Дело №2-331/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 августа 2011 года пос. Омсукчан Омсукчанский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Беляевой И.И., при секретаре Мотрошиловой Р.И., с участием истца Духинова В.Н., представитель ответчика и соответчика Кулаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Омсукчанского районного суда Магаданской области, гражданское дело по исковому заявлению Духинова Валерия Николаевича к администрации поселка Омсукчан, администрации Омсукчанского района Магаданской области о регистрации по месту жительства, об освобождении от административной ответственности за нарушение правил регистрации по месту жительства, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, У С Т А Н О В И Л: Истец обратилась в суд с иском к ответчику и соответчику, о регистрации по месту жительства, об освобождении от административной ответственности за нарушение правил регистрации по месту жительства, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. В судебном заседании истец Духинов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что был зарегистрирован в селе <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он был снят с регистрационного учета, так как был <данные изъяты>. В <данные изъяты> году он вернулся в Омсукчанский район, но село Меренга к тому времени было закрыто и его нигде не зарегистрировали. Он испытывал нравственные страдания, из-за отсутствия регистрации, не мог устроиться на работу. Пояснил, что является представителем коренных малочисленных народов. Просит суд обязать ответчиков зарегистрировать его по адресу: <адрес>, <адрес> освободить его от административной ответственности за нарушение правил регистрации, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Представитель ответчика и соответчика Кулаков Д.А. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что администрация поселка Омсукчан и администрация Омсукчанского района не занимается постановкой граждан на регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания, так как данные функции не входят в компетенцию ответчиков. Относительно требований об освобождении истца от административной ответственности, пояснил, что не привлекали истца к административной ответственности за проживание без регистрации. Просит суд отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме. Суд, выслушав представителя ответчика, свидетеля, изучив материалы дела и проверив представленные доказательства, пришел к следующему. Согласно ст.27 Конституцию РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ч.1 ст. 40 Конституцию РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно частям первой - четвертой статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. На основании Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 N 220) к таковым в том числе относятся: 1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда 2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация. Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в том числе: осуждение к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда. В судебном заседании установлено что, согласно выписке из финансово-лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ Духинов Валерий Николаевич, <данные изъяты> рождения был зарегистрирован в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно искового заявления и пояснений истца, он был снят с регистрационного учета по месту жительства <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что <данные изъяты> <адрес>, то есть направление несовершеннолетнего в <данные изъяты> приравнивается к осуждению к лишению свободы на основании судебного акта. По мнению суда, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. В связи с изложенным, суд считает, снятие истца с регистрационного учета произведено в соответствии с действующим законодательством. Фактически Духинов В.Н. был снят с регистрационного учета по месту жительства, но права на жилье за ним сохранено. Однако истцом не ставиться вопрос о предоставлении ему жилья, а согласно исковых требований он просит чтобы его зарегистрировали именно по старому месту жительства в <адрес>. На основании постановления главы администрации Омсукчанского района №177 от 09.12.1997г. списаны основные средства (жилые строения и производственные помещения с.Меренга) с баланса муниципального предприятия Омсукчанского МПП ЖКХ, согласно приложениям №№ 1,2,3,4. Распоряжением № 172-р от 18.05.1998г. главы администрации Омсукчанского района в безвозмездное пользование ФИО6 переданы пустующие квартиры в <адрес>, в том числе по <адрес>. Поскольку на основании распоряжения главы администрации Омсукчанского района от 31 декабря 1998 года №488-р регистрация граждан в неперспективном национальном селе Меренга Омсукчанского района Магаданской области прекращена, жилой фонд списан и передан под фермерскую деятельность. В связи с отсутствием необходимых условий для проживания населения в с.Меренга переселенцам из села выделено жилье в других населенных пунктах района (согласно распоряжения главы администрации Омсукчанского района от 26.06.1996г. № 264-р «О выделении жилья переселенцам из с.Меренга»). Исходя из совокупности всех исследованных доказательств суд приходит к выводу, что требования истца о регистрации по месту жительства в <адрес>, не подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено, что регистрация в селе Меренга Омсукчанского района Магаданской области прекращена. Требования истца об освобождении от административной ответственности за нарушение правил регистрации подлежат рассмотрению в порядке административного производства. Судом учитывается также факт того, что истцом не предоставлено документальных доказательств о привлечении его к административной ответственности, то есть фактически он не был привлечен к административной ответственности за данное правонарушение, поэтому следует отказать истцу в удовлетворении данных требований. Не подлежат удовлетворению и требования истца к ответчику о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, поскольку эти требовании истец связывает с незаконностью действий ответчиков об отказе ему в регистрации по месту жительства, в удовлетворении которых истцу судом отказано. Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Отказать Духинову Валерию Николаевичу в удовлетворении исковых требований к администрации поселка Омсукчан, администрации Омсукчанского района Магаданской области о регистрации по месту жительства, об освобождении от административной ответственности за нарушение правил регистрации по месту жительства, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение 10 дней, с момента вынесения решения в окончательной форме 07 августа 2011 года, подачей жалобы через Омсукчанский районный суд Магаданской области. Председательствующий И.И.Беляева