Дело № 2-1192/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Троеглазовой Н.А.,
при секретаре Вековцовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске «28» октября 2010 года гражданское дело № 2-1192/10 по иску Прокурора Омского района Омской области в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконными бездействий в части организации на территории поселения места захоронения соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, суд
УСТАНОВИЛ
Прокурор Омского района Омской области обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области с вышеуказанным требованием, указав, что в ходе выездной проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории Магистрального сельского поселения в п. Ребровка, расположено сельское кладбище, которое эксплуатируется с 1959 года, правоустанавливающих документов на общественное сельское кладбище не имеется, земельный участок под размещение места погребения в соответствии с требованиями законодательствами не отведен, границы кладбища не определены, положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы на новое место погребения получено не было. Таким образом, администрация Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства. Прокурор просил признать бездействия администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области незаконными в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать её организовать на территории поселения новое место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также сформировать земельный участок, занятый под Ребровское сельское кладбище, расположенное не территории Магистрального сельского поселения.
В рамках судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования: просила признать незаконными и противоречащими требованиям федерального законодательства бездействия администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения места захоронения соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать её организовать на территории поселения новое место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства до 01.03.2011 года, а также в срок до 01.03.2011 года сформировать земельный участок, занятый под Ребровское сельское кладбище, расположенное не территории Магистрального сельского поселения (л.д. 63).
В ходе судебного заседания помощник прокурора Омского муниципального района Омской области Данилова А.А. заявленные требования, с учетом уточнений поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и в пояснениях, данных в предыдущем судебном заседании.
Представитель ответчика - Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск из которого следует, что возражений против удовлетворения заявленных требований не имеет.
Выслушав пояснения помощника прокурора Омского района Омской области, изучив представленные доказательства, суд находит требование прокурора Омского района Омской области подлежавшим удовлетворению по следующим обстоятельствам:
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Указанный Закон в ч. 1 ст. 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения, согласно части 3 указанной статьи, возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются статьей 16 указанного Закона, а также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003, которым утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03».
В судебном заседание установлено, подтверждено согласованными пояснения сторон, ответом Администрации Магистрального с/п от 26.05.10 (л.д. 5), что в п. Ребровка Магистрального сельского поселения расположено сельское кладбище, которое эксплуатируется с 1958 года, правоустанавливающих документов не имеет, земельный участок под размещении места погребения в соответствии с требованиями законодательства не отводился.
Прокуратурой Омского района Омской области было направлено представление № 7-05-2010 от 27.05.2010 в Администрацию Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области «Об устранении нарушений требований законодательства о местном самоуправлении».
В ответ на данное представление, главой сельского поселения С.А. Комаринской был дан ответ от 26.06.10 № 02-19/81, из которого следует, что действительно на территории Магистрального сельского поселения расположено сельское кладбище – действующие, функционирует с 1959 года. Администрация сельского поселения существует с 1985 года, и разрешительными и землеотводящими документами на кладбище не располагает. Захоронение производилось на территории кладбища в границах земельного участка, огражденного рвом и воротами. В настоящее время ведутся работы по определению места будущего кладбища. Так как на территории сельского поселения нет свободных муниципальных земель, то решается вопрос об использовании невостребованных земельных паев бывшего ЗАО «Омское» (л.д. 9).
Письмом главы Магистрального сельского поселения от 12.07.2010 № 02-19/92, также подтверждается, что в настоящее время проводится работа по организации муниципального кладбища совместно с Администрацией Омского муниципального района Омской области, путем выделения невостребованных земельных долей (л.д. 7).
В материалах дела имеются также копии объявлений, опубликованных в газете «Омский пригород», закрепляющие список граждан, чьи земельные паи из бывших земель АОЗТ «Омское» Администрацией Магистрального сельского поселения отнесены к невостребованным земельным долям (л.д. 8, 42, 43).
Согласно землеустроительной документации и правоустанавливающим документам, собственниками земельных долей, расположенных на территории Ребровского кладбища являются, в том числе, следующие дольщики: Толкунов А.В., Ваганова Л.П., которые не отказывались от права собственности на данные участки земли, следовательно, использование их долей под место захоронение нарушает их право собственности, так как не позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом.
Таким образом, деятельность сельской администрации по выделению невостребованных земельных долей для последующего формирования земельного участка под места захоронения, также как и отказ некоторых сособственников от принадлежащих им прав собственности, а именно отказ Агеевой Н.П., Толкуновой Н.П., не свидетельствует о надлежащем исполнении Администрацией Магистрального сельского поселения ОМР своей обязанности по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающего требования федерального законодательства.
Судом установлено, что Администрация Магистрального с/п была организована в 1985 году. Таким образом, с момента образования сельского поселения и до настоящего времени прошло более 25 лет. Суд считает данный срок достаточным для исполнения обязанностей, возложенных федеральным законодательством.
Местоположение земельных участков, на которых располагаются места захоронения людей, определены в соответствии с копией Землеустроительного дела по установлению местоположения на местности проектных границ земельного участка.
Ст. 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также, должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Земельный участок под размещение места погребения на территории Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями законодательства не отведен, положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на новое место погребения не получено.
Следовательно, в судебном заседании установлено, что администрация Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Поскольку действиями администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области нарушаются права неопределенного круга лиц в области безопасности окружающей среды, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд находит требования прокурора Омского района Омской области законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С учетом особенностей материального положения Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области, суд находит возможным снизить размер госпошлины, подлежащий взысканию в доход местного бюджета, до 100 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Омского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконными и противоречащими требованиям федерального законодательства бездействия Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать Администрацию Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области в срок до 01 марта 2011 года организовать на территории поселения место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать Администрацию Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области в срок до 01 марта 2011 года сформировать земельный участок, занятый под сельское кладбище, расположенное на территории Магистрального сельского поселения.
Взыскать с Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 100 (Ста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья:
Решение не вступило в законную силу.