№2-498/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 ноября 2011 года п. Омсукчан Омсукчанский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Егоркиной Г.В. с участием представителя истца помощника прокурора Омсукчанского района Попова М.Г., представителя ответчика ЗАО «Серебро Магадана» Пинголь О.В., представителя третьего лица ГУ МЧС России по Магаданской области Пелых Н.П., при секретаре Юрченко С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Омсукчанского районного суда Магаданской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Омсукчанского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Серебро Магадана» о возложении обязанности на ЗАО «Серебро Магадана» в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда создать на потенциально опасных объектах: хвостохранилище № 3 Омсукчанской ЗИФ и хвостохранилище месторождения ГОКа «Лунное» ЗАО «Серебро Магадана» локальные системы оповещения, отвечающие требованиям действующих правил и нормативов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Омсукчанского района обратился в Омсукчанский районный суд Магаданской области с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Серебро Магадана» о возложении обязанности на ЗАО «Серебро Магадана» в течение 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда создать на потенциально опасных объектах: хвостохранилище Омсукчанской ЗИФ и хвостохранилище месторождения ГОКа «Лунное» ЗАО «Серебро Магадана» локальные системы оповещения, отвечающие требованиям действующих правил и нормативов. В судебном заседании помощник прокурора Омсукчанского района Попов М.Г. требования, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, уточнив, срок для создания на потенциально опасных объектах локальной системы оповещения, увеличив его до 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и уточнил объекты хвостохранилище № 3 Омсукчанской ЗИФ и хвостохранилище месторождения ГОКа «Лунное» ЗАО «Серебро Магадана». По существу заявленных требований пояснил, что поддерживает все доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ЗАО «Серебро Магадана» Пинголь О.В. требования истца не признала в полном объеме, поддержала все доводы, изложенные в отзыве. Из отзыва следует, что Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» постановлено в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать начиная с 1993 года: включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах (п.1). Система оповещения, в соответствии с п.З Приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ ОТ 25.07.2006г. №422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (далее -Положение о системах оповещения населения), представляет собойорганизационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения. Согласно п.4 Положения о системах оповещения населения системы оповещения создаются: на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Однако, при этом в соответствии с п.1 Положения о системах оповещения населения, оно предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения. Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения должно осуществляться в соответствии с Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 07.12.2005г. №877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения», которое, в свою очередь, также распространяется, согласно п.1 данного Положения, на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организации связи, операторов связи, федеральные государственные унитарные предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» и его филиалы и организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание. Согласно п.2 Распоряжения Правительства РФ от 25.10.2003г. №1544-р, федеральным органам исполнительной власти и организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, было вменено в обязанность завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993г. №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» в целях обеспечения своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время. Таким образом, действующее законодательство РФ обязывает организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, создать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей. ЗАО «Серебро Магадана» является собственником гидротехнических сооружений -хвостохранилища №3 Омсукчанской ЗИФ и хвостохранилища, расположенного на месторождении «Лунное». В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»: «На стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности». Декларацией безопасности гидротехнических сооружений хвостохранилища №3, утвержденной 09.04.2010г. СБУ Ростехнадзора Р№10-10(03)0002-29-ГОР (далее - «Декларация»), определено, что хвостохранилище №3 пойменного типа, по способу заполнения - наливное, IV класса. Класс опасности складируемых отходов при воздействии на окружающую среду - V (практически неопасные отходы) на основании Протокола токсических испытаний №31 от 28.03.2005г. Институт токсикологии, г.Санкт-Петербург. Класс опасности складируемых отходов при воздействии на человека - IV (малоопасные) класса на основании экспертного заключения по обоснованию класса опасности проб отхода «хвостов обогащения» Согласно Декларации, в зону поражающих факторов, в случае гидродинамической аварии, может попасть эксплуатационный персонал в количестве 2-х человек, в зону действия поражающих факторов в случае гидродинамической аварии будут разрушены 185 м автодороги Омсукчан-Кубака и дренажная насосная станция (п. 1.1.2.13); в зоне действия поражающих факторов в случае гидродинамической аварии отсутствуют населённые пункты (п. 1.1.2.14);мест скопления людей (больниц, детских садов и яслей, школ, жилых жомов, стадионов, кинотеатров, вокзалов, аэропортов и др.) и промышленных объектов в расчётной зоне затопления нет (п. 1.1.2.15);на пути возможного движения потока в нижнем бьефе дамбы отсутствуют населённые пункты, производственные объекты и места массового скопления людей, поэтому погибших и пострадавших не будет; у в зону поражающих факторов, в случае гидродинамической аварии, может попасть эксплуатационный персонал в количестве 2-х человек (п.2.2.2.3). Декларацией безопасности гидротехнических сооружений проектируемого хвостохранилища ЗИФ ЗАО «Серебро «Территории», утверждённой Управлением государственного энергетического надзора 18.06.2007г. №10-05/1709/3, определено, что «по результатам выполненных расчётов при аварии на дамбе хвостохранилища излившийся поток уйдёт в долину реки Левый Булур в нижнем бьефе дамбы и далее в овраг. Максимальная зона затопления составит около 20 га. В зону возможного затопления попадут и подвергнутся сильным разрушениям дренажная насосная станция, работающая в автономном режиме; станция водоочистки с обслуживающим персоналом в количестве 2 человек и аварийная ёмкость-отстойник» (л.25), «в зоне действия поражающих факторов в случае возникновения гидродинамической аварии может оказаться 7 человек, в т.ч. обслуживающий персонал станции водоочистки в количестве 2 человек и ремонтная бригада в количестве 5 человек», «населённые пункты в зоне действия поражающих факторов в случае возникновения гидродинамической аварии отсутствуют»; «мест скопления людей и промышленных организаций в расчётной зоне затопления нет» (л.26). Таким образом, ЗАО «Серебро Магадана» является собственником гидротехнических сооружений, в зону затоплений которых в случае возникновения гидродинамической аварии, не подпадают населённые пункты, отсутствуют места скопления людей, что свидетельствует о том, что действие указанных в иске нормативно правовых актов не распространяется на ЗАО «Серебро Магадана» в части создания и поддержания в постоянной готовности локальных систем оповещения. Требование обязать ответчика установить локальные системы оповещения в районах размещения хвостохранилищ, принадлежащих ответчику, на которых фактически не проживает население, противоречит указанным в вышеприведённых нормативных правовых актах целям установления данных систем - оповещение населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектах. Кроме того, ЗАО «Серебро Магадана» в целях оповещения персонала и людей, которые возможно окажутся в зоне затопления в случае возникновения гидродинамической аварии, в соответствии с Декларациями безопасности гидротехнических сооружений разработало и утвердило Планы ликвидации (локализации) аварий, в которых отражены схемы оповещения, согласованные с Северо-Восточным управлением Ростехнадзора, ГУ МЧС России по Магаданской области. Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Магаданской области Пелых Н.П. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме и пояснил, что в ЗАО «Серебро Магадана» имеются два потенциально опасных объекта: хвостохранилище № 3 Омсукчанской ЗИФ и хвостохранилище месторождения ГОКа «Лунное» ЗАО «Серебро Магадана», которые не имеют в нарушение действующего законодательства локальные системы оповещения. Суд, выслушав стороны, проверив представленные доказательства, считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. В соответствии со ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. «г» ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и п. 1 ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях. Потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации - гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации (распоряжение правительства РФ от 27.08.2005 г. № 1314-р «Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов»). В соответствии с Распоряжением правительства РФ от 25.10.2003 г. № 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, установлено завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения. Согласно Постановлению администрации Магаданской области от 09.02.2006 года № 31-па «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» ЗАО «Серебро Магадана» рекомендовано обеспечить: включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах: хвостохранилище Омсукчанской ЗИФ и хвостохранилище месторождения ГОКа «Лунное» ЗАО «Серебро Магадана». В силу п. 8 Указа на Президента РФ от 11.07.2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет контроль за соблюдением локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. Также пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 1.03.1993 г. № 178 на Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был возложен контроль за созданием и состоянием локальных систем оповещения. МЧС России 24 декабря 2002 года в целях реализации ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ с учетом требований ФЗ «О защите населения итерритории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ, Постановлений Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Россисйкой Фелдерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» от 1 марта 1993 года № 177, «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 1 марта 1993 года № 178 и совместного Приказа МЧС России, Минсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны» от 7 декабря 1998 г. № 701/212/803 разработаны Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (п.1.1 Методических рекомендаций). Из п. 1.6. указанных Методических рекомендаций следует, что локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи. За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению локальных систем оповещения несут персональную ответственность руководители потенциально опасных объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны (п. 1.4.). Создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения. Из п. 2.1 Методических рекомендаций следует, что локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются: руководители и персонал объекта; объектовые силы и службы гражданской обороны; оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) субъекта Российской Федерации, города, городского района. При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта, дополнительно оповещаются: персонал (руководители, дежурные службы) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения. Согласно п. 4.4. Методических рекомендаций период работ по созданию локальной системы оповещения состоит из трех этапов: Подготовка к проектированию и проектирование локальной системы оповещения - 4-8 месяцев; Проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ - 8-12 месяцев; Приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения ГО - 4-8 месяцев. Как установлено в судебном заседании ЗАО «Серебро Магадана является собственником потенциально опасных объектов: хвостохранилище № 3 Омсукчанской ЗИФ и хвостохранилище месторождения ГОКа «Лунное» (л.д. 12-13). Прокуратурой Омсукчанского района на основании письма начальника Главного управления МЧС России по Магаданской области от 23.08.2011 года № 8761-7-2 проведена проверка исполнения требований законодательства ЗАО «Серебро Магадана» в области создания и поддержания в состоянии готовности к использованию локальных систем оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций на вышеуказанных потенциально опасных объектах, в результате которой установлено, что локальные системы оповещения не созданы. Отсутствие локальной системы оповещения на потенциально опасных объектах в ЗАО «Серебро Магадана» подтверждается письмом ЗАО «Серебро Магадана» от 06.10.2011 года № 2609 (л.д. 16), пояснениями в судебном заседании представителя ответчика Пинголь О.В. и свидетеля ФИО5 Из исследованных судом Деклараций безопасности гидротехнических сооружений, являющихся потенциально опасными объектами, указанных выше, следует, что в зону поражающих факторов может попасть эксплуатационный персонал в случае возникновения гидродинамической аварии. Ввиду изложенного суд считает, что исковые требования прокурора Омсукчанского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Серебро Магадана» о возложении обязанности на ЗАО «Серебро Магадана» в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда создать на потенциально опасных объектах: хвостохранилище № 3 Омсукчанской ЗИФ и хвостохранилище месторождения ГОКа «Лунное» ЗАО «Серебро Магадана» локальные системы оповещения, отвечающие требованиям действующих правил и нормативов, подлежат удовлетворению частично, поскольку судом установлено, что до настоящего времени ЗАО «Серебро Магадана» не созданы локальные системы оповещения на потенциально опасных объектах, что создает угрозу для безопасности жизни и здоровья работников данного предприятия в связи с возможным возникновением чрезвычайной ситуации на указанных потенциально опасных объектах. Однако, суд считает, что срок для создания локальных систем оповещения на вышеуказанных потенциально опасных объектах должен быть установлен в два года два месяца, исходя из положений п. 4.4. Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения. При этом, суд учитывает и отдаленность нахождения потенциально опасных объектов от г. Магадана. Доводы представителя ответчика о том, что локальные системы оповещения не должны устанавливаться на потенциально опасных объектах, так как цель нормативно правовых актов, указанных в отзыве на иск это оповещение населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектах, суд считает неправильными. Исходя из анализа вышеуказанных нормативно правовых актовсобственники гидротехнических сооружений обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения, цель их создания - это защита не только населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, но и работников, работающих на потенциально опасных объектах. Именно с этой целью и были утверждены МЧС России Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, согласно которым при авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются: руководители и персонал объекта; объектовые силы и службы гражданской обороны; оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) субъекта Российской Федерации, города, городского района. Доводы представителя ответчика о том, что Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, носят лишь рекомендательный характер и не обязательны для ответчика, суд считает необоснованными, поскольку именно на ГУ МЧС России Правительство Российской Федерации возложило контроль за соблюдением локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, и эти рекомендации разработаны в целях реализации вышеуказанных нормативно правовых актов (п. 1.1. Методических рекомендаций). Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании подп. 3 пункта 1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика в доход МО «Омсукчанский район Магаданской области» подлежит взысканию госпошлина в размере 4000 руб. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить частично исковые требованияпрокурора Омсукчанского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Серебро Магадана» о возложении обязанности на ЗАО «Серебро Магадана» в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда создать на потенциально опасных объектах: хвостохранилище № 3 Омсукчанской ЗИФ и хвостохранилище месторождения ГОКа «Лунное» ЗАО «Серебро Магадана» локальные системы оповещения, отвечающие требованиям действующих правил и нормативов. Обязать ЗАО «Серебро Магадана» в течение 2 (двух) лет 2 (двух) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда создать на потенциально опасных объектах: хвостохранилище № 3 Омсукчанской ЗИФ и хвостохранилище месторождения ГОКа «Лунное» ЗАО «Серебро Магадана» локальные системы оповещения, отвечающие требованиям действующих правил и нормативов. Взыскать с ЗАО «Серебро Магадана» в доход МО «Омсукчанский район Магаданской области» государственную пошлину в сумме 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Омсукчанский районный суд в течение десяти дней со дня, следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме. Установить дату составления мотивированного решения - 5 декабря 2011 года. Председательствующий Г.В. Егоркина