№2-318/12 решение от 17.10.12 по иску прокурора о признании действия должностного лица незаконным



№2-318/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2012 года                             п. Омсукчан

    

Омсукчанский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи                Егоркиной Г.В.,

при секретаре Мотрошиловой Р.И.,

с участием прокурора Омсукчанского района Магаданской области Безменова П.В.,

представителя заинтересованного лица администрации Омсукчанского района Макарова С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Омсукчанского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Омсукчанского района Магаданской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконными действия должностного лица – исполняющего обязанности главы администрации Омсукчанского района Шурхно Анжелы Владимировны по принятию постановления от 15.12.2011 года № 616, об обязании главы администрации Омсукчанского района устранить нарушения закона,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Омсукчанского района Магаданской области обратился в Омсукчанский районный суд Магаданской области с заявлением о признании постановления главы администрации Омсукчанского района от 30.11.2001 года № 258 противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению со дня его принятия, о признании постановления и.о. главы администрации Омсукчанского района от 05.12.2011 года № 616 противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению со дня его принятия.

19 июня 2012 года от прокурора Омсукчанского района поступило уточненное заявление, в котором он просит признать незаконными действия должностного лица – исполняющего обязанности главы администрации Омсукчанского района Шурхно Анжелы Владимировны по принятию постановления от 15.12.2011 года № 616, об обязании главы администрации Омсукчанского района устранить нарушения закона (т.2 л.д. 67-69).

В судебном заседании прокурор Омсукчанского района Безменов П.В. поддержал уточненные требования, пояснив, что от требований о признании постановления главы администрации Омсукчанского района от 30.11.2001 года № 258 противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению со дня его принятия, он отказывается.

Определением Омсукчанского районного суда Магаданской области от 15 октября 2012 года производство по делу в части требования прокурора Омсукчанского района о признании постановления главы администрации Омсукчанского района от 30.11.2001 года № 258 противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению со дня его принятия, прекращено.

В обоснование заявленных требований, прокурор Омсукчанского района Безменов П.В. пояснил, что поддерживает все доводы, изложенные в заявлении от 18.06.2012 года, поданные в Омсукчанский районный суд 19.06.2012 года. Просит удовлетворить требования и признать незаконными действия должностного лица – исполняющего обязанности главы администрации Омсукчанского района Шурхно Анжелы Владимировны по принятию постановления от 15.12.2011 года № 616, обязать главу администрации Омсукчанского района устранить нарушения закона.

Из заявления от 18.06.2012 года следует, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Омсукчанского района требований земельного и лесного законодательства, в ходе которой установлено следующее.

Постановлением главы администрации Омсукчанского района от 27.10.1994 №270 из гослесфонда Омсукчанского района изъят земельный участок площадью 85,6 га и предоставлен Омсукчанской горно-геологической компании во временное пользование сроком на три года под временную дорогу 76 км Гербинской трассы - месторождение «Джульетта» для внутрихозяйственного пользования в период разведки и начальной стадии разработки месторождения.

В дальнейшем постановлением главы администрации Омсукчанского района 30.11.2001 №258 СП ЗАО «Омсукчанская ГТК» предоставлены в аренду сроком 5 лет земельные участки общей площадью 91,5 га, расположенные в лесах III группы Омсукчанского лесхоза для использования.

Согласно законодательству РФ, действовавшему на момент вынесения данного постановления к предметам ведения районных муниципальных образований относятся, помимо прочего, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, находящейся в собственности данного муниципального образования; контроль за использованием земель на территории районного муниципального образования (п.п. 2,9 ст. 14 Закона Магаданской области «О местном самоуправлении в Магаданской области № 4-03 от 19.02.1996г.). Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляются указанные перевод и (или) изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого и (или) изымаемого участка лесного фонда и которая направляется лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь лесного хозяйства (ст. 63 Лесного кодекса РФ): к лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса (ст. 58 Лесного Кодекса РФ); районная администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 60 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ» от 06.07.1991г. № 1550-1).

Действительно, ранее данные полномочия были предоставлены главе района на основании постановления администрации Магаданской области от 21.06.1994 г. № 133 «О передаче полномочий администрации области в ведение районных администраций в переводе лесов III группы в нелесные».

Указанным постановлением администрацией Магаданской области делегированы главам районных администраций полномочия по переводу лесных земель в нелесные в лесах III группы, их изъятие и предоставление землепользователям.

Однако данное постановление утратило силу с 29.11.2000 года.

Кроме того, п. 1 ст. 60 Закона РФ от 06.07.1991г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РФ» установлено, что районная администрация изымает земельные участки из всех земель в границах района, однако данное право предоставлено в случаях, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Из приведенной выше нормы ст. 63 Лесного кодекса РФ, в редакции действовавшей на момент издания постановления, изъятие земель лесного фонда осуществляются в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти : субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. Кроме того, полномочия, указанные в ст. 60 Закона РФ № 1550-1 от 06.07.1991г. были предоставлены районным администрациям, а не Главам района.

Таким образом, учитывая приведенные выше нормы законодательства РФ; глава Омсукчанского района, предоставляя в 2001 году Обществу в пользование земельные участки из земель лесного фонда, превысил предоставленные законом полномочия.

В дальнейшем, во исполнение указанного постановления, главой администрации Омсукчанского района неоднократно выносились аналогичные постановления, продлевающие срок аренды СП ЗАО «Омсукчанская ГТК» указанного земельного участка.

Так, постановлением и.о. главы администрации Омсукчанского района от 5.12.2011 № 616, изданного во исполнение постановления главы администрации т 2001 года, аренда СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» земельного участка общей площадью 91,85 га на категории земель промышленности продлена до 30.11.2015.

Ранее, постановлением главы администрации от 28.10.2005 № 305, указанный земельный участок был отнесен к категории земель промышленности.

Однако, постановлением и.о. главы администрации от 06.06.2006 № 193 указанное постановление отменено во исполнение решения Омсукчанского районного суда от 09.03.2006.

Таким образом, земельный участок, предоставленный администрацией Омсукчанского района СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» из земель лесного не изымались, в категорию земель промышленности не переводились.

Кроме того, согласно свидетельства о государственной регистрации права №<адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, лесной участок общей площадью 16127339 га, расположенный на территории Омсукчанского, Северо-Эвенского районов, относится к категории земель лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Следовательно, право РФ на указанные земли официально зарегистрировано и может быть обжаловано только в судебном порядке.

Согласно п.п. 5 п. 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ в отдельную категорию выделяются земли лесного фонда.

В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли; земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ лесным законодательством.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 8 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 9 Земельного кодекса установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии со ст. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Согласно ст. 4 указанного Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно п. «е» ст. 4.8 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 г. № 374, территориальный орган по поручению Агентства предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.

Таким образом, главе администрации не предоставлено право распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Следовательно, постановление и.о. главы администрации Омсукчанского района от 05.12.2011 противоречит действующему федеральному законодательству (т.2 л.д. 67-69).

Представитель заинтересованного лица администрации Омсукчанского района Макаров С.Н. возражал против удовлетворения требований прокурора, пояснив, что поддерживает все доводы, изложенные в отзыве на заявление прокурора от 18.06.2012 года.

Из отзыва следует, что согласно законодательству РФ, действующему на момент вынесения постановления главы администрации Омсукчанского района от 27.10.1994года №270 «О предоставлении земельного участка» к предметам ведения районных муниципальных образований относятся, помимо прочего, перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства.

Изъятие земель лесного фонда в лесах 1-й группы может быть произведено только Правительством РФ, в лесах 2-й и 3-й группы –органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением администрации Магаданской области от 21 июня 1994года №133 «О передаче полномочий администрации области в ведение районных администраций в переводе лесов 3 группы в нелесные» переданы соответствующие полномочия администрации Омсукчанского района и поручено Областному комитету по земельным ресурсам и землеустройству (Лыгин) управлению лесам (Аверьянов) осуществлять контроль за соблюдением земельного и лесного законодательства.

Постановление главы администрации Омсукчанского района от 27.10.1994 года №270 «О предоставлении земельного участка» принято в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РСФСР.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993года № 2287 полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.

Подготовку проекта Постановления главы администрации Омсукчанского района от 27.10.1994года №270 «О предоставлении земельного участка» выполнял Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Омсукчанского района с участием Омсукчанского лесхоза -государственный контрольный орган по использованию земель, в лице специалиста ФИО5 (копия черновика прилагается).

В пункте 2 постановления рассчитана соответствующая сумма ущерба оленьим пастбищам которую Омсукчанская ГГК должна была перечислить и перечислила в бюджет, в связи с переводом земель из одной категории в другую.

Таким образом, постановление главы администрации Омсукчанского района от 27.10.1994года №270 «О предоставлении земельного участка» вынесено строго в соответствии с действующими на тот момент нормативными актами и перевод земель из лесного фонда в земли промышленности произведен районной администрацией в соответствии с переданными ей полномочиями.

Вывод прокурора Омсукчанского района о том, что спорный земельный участок из земель лесного фонда не изымался и в категорию земель промышленности не переводился, в связи с отменой постановления главы администрации Омсукчанского района от 28.10.2005года №305, является не состоятельным, так как данным постановлением не производился какой-либо перевод каких-либо земельных участков на территории Омсукчанского района из одной категории в другую, а в соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" устанавливалась категория земель.

Прокурором предоставлено Свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации серия <адрес> на лесной участок общей площадью- 16 127 339га., земель лесного фонда на территории Омсукчанского и Северо-Эвенского районов, регистрационные действия проведены Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области (Росиущество).

Основанием для регистрации права служит норма законодательства указанная в части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ.

Межевания зарегистрированного участка не проводилось, на кадастровый учет он так же не поставлен, уточненных (согласованных) схем участка нет.

Соответственно однозначно сказать, где располагаются границы данного лесного участка ни кто не может.

Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" так же установлена необходимость закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков, однако данная норма до настоящего времени Омсукчанским лесничеством не исполнена.

В соответствии со ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", таким образом, у зарегистрированного лесного участка как объекта недвижимости должен быть кадастровый паспорт, так как статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. Так в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Отсутствие кадастрового учета лесного участка ставит под сомнение проведенные регистрационные действия по регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, так как отсутствует сам объект учета –объект недвижимого имущества.

Администрация Омсукчанского района не оспаривает факт нахождения и регистрации на территории Омсукчанского района земель лесного фонда.

Но при этом, как видно из постановлений администрации Омсукчанского района от 29.12.2009года №539 и от 31.12.2010года №513 «Об утверждении отчета о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» (отчет подготовлен государственным органом –Межрайонным Магаданским отделом Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу) территория Омсукчанского района состоит не только из лесного фонда. Так имеются земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли запаса и конечно земли промышленности.

Как видно из отчета, изменений площади земель по категориям за последние годы не происходило.

Вместе с тем, договоры аренды земельных участков предоставленных в пользование СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» на основании постановления главы администрации Омсукчанского района от 30.11.2001года №258: под автодорогу на 76км Гербинской трассы – месторождения «Джульета»; под карьеры для реконструкции автодороги; под временный поселок, зарегистрированы в Управлении Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу. Так же зарегистрированы все дополнительные Соглашения о продлении срока аренды и об изменении арендной платы, в том числе и постановление администрации Омсукчанского района от 05.12.2011года №616 с дополнительным Соглашением о продлении срока аренды до 30.11.2015года.

Данные земельные участки состоят на кадастровом учете в государственном кадастре земель со следующими кадастровыми номерами: , категория земель –земли промышленности. Соответственно на них имеются кадастровые паспорта и место расположения земельных участков определено и может быть сличено с картографическими материалами.

Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных сведений о недвижимом имуществе.

То есть спорные земельные участки как объект недвижимости сформированы, внесены и учитываются в государственном кадастре.

Ранее постановлением администрации Магаданской области от 13.10.2005 N 175-па "О кадастровой стоимости земель промышленности и земель иного специального назначения Магаданской области" была утверждена кадастровая стоимость земель промышленности, в т.ч. и спорных земельных участков. Данное постановление утратило силу с 01 января 2011года, в связи с принятием постановления администрации Магаданской области от 08.04.2010 N 177-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения в Магаданской области", в котором спорные земельные участки так же имеются.

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлен порядок проведения государственной регистрации прав.

Таким образом, государством в лице уполномоченного органа дана соответствующая оценка договоров аренды и проведена правовая экспертиза сделок (договоров аренды) и предоставленных права устанавливающих документов (постановлений администрации Омсукчанского района) на предмет соответствия действующему законодательству.

Согласно Протокола о лесонарушении №01 от 16 января 2012года составленного старшим государственным лесным инспектором ТО ДЛХ «Омсукчанское лесничество» ФИО6 им выявлено нарушение земельного законодательства и установлен факт самовольного использования лесов.

Инспектор указал, что данное нарушение земельного законодательства выразилось в том, что СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» по договору №23-А-2001 от 30.11.2001года арендует земельный участок (категория –земли промышленности) общей площадью -85,6га. под автодорогу, а фактически использует под нее -133га., то есть ширина дороги существенно больше чем отведено по договору.

Как указано в пункте 2 протокола –Место совершения лесонарушения –Лесной участок вдоль временной автодороги.

Таким образом, государственным лесным инспектором ФИО6 составлен протокол в соответствии с его полномочиями по контролю за использованием земель лесного фонда, что на наш взгляд является доказательством, что автодорога находящаяся на 76км Гербинской трассы –месторождение «Джульетта» находится на землях промышленности.

Более того, в это же время проводилась проверка земельного законодательства главным (заместителем) государственным инспектором по использованию и охране земель Омсукчанского района Горбачевой, которым так же выявлено нарушение СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» использование земельного участка, в виде превышения использования земли отведенной под действующую автодорогу на месторождение «Джульетта».

Таким образом, инспекторами установлено нарушение в части самовольного захвата и использования СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» дополнительного земельного участка лесного фонда и каких-либо замечаний или нарушений по использованию спорного земельного участка предоставленного администрацией Омсукчанского района в аренду предприятию под автодорогу не установлено.

Согласно действующему законодательству на момент вынесения постановления главы администрации Омсукчанского района от 30.11.2001года №258 предметы ведения местного самоуправления включали в себя вопросы местного значения и отдельные вопросы государственного значения, переданные органам местного самоуправления в порядке, установленном федеральным и областным законодательством (ст. 12 Закона Магаданской области от 19.02.1996 N 4-ОЗ "О местном самоуправлении в Магаданской области").

В соответствии со статьями 22, 28 Земельного кодекса РФ, законом Магаданской области от 06.05.2000 N 122-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления города Магадана и районных муниципальных образований Магаданской области государственными полномочиями по переводу лесных земель в лесах третьей группы в нелесные земли" в 2001году на основании постановления главы администрации Омсукчанского района от 30.11.2001года №258 СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» предоставлены земельные участки общей площадью -91,5га в аренду сроком на 5лет.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм законодательства администрация Омсукчанского района действовала в пределах предоставленных ей полномочий.

Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Из пояснений представителя Территориального Управления Росимущества спорные земельные участки в Реестре федерального имущества не числятся.

Таким образом, до разграничения государственная собственность на земельные участки, распоряжение ими осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и постановление главы администрации Омсукчанского района от 05.11.2011года №616 вынесено в рамках действующего законодательства и предоставленных администрации Омсукчанского района законодательством Российской Федерации полномочий.

Таким образом, принятые администрацией Омсукчанского района постановления о предоставлении в аренду СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» и продлении срока аренды земельных участков, соответствуют действующему законодательству и не затрагивают земли лесного фонда (т.2 л.д. 78-85).

Суд, выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, проверив материалы, представленные доказательства, пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, постановлением главы администрации Омсукчанского района от 27.10.1994 года № 270 из гослесфонда изъят земельный участок площадью 85,6 га и предоставлен Омсукчанской горно-геологической компании во временное пользование сроком на три года под временную дорогу 76 км Гербинской трассы - месторождение «Джульетта» для внутрихозяйственного использования в период разведки и начальной стадии разработки месторождения (т.2 л.д. 89).

Указанное постановление главы администрации вынесено на основании действующего в тот период времени законодательства Российской Федерации.

Так, согласно статье 13 Основ Лесного законодательства Российской Федерации, (утративших силу в связи с введением Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ), лесной фонд в Российской Федерации относится к первой, второй и третьей группам лесов.

В соответствии со статьей 16 Основ Лесного законодательства Российской Федерации к третьей группе относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для экологических функций этих лесов.

Статья 22 указанных Основ устанавливала, что Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

При переводе лесных земель в нелесные лесопользователем вносится плата, устанавливаемая районными (городскими) Советами народных депутатов на основании кадастровой оценки изымаемого участка и направляется в районный бюджет района (городской бюджет города).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1064 «О Порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом», установлено, что перевод лесных земель в нелесные в лесах второй и третьей групп для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов Москвы и Санкт - Петербурга по представлению соответствующих комитетов по земельным ресурсам и землеустройству и государственных органов управления лесным хозяйством.

Согласно, пункта 2, пункта 9 статьи 14 Закона Магаданской области «О местном самоуправлении в Магаданской области» от 19.02.1996 года № 4-ОЗ (в редакции Закона от 29.11.2005 N 630-ОЗ) следует, что к одним из предметов ведения районных муниципальных образований относятся:

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, находящейся в собственности данного муниципального образования;

9) контроль за использованием земель на территории районного муниципального образования.

Согласно постановления Администрации Магаданской области от 21 июня 1994 года № 133 «О передаче полномочий администрации области в ведение районных администраций в переводе лесов III группы в нелесные» следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов в краевой, областной администрации» и необходимостью предоставления земель для горнодобывающей промышленности в установленные законодательством сроки, главам районных администраций делегировано право перевода лесных земель в нелесные в лесах III группы, их изъятие и предоставление землепользователям.

Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РСФСР (в редакции Указа от 24.12.93 N 2287) следует, что после утверждения проекта и включения объекта в план строительства предприятие, учреждение, организация обращаются в Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. При уточнении места расположения объекта или увеличении площади участка предприятие, учреждение, организация проводят дополнительные согласования с собственником земли, землевладельцем, землепользователем, арендатором.

По поручению местных Советов народных депутатов подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам. Совет народных депутатов рассматривает указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления.

Копия решения (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается заинтересованным предприятию, учреждению, организации в семидневный срок с момента его принятия.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287 полномочия Совета народных депутатов, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.

Впоследствии постановлением главы администрации Омсукчанского района от 30.11.2001 года № 258 СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» предоставлены в аренду сроком на 5 лет земельные участки общей площадью 91,5 га, расположенных в лесах III группы Омсукчанского лесхоза для использования:

под временную автодорогу «76 км. Герба-Омсукчан-месторождение «Джульетта» по 85,6 га;

- под карьеры реконструкции автодороги на общей площади 4,9 га;

- под временный поселок автодорожников на 60 км автодороги площадью 1,0 га (т.1 л.д. 4).

В дальнейшем срок аренды земельного участка, площадью 91,85 га, предоставленного СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» продлевался, что подтверждается постановлениями главы администрации Омсукчанского района № 324 от 09.11.2006 года (т. 1 л.д. 5-6).

В соответствии с постановлением и.о. главы администрации Омсукчанского района Шурхно А.В. СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» от 05.12.2011 года № 616 продлен срок аренды земельного участка общей площадью 91,85 га сроком до 30 ноября 2012 года, предоставленного постановлением главы администрации Омсукчанского района от 30.11.2001 г. № 258 под автодорогу «76 км. Герба-Омсукчан-месторождение «Джульетта», карьеры, временный поселок дорожников. Категория земель – земли промышленности (т.1 л.д. 7).

Согласно, кадастровых паспортов земельных участков установлено, что указанные земельные участки с кадастровыми номерами: зарегистрированы в кадастровых паспортах как земли промышленности (т.1 л.д. 37-50). Данный факт подтвердила в судебном заседании 02 марта 2012 года свидетель ФИО7 как представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации. Свидетель ФИО7 пояснила, что у этих земель имеется обременение – аренда (т. 1 л.д. 226).

В соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 08 апреля 2010 года № 177-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначении в Магаданской области» утверждена кадастровая стоимость земель участков в составе земель промышленности и иного специального назначения в Магаданской области. Кадастровая стоимость в этом постановлении указана и по земельным участкам, переданным СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» на основании постановления и.о. главы администрации Омсукчанского района Шурхно А.В. от 05.12.2011 года № 616 (т.1 л.д. 111-113).

Из отчетов о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям в границах муниципального образования «Омсукчанский район» (Приложения к постановлениям администрации Омсукчанского района от 29.12.2000 г., № 539, от 31.12.2010 года № 513) следует, что на территории Омсукчанского района имеются в наличии помимо земель лесного фонда, также земли промышленности, земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений (т.1 л.д. 27-30).

Судом исследовано свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации на объект права: лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 16127339 га, адрес объекта: Магаданская область. Расположен на территории Омсукчанского и Северо-Эвенского районов «Омсукчанское лесничество» (т.1 л.д. 8).

В силу ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ.

Согласно пункта 5 части 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

В соответствии с пунктами 3, 6 статьи 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 3 статьи 7) и площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с установленных в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требований, если объектом недвижимости является земельный участок.

В силу пункта 2 части 1 статья 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в состав необходимых для кадастрового учета документов, входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии со статьями 38, 39 указанного федерального Закона межевый план (границы местоположения земельных участков) должен быть согласован с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

Доказательств, подтверждающих, что лесной участок с общей площадью 16127339 га состоит на кадастровом учете, суду не представлено.

Отсутствие кадастрового паспорта на лесной участок с общей площадью 16127339 га в Росимуществе в Магаданской области подтвердил свидетель ФИО8, являющийся представителем ТУ Росимущества в Магаданской области, который пояснил, что в Росимуществе отсутствует картографический материал, а государственный учет буде т осуществляться только с 01.01.2012 года.

Ввиду изложенного, суд считает, что требования прокурора Омсукчанского района Магаданской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконными действия должностного лица – исполняющего обязанности главы администрации Омсукчанского района Шурхно Анжелы Владимировны по принятию постановления от 15.12.2011 года № 616, об обязании главы администрации Омсукчанского района устранить нарушения закона, не подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено, что постановление № 6161 от 15.12.2011 года вынесено и.о. главы администрации Омсукчанского района Шурхно А.В. законно и обоснованно, предоставленные в аренду земли СП ЗАО «Омсукчанской ГГК» являются землями промышленности, что подтверждается исследованными судом доказательствами. Изъятие из гослесфонда Омсукчанского лесхоза указанных земельных участков главой администрации Омсукчанского района и предоставление их во временное пользование Омсукчанской ГГК произведено в соответствии с законодательством, действующим на момент вынесения постановления главы администрации Омсукчанского района от 27.10.1994 года № 270 «О предоставлении земельного участка». Доказательств, подтверждающих, что указанные в постановлении № 616 от 15.12.2011 года земельные участки не относятся к землям промышленности, суду не представлено. Кроме того, суд при вынесении решения учитывает и тот факт, что прокурор не имел права обращаться в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц, так как земли, указанные в постановлении № 616 от 15.12.2011 года являются землями промышленности. В связи с чем, права какого-либо неопределенного круга лиц в этом случае не нарушаются. В данном случае, прокурор мог обратиться в суд только в защиту прав и законных интересов Российской Федерации.

К показаниям свидетелей ФИО8, ФИО9, данные в судебном заседании 02 марта 2012 года (т.1 л.д. 222-227) о том, что земельные участки с кадастровыми номерами , общей площадью 91,5 га, выделенные СП ЗАО «Омсукчанская ГГК», являются в собственности Российской Федерации, о том, что имеются решения арбитражных судов о том, что эти земли исключены из кадастрового учета как земли промышленности, суд относится критически, так как показания указанных свидетелей опровергаются исследованными судом доказательствами, в том числе исследованными судом решениями Арбитражного суда Магаданской области, постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда, постановлениями арбитражного суда Дальневосточного округа (т.1 л.д. 151-220).

    

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                     Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления прокурора Омсукчанского района Магаданской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконными действия должностного лица – исполняющего обязанности главы администрации Омсукчанского района Шурхно Анжелы Владимировны по принятию постановления от 15.12.2011 года № 616, об обязании главы администрации Омсукчанского района устранить нарушения закона.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд путем подачи жалобы через Омсукчанский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня, следующего за днем вынесения решения в окончательной форме.

Установить дату изготовления мотивированного решения 19 октября 2012 года.

Председательствующий                      Г.В.Егоркина