№2-28/12 решение от 02.03.12 по прокурора к собранию представителей поселок Омсукчан об установлении факта неисполнения судебного решения



2-28\12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2012 года         пос.Омсукчан

Омсукчанский районный суд в составе председательствующего судьи Беляевой И.И.

При секретаре Баранчиковой Н.В.
с участием помощника прокурора Галсандашиевой Д.Р.

Представителя Собрания представителей МО « поселок Омсукчан» Кулакова Д.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Омсукчанского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Омсукчанского района об установлении факта неисполнения судебного решения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Омсукчанского района обратился в Омсукчанский районный суд с заявлением об установлении факта неисполнения судебного решения. В обосновании заявленных требований указал в заявлении, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом, муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частью 2 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ где предусмотрено, что представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган муниципального образования «поселок Омсукчан» избран на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Проведенные выборы признаны состоявшимися.

Всего численность представительного органа муниципального образования поселок Омсукчан» составляет 9 человек. Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Пунктом 1.1. ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что заседание представительного органа муниципального образования проводится не реже одного раза в три месяца. Всего в 2011 году проведено 8 заседаний представительного органа муниципального образования поселок Омсукчан»: 13.01.2011; 09.02.2011; 29.03.2011; 26.04.2011; 30.06.2011; 39.2011; 23.09.2011; 15.12.2011.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений в целях решения вопросов местного значения принимают устав муниципального образования и вносят в него изменения и дополнения.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Проведенной проверкой установлено, что 17.06.2011 прокурором Омсукчанского района в Омсукчанский районный суд подано заявление, о знании недействующими отдельных положений устава муниципального образования «поселок Омсукчан», принятого 11.08.2008 решением Собрания представителей муниципального образования «поселок Омсукчан». 06.07.2011 года Омсукчанским районным судом заявление прокурора удовлетворено: пункты «г», «е», «ж», «з» ч. 2 ст. 99 устава муниципального образования «поселок Омсукчан» признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, а также из ч. 3 ст. 99 устава муниципального образования «поселок Омсукчан» исключена ссылка на пункты «ж», «з» ч. 2 ст. 99 устава. Согласно которым депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления (лицу, замещающему щипальные должности), осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, предоставляются следующие завышенные гарантии:

- страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с прекращением полномочий страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий;

выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1,2.1,3,5,6,9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4,5,8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом;

выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1,2.1,3,5,6,9 части 6 статьи 36, пунктами 1,4,5,8 части 10 статьи 40Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуск* представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статье! 73 указанного Федерального закона);

частью 3 ст. 99 Устава муниципального образования «поселок Омсукчан: закреплено, что гарантии, предусмотренные подпунктами «ж», «з» пункта настоящей статьи, предоставляются лицу, замещавшему соответствующую муниципальную должность не менее половины определенного Уставом муниципального образования срока полномочий, в порядке, установленного муниципальным правовым актом.

В силу ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования государством, физическими и юридическими лицами в соответствии федеральными законами.

В соответствии со ст. 72 вышеназванного Закона ответственность органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случаях нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законом субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Частями 1 и 2 ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-предусмотрено, что в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят

нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске. 17.10.2011 истек указанный трехмесячный срок для приведения устава муниципального образования «поселок Омсукчан» в соответствие с действующим законодательством (ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Проверкой также установлено, что устав муниципального образования «поселок Омсукчан» не приведен в соответствие с действующим законодательством и до настоящего времени, решение Собрания представителей муниципального образования «поселок Омсукчан» о внесении изменений в Устав не принималось.

Указанные факты свидетельствуют об игнорировании судебного решения представительным органом муниципального образования «поселок Омсукчан».

Исходя из смысла и содержания, указанных норм права следует, что деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам. В случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов, злоупотребления своими должностными полномочиями, невыполнения возложенных на них населением муниципального образования задач и обязанностей, принятия противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач, непринятия мер по исполнению судебного решения, констатирующего данный факт, органы местного самоуправления несут ответственность перед населением и государством. Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска.

Кроме того, вследствие не исполнения решения Омсукчанского районного суда от 06.07.2011 о приведении Устава муниципального образования «поселок Омсукчан» в соответствие с действующим законодательством, в нем продолжают сохраняться незаконные, завышенные гарантии должностным лицам органов местного самоуправлении и муниципальным служащим, которые не предусмотрены федеральным законодательством,      что      является нарушением Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - согласно которому органы местного самоуправления должны принимать меры по противодействию коррупции в границах поселения.

Применение вышеуказанных положений Устава, которые признаны Омсукчанским районным судом противоречащими федеральному законодательству может повлечь незаконное расходование бюджетных средств.

Признанные противоречащими федеральному законодательству пункты Устава, при их применении нарушают права неопределенного круга лиц, проживающих и временно находящихся на территории поселка Омсукчан в связи с тем, что незаконное увеличение расходной части бюджета поселения уменьшат возможность по решению вопросов местного значения со стороны администрации поселка Омсукчан, а также право на осуществление местного самоуправления на территории поселения.

Согласно ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд вправе установить факт неисполнения судебного решения представительным органом муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда. Просит суд установить факт неисполнения судебного решения представительным органом муниципального образования «поселок Омсукчан» в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании пом.прокурора Галсандашиева Д.Р. доводы, изложенные в заявлении поддержала в полном объеме, просит суд установить факт неисполнения судебного решения в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель Собрания представителей МО « поселок Омсукчан» Кулаков Д.А. доводы прокурора не признал и пояснил, что Собрание представителей принимало меры, направленные на исполнение судебного решения, в связи с чем был подготовлен проект изменений в Устав МО « поселок Омсукчан», который был опубликован в газете « Омсукчанские вести», проведены публичные слушания, проводились заседания Собрания представителей, однако 14 и 23 сентября 2011 года внести изменения в Устав Мо « поселок Омсукчан» не представилось возможным, ввиду отсутствия кворума, поскольку внесение изменений в Устав возможно только, в случае, если за них проголосовало 2\3 депутатов представительного органа. А с 26 сентября 2011 года глава МО « поселок Омсукчан» находился в отпуске с выездом в ЦРС, что подтверждается представленным распоряжением. 15 декабря 2011 года, согласно представленного протокола заседания Собрания представителей были внесены изменения в Устав МО « поселок Омсукчан» 20.01 2012 года в связи с принятием ФЗ РФ № 411 от 6.12.2011 года, 417 от 7.12.2011года и 361от 30.11.2011 года.

Суд, выслушав стороны, проверив имеющиеся и дополнительно представленные доказательства, пришел к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 ФКЗ от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ « О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Меры такой ответственности предусмотрены ст.73 ФЗ РФ № 131 от 6.10.2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой, в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

В силу пункта 1 части 3 ст. 28 ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года « ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ « на публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Поскольку изменения в Устав Мо « поселок Омсукчан» должны быть внесены на основании вступившего в законную силу судебного решения исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, то проведение по ним публичных слушаний не требуется.

Законодательством для исполнения решений о признании нормативно правовых актов недействующими, предусмотрена отдельная особая процедура. Исполнение таких решений включает в себя опубликование решения суда и отмену без проведения публичных слушаний нормативного правового акта, признанного недействующим в судебном порядке. В силу пункта 1 части 3 статьи 28 ФЗ РФ № 131 -ФЗ от 6.10.2003 года « Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не влечет обязанность проведения публичных слушаний при внесении изменений в Устав муниципального образования в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствии с федеральными законами. Являются необоснованными доводы представителя о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, к которым Собрание представителей отнесло проведение публичных слушаний, подведение и опубликование их итогов.

Доводы представителя Собрания представителей об отсутствии кворума суд признает неубедительными, поскольку как закреплено в регламенте, основной формой работы собрания представителей являются его заседания, которые проводятся не реже 1 раза в квартал.

Между тем согласно регламента работы Собрания представителей муниципального образования « поселок Омсукчан» может быть предусмотрено и внеочередное собрание представителей( согласно пункта 8),по мере необходимости. Необходимость проведения определяется готовностью вопросов, вынесенных на рассмотрение собрания представителей. Время, место, повестка дня очередного заседания определяются председателем Собрания представителей в порядке, предусмотренном указанным Регламентом.

Как усматривается из материалов дела, после вступления решения суда в законную силу ( 19 июля 2011 года) проведены заседания Собрания представителей 14 сентября 2011 года и 23 сентября 2011 года с наличием кворума 6 депутатов из 10 депутатов. Поскольку указанные депутаты не смогли рассмотреть вопрос о внесении изменений в Устав МО « Омсукчанский район», в связи с отсутствием кворума. Доказательств наличия каких - либо обстоятельств, объективно препятствующих внесению в повестки вышеуказанных заседаний Собрания представителей МО « поселок Омсукчан» дополнительного вопроса о внесении соответствующих изменений в Устав,или о невозможности созыва председателем Собрания представителей внечередного заседания с повесткой дня о внесении изменений в Устав на основании решения Омсукчанского районного суда от 06 июля 2011 года, суду не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора об установлении факта неисполнения судебного решения в течение 3-х месяцев являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Установить факт неисполнения в течение трех месяцев решения Омсукчанского районного суда от 06 июля 2011 года по гражданскому делу № 2-351\11.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивировочной части решения.

Установить изготовление мотивировочной части решения 07 марта 2012 года.

Председательствующий      И.И.Беляева