дело 2-1089/10 о признании незаконными действий по ненадлежащему исполнению договора соц найма



РЕШЕНИЕ дело № 2-1089\10

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

В составе судьи Дьяченко Т.А.

При секретаре Косовой Е.А.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 24 августа 2010 года гражданское дело по иску Фомина Ф.П. к Администрации Омского муниципального района Омской области, Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сервис» о признании незаконными действий (бездействий) наймодателя по ненадлежащему исполнению договора социального найма, о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что является жителем села Красноярка Омского района Омской области, на основании договора социального найма, заключенного с Администрацией ОМР Омской области проживает в жилом помещении по адресу: К, ..., своевременно и в полном объеме оплачивает коммунальные услуги, предоставляемые ЖКХ «Сервис», в том числе за холодную воду. С 21.02.2010 года водоснабжение в квартиру, где он проживает, прекращено. В связи с отсутствием воды он был вынужден привозить питьевую воду из г. Омска на машине, нести затраты на приобретение ГСМ. Он обратился в ООО ЖКХ «Сервис» с заявлением о заключении договора снабжения питьевой водой, однако ему было отказано. Просит признать действия Администрации ОМР ... по ненадлежащему исполнению договора социального найма в части предоставления холодного водоснабжения незаконными; признать действия ООО ЖКХ «Сервис» в части отказа в предоставлении данного вида коммунальной услуги незаконными; взыскать с ответчиков солидарно причиненный ему материальный ущерб в сумме 4577 рублей, а также компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей с каждого ответчика; обязать ответчиков предоставить ему коммунальную услугу в виде холодного водоснабжения.

В ходе судебного разбирательства истец изменил заявленные требования, просил суд признать действия Администрации ОМР Омской области по ненадлежащему исполнению договора социального найма в части предоставления холодного водоснабжения незаконными; признать незаконными действия Администрации Красноярского СП ОМР Омской области в части заключения с ООО ЖКХ «Сервис» договора поставки холодной воды без проведения конкурса, а также в части ненадлежащего контроля за исполнением договорных обязательств поставки холодной воды, признать действия ООО ЖКХ «Сервис» в части отказа в предоставлении данного вида коммунальной услуги незаконными; взыскать с ответчиков солидарно причиненный ему материальный ущерб в сумме 10 487 рублей 97коп., а также компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей с каждого ответчика; обязать ответчиков предоставить ему коммунальную услугу в виде холодного водоснабжения.

В судебном заседании истец Фомин Ф.П. и его представитель по доверенности Кузнецов В.Н. заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Представитель Кузнецов В.Н. дополнительно пояснил, что его доверитель является инвалидом 2 группы, служил в Афганистане, из-за отсутствия в жилом помещении воды, в том числе питьевой, вынужден испытывать нравственные и физические страдания, нести дополнительные затраты на приобретение питьевой воды. Поскольку питьевая вода, продаваемая гражданам с установки чистой воды «Ручеек», не соответствует по качеству нормам установленным законодательством, он был вынужден привозить воду из г. Омска.

Представитель ответчика Администрации ОМР Омской области по доверенности Пестова Е.А. в судебном заседании требования истца не признала, суду пояснила, что согласно ст. 36 Устава Администрации ОМР, Администрация является исполнительно-коллегиальным органом, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно п. 3 ст. 15 «О защите конкуренции» Администрация не может заниматься хозяйственной деятельностью, и не вправе предоставлять жилищно-коммунальные услуги населению. Кроме того, согласно ст. 14 ФЗ «Об органах местного самоуправления», организация водоснабжения осуществляется сельскими поселениями, для осуществления Красноярским сельским поселением ОМР возложенных на него полномочий по организации водоснабжения, Омский муниципальный район передал ему объекты недвижимости, в том числе и водопроводную сеть. Водопроводных сетей, находящихся в собственности Омского муниципального района в К не имеется. Кроме того, сам истец ссылается на закон «О защите прав потребителей», который регулирует отношения между потребителем и организацией, оказывающей услуги. Таким образом, считает, что требования заявленные к Администрации ОМР Омской области незаконны и необоснованны, удовлетворению не подлежат.

Представитель ответчика Администрации Красноярского СП ОМР Омской области по доверенности Савельева Л.В. исковые требования истца не признала, суду пояснила, что заказчиком реконструкции внутрипоселковых водопроводных сетей в с. Красноярка ОМР Омской области выступало ГУ Омской области «Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области» В соответствии со статьями 740, 763 ГК РФ обязанность принять результат выполненных по договору строительного подряда работ возникает у заказчика. По общему правилу, содержащему в ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, Т.е. в данной ситуации - ГУ Омской области «Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области». Таким образом, заказчиком при строительстве водопровода Администрация Красноярского сельского поселения ОМР Омской области не являлась, участие в приеме водопровода не принимала, в муниципальной собственности Красноярского сельского поселения указанный объект не значится. Согласно п. 4 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обязаны организовать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения. В отношении электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в настоящее время применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307. Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Для реализации своих полномочий в сфере ЖКХ органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, либо выступают заказчиками на оказание соответствующих услуг. Но поскольку такие предприятия на территории Красноярского СП ОМР Омской области не созданы, обеспечение населения коммунальными услугами, а именно водоснабжение, передано частной компании на условиях концессии. Территорию Красноярского СП обслуживала водоснабжением УК ЖКХ «Сервис».

В Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам). 5.03.2008 года был заключен договор аренды от 05.03.2008 между Администрацией Красноярского СП и ООО ЖКХ «Сервис».По данному договору было передано имущество, принадлежащее на праве собственности Администрации Красноярского СП, для использования его при обслуживании населения Красноярского СП. Указанный договор аренды был расторгнут 31.07.2010 года. На территории Красноярского СП имеется станция чистой воды «Ручеек», вода продается с понедельника по пятницу с 8-00 до 17-00, суббота, воскресенье-выходной. Также осуществляется продажа в магазинах села чистой бутилированной воды. Более того в с. Красноярка имеются действующие колонки, где можно произвести забор воды. В 100 метрах от дома, где проживает истец, находится колонка, которая работала всю зиму и действует на сегодняшний день. Кроме того, жилой дом, в котором проживает Фомин Ф.П. на балансе Администрации Красноярского СП не значится. Договор социального найма жилого помещения между Администрации Красноярского СП и истцом Фоминым Ф. П. не заключался. На основании изложенного, просит в иске отказать.

Представитель ответчика ООО «ЖКХ-Сервис» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель третьего лица конкурсного управляющего МУП ЖКХ ОМР Омской области по доверенности Кузьмина Н.В. в судебном заседании пояснила, что в ноябре 2006 создана ФИО6 ЖКХ ОМР, с целью оказания коммунальных услуг жителям ОМР. По договору от 28 декабря 2006 года, заключенному между Администрацией ОМР и МУП ЖКХ ОМР в безвозмездное пользование последнего было передано имущество по ОМР по 23 филиалам, в том числе по Красноярке и в том числе водопроводные сети и водонапорные башни. До 2008 года МУП ЖКХ ОМР осуществляло эксплуатацию и поставку воды в с. Красноярка. В марте 2008 года было подписано соглашение к договору о безвозмездном пользовании имуществом от 28.12.2006г. об исключении части имущества из пользования МУП ЖКХ ОМР, по которому Администрации ОМР были возвращены скважины, водонапорные башни и водопроводные сети. Остальное имущество МУП ЖКХ ОМР продолжало эксплуатировать до 10.08.2009 года, когда все имущество по всем филиалам было возвращено в казну. 2.06.2009 года в отношении МУП ЖКХ ОМР было введено конкурсное производство и по закону «О несостоятельности (банкротстве)» хозяйственная деятельность была прекращена. В настоящее время предпринимаются все меры по взысканию задолженности населения на период до августа 2009 года, денежные средства направляются на погашение долгов перед кредиторами. В настоящий момент срок конкурсного производства продлен до 2.12.2010 года, идет реализация имущества, осуществляются меры по завершению конкурсного производства.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец проживает в квартире 1 ... по К в К Омского района Омской области с 1991 года, вселился в указанное жилое помещение согласно обменного ордера Номер обезличен от Дата обезличенаг. Квартира является муниципальной собственностью, 14.07.2008 года между истцом и Администрацией ОМР Омской области был заключен договор социального найма жилого помещения.

В соответствии с распоряжением главы Омского МР от Дата обезличена года Номер обезличенр функции наймодателя по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в собственности Омского МР, возложены на МУП ЖКХ Омского МР.

В судебном заседании установлено, что услуги по водоснабжению до 2009 года предоставлялись истцу МУП ЖКХ Омского района в соответствии с Договором Номер обезличен от Дата обезличенаг. С июня 2009 года данная организация является банкротом, введено конкурсное производство, срок которого продлен до Дата обезличена года, что подтверждается решением Арбитражного суда Омской области от Дата обезличенаг.Номер обезличен, определением Арбитражного суда от Дата обезличена года Номер обезличен. Согласно договору безвозмездного пользования имуществом от Дата обезличена года, заключенного между Омским МР Омской области и МУП ЖКХ Омского района, в безвозмездное пользование последнего были переданы объекты тепло-водоснабжения, канализации, расположенные на Красноярском участке, оборудование водонасосной станции, водопроводные сети, водонапорные башни, резервуары, скважины (всего 30 объектов). Из дополнительного соглашения к договору безвозмездного пользования имуществом от 28.12.2006 года, заключенного между Администрацией ОМР Омской области и МУП ЖКХ ОМР Омской области 29.02.2008 года следует, что из договора безвозмездного пользования имуществом было исключено имущество согласно приложению (в том числе 13 объектов водоснабжения). Согласно соглашению от 10.08.2009 года указанный договор расторгнут с 10.08.2009 года. По акту приема-передачи от 10.08.2009 года имущество возвращено Администрации ОМР Омской области.

Установлено, что в настоящее время обслуживание населения осуществляет ООО ЖКХ «Сервис».

В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 исполнитель, т.е. юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.

Из договора аренды недвижимого имущества от 5.03.2008 года, акта приема-передачи от 17.06.2008 года, следует, что Администрация Красноярского СП передала в аренду ООО ЖКХ «Сервис» имущество, принадлежащее на праве собственности Администрации Красноярского СП ОМР Омской области, для использования его при обслуживании населения Красноярского СП согласно приложению 1. Договор заключен на срок до 31.12.2011 года. Из приложения 1 к указанному договору, следует, что передано 25 объектов - скважины и водонапорные башни с. К Из дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества от 5.03.2008 года, заключенного 30.07.2010 года следует, что из договора аренды исключены объекты недвижимого имущества согласно приложению 1 (всего 25 объектов).

Из пояснений истца следует, что с 21.02.2010 года коммунальная услуга по предоставлению холодного водоснабжения ему не оказывается, кроме того, вода не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Из постановления по делу об административном правонарушении № 1605/10 от 29.06.2010 года в отношении ООО «ЖКХ «Сервис» по ст. 6.5 КоАП РФ следует, что 24.05.2010 года при осуществлении внеплановой проверки деятельности ООО «ЖКХ «Сервис» было установлено, что с марта 2010 года в результате перемерзания водопроводных на 13 улицах отсутствует вода водоразборных колонках и в жилых домах, в которых заведена вода. Согласно представленному ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» протоколу испытаний водопроводной воды № 7873 от 14.05.2010 года, отобранная 12.05.2010 года на ВНС К Омского района перед поступлением в разводящую водопроводную сеть водопроводная вода не соответствует требованиям санитарных правил и нормативов, что является нарушением требований действующего законодательства. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 24.05.2010 года № 1684/вп, распоряжением о проведении внеплановой, выездной проверки от 37.04.2010 года № 1684/вп, протоколом о взятии проб и образцов от 12.05.2010 года, протоколом испытаний № 7873от 14.05.2010 года, протоколом № 1605/10 от 24.05.2010 года об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом.

Из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 25.05.2010 года Фомину Ф.П. следует, что вследствие аномально низких температур наружного воздуха на протяжении длительного периода времени произошло частичное замерзание водопроводов на основных магистралях, тупиковых водопроводах и вводах в дома по 17 улицам в К. По состоянию на Дата обезличена года частично восстановлено водоснабжение по 10 улицам. Работы по отогреву водопроводов проводятся в ежедневном режиме ООО «ЖКХ «Сервис», однако в связи с тем, что промерзание грунта ниже глубины заложения водопроводов, отогрев сетей происходит крайне медленно. Для обеспечения населения водоснабжением автотранспортом ООО «ЖКХ «Сервис» ежедневно, согласно установленному графику, производится доставка потребителям питьевой и технической воды. Кроме того, по ул. Спортивная 18, ежедневно, кроме субботы и воскресенья, работает пункт продажи населению очищенной питьевой воды. В целях обеспечения бесперебойной работы водопроводов в зимний период 2010/11 года администрации Омского муниципального района совместно с администрацией Красноярского сельского поселения и 000 «ЖКХ «Сервис» рекомендовано проработать технические и финансовые вопросы по реконструкции водопроводных сетей в К

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «ЖКХ «Сервис» ненадлежащим образом выполняет возложенные на него обязанности по предоставлению населению коммунальных услуг, а именно по холодному водоснабжению.

Суд полагает, что надлежащим ответчиком по требованиям, заявленным истцом, является ООО «ЖКХ «Сервис» и Администрация Красноярского СП ОМР Омской области, требования к Администрации ОМР Омской области заявлены истцом необоснованно по следующим основаниям.

Согласно Уставу ОМР Омской области, Администрация ОМР является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим деятельность, направленную на решение вопросов местного значения. Администрации ОМР, как исполнительному органу местного самоуправления, запрещено заниматься хозяйственной деятельностью, предоставлять какие-либо услуги населению.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения.

Из сведений, представленных Управлением имущественных отношений Администрации ОМР Омской области, следует, что водопроводные сети, расположенные по адресу: Омский район, К были переданы в собственность Красноярского СП ОМР Омской области на основании Закона Омской области от 28.11.2005 года № 695-ОЗ «О реализации реформы местного самоуправления на территории Омской области», распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 30.12.2009 года № 1593-р «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между ОМР и входящими в его состав поселениями Омской области». Из акта приема передачи от 14.01.2010 года следует, что Администрация ОМР передала, а Администрация Красноярского СП ОМР Омской области приняла две водонапорные башни по адресу: Омский район, К ул. Октябрьская 38, и ул. Папеля 5А.

Таким образом, установлено, что организация в границах Крсноярского сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения, относится к компетенции Администрации Красноярского сельского поселения.

На основании изложенного, суд считает, что в исковых требованиях к Администрации ОМО о признании действий по ненадлежащему исполнению договора социального найма в части предоставления холодного водоснабжения незаконными следует отказать. В тоже время суд считает необходимым, признать незаконным бездействие Администрации Красноярского СП ОМР Омской области по ненадлежащему контролю договорных обязательств поставки энергоресурсов в виде холодного водоснабжения в квартиру № 1 по адресу: Омская область, Омский район, К, ул. Красный Маяк дом 5, в которой проживает истец.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчиков морального вреда в сумме 30 000 рублей с каждого ответчика со ссылкой на ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей».

Согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера имущественного вреда.

Учитывая, что требования о возмещении морального вреда заявлены в рамках ФЗ «О защите прав потребителей», регулирующего отношения, складывающиеся между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами и на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления выше указанный федеральный закон свое действие не распространяет, требование истца о взыскании морального вреда с Администрации ОМР Омской области и Администрации Красноярского СП ОМР Омской области не подлежит удовлетворению, как не основанное на законе.

Однако, истцом представлены суду доказательства нарушения его прав как потребителя со стороны ООО ЖКХ «Сервис» (отсутствие холодного водоснабжения в квартире, поставка воды ненадлежащего качества), в связи с чем, требование о взыскании морального вреда с этого ответчика подлежат удовлетворению. Исходя из принципа разумности, с учетом обстоятельств дела, суд считает возможным взыскать с ООО ЖКХ «Сервис» в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей

Требование истца о взыскании с ответчиков материального ущерба в сумме 10 487 рублей 97коп. удовлетворению не подлежит, так как истцом не представлены доказательства того, что понесенные им затраты связаны с необходимостью привозить питьевую воду из г. Омска, не указана марка ТС, на котором истец привозил воду, его технические характеристики (необходимый расход топлива на 100 км пробега), не представлен маршрут следования, расстояние в км от К до г. Омска и обратно. Не представлено доказательства невозможности приобретения питьевой воды в пункте продажи населению очищенной питьевой воды «Ручеек», расположенном в К, невозможности получения воды, доставку которой осуществляло ООО ЖКХ «Сервис» ежедневно, что единственной целью поездок в г. Омск было получение питьевой воды. Доводы истца о том, что питьевая вода, предоставляемая ООО «ЖКХ «Сервис» путем доставки, а также реализуемая в пункте «Ручеек» не соответствует требованиям качества, безосновательны и не подтверждены материалами дела. Необходимость приобретения электрического насоса стоимостью 1500 рублей для поддержания отопительной системы в работоспособном состоянии не подтверждена доказательствами.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела с ООО ЖКХ «Сервис» и Администрации Красноярского СП ОМР Омской области в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 8000 рублей по 4000 рублей с каждого ответчика.

Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Требования Фомина Ф.П. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по ненадлежащему контролю договорных обязательств поставки энергоресурсов в виде холодного водоснабжения Фомину Ф.П., проживающему в квартире № 1, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, К ... ....

Признать незаконным действия энергоснабжающей организации Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сервис» по одностороннему отказу в предоставлении Фомину Ф.П. коммунальной услуги в виде холодного водоснабжения.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сервис» в пользу Фомина Ф.П. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В остальной части в исковых требованиях отказать.

Взыскать с Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, с Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сервис» в местный бюджет госпошлину в размере 8 000 рублей по 4000 рублей с каждого ответчика.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ:

Мотивированный текст решения изготовлен:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200