№ 2- 504\11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 ноября 2011 года пос.Омсукчан Омсукчанский районный суд в составе председательствующего судьи Беляевой И.И. При секретаре Мотрошиловой Р.И. С участием помощника прокурора Галсандашиевой Д.Р. Должностного лица и.о. главы Администрации МО « поселок Омсукчан» Кабылиной С.А., представителя Кулакова Д.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Омсукчанского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Омсукчанского района об оспаривании законности действий и.о.главы Администрации МО « поселок Омсукчан» Кабылиной С.А. по согласованию размещения рекламной конструкции на зданиях поселка Омсукчан, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Омсукчанского района Безменов П.В. обратился в Омсукчанский районный суд об оспаривании законности действий и.о.главы Администрации МО « поселок Омсукчан» Кабылиной С.А. по согласованию размещения рекламной конструкции на зданиях поселка Омсукчан. В судебном заседании представитель прокуратуры свои требования поддержала в полном объеме, пояснив, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о рекламе, в части размещения рекламных конструкций на территории Омсукчанского района. В ходе проверки было установлено, что и.о.главы Администрации МО« поселок Омсукчан» согласовано размещение социальной рекламы информационного характера на фасаде здания ул.Транспортная д.2, торец здания ул.Мира д.22, торец здания по ул.Ленина д.25 поселка Омсукчан, которые являются собственностью поселения. Однако,при размещении рекламы не получено согласие собственников многоквартирного дома, Также, нарушены пункты 5.1. ст.19 ФЗ РФ « О рекламе», поскольку не заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, не проведены аукционы. Установка рекламной конструкции без разрешения не допускается. В случае самовольной установки, рекламная конструкция подлежит демонтажу. Просит суд признать незаконным действия и.о. главы Администрации МО « поселок Омсукчан» Кабылиной С.А. по согласованию размещения рекламной конструкции на зданиях поселка Омсукчан. И.О.главы Администрации МО « поселок Омсукчан» требования прокурора не признала и пояснила, что она согласовала размещение рекламной продукции на зданиях, которые являются муниципальной собственностью, пакет документов владельцем рекламной продукции не был представлен для проведения заявок и торгов. Торги проводит Администрация МО « Омсукчанский район». Просит суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель Кулаков Д.А. требования прокурора не признал в полном объеме. Суд, выслушав стороны, проверив и исследовав имеющиеся доказательства, и дополнительно представленные доказательства, пришел к следующему. Согласно части 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Часть 5 указанной нормы предусматривает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства. 5.5. Для участия в торгах (аукционе или конкурсе) лицо обязано предоставить соответственно в орган государственной власти, орган местного самоуправления информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории. (часть пятая.5 введена Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ) 5.6. Аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Согласие собственника на размещение на его имуществе соответствующей конструкции (или иного лица, которое уполномочено принимать подобное решение относительно данного объекта недвижимости). Согласие может быть выражено в договоре, например, аренды (прямо оговоренное право арендатора самостоятельно получать разрешение в органах власти и использовать арендованные площади, в том числе и вертикальные - внешние стены здания, в качестве рекламной поверхности) или изложено в форме самостоятельного письма ("не возражаю против размещения такой-то организацией наружной рекламной конструкции на принадлежащей мне территории по адресу такому-то"). Отсутствие возражения собственника (иного лица) также можно завизировать подписью физического лица (руководителя и печатью организации) на листе согласования. Второй вариант согласования наиболее предпочтителен, так как в нем выражена воля собственника (иного надлежащего лица) по отношению к конкретным обстоятельствам, в определенный момент, а не абстрактная универсальная (и, возможно, никогда не применявшаяся) формулировка в документе. Согласно статьи 290 Гражданского Кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В силу ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011)):1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. (часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ) 2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. 3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. 4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. 5. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке. 6. В случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством. Согласно п. 1 ст. 46 ЖК решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ решений, которые принимаются большинством, не менее двух третей, голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Таким образом, если для установки или закрепления рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то документом, подтверждающим согласие собственников помещений в данном доме, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Необходимо учитывать, что к числу собственников относятся не только собственники - физические лица, проживающие в данном многоквартирном доме, но и муниципальные образования - собственники тех жилых помещений, в которых проживают по договору социального найма, а также собственники нежилых помещений. Из исследованного письма № 17 от 24.10.2011 года избирательный штаб Омсукчанского местного отделения ВПП « Единая Россия» обратился с просьбой о согласовании размещения социальной рекламы на зданиях в поселке Омсукчан - фасад здания по ул.Транспортная д.2, торец здания по ул.Мира д.22, торец здания по ул.Ленина д.25. И.О. обязанности главы Администрации Кабылина С.А. согласовала данное обращение, дав согласие по мнению суда на размещение социальной рекламы на муниципальных зданиях, куда относятся 2,3,4,5 этажи здания по ул.Мира д.22, часть квартир, принадлежащих муниципалитету в дома по <адрес>. Данный факт подтвердила Кабылина С.А. в судебном заседании. Из исследованных в судебном заседании свидетельств о государственной регистрации права от 16 января 2009 года, 06 июля 2009 года, 03 июля 2009 года10 апреля 2009 года, 07 июля 2009 года, 08 июля 2009 года, 06 июля 2009 года, 25 июня 2009 года, подтверждено право муниципальной собственности на часть квартир, расположенных в доме по улице Транспортная д.2 поселка Омсукчан. Как пояснила представитель, остальная часть квартир в указанном доме, принадлежит гражданам, на праве частной собственности. Из исследованных в судебном заседании свидетельств о государственной регистрации права от 26 декабря 2008 года, 03 декабря 2008 года, 30 декабря 2008 года, подтверждено право муниципальной собственности на часть квартир, расположенных в доме по улице Ленина д.25 поселка Омсукчан. Как пояснила представитель, остальная часть квартир в указанном доме, принадлежит гражданам, на праве частной собственности. Из исследованного в судебном заседании кадастрового паспорта на нежилое помещение по улице Мира д.22 поселка Омсукчан ( 2, 3, 4,5 этажи) установлено, что указанный объект находится в муниципальной собственности. Согласно норм ст.290 ГК РФ, ст. 46 ЖК РФ, владельцу рекламной продукции необходимо было получить согласие собственников указанных жилых помещений для размещения рекламы. То есть необходимо проведение собрания собственников жилых помещений и наличие протокола общего собрания жильцов указанных квартир, в домах по ул.Транспортная д.2, ул.Ленина д.25 поселка Омсукчан. Из исследованных в судебном заседании договоров купли-продажи, следует, что часть нежилого помещения на 1 этаже дома 22 по ул.Мира поселка Омсукчан, продана согласно договора купли-продажи от 10 ноября 2009 года ФИО7, часть помещения продана ФИО10о чем свидетельствует договор купли-продажи от 01 июня 2007 года, часть нежилого помещения на первом этаже продана ФИО8, согласно договора купли-продажи от 2001 года. Исходя, из исследованных договоров купли продажи, владельцу рекламной продукции необходимо было получить согласие собственников указанных нежилых помещений для размещения рекламы. Аналогичные примеры имели место в судебной практике, о чем свидетельствует Постановление ФАС Уральского округа от 24.12.2009 N Ф09-10529/09-С6 по делу N А60-10383/2009-С7 - Рекламная конструкция на крыше многоквартирного дома была размещена без согласования с собственниками жилых и нежилых помещений дома. Вследствие этого суд пришел к выводу, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции между уполномоченным органом муниципального образования и владельцем рекламной конструкции не соответствовал требованиям ст. 290 ГК РФ, ст. ст. 36, 44 ЖК РФ, ст. 19 Закона о рекламе и согласно ст. 168 ГК РФ являлся недействительным (ничтожным) и не влек юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью (п. 1 ст. 167 ГК РФ Согласно доводов представителя прокуратуры и.о. главы Администрации МО « поселок Омсукчан» согласовала установку рекламной конструкции без проведения торгов ( в форме аукциона или конкурса), а также не заключила договора на установку рекламной конструкции. Однако, по мнению суда, данные доводы прокурора являются необоснованными по следующим основаниям. Согласно п.5.1. ст. 19, Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Согласно п. 9 вышеуказанного закона « О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Из исследованного в судебном заседании решения собрания представителей № 58 от 21.12.2009 года « Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешения на установку наружной рекламной конструкции на территории Омсукчанского района Магаданской области « следует, что Администрация Омсукчанского района, Ане Администрация МО « поселок Омсукчан» осуществляет прием заявлений на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций ( пункт 2.1.). Таким образом И.о. главы Администрации МО « поселок Омсукчан» не является уполномоченным лицом, которое выдает разрешение, проводит торги( аукционы) на размещение рекламной продукции. Поэтому требования прокурора о признании незаконными действий и.о.главы Администрации МО « поселок Омсукчан» Кабылиной С.А. по согласованию размещения рекламной конструкции на зданиях поселка Омсукчан, являются явно необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Доводы представителя прокуратуры о том, что исходя из приобщенного и исследованного в судебном заседании заявления ФИО11 следует, что и.о. главы Администрации МО « поселок Омсукчан» разрешила размещение рекламы на указанных зданиях, по мнению суда являются необоснованными, так как опровергаются совокупностью исследованных доказательств, приведенных судом в описательно-мотивировочной части судебного решения. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурору Омсукчанского района об оспаривании законности действий и.о.главы Администрации МО « поселок Омсукчан» Кабылиной С.А. по согласованию размещения рекламной конструкции на зданиях поселка Омсукчан. Руководствуясь ст.194,198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Отказать в удовлетворении заявленных требований прокурору Омсукчанского района об оспаривании законности действий и.о.главы Администрации МО « поселок Омсукчан» Кабылиной С.А. по согласованию размещения рекламной конструкции на зданиях поселка Омсукчан. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения 03 декабря 2011 года, путем подачи жалобы через Омсукчанский районный суд. Председательствующий И.И.Беляева