№ 2-801/10 по иску Ткаченко к администрации ОМР о признании строения пригодным для проживания



Р Е Ш Е Н И Е № 2-801/10

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Шибаевой Г.Б.

при секретаре Колокольцевой И.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 30 июля 2010 года гражданское дело по иску Ткаченко Л.А., Ткаченко И.А., Ткаченко Т.А. к администрации Омского муниципального района Омской области о признании строения пригодным для проживания, и

У С Т А Н О В И Л:

Ткаченко обратились с иском к администрации ОМР Омской области о признании садового дома, общей площадью 74 кв.м., расположенного на земельном участке Номер обезличен, общей площадью 960 кв.м. по адресу: Омская область, Омский район, СТ «Восход», аллея Номер обезличен, пригодным для проживания.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствии.

Из искового заявления и представленных документов следует, что Ткаченко Л.А. является собственником земельного участка, общей площадью 960 кв.м. и садового дома, общей площадью 74 кв.м., расположенных по адресу: Омская область, Омский район, СТ «Восход», аллея Номер обезличен, участок Номер обезличен, на основании договора купли-продажи от Дата обезличена года. На момент совершения сделки купли-продажи садовый домик был незавершен строительством. В 2009 году они завершили его строительство, оформили технический и кадастровый паспорта, зарегистрировали право собственности на имя Ткаченко Л.А.. В садовом доме истцы проживают постоянно в течение 2-х лет, другого жилья не имеют. Зарегистрированы по месту жительства в Н. области. Дом пригоден для круглогодичного проживания, в доме имеется система отопления, электричество, туалет на улице. Управление ФМС по Омской области отказывает им в регистрации по месту жительства, так как для постоянного проживания необходимо решение суда о признания строения пригодным для проживания. В администрации ОМР не захотели рассматривать заявление Ткаченко о признания садового строения жилым по причине передаче материалов на земельный участок в ТО №1.

Представитель ответчика администрации ОМР Омской области, представитель т/лица СТ «Восход» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причина неявки не известна.

Представитель т/лица Управления ФМС по Омской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствии.

Изучив представленные документы, суд считает, что требования истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Установлено, что Ткаченко Л.А. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 960 кв.м. с кадастровым № Номер обезличен и садовый дом, общей площадью 74 кв.м., расположенные по адресу: Омская область, Омский район, СТ «Восход», аллея Номер обезличен, участок Номер обезличен что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 10.08.2009 года, 17.01.2008 года.

Согласно копии технического паспорта собственником садового строения, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, СТ «Восход», аллея Номер обезличен, участок Номер обезличен является Ткаченко Л.А., общая площадь строения составляет 74 кв.м, имеется водяное отопление, электричество, уборная - отдельно.

Согласно кадастровому паспорту садовый дом имеет инвентарный номер Номер обезличен, общую площадь 74 кв.м, назначение - садовый дом.

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости ( кадастрового паспорта земельного участка) Номер обезличен от 16 октября 2001 года, площадь земельного участка с кадастровым № Номер обезличен, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, СТ «Восход», аллея Номер обезличен, участок Номер обезличен, составляет 960 кв.м., земельный участок предоставлен для садоводства.

Из справок выданных председателем СТ «Восход» следует, что Ткаченко Л.А. с декабря 2007 года является владельцем садового участка Номер обезличен и членом садоводческого товарищества «Восход», вместе с супругой они с 01 июля 2008 года каждый год проживают в доме на своем садовом участке.

В соответствии со ст. 1 абзацем 2 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Законодатель указывает на целевое назначение садового земельного участка и одновременно - на отсутствие у гражданина права регистрации проживания в возводимом на нем жилом строении, предопределяет тем самым и целевое использование этого жилого строения: оно предназначается для отдыха и может быть, соответственно, только местом пребывания, при том, что возможность постоянного проживан6ия в нем не предусматривается, но не исключается.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые в силу ст. 15 ч. 4 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Из статьи 27 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 35 ч. 1 и 2, согласно которой право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, статьей 40 ч. 1, согласно которой каждый имеет право на жилище, а также статьей 57, обязывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы, и статьей 59, закрепляющей защиту Отечества в качестве долга и обязанности граждан Российской Федерации, следует, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства.

Исходя из этого, место жительства определяется, как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих ему прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования, которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц; в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены федеральным законом и в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закон РФ от 24.12.1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», утративший силу, определил жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявленным к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством.

Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения - с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений - в качестве жилых, следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.

В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации «жилищный фонд» подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания было издано Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

В качестве критерия жилого строения для постоянного проживания следует признать фактическую пригодность жилого строения для этого, что не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования, причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав жилых зон включены зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.

Согласно ст. 23 ФЗ от 30 марта 1999 ода № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилое помещение по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» изменил правовой статус садовых домиков, определив соответствующие строения, расположенные на садовых земельных участках, как жилые. По смыслу абзаца второго его статьи 1, такие жилые строения предназначаются для отдыха, при этом норма, закрепляющая требование о первоочередном использовании садовых земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в действующем законодательстве отсутствует.

Одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства.

Законодательство Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина, а Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 1 устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет в статье 3 обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

У института регистрации имеется специальная цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Соответственно, ни Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) не содержат оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.

Законодатель в Федеральном законе «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» - право граждан на регистрацию в жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, исходил из необходимости обеспечения целевого назначения этих участков. В результате такого использования института регистрации оказалось - в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - несоразмерно ограничено право граждан на выбор места жительства.

Правоприменительные органы признают возможность регистрации граждан только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях. Между тем Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», предусматривавший право граждан, имеющих в собственности жилые строения, которые расположены на садовых земельных участках и отвечают требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям, переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, утратил силу. Отсутствуют соответствующие нормативные положения и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При таких обстоятельствах абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» представляет собой формально-юридическое препятствие для осуществления конституционного права на выбор места жительства.

Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.

Тот факт, что Жилищный кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7П «По делу о проверку конституционности абзаца второго ст. 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» указанная норма по вышеизложенным основаниям признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенного пункта.

По данному делу проведена судебная строительная экспертиза. Согласно заключению строительной экспертизы, выполненного 20 июля 2010 года специалистом ООО «Лаборатория экспертных Исследований», садовое строение общей площадью 64 кв.м., расположенное по адресу: Омская область, Омский район, СТ «Восход», аллея Номер обезличен, участок Номер обезличен, является жилым домом, пригодным для постоянного проживания.

Таким образом, суд считает, что садовый дом, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, СТ «Восход», аллея Номер обезличен, участок Номер обезличен, является жилым строением, пригодным для постоянного проживания. Данное строение является единственным местом для проживания истцов и по всем нормам соответствует требованиям, предъявляемым к месту для постоянного проживания. Ответчик не представил суду доказательства обратному.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать садовый дом, общей площадью 74 кв.м., расположенный на земельном участке, общей площадью 960 кв.м. с кадастровым № Номер обезличен по адресу: Омская область, Омский район, СТ «Восход», аллея Номер обезличен, участок Номер обезличен, жилым строением, пригодным для постоянного проживания и регистрации по месту жительства.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через канцелярию Омского районного суда.

Судья: Г.Б. Шибаева

Полный текст изготовлен 02.08.2010г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200