Обвинительный приговор в отношении Третьякова М.Н. по ч.3 ст. 264 УК РФ (№ 1-169/2012)



Дело № 1-169(12)

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

12 июля 2012 года г. Омск

Судья Омского районного суда Омской области Печеницын А.В., с участием государственных обвинителей – старшего помощника прокурора Омского района Омской области Липницкой И.М., помощника прокурора Омского района Омской области Сосункевича С.С., подсудимого Третьякова М.Н., защитника-адвоката Ивониной Е.Г., представившей удостоверение и ордер , при секретаре Тайчиной Е.В., с участием потерпевших Б.К.Ю. и А.С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Третьякова М.Н., ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ,

- обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Подсудимый Третьяков М.Н. совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате которого один человек получил тяжкий вред здоровью, а второй погиб. Данное преступление было совершено им при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ около 19 часов 10 минут, Третьяков М.Н. управляя личным, технически исправным автомобилем марки «МАРКА АВТО», государственный регистрационный знак , грубо нарушив Правила дорожного движения РФ, а именно:

п. 1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил,

п. 1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда,

п. 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам,

п. 11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам,

п. 11.7. Если встречный разъезд затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу,

а также требования горизонтальной дорожной разметки 1.1 - разделяющей транспортные потоки противоположных направлений и обозначающей границы полос движения в опасных местах на дорогах, которую пересекать запрещается,

Имея небольшой опыт вождения на вышеуказанном автомобиле (менее 2-х лет), следуя по автодороге «Омск-Черлак», в направлении <адрес> со скоростью около 60 км/ч, в районе <адрес>, проявив преступную небрежность, проигнорировав требования горизонтальной дорожной разметки в виде одинарной сплошной линии (1.1), разделяющей транспортные потоки противоположных направлений и обозначающей границы полос движения в опасных местах на дорогах, которую пересекать запрещается, преступил к выполнению маневра – обгона двигавшегося впереди в попутном направлении с более низкой скоростью неустановленного следствием грузового автомобиля, при этом не убедился, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, выехал на полосу встречного движения и своими действиями создал помеху для движения и аварийную обстановку водителю автомобиля марки «МАРКА АВТО», государственный регистрационный знак - А.Н.В., который следовал по данной полосе во встречном направлении и находился на небольшом расстоянии от него, а затем допустил столкновение с данным автомобилем, на полосе движения последнего.

В результате произошедшего ДТП пассажиру автомобиля марки «МАРКА АВТО», государственный регистрационный знак А.С.В., были причинены телесные повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью, а пассажир автомобиля марки «МАРКА АВТО», государственный регистрационный знак Б.С.Н. от полученных травм скончалась на месте ДТП до приезда бригады скорой помощи.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, у А.С.В. повреждения в виде открытой черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга тяжелой степени с кровоизлиянием под оболочки и в вещество головного мозга, перелома костей свода и основания черепа, множественных рвано-ушибленных ран, кровоподтеков в области волосистой части головы и лица, закрытой травмы груди, множественных переломов ребер слева с повреждением левого легкого, сопровождавшихся травматическим левосторонним гемопневмотораксом, ушиба средостения, рвано-ушибленной раны левого локтевого сустава с повреждением кубитальной вены, закрытого перелома диафиза левой плечевой кости, закрытого перелома левого надколенника, закрытого перелома диафиза левой бедренной кости в совокупности причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Могли образоваться от действия тупых твердых предметов, в том числе в срок и при обстоятельствах, указанных в предварительных сведениях.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ: 1. Основной причиной смерти гр. Б.С.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. явилась сочетанная травма головы, груди, живота и левой верхней конечности с развитием шока смешанного генеза (травматический и геморрагический), что и явилось непосредственной причиной смерти.

2. Давность наступления смерти на момент исследования трупа в морге составляет до 1 суток.

3. При судебно-медицинском исследовании трупа обнаружены следующие повреждения: - открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, субарахноидальные кровоизлияния лобных долей головного мозга, перелом основания черепа кровоизлияния в мягкие ткани головы, рваная рана головы, закрытая травма груди: перелом правой ключицы, множественные двусторонние переломы ребер, ушибы и разрывы легких, кровоизлияния в корни легких и парааортальную клетчатку, кровоизлияния в мягкие ткани груди, закрытая травма живота: разрывы печени и селезенки, закрытый перелом костей левого предплечья с кровоизлияниями в мягкие ткани, кровоподтек и множественные (5) ссадины тела. Все обнаруженные повреждения могли образоваться одномоментно или в короткий промежуток времени от травматического действия тупых твердых предметов, что возможно могло иметь место в условиях дорожно-транспортного происшествия, при нахождении пострадавшего в салоне движущегося транспортного средства. Данные повреждения причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения и находятся в причинной связи с наступлением смерти.

4. Каких-либо других повреждений, признаков возможного наезда, переезда колесами транспортного средства через части тела потерпевшего или волочения тела колесами транспортного средства при исследовании трупа не обнаружено.

5. При судебно-химическом исследовании крови трупа этанол не обнаружен.

Подсудимый Третьяков М.Н. вину свою признал в полном объеме и по существу дела показал, что в личную собственность он приобрел автомобиль МАРКА АВТО государственный номер , ДД.ММ.ГГГГ. Водительское удостоверение он получил в 2010 году. В целом у него стаж управления автомобилем около 2-х лет. С Б.С.Н. они были коллегами по работе. В конце января 2012 года с коллегами по работе решили устроить корпоративный вечер в каком-либо загородном санатории. С этой целью он ДД.ММ.ГГГГ с Б.С.Н. поехали в санаторий «Оазис». Решив все вопросы, около 18 часов, они поехали обратно в <адрес> по Черлакскому тракту. Он был за рулем своего автомобиля, Б.С.Н. сидела на переднем пассажирском сидении. Оба они были пристегнуты ремнями безопасности. Погода была нормальной, осадков не было, асфальт был сухой, края проезжей части были заснежены, видимость была нормальной, был включен ближний свет фар автомобиля. Была ли разметка в центральной части дороги, сказать не может, т.к. центр проезжей части тоже был заснеженным. На тот период машина в его пользовании находилась всего 6 дней. Машина была технически исправна. В районе 52 километра автодороги Омск-Черлак, он двигался в направлении <адрес>, со скоростью около 60 км/ч. В какой-то момент он приблизился к грузовому автомобилю «МАРКА АВТО» двигавшемуся в попутном направлении, который перед этим выехал с боковой дороги. Он решил обогнать данный автомобиль. Он прижался к левому краю своей полосы движения и посмотрел на полосу встречного движения. На данной полосе вблизи никого не было. После чего, он принял решение обогнать автомобиль «МАРКА АВТО». Для этого выехал на полосу встречного движения. Поравнявшись с «МАРКА АВТО», но не доехав кабины данной автомашины, которая была с прицепом, он увидел, что навстречу со значительной скоростью движется легковой автомобиль. Расстояние до этого автомобиля было примерно 20-30 метров. Ранее он указанный автомобиль не заметил, видимо потому, что тот светлого цвета и слился с горизонтом. Чтобы избежать столкновения, он резко нажал на педаль тормоза, юзом машину стало смещать в сторону «МАРКА АВТО», тащить автомашину под прицеп. Чтобы выровнять машину, он отпустил педаль тормоза и с целью избежание столкновения повернул влево по ходу своего движения к обочине. Он уже начал смещаться к левой обочине, но столкновение избежать не удалось, произошло столкновение на полосе встречного движения у края проезжей части со встречным автомобилем. От сильного удара в правую часть автомобиля, возникшего в результате столкновения, он кратковременно потерял сознание. Через некоторое время он пришел в сознание. Б.С.Н. находилась на своем сидении, признаков жизни не подавала. Он самостоятельно вышел из машины, и попытался вытащить Б.С.Н. из машины, но ноги последней оказались зажаты передней консолью и деталями кузова машины. Вытащить из машины Б.К.Ю. самостоятельно ему не удалось. Его машина стояла на обочине, правой стороной была обращена в направлении <адрес>. Встречная машина «МАРКА АВТО» также была на обочине и передней частью была направлена к <адрес>, и частично её задняя левая часть оставалась на проезжей части. Затем он услышал, чей-то голос в машине «МАРКА АВТО». Подбежав к данной машине, открыл водительскую дверь, помог выйти водителю, водитель затем попросил помочь его жене. Он оббежал машину, попытался открыть переднюю пассажирскую дверь данной машины, но дверь не открывалась. После чего, кто-то еще остановился из проезжавших мимо, и им помогли вытащить из салона пассажирку данной машины. Через некоторое время прибыла «Скорая помощь». Водителя и пассажира машины, с которой произошло столкновение, увезли в больницу. Медицинские работники Б.С.Н. ничем помочь не смогли, констатировали её смерть. Прибывшие работники МЧС извлекли из салона машины Б.С.Н. уже мертвой. Им были получены небольшие ушибы тела. Помощь медицинские работники ему оказали на месте ДТП. Он оставался на месте ДТП до прибытия сотрудников полиции и участвовал при проведении осмотра места происшествия и при составлении схемы. После составления схемы и протокола осмотра он подписал документы, и согласен со схемой и протоколом осмотра. Потерпевшим в счет возмещения морального вреда он выплатил по 65 000 рублей каждому. Исковые требования признает частично. Иск А. признает на сумму 80 000 рублей и с учетом выплаченного, осталось выплатить на сумму 15 000 рублей. Иск Б.К.Ю. признает на сумму 150 000 рублей и с учетом выплаченного, осталось выплатить на сумму 85 000 рублей.

Стороной обвинения по данному факту преступления представлены следующие доказательства.

Потерпевший Б.К.Ю. суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ хотел отвезти супругу Б.С.Н. к подруге, но та отказалась. Сказала, что сама доедет. Ушла из дома. До 23 часов звонков от супруги не было. Он подумал, что та встретилась с подругами и засиделась. Поэтому не звонил жене. В 23:30 набрал номер супруги, телефон оказался отключенным. В 23:40 раздался звонок из дежурной части ОМВД России по <адрес> и следователь ему сообщил, что в дорожно-транспортном происшествии погибла его жена. Он приехал в дежурную часть. Со слов дежурного следователя ему стало известно, что жена ехала с подсудимым в <адрес> со стороны <адрес> и подсудимый выехал на полосу встречного движения, хотел обогнать МАРКА АВТО, столкнулся со встречной автомашиной. В результате чего погибла его жена. У него остался ребенок 12 лет и тесть, которому 70 лет и имеет заболевание глаз. За тестем нужен уход. Он понес нравственные и моральные страдания, поэтому просит взыскать с подсудимого компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей. Ему была выплачена часть денег, указанных в расписках, но он их в сумму иска не учитывает. Просит подсудимого не лишать свободы, но прав лишить на весь имеющийся срок. За все время подсудимый к нему не подходил и извинений не приносил. Такая попытка была сделана только в суде, но ему уже этого не надо, т.к. прошло много времени.

Потерпевшая А.С.В. суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ она вместе с мужем на автомашине МАРКА АВТО ехала из <адрес>. За рулем находился её муж А.Н.В., она сидела на переднем пассажирском сидении. Ремнем безопасности она пристегнута не была. Видимость в направлении движения была хорошей. Была ясная, морозная погода. Покрытие дороги было асфальтное, гололеда не было. Ширину проезжей части она сказать не может. На улице еще было светло. Она не может сказать, был, включен свет фар или нет. Ехали они со скоростью 100 км/час, по своему центру проезжей части. На 52 км Черлакского тракта из-за грузовой автомашины, которая ехала в <адрес>, и стала с ними равняться, выскочила легковая автомашина, под управлением подсудимого. Расстояние было небольшим. Были ли включена фары у данной автомашины, она также сказать не может. Произошел лобовой удар. Автомашина осталась стоять на дороге. Она хотела открыть двери со своей стороны, но не смогла. Потеряла сознание. Очнулась в машине скорой медицинской помощи и опять потеряла сознание. Очнулась окончательно только в больнице, где пробыла два месяца и семь дней. Знает, что у их автомашины была разбита передняя часть, с её стороны выбито лобовое стекло. Сейчас находится на «больничном». Здоровья нет. Ребенку 5 лет, не может за ребенком ухаживать, уделять внимание. Просит взыскать с подсудимого в счет возмещения морального вреда 500 000 рублей. Просит подсудимого не лишать свободы, но чтобы возместил ущерб. К ней после аварии подсудимый приходил 1 раз в больницу и спрашивал, что ей нужно и какая нужна помощь. Прощение не просил. Есть с подсудимым договоренность, что будет добровольно выплачивать моральный вред. Материальный ущерб на сумму в 150 000 рублей не предъявляет, т.к. будет выплачивать страховая компания. Ей подсудимый выплатил часть денег, согласно имеющихся расписок. Просит эту сумму вычтить из 500 000 рублей.

По ходатайству стороны обвинения и с согласия сторон, в порядке ст.281 УПК РФ, были оглашены показания свидетеля А.Н.В., которые он давал в ходе предварительного расследования, в связи с не явкой в суд.

Так, из оглашенных показаний свидетеля А.Н.В. следует, что в личном пользовании он имеет автомобиль ВАЗ 21101 государственный номер К 048 XР/55. Данным автомобилем он пользовался по генеральной доверенности с июля 2011 года. Машина до ДТП находилась в технически исправном состоянии. Его водительский стаж составляет около 12 лет. У него открыты категории в водительском удостоверении «A,B,C,D». ДД.ММ.ГГГГ около 19 часов он управлял данным автомобилем и двигался в направлении р.<адрес> со стороны <адрес>. На переднем пассажирском сидении находилась его жена А.С.В., 1982 года рождения. Они не были пристегнуты ремнями безопасности и ехали к его родителям, проживающим в <адрес>. В районе <адрес> он двигался со скоростью около 80 км/ч. Дорога была в хорошем состоянии, не заснеженная, асфальт был чистый, осадков не было. В это время немного стало темнеть, но видимость была хорошей, почти как днем. У него был включен ближний свет фар. На его полосе движения транспортных средств не было. Во время движения он увидел приближающийся во встречном направлении, по встречной полосе автомобиль «Камаз». Приближаясь к данному грузовому автомобилю и почти с ним поравнявшись, он увидел, что прямо перед ним, примерно за 10 метров до него, «выскочила» из-за автомобиля «МАРКА АВТО» легковая машина. Он сразу же нажал на педаль тормоза, и во время торможения он повернул руль вправо, но столкновения избежать не удалось. Произошел удар в правую часть встречного автомобиля МАРКА АВТО. Удар произошел на его полосе движения. После удара встречный автомобиль отбросило на правую обочину по ходу его движения, его машину также сместило вправо. У его автомобиля оказалась наиболее поврежденной передняя часть. У автомобиля МАРКА АВТО была наиболее поврежденной правая сторона. От сильного удара он потерял сознание. Через некоторое время он пришел в сознание. Его жена находилась на своем сидении в бессознательном состоянии. Передние двери его автомобиля оказались заклиненными, и он самостоятельно не мог выйти из своей машины. Затем жена стала приходить в сознание, стала кричать, говорила, что не чувствует ногу и руку. Затем кто-то подошел к его машине и открыл заднюю левую дверь, а затем водительскую дверь. Он находился около своей жены, и ожидал скорую помощь, которая приехала примерно через 10-15 минут. Жену на автомобиле скорой помощи увезли в больницу. После того, как жену увезли на автомобиле скорой помощи, то примерно через 10 минут приехал еще один автомобиль скорой помощи. На данном автомобиле его также доставили в ГБ-1 <адрес>, где оказали первую помощь. Ему предложили стационарное лечение, но он от стационарного лечения отказался. У него было сотрясение головного мозга, ушиб грудной клетки, и повреждения мягких тканей конечностей. Каких-либо переломов у него не было. Осмотр места происшествия, осуществлялся без его участия. После ДТП его автомобиль был транспортирован по адресу: <адрес> (л.д.96).

-Сообщение отдела полиции «Р.», в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ около 19 часов 20 минут <адрес> произошло ДТП в виде столкновения автомобилей «МАРКА АВТО» государственный номер и «МАРКА АВТО» государственный номер с пострадавшими (л.д.3);

-Сообщение из лечебного учреждения по телефону о том, что ДД.ММ.ГГГГ около 20 часов 50 минут в ОКБ-1 им. Кабанова доставлена после ДТП гр. А.С.В., 1982 года рождения, с диагнозом: ОЧМТ, УГM, закрытый перелом левого бедра, тяжелая сочетанная травма, пострадавшая госпитализирована (л.д.4);

-Сообщение из лечебного учреждения по телефону о том, что ДД.ММ.ГГГГ около 21 часа 10 минут в ОГКБ-1 им. Кабанова доставлен гр. А.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с диагнозом: ЗЧМТ, СГМ, рвано-ушибленная рана головы. Пострадавший от госпитализации отказался, пояснил, что повреждения получил во время ДТП на Черлакском тракте (л.д.5);

-Акт <адрес> освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Третьяков М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был трезв (л.д.10);

-Протокол <адрес> о задержании транспортного средства и акт приемки-передачи ТС, согласно которых была изъята автомашина МАРКА АВТО государственный номер и передана на стоянку, восстановлению автомашина не подлежит (л.д.12,13);

-Акт судебно-медицинского исследования трупа от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что 1. Основной причиной смерти гр. Б.С.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. явилась сочетанная травма головы, груди, живота и левой верхней конечности с развитием шока смешанного генеза (травматический и геморрагический), что и явилось непосредственной причиной смерти.

2. Давность наступления смерти на момент исследования трупа в морге составляет до 1 суток.

3. При судебно-медицинском исследовании трупа обнаружены следующие повреждения: - открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, субарахноидальные кровоизлияния лобных долей головного мозга, перелом основания черепа кровоизлияния в мягкие ткани головы, рваная рана головы, закрытая травма груди: перелом правой ключицы, множественные двусторонние переломы ребер, ушибы и разрывы легких, кровоизлияния в корни легких и парааортальную клетчатку, кровоизлияния в мягкие ткани груди, закрытая травма живота: разрывы печени и селезенки, закрытый перелом костей левого предплечья с кровоизлияниями в мягкие ткани, кровоподтек и множественные (5) ссадины тела. Все обнаруженные повреждения могли образоваться одномоментно или в короткий промежуток времени от травматического действия тупых твердых предметов, что возможно могло иметь место в условиях дорожно-транспортного происшествия, при нахождении пострадавшего в салоне движущегося транспортного средства. Данные повреждения причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения и находятся в причинной связи с наступлением смерти.

4. Каких-либо других повреждений, признаков возможного наезда, переезда колесами транспортного средства через части тела потерпевшего или волочения тела колесами транспортного средства при исследовании трупа не обнаружено.

5. При судебно-химическом исследовании крови трупа этанол не обнаружен (л.д.15-21), схема к акту (л.д.22,23);

-Протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, с участием водителя автомобиля Третьякова М.Н., схема к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия и фототаблица, из которых следует, что место ДТП расположено в районе <адрес>. В ходе осмотра места происшествия изъят автомобиль МАРКА АВТО государственный номер .

Место ДТП расположено на территории <адрес>, в районе <адрес>. Дорога федерального значения, уклона не имеет. Дорожное покрыто афальтобетонное, сухое, общей шириной 12,2 м, для двух направлений движения. Ширина каждой полосы по 6,1 м. Ширина обочин по 3,5 м. На участке дороги в районе места ДТП имеется горизонтальная дорожная разметка в виде одинарной сплошной белой линии разделяющей транспортные потоки противоположных направлений и в виде одинарных белых сплошных линий обозначающих края проезжей части. Место ДТП находится в зоне действия знака 5.23.1 «Начало населенного пункта», ограничивающего скорость движения транспортных средств до 60 км/ч. Место столкновения автомобилей расположено на полосе движения, по направлению в <адрес>, на расстоянии 1,9 м. от края проезжей части и на расстоянии 30.6 м. от указателя 52 км. в направлении <адрес>. До места столкновения автомобилей имеются следы торможения автомобиля МАРКА АВТО государственный номер длиной 11,7 м. Кроме того, на данной полосе и на правой обочине по направлению в <адрес> имеется осыпь осколков стекла и деталей транспортных средств на площади 27x6,2 м. Автомобиль МАРКА АВТО государственный номер передней частью обращен в направлении <адрес> с неполным разворотом по часовой стрелке и расположен большей своей частью на правой обочине по направлению в <адрес>. От задней левой оси данного автомобиля до места столкновения 1,3 м. От правого края проезжей части до оси заднего левого колеса 0,8 м. От оси переднего левого колеса данного автомобиля до края проезжей части 0,1 м. Автомобиль МАРКА АВТО государственный номер расположен на правой обочине по направлению к <адрес>, передней частью обращен к правому кювету. От задней правой оси данного автомобиля до передней левой оси автомобиля МАРКА АВТО государственный номер 1,7 м. От передней правой оси автомобиля МАРКА АВТО государственный номер до правого края проезжей части 2,9 м. (л.д. 25-35);

-Ксерокопия свидетельства о смерти, из которой следует, что Б.С.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61);

-Заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому: 1. Основной причиной смерти гр. Б.С.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. явилась сочетанная травма головы, груди, живота и левой верхней конечности с развитием шока смешанного генеза (травматический и геморрагический), что и явилось непосредственной причиной смерти. 2. Давность наступления смерти на момент исследования трупа в морге составляет до 1 суток. 3. При судебно-медицинском исследовании трупа обнаружены следующие повреждения: - Открытая черепно-мозговая травма: Ушиб головного мозга. Субарахноидальные кровоизлияния лобных долей головного мозга. Перелом основания черепа кровоизлияния в мягкие ткани головы. Рваная рана головы. Закрытая травма груди: перелом правой ключицы, множественные двусторонние переломы ребер. Ушибы и разрывы легких. Кровоизлияния в корни легких и пара аортальную клетчатку. Кровоизлияния в мягкие ткани груди. Закрытая травма живота: paзрывы печени и селезенки. - Закрытый перелом костей левого предплечья с кровоизлияниями в мягкие ткани. - Кровоподтек и множественные (5) ссадины тела. Все обнаруженные повреждения могли образоваться одномоментно или в короткий промежуток времени от травматического действия тупых твердых предметов, что возможно могло иметь место в условиях дорожно-транспортного происшествия, при нахождении пострадавшего в салоне движущегося транспортного средства. Данные повреждения причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения и находятся в причинной связи с наступлением смерти. 4. Каких-либо других повреждений, признаков возможного наезда, переезда колесами транспортного средства через части тела потерпевшего или волочения тела колесами транспортного средства при исследовании трупа не обнаружено. 5. При судебно-химическом исследовании крови трупа этанол не обнаружен (л.д.66-72);

-Фотографии с места ДТП, на которых изображено место дорожно-транспортного происшествия (л.д.88-90);

-Постановление о производстве выемки от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что автомобиль марки «МАРКА АВТО» государственный номер находится на территории <адрес>. Выемка указанного автомобиля необходима с целью его осмотра и установления доказательств, имеющих значение для уголовного дела (л.д.96);

-Протокол выемки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого с территории <адрес>, произведена выемка автомобиля марки «МАРКА АВТО» государственный номер , с целью его осмотра и отыскания доказательств, имеющих значение для уголовного дела (л.д.97-98);

-Протокол осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблица к нему, из которых следует, что автомобиль «МАРКА АВТО» государственный номер находится на территории <адрес>. Автомобиль не опечатан, двери автомобиля не заперты. Автомобиль имеет механические повреждения, наиболее выраженные в передней части. На момент осмотра передний бампер, радиаторная решетка и передние фары отсутствуют. Капот деформирован по направлению спереди назад и смещен со своего посадочного места. Деформация капота наблюдается по всей его поверхности и наиболее выражена в передней части. Левое переднее крыло также деформировано и смещено по направлению спереди назад к левой передней двери. Лобовое стекло разрушено и имеет сквозное отверстие в районе рулевого колеса. Правое переднее крыло также имеет деформацию в виде смятия металла и смещено по направлению спереди назад и к лобовому стеклу. Передняя правая дверь смещена со своего посадочного места по направлению спереди назад на расстояние до 3-х см. и зажато в проеме двери. Рукоятка двери отсутствует. Крыша салона в районе средней правой стойки имеет незначительную волнообразную деформацию. Панель приборов автомобиля имеет множество трещин. Рулевое колесо смещено со своего посадочного места к моторному отделу. Колеса автомобиля соответствуют модели транспортного средства, колесные диски выполнены из легкосплавного металла серебристого цвета. Колесный диск переднего правого колеса имеет деформацию и разрыв металла. Покрышка данного колеса также повреждена и сжатого воздуха в ней нет. Иные колеса повреждений не имеют. На покрышках имеются надписи: «Кама 175/70R13». При нажатии на педаль тормоза противодействие возникает в средней части хода педали. Подтекания технической жидкости в тормозной системе не обнаружено. Рулевое колесо в связи с имеющейся деформацией не вращается. Присутствующий при осмотре А.П.В. указал, что ДД.ММ.ГГГГ на автодороге Омск-Черлак при управлении данного автомобиля он попал в ДТП, и что до ДТП автомобиль был полностью технически исправным. По окончанию осмотра автомобиль не опечатывался (л.д.99-107);

-Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о признании и приобщении к уголовному делу вещественного доказательства, а именно автомобиля МАРКА АВТО» государственный номер (л.д. 108);

-Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении вещественного доказательства на хранение владельцу А.Н.В. на основании ч.2 п. 1 «а, б» ст. 82 УПК РФ (л.д. 109);

-Сохранная расписка А.Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в которой последний обязался сохранить автомобиль МАРКА АВТО государственный номер . признанный вещественным доказательством, до принятия судебного решения по уголовному делу (л.д.110);

-Исковое заявление, из которого следует, что Б.К.Ю. просит взыскать с Третьякова М.Н. в счет возмещения морального вреда деньги в сумме 1 000 000 рублей (л.д.111);

-Заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у А.Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения кровоподтеки, ссадины головы, ушибы мягких тканей, ссадины левой кист, в области обоих коленных суставов вреда здоровью не причинили, могли образоваться от воздействия тупого твердого предмета. Давность образования кровоподтеков, ссадин головы - незадолго до поступления в стационар, давность образования остальных повреждений определить не представляется возможным ввиду не полного объективного описания их в представленной мед. документации (л.д. 119);

-Постановление о производстве выемки от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что автомобиль марки МАРКА АВТО государственный номер находится на автостоянке <адрес>. Выемка указанного автомобиля необходима с целью его осмотра и установления доказательств, имеющих значение для уголовного дела (л.д.130);

-Протокол выемки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого с территории автостоянки <адрес> произведена выемка автомобиле марки МАРКА АВТО государственный номер , с целью его осмотра и отыскания доказательств, имеющих значение для уголовного дела.(л.д.131-133);

-Протокол осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблица к нему, из которых следует, что автомобиль МАРКА АВТО государственный номер находится на автостоянке <адрес>. Автомобиль не опечатан и не опломбирован, двери автомобиля не заперты. Автомобиль имеет механические повреждения, наиболее выраженные в правой центральной части. Передняя правая дверь отсутствует. Правая часть крыши, задняя правая дверь, порог правых дверей, переднее правое крыло имеют деформацию, направленную к центру салона на глубину до 37 см. Стекла с правой стороны автомобиля отсутствуют. Заднее правое крыло имеет деформацию в районе крышки бензобака. Передний бампер автомобиля без видимых повреждений. Передняя правая фара отсутствует. Капот справа деформирован и с проемом кузова не совмещается. Правый край капота имеет углообразную деформацию, направленную к моторному отделу на расстояние до 27 см. Лобовое стекло разрушено и имеет множество трещин по всей площади. Переднее левое крыло имеет незначительную деформацию и в передней своей части смещено к моторному отделу. Зазор между передним левым крылом и передней левой дверью увеличен до 3-х см. Задняя левая дверь и заднее левое крыло имеет деформацию в районе заднего левого колеса. Оси задних колес смещены влево на расстояние до 20 см. Задний бампер, заднее стекло и крышка багажника без повреждений. Зазор между крышкой багажника и левого заднего крыла увеличен на расстояние до 2,5 см. Колеса автомобиля соответствуют модели транспортного средства, колесные диски выполнены из легкосплавного металла серебристого цвета без видимых повреждений. Во всех колесах имеется сжатый воздух. Покрышки колес со средней степенью износа. ошипованные, на боковых поверхностях покрышек имеются обозначения и надписи: «Amtcl 175/65R14 82 M+S Nord Master». Передняя панель приборов имеет множественные повреждения, трещины и сколы, наиболее выраженные со стороны пассажирского переднего сидения. При вращении рулевого колеса усилие на управляемые колеса передается. При нажатии педали тормоза возникает упругое сдерживание. Подтекания технической жидкости в тормозной системе не обнаружено. Неисправностей рулевого управления и тормозной жидкости не выявлено. По окончанию осмотра автомобиль не опечатывался (л.д. 134-138);

-Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о признании и приобщении к уголовному делу вещественного доказательства - автомобиля МАРКА АВТО государственный номер (л.д. 139);

-Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении вещественного доказательства, а именно автомобиля МАРКА АВТО государственный номер на хранение владельцу Третьякову М.Н. на основании ч.2 п. 1 «а, б» ст. 82 УПК РФ (л.д. 140);

-Сохранная расписка Третьякова М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, в которой последний обязуется сохранить автомобиль МАРКА АВТО государственный номер , признанный вещественным доказательством, до принятия судебного решения по уголовному делу (л.д. 141);

-Заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у А.С.В. повреждения в виде открытой черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга тяжелой степени с кровоизлиянием под оболочки и в вещество головного мозга, перелома костей свода и основания черепа, множественных рвано-ушибленных ран, кровоподтеков в области волосистой части головы и лица, закрытой травмы груди, множественных переломов ребер слева с повреждением левого легкого, сопровождавшихся травматическим левосторонним гемо-пневмотораксом, ушиба средостения, рвано-ушибленной раны левого локтевого сустава с повреждением кубитальной вены, закрытого перелома диафиза левой плечевой кости, закрытого перелома левого надколенника, закрытого перелома диафиза левой бедренной кости в совокупности причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Могли образоваться от действия тупых твердых предметов, в том числе в срок и при обстоятельствах, указанных в предварительных сведениях (л.д.146-147);

-Ксерокопия свидетельства ТС, из которого следует, что автомобиль МАРКА АВТО государственный номер , принадлежит Третьякову М.Н. (л.д.163)

-Ксерокопия страхового полиса серии ВВВ , из которого следует, что Третьяков М.Н. имел страховку (л.д.165);

-Расписка, из которой следует, что А.С.В. получила от Третьякова М.Н. деньги в сумме 50 000 рублей, в счет возмещения морального вреда (л.д.166);

-Расписка, из которой следует, что Б.К.Ю. получил от Третьякова М.Н. деньги в сумме 50 000 рублей, в счет возмещения морального вреда (л.д.167);

-Расписка, из которой следует, что А.С.В. получила от Третьякова М.Н. деньги в сумме 15 000 рублей, в счет возмещения морального вреда (л.д.211);

-Расписка, из которой следует, что Б.К.Ю. получил от Третьякова М.Н. деньги в сумме 15 000 рублей, в счет возмещения морального вреда (л.д.212).

Совокупность исследованных доказательств по делу дает суду основание сделать вывод о том, что вина подсудимого Третьякова М.Н. в совершении преступления полностью нашла свое подтверждение.

В судебном заседании установлено, что Третьяков М.Н. в нарушении п.1.3, п.1.5, п.9.7,п.11.1, п.11.7 Правил дорожного движения, имея небольшой опыт вождения (менее 2-х лет), на своем автомобиле следуя по автодороге «Омск-Черлак», в направлении <адрес> со скоростью около 60 км/ч, в районе <адрес>, проявив преступную небрежность, проигнорировав требования горизонтальной дорожной разметки в виде одинарной сплошной линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений и обозначающей границы полос движения в опасных местах на дорогах, которую пересекать запрещается, преступил к выполнению маневра – обгона двигавшегося впереди в попутном направлении с более низкой скоростью неустановленного следствием грузового автомобиля, при этом не убедился, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, выехал на полосу встречного движения и своими действиями создал помеху для движения и аварийную обстановку водителю автомобиля марки «МАРКА АВТО», государственный регистрационный знак - А.Н.В., который следовал по данной полосе во встречном направлении и находился на небольшом расстоянии от него, а затем допустил столкновение с данным автомобилем, на полосе движения последнего.

В результате произошедшего ДТП пострадали пассажир автомобиля «МАРКА АВТО», государственный регистрационный знак А.С.В., которой были причинены телесные повреждения, относящиеся к тяжкому вреду здоровью по признаку опасности для жизни и пассажир автомобиля «МАРКА АВТО», государственный регистрационный знак Б.С.Н., которая от полученных травм скончалась на месте ДТП.

При этом допущенные Третьяковым М.Н. нарушения пунктов Правил дорожного движения находятся в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями.     

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями потерпевших, свидетеля, вышеуказанными письменными материалами уголовного дела, в частности протоколом осмотра места дорожно-транспортного происшествия и схемой к нему, фототаблицей, заключением экспертов и т.д.

Данные обстоятельства подтвердил и сам подсудимый Третьяков М.Н.

Анализируя вышеперечисленные доказательства, суд пришел к выводу, что все доказательства по преступлению, совершенному Третьяковым М.Н. собраны с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, согласуются между собой и являются допустимыми. В судебном заседании не было установлено обстоятельств, по которым то или иное доказательство по делу должно быть признано недопустимым.

При этом суд считает необходимым из обвинения подсудимого Третьякова М.Н. исключить квалифицирующий признак: «нарушение лицом, управляющим автомобилем Правил эксплуатации транспортных средств», как излишне вмененный, поскольку, подсудимым были нарушены Правила дорожного движения, а не правила эксплуатации транспортного средства, что указано и в предъявленном обвинении.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, действия Третьякова М.Н. следует квалифицировать по части 3 статьи 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и повлекшее по неосторожности смерть человека.

При определении вида и размера наказания, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, данные о личности Третьякова М.Н., который к уголовной ответственности привлекается впервые (л.д. 170), по месту регистрации, месту работы и месту прохождения срочной службы характеризуется положительно (л.д. 182, 183, 184, 186), на учете у врачей психиатра и нарколога не состоит (л.д. 171, 173), совершил преступление, отнесенное уголовным законом к категории преступлений средней тяжести, совершенных по неосторожности. Социально обустроен, работает.

Подсудимый Третьяков М.Н. вину признал в полном объеме, в содеянном раскаивается. Суд также учитывает молодой возраст подсудимого, а также то, что он добровольно частично возместил вред, причиненный его действиями.

    Данные обстоятельства, согласно ст. 61 УК РФ, суд признаёт, как смягчающие наказание подсудимому.

Обстоятельств отягчающих наказание подсудимому, в соответствии со ст. 63 УК РФ, судом не установлено.

С учетом изложенного, тяжести содеянного, личности подсудимого, наличием смягчающих обстоятельств и отсутствием отягчающих обстоятельств, мнения потерпевших, просивших не лишать подсудимого свободы, а также того, что большой общественной опасности Третьяков М.Н. не представляет и его перевоспитание возможно в условиях свободы, без изоляции от общества, суд считает возможным назначить подсудимому наказание, не связанное с реальным лишением свободы, с применением правил ст. 73 УК РФ. При этом, суд учитывает положение части 1 статьи 62 УК РФ, поскольку имеется смягчающее обстоятельство – добровольное возмещение морального вреда.

Кроме того, с учетом обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и личности подсудимого, который ранее привлекался к административной ответственности за нарушения ПДД (л.д. 178), суд считает необходимым применить к Третьякову М.Н. дополнительный вид наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.

Суд считает, что данное наказание будет соответствовать принципам справедливости и гуманности, соразмерно совершенному преступлению.

Исковые требования, заявленные потерпевшими - Б.К.Ю. о возмещении морального вреда в размере 1 000 000 рублей, А.С.В. о возмещении морального вреда в размере 500 000 рублей, с учетом их нравственных и физических страданий, материального положения подсудимого, с учетом уже выплаченной подсудимым суммы, а также принципа разумности, подлежат частичному удовлетворению.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 307,308 и 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать ТРЕТЬЯКОВА М.Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 УК РФ, за которое назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года 6 (шесть), с лишением права управлять транспортным средством сроком на 3 (три) года.

В силу ст. 73 УК РФ основное наказание осужденному Третьякову М.Н. считать условным с испытательным сроком 2 (два) года, с возложением обязанностей: 1) встать на учет в уголовно-исполнительную инспекцию в течение месяца после вступления приговора в законную силу; 2) не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных; 3) ежемесячно являться на регистрационные отметки; 4) не совершать административных правонарушений.

Меру пресечения осужденному Третьякову М.Н. – подписку о невыезде и надлежащем поведении – отменить, по вступлению приговора в законную силу.

Гражданский иск потерпевших Б.К.Ю., А.С.В. о возмещении морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с осужденного Третьякова М.Н. в пользу потерпевшего Б.К.Ю. в счет возмещения морального вреда 435 000 (четыреста тридцать пять) тысяч рублей, в пользу потерпевшей А. в счет возмещения морального вреда 235 000 (двести тридцать пять) тысяч рублей, в остальной части иск оставить без удовлетворения.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

Вещественные доказательства по делу, после вступления приговора в законную силу, определить следующим образом:

- автомобиль марки «МАРКА АВТО», государственный регистрационный знак , переданный по принадлежности А.Н.В. - оставить в его распоряжении;

- автомобиль марки «МАРКА АВТО», государственный регистрационный знак , переданный по принадлежности Третьякову М.Н. – оставить в его распоряжении.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 суток со дня его провозглашения.

В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, а также вправе поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Председательствующий: А.В. Печеницын