№ 2-1161/10 по иску Митиной Т.Т. к ГУПФ о признании права на досрочное назначение пенсии



Р Е Ш Е Н И Е № 2-1161/10

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Шибаевой Г.Б.,

при секретаре Колокольцевой И.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 29 июля 2010 года гражданское дело по иску Митиной Т.Т. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Омском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, о включении в специальный стаж периода работы, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком, о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, о взыскании судебных расходов, и

УСТАНОВИЛ:

Митина Т.Т. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в Омском районе отказа в назначении трудовой пенсии досрочно, об обязанности включить в специальный стаж:

- период работы в должности музыкального работника в детском ясли-сад № Номер обезличен с 18 мая 1983 года по 08 августа 1996 года;

- период работы в должности музыкального руководителя в детском саду «Омский» со 02 сентября 1996 года по 29 августа 2003 года;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 декабря 1998 года по 11 декабря 1998 года, с 13 сентября 2004 года по 25 сентября 2004 года;

- период нахождения по уходу за ребенком до 1,5 лет с 25 марта 1988 года по 02 августа 1989 года;

- период нахождения по уходу за ребенком до 3-х лет с 03 августа 1989 года по 13 августа 1989 года;

- период отсутствия кода льготы в выписке из лицевого счета с 13 сентября 2004 года по 25 сентября 2004 года ( курсы повышения квалификации);

- о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях в течение 25 лет с момента обращения с ноября 2008 года,

- о взыскании судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 200 руб.

В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования в части признания права на досрочную трудовую пенсию с момента обращения с 26 ноября 2008 года.

Из пояснений истца Митиной Т.Т. следует, что иск поддерживает. Педагогическую деятельность она осуществляет с 1983 года.

С 18 мая 1983 года по 08 августа 1996 года она работала в должности музыкального работником в детском ясли-сад № Номер обезличен ... области на полную ставку. Ее должность имела разные наименования, в одних документах указано, что она работала музыкальным руководителем, в трудовой книжке - музыкальным работником. Поэтому ей не включили в специальный стаж этот период работы, с чем она не согласна, т.к. фактически работала музыкальным руководителем. Музыкальный работник и музыкальный руководитель, это одно и тоже.

Со 01 сентября 1996 года по 31 августа 2003 года работала музыкальным руководителем в Омском ясли-сад на не полную ставку. Омский ясли-сад в 2000 году был переименован в детский сад «Омский». Данный период не включен в специальный стаж, с чем она не согласна, т.к. в этот же период с 14 октября 1996 года она работала по совместительству учителем музыки в МОУ «Омская СОШ» и педагогом дополнительного образования. Школа расположена в сельской местности.

С 01 сентября 2003 года по настоящее время она работает в МОУ «Омская СОШ» учителем музыки.

С 01 декабря 1998 года по 11 декабря 1998 года, с 13 сентября 2004 года по 25 сентября 2004 года она находилась на курсах повышения квалификации. В период нахождения на курсах повышения квалификации заработная плата за ней сохранялась, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Для учителей и преподавателей повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

2 февраля 1988 года у нее родился сын. С 25 марта 1988 года по 02 августа 1989 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, с 03 августа 1989 года по 13 августа 1989 года по уходу за ребенком до 3-х лет.

26 ноября 2008 года истец обратилась в Управление Пенсионного Фонда Омского района с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно, в связи с осуществлением педагогической деятельности более 25 лет. Решением комиссии от 14 мая 2009 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. Пенсионным Фондом из ее педагогического стажа были исключены перечисленные выше периоды работы, что является незаконным.

Из пояснений представителя ответчика ГУ УПФ в Омском районе Базановой О.В., действующей по доверенности, следует, что с иском управление не согласно.

В силу указания в статье 7 Закона № 173-ФЗ общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма - пункт 1 статьи 28, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан. занятым определенной профессиональной деятельностью. ранее общеустановленного возраста выхода па пенсию, то есть досрочною (льготного) назначения трудовой пенсии по старости.

П/п 19 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по возрасту. При этом, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ (пункт 2 статьи 28).

Решение вопроса о праве граждан на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с названной выше нормой осуществляется органами ПФР с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-11 «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».

Согласно правовой позиции, изложенной в упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, расчетный размер трудовой пенсии, а также продолжительность стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.01.2002г., могут быть исчислены либо по условиям и нормам пенсионного законодательства, действовавшего до 01.01.2002г, либо исходя из положений, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Указания на возможность одновременного применения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения до и после введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», упомянутый выше акт Конституционного Суда РФ не содержит.

Исчисление сроков выслуги лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, по состоянию на 01.01.2002г. осуществлялось с применением Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право па пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, а также Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, действующими соответственно до 1 ноября 1999 года и до 12 ноября 2002 года.

Период нахождения Митиной в отпусках но уходу за ребенком до 1,5 лет с 25.03.1988 по 02.08.1989 гг. не включен в специальный стаж, поскольку в соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» если период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место до 6 октябри 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения нрава на досрочное назначение пенсии по старости.

По мнению представителя ответчика не подлежит включению в специальный стаж Митиной отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с 03.08.1989 по 13.08.1989 гг.

Согласно ст. 256 Трудового Кодекса РФ «отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением назначения пенсии на льготных условиях)».

Учитывая Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей», с 1989 года увеличен срок дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста 3-х лет.

Одновременно с указанным Постановлением вступило в силу Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. №23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет».

В соответствии с абзацем 1 пункта 7 указанного разъяснения, действительно, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет... и т.д.

Далее, в абзаце 2 этой же статьи 7 разъяснений есть указание на то, что «Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».

Указанная позиция Пенсионного фонда по данному предмету спора поддержана в частности, в определении Конституционного суда РФ от 20.11.2008 г. № 869-О-О (пункт 4). Таким образом, нет оснований засчитывать в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации также не могут быть зачтены в льготный стаж, так как во время периодов нахождения на курсах повышения
квалификации отсутствует факт работы в льготных условиях в течение полного рабочего
дня, то указанные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж на основании п.
5 Разъяснения Министерства груда РФ от 22.05.1996 г. № 5, утвержденного
Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29, а также п. 4 Правил исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в
соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516.

Факт уплаты страховых взносов во время нахождения на курсах повышения квалификации является основанием для зачета этих периодов в страховой стаж, который необходимо отличать от специального стажа - стажа, при определенном ею количестве дающем право на досрочное пенсионное обеспечение. В данном случае речь идет о специальном педагогическом стаже, в который включается только работа по специальности в условиях рабочего времени при занятости в течение полного рабочего дня.

Периоды работы с 18.05.1983г. по 08.08.1996г. в детском ясли - сад № Номер обезличен в должности музыкального работника и с 02.09.1996г. по 29.08.2003г. в детском саду «Омский» в должности музыкального руководителя, не могут быть учтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, так как согласно п. 5 Правил, работа в должности музыкального руководителя, засчитывается в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы / должностной оклад/, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Период работы с 01.09.2000 по 31.08.2001 в детском саду «Омский» в должности музыкального руководителя не может быть зачтен в связи с тем, что согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, начиная с 01 сентября 2000г работа в должностях, дающих право на выслугу лет, засчитывается в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, а в вышеуказанный период Митина работала на 0,5 ставки.

В содержащихся перечнях учреждений и должностей (в исчерпывающем виде) в Списке, утвержденном постановлением № 463 не поименована такая должность, как «музыкальный работник»; в Списке, утвержденном постановлением № 1067 не поименовано такое учреждение как «ясли-сад» с соответствующими для истца правовыми последствиями в части пенсионного обеспечения.

Таким образом, с применением последовательно вступающего в действие законодательства, в льготный стаж Митиной зачтено время ухода за ребенком до 1,5 лет, но исключены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 03.08.1989 по 13.08.1989гг.; на курсах повышения квалификации с 01.12.1998 по 11.12.1998гг., с 13.09.2004 по 25.09.2004.гг., периоды работы в должности музыкального работника в детском ясли-саду № Номер обезличен с 18.08.1983 по 08.08.1996гг.; в должности музыкального руководителя в детском саду «Омский» с 02.09.1996 по 29.08.2003гг.

Поскольку в данном случае продолжительность стажа у Митиной на соответствующих видах работ оказалось недостаточной (9 лет 01 месяц 04 дня).

Вместе с тем, действующее пенсионное законодательство, в частности, положения пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, не предусматривают включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку в данные периоды не осуществляется работа по специальности в течение полного рабочего дня

Так, согласно абз. 5 ст. 256 Трудового Кодекса РФ отпуск по уходу за ребенком засчитывается матери и другому лицу, осуществляющему уход за ребенком (опекуну), в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности, кроме так называемых "досрочных пенсий", то есть стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку такие пенсии назначаются в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Кроме того, период отпуска по уходу за ребенком по своей правовой природе не может рассматриваться как профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в условиях, дающих право на льготное исчисление стажа.

В связи с изложенным, при втором подсчете продолжительность льготного стажа Митиной Т.Т. вновь не достигла установленной законом величины и составила 7 лет 02 месяца 15 дней.

Управлением было принято решение об отказе Митиной Т.Т, в установлении досрочной трудовой пенсии по возрасту в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ, поскольку при применении допустимых вариантов подсчета специального стажа ее продолжительность ни в одном из случаев не соответствует установленной пенсионным законодательством.

Кроме этого, в рассматриваемом случае необходимо учитывать, что в силу прямого указания в пункте 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» исключительное право па установление тождества профессий, должностей и учреждений, предусмотренных пенсионным законодательством, тем же должностям, профессиям и учреждениям, имеющим иные наименования, установленные работодателями либо иначе именовавшимся ранее, но, по сути, соответствующим им принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития РФ. При таких обстоятельствах полагает, что оспариваемое решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР в Омском районе основано на требованиях федерального законодательства и не может считаться неправомерным.

Выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Установлено, что гр. Митиной Т.Т. осуществляла и осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Так, с 18 мая 1983 года по 08 августа 1996 года истец работала музыкальным работника в детском ясли-сад № Номер обезличен ... области на полную ставку ( специальный стаж составляет 13 лет 2 месяца 21 день, подлежит включению ).

С 1 сентября 1996 года по 29 августа 2003 года она работала музыкальным руководителем в Омском ясли-сад на 0.5 ставки, с 14 октября 1996 года по совместительству учителем музыки в МОУ «Омская СОШ» ( специальный стаж составляет 6 лет 10 месяцев 15 дней с 14 октября 1996 года и подлежит включению).

С 01 декабря 1998 года по 11 декабря 1998 года, с 13 сентября 2004 года по 25 сентября 2004 года истец находилась на курсах повышения квалификации ( специальный стаж составляет 11 дн.+ 13 дн.) - эти периоды подлежит включению в специальный стаж.

С 25 марта 1988 года по 02 августа 1989 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, с 03 августа 1989 года по 13 августа 1989 года по уходу за ребенком до 3-х лет ( отпуска подлежат включению в специальный стаж).

С 01 сентября 2003 года по настоящее время она работает в МОУ «Омская СОШ» учителем музыки.

Педагогический стаж Митиной Т.Т., необходимый для назначения трудовой пенсии досрочно, на момент обращения в УПФ, т.к. 26 ноября 2008 года, составил более 25 лет. Эти обстоятельства подтверждаются:

- пояснениями истца;

- свидетельством о заключении брака между Митиным С.А. и Сидак Т.Т., согласно которому Митин и Сидак заключили брак 21 сентября 1979 года, в связи с чем Сидак присвоена фамилия супруга «Митина»;

- свидетельством о рождении Митина О.С., согласно которому он родился 02 февраля 1988 года, его родителями являются Митина Т.Т. и Митин С.А.;

- трудовой книжкой ЕТ-I № Номер обезличен на имя Митиной Т.Т. с выполненной первичной записью 13 сентября 1976 года;

- архивной справкой из администрации Л. от 18 июля 2008 года, согласно которой Митина Т.Т. работала в детском саду № Номер обезличен станции Л. с 18 мая 1983 года (приказ № Номер обезличен от 17.05.1983 года) по 08 августа 1996 года (приказ № Номер обезличен от 07.06.1996 года) в качестве музыкального руководителя, к заработной плате выплачивался районный коэффициент 1,7, северная надбавка 10 % за каждый проработанный год до 50 %, детский сад ликвидирован;

- справкой, уточняющей условия труда от 29 мая 2008 года, согласно которой Митина Т.Т.. работала с 18 мая 1983 года по 08 августа 1996 года в качестве музыкального работника детский сад - ясли № Номер обезличен с 25 марта 1988 года по 13 августа 1989 года находилась по уходу за ребенком;

- справкой из ОАО «РЖД» школа-интернат № Номер обезличен от 29 мая 2008 года, согласно которой Митина Т.Т. работала в детском саду-ясл № Номер обезличен станции Л. ВСЖД в должности музыкального работника, который обслуживался централизованной бухгалтерией при ГОУ средняя школа-интернат № Номер обезличен ст.В, с 01.09.2004 года ГОУ средняя школа-интернат № Номер обезличен ст. В была принята в состав ОАО «РЖД» и переименована в негосударственное общеобразовательное учреждение школа-интернат № Номер обезличен среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»;

- справкой, уточняющей условия труда МДОУ «Детский сад «Омский», согласно которой Митина Т.Т.. работала в учреждении детский сад Омский в должности музыкального руководителя на неполную ставку с 02 сентября 1996 года по 29 августа 2003 года, с 01.12.1998 года по 11.12.1998 года находилась на курсах повышения квалификации;

- справкой из МДОУ «Детский сад «Омский», согласно которой педагогическая нагрузка Митиной Т.Т. в период с 02.09.1996 года по 29.08.2003 года составляла 0,75 ставки;

- приказом № Номер обезличен от 02.09.1996 года о принятии Митиной Т.Т. музыкальным руководителем на 0,75 ставки по 13 разряду с 02 сентября 1996 года в детский сад Омский;

- справкой из МДОУ «Детский сад «Омский», согласно которой Омский ясли-сад переименован в МДОУ «Детский сад «Омский» на основании постановления Главы районного самоуправления администрации Омского района от 19.12.2000 года № Номер обезличен;

- справкой, уточняющей условия труда, согласно которой Митина Т.Т. работала в Омской средней школе педагогом дополнительного образования по совместительству на неполную ставку с 01 сентября 1996 года по 01 сентября 2003 года;

- справкой из МОУ «Омская СОШ» от 23.10.2008 года согласно которой, Митина Т.Т. имела педагогическую нагрузку учителя музыки в Омской средней школе с 14.10.1996 года (приказ № Номер обезличен от 10.10.1996 года);

- справкой из МОУ «Омская СОШ» от 30.07.2008 года согласно которой, Омская средняя школа переименована в МОУ «Омская СОШ» на основании постановления Главы администрации Омского района от 22.03.2001 года № Номер обезличен

- приказом № Номер обезличен пар. 3 от 10.10.1996 года «О тарификации» согласно которому Митина Т.Т. протарифицирована из вакансии уроки музыки в 5-6 классах - 4 часа с 14.10.1996 года, оплату производить по 14 разряду.

- справкой из МОУ «Омская СОШ» от 19.07.2010 года согласно которой, Митина Т.Т. работает в МОУ «Омская СОШ» учителем музыки с 01.09.2003 года (приказ № Номер обезличен от 01.09.2003 года);

- справкой из МДОУ «Детский сад «Омский» от 18 июня 2008 года согласно которой, Митина Т.Т. находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 01.12.1998 года по 11.12.1998 год;

- приказом № Номер обезличен от 01.12.1998 года, согласно которому Митиной Т.Т. предоставлен учебный отпуск с 01.12.1998 года с сохранением заработной платы;

- справкой из МДОУ «Детский сад «Омский» от 20 июля 2008 года согласно которой, Митина Т.Т. находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 26.01.2009 года по 06.02.2009 год;

- приказом № Номер обезличен от 26.01.2009 года, согласно которому Митину Т.Т. командировали в ИРООО на курсы по теме «Реализация современных подходов при обучении музыки начальной и основной школы» с 26.01.2009 года по 06.02.2009 год без отрыва от производства;

- удостоверением о краткосрочном повышении квалификации Митиной Т.Т. о том, что она с 26.01.2009 года по 06.02.2009 год прошла краткосрочное обучение в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» по теме «Реализация современных подходов при обучении музыки начальной и основной школы» в объеме 72 часов;

- удостоверением МО РФ «Омский областной институт повышения квалификации работников образования» Митиной Т.Т. согласно которому она прослушала 72 часа 01.12.1998 года по 11.12.1998 год курсы повышения квалификации по специальности: Музыка в детском саду,

- материалами пенсионного дела об отказе в назначении трудовой пенсии, в том числе сведениями о пенсионных правах застрахованного лица.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14 мая 2009 года № 1426 в назначении пенсии ст. 27.1.19 Закона РФ от 17.12.2002 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Митиной Т.Т. было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа для назначения пенсии. Комиссия пришла к выводу, что на момент обращения, то есть 26 ноября 2008 года педагогический стаж Митиной Т.Т. составлял менее 25 лет.

Из специального стажа комиссией исключены определенные периоды, исключение которых истец оспаривает в судебном порядке. Это периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 декабря 1998 года по 11 декабря 1998 года, с 13 сентября 2004 года по 25 сентября 2004 года; период нахождения по уходу за ребенком до 1,5 лет с 25 марта 1988 года по 02 августа 1989 года; период нахождения по уходу за ребенком до 3-х лет с 03 августа 1989 года по 13 августа 1989 года; период работы в должности музыкального работника в детском ясли-сад № Номер обезличен с 18 мая 1983 года по 08 августа 1996 года; период работы в должности музыкального руководителя в детском саду «Омский» с 02 сентября 1996 года по 29 августа 2003 года.

Суд считает, что решение об отказе в назначении пенсии является незаконным, поскольку оспариваемые истцом периоды работы в должности музыкального руководителя и музыкального работника, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды нахождения по уходу за ребенком исключены необоснованно по следующим основаниям.

Согласно п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона (право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет) лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Положение абзаца второго пункта 2 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N319-ФЗ) в части установления тождественности профессиональной деятельности распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, в соответствии со ст. 28 ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ» утвержден данный Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениям для детей.

Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должности в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 -1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» Списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

При определении стажа дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии необходимо также руководствоваться Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 и разъяснениями Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года №19, поскольку указанные акты предусматривали включение работы в должности музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки.

Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилами ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.

Затем, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на такую пенсию засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утв. п.1 настоящего Постановления.

Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в п.1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени ( педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы ( должностной оклад). Таким образом, период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В последующем данный пробел был ликвидирован.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее - Правила N 781), периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Должность музыкального руководителя указана в п.1 раздела «Наименование должностей « Списка», а в разделе « «Наименование учреждении» Списка указан детский сад, ясли-сад.

Пункт 4 Правил … предусматривает, что периоды выполнявшейся до 1сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы)нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Согласно Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени ( норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» ( с изменениями и дополнениями) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы ( нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов.

Согласно п. 6 Правил… предусматривает, что работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований ( за исключением вечерних) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда. Выполнение административно-хозяйственных функций не связано с воспитательной рабой.

Право утверждать соответствующие списки должностей и учреждений законодателем предоставлено Правительству РФ. При этом критерии, в соответствии с которыми составляются данные списки, законом не определены.
Действующее законодательство, пунктом 9 Постановления Пленума

ВС РФ от 20 декабря 2005 года № 25 не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, на которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.

Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», предусматривает, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2872) Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования Российской Федерации установлено тождество наименования должности "музыкальный работник" наименованию должности "музыкальный руководитель", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст.4393).

Установлено, что в период с 18 мая 1983 года по 08 августа 1996 года Митина Т.Т. работала в детском ясли-сад фактически музыкальным руководителем на полную ставку, поэтому это период подлежит включению в специальный стаж.

Суд считает, что в период с 14 октября 1996 года по 29 августа 2003 года в должности музыкального руководителя на неполную ставку в ясли-сад «Омский» и по совместительству учителем музыки в школе, с учебной нагрузкой 4 часа в неделю ( работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки).

Установлено, что истцу в период работы в детском ясли-сад № Номер обезличен ... области в связи с рождением сына Митина О.С., 02 февраля 1988 года рождения, был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижению им полутора лет в период с 25 марта 1988 года по 02 августа 1989 года и до достижения возраста 3-х лет, в период с 03 августа 1989 года по 13 августа 1989 года.

До 1992 г. трудовое законодательство не предусматривало никаких ограничений по включению в педагогический стаж работы времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Такие ограничения были внесены в ст.167 КЗоТ РФ только 25.09.92г. (в части назначения пенсии на льготных основаниях). Согласно Постановлению Госкомтруда и ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. №375/24-11 (п.7) «время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах». Истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, до внесения соответствующих изменений в норму закона. Закон РФ № 3543-1 от 25.09.92 г. не содержал положений, свидетельствующих о том, что он имеет обратную силу и распространяется на лиц, использовавших отпуска по уходу за ребенком до 1992 г. Не содержат таких положений и ст. 256 Трудового Кодекса РФ, а так же нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970. Их статья 71 была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Согласно Закону N 1501-1 законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с ним.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов и ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. от 09.12.1971) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, п. 15 Постановления Пленума ВС РФ N 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона N 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

На основании изложенного, требование истца о включении в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности указанного выше периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и 3-х лет подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в ПФ РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников (в том числе и для работников осуществляющих педагогическую деятельность) повышение квалификации - обязательное условие выполнение работы. Таким образом, периоды нахождения Митиной Т.Т. на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

На основании вышеизложенного, с учетом подлежащих включению периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, до 3-х лет, периодов работы в должности музыкального работника в детском ясли-сад № Номер обезличен, в должности музыкального руководителя в детском саду «Омский» по совместительству учителем музыки в Омской средней школе, специальный педагогический стаж Митиной Т.Т. по состоянию на 26 ноября 2008 года, т.е. на момент обращения в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Омском районе по поводу назначения пенсии на льготных основаниях составляет более 25 лет.

Следовательно, Митина Т.Т. имеет право на назначение трудовой пенсии досрочно. Митина Т.Т. продолжает педагогическую деятельность в должности учителя музыки в МОУ «Омская СОШ». Отказ комиссии по рассмотрению пенсионных вопросов в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа является незаконным, поскольку истец приобрела право на назначение досрочной пенсии.

Согласно ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Истец обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии 26 ноября 2008 года. Таким образом, гр. Митина Т.Т. имеет право на назначение трудовой пенсии досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Суд считает, что с ответчика необходимо взыскать в пользу истца расходы в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение ГУ УПФ РФ в Омском районе Омской области об отказе в назначении пенсии незаконным.

Включить в специальный стаж Митиной Т.Т., необходимый для назначения трудовой пенсии по старости досрочно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 декабря 1998 года по 11 декабря 1998 года, с 13 сентября 2004 года по 25 сентября 2004 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет с 25 марта 1988 года по 02 августа 1989 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет с 03 августа 1989 года по 13 августа 1989 года, период работы в должности музыкального работника в детском ясли-сад № Номер обезличен с 18 мая 1983 года по 08 августа 1996 года, период работы в должности музыкального руководителя в детском саду «Омский» по совместительству учителем музыки в Омской СОШ с 14 октября 1996 года по 29 августа 2003 года.

Признать за Митиной Т.Т. право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет с 26 ноября 2008 года.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в Омском районе в пользу Митиной Т.Т. расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через канцелярию Омского районного суда.

Судья: Г.Б.Шибаева

( Полный текст решения изготовлен 03.08.2010 года).

-32300: transport error - HTTP status code was not 200