциальной опасности для окружающей среды и здоровья человека не предоставлено, не состоятельны.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления - под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Кроме того, в силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

При указанных обстоятельствах, суд считает, что для реализации своих полномочий Правительством Тюменской области по оборудованию скотомогильника, в соответствии с ветеринарно-санитарными Правилами, не обязательно наступления потенциальной опасности для окружающей среды и здоровья человека.

Согласно п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Так, в соответствии с пп. 8 п. 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 15 этого же федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами федерального закона.

Судом установлено, что имеющееся на территории Омутинского сельского поселения Омутинского муниципального района место захоронения биологических отходов - скотомогильник, на балансе Омутинского сельского поселения и Омутинского муниципального района не состоит, что подтверждается данными справок, бюджетом муниципального образования на 2010-2011 года денежные средства не предусмотрены (л.д..15,16,41).

Представителем Правительства Тюменской области суду не предоставлено доказательств того, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Омутинскому сельскому поселению или Омутинскому муниципальному району передавались.

Суд считает, что при указанных обстоятельствах не имеется оснований для возложения на администрацию Омутинского сельского поселения или администрацию Омутинского муниципального района обязанности оборудовать скотомогильник без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Омутинского района Тюменской области к Правительству Тюменской области - удовлетворить.

Признать противоречащим действующему федеральному законодательству, нарушающими права граждан, бездействие Правительства Тюменской области, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований ветеринарно-санитарного законодательства.

Обязать Правительство Тюменской области привести скотомогильник № 4, расположенный на территории Омутинского муниципального района на землях Омутинского сельского поселения в 2,8 км по дороге Омутинское - Б. Краснояр на повороте влево, в соответствии с требованиями ветеринарно - санитарного законодательства, а именно, огородить территорию скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, через траншею установить мост, над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м., также пристроить помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Тюменский областной суд через Омутинский районный суд в течении 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме приято 02 марта 2011 года.

Председательствующий: судья Корлюк Н.И.