№ 2-795/10 по заявлению Ильченко Г.Н. к Администр. ОМР об бязании решить вопрос о предоставлении зе



Дело № 2-795/10

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г. Омск 06 июля 2010 г.

Судья Омского районного суда Омской области Елисеев Е.В.,

при секретаре Юрьевой А.С.,

рассмотрел в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильченко Г.Н. о признании незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, обязании Администрации Омского муниципального района Омской области решить вопрос о предоставлении в ее собственность земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Ильченко Г.Н. обратилась в Омский районный суд Омской области по следующим основаниям: с 2003 года у нее и мужа - Ильченко Н.Д. на праве долевой собственности принадлежит земельный участок, площадью 1500 кв.м. и расположенный на нем жилой дом, находящиеся по адресу: Омская область, Омский район, д. В., ..., дом Номер обезличен. С этого же времени она (Ильченко Г.Н.) обрабатывает прилегающий к ее жилому дому земельный участок, общей площадью 3000 кв.м. 03.09.2009 г. ею было направлено заявление в Администрацию Омского муниципального района Омской области с просьбой предоставить земельный участок площадью 3000 кв.м. в собственность для ведения личного подсобного хозяйства. 01.12.2009 г. аналогичное заявление было направлено повторно. 16.12.2009 г. был получен ответ Администрации Омского муниципального района, согласно которому было решено провести работы по формированию и оценке данного земельного участка. В связи с тем, что со стороны Администрации Омского муниципального района Омской области никаких действий не последовало 15.03.2010 г. Ильченко Г.Н. повторно направила заявление с просьбой о предоставлении земельного участка, на которое заместитель главы муниципального района ответил, что по мере выделения бюджетных средств будут проведены работы по формированию, постановке на государственный кадастровый учет и оценке рыночной стоимости земельного участка. Однако никаких действий со стороны Администрации Омского муниципального района Омской области так и не последовало. Полагает, что бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области существенно нарушает ее права, в связи с чем просит признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области решить вопрос о предоставлении в собственность Ильченко Г.Н. земельного участка, площадью 3000 кв.м на торгах или без проведения такового. В случае, если Администрация Омского муниципального района Омской области примет решение о проведении торгов, обязать мотивировать на основании чего принято решение о проведении торгов, а также обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области назначить ату, место и условия проведения торгов.

В судебном заседании заявитель Ильченко Г.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что с просьбой о предоставлении земельного участка ей в собственность она неоднократно обращалась в Администрацию Омского муниципального района Омской области, но на ее письменные заявления никаких действий от Администрации Омского муниципального района Омской области не последовало. Своем ответе от 15.03.2010 г. заместитель муниципального образования ссылается на то, что по мере выделения бюджетных средств будут проведены работы по формированию, постановке на государственный кадастровый учет и оценке рыночной стоимости земельного участка. Считает, что в силу ст. 34 Земельного кодекса РФ она имеет право на предоставление ей земельного участка. Связи с чем просит признать бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области незаконным, обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области решить вопрос о предоставлении в собственность Ильченко Г.Н. земельного участка, площадью 3000 кв.м на торгах или без проведения такового. В случае, если Администрация Омского муниципального района Омской области примет решение о проведении торгов, обязать мотивировать на основании чего принято решение о проведении торгов, а также обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области назначить ату, место и условия проведения торгов.

Представитель заявителя по доверенности Балакова А.А. поддержала доводы заявления своей доверительницы в полном объеме по основаниям, изожженным в заявлении и пояснениях Ильченко Г.Н. Дополнительно пояснила, что в конечном итоге Администрация Омского муниципального района Омской области так и е дала надлежащего ответа на заявления Ильченко Г.Н. о предоставлении земельного участка, действий со стороны Администрации так и не последовало. Считает, что бездействием Администрации Омского муниципального района Омской области нарушаются права Ильченко Г.Н. на предоставление ей земельного участка в собственность. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности Лучинский А.П. возражал против заявленных требований. Пояснил, что порядок предоставления земельных участков в собственность гражданам предусмотрен Постановлением главы муниципального района от 16.03.2007 г. № 347-п «О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области». Ильченко Г.Н. при подаче заявления на предоставление земельного участка порядок, предусмотренный данным постановлением, предусмотрен не был. В соответствии с приложением № 2, содержащим порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории Омского муниципального района, для целей, не связанных со строительством в п.1.4 указано, что заявление о предоставлении земельного участка может быть подано заинтересованным лицом в Администрацию ОМР Омской области в течение одного месяца со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка; предполагаемые размеры земельного участка; местоположение участка; испрашиваемое право на земельный участок. Заявление Ильченко Г.Н. этим требованиям не соответствовало, в связи с чем ее попросили представить надлежащим образом составленное заявление. Кроме того, к заявлению о предоставлении земельного участка должна быть приложена схема земельного участка и сведения о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, чего Ильченко Г.Н. также сделано не было. В связи с тем, что Ильченко Г.Н. не был соблюден порядок подачи заявления Администрация ОМР Омской области не могла должным образом на него отреагировать.

Заинтересованное лицо Ильченко Н.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, о причинах неявки суд не известил.

Выслушав заявителя, представителя заявителя, представителя Администрации Омского муниципального района Омской области, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Таким образом, данным положением закреплены основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Во-первых, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, который будет регулировать порядок предоставления земельных участков. В этом документе, в частности, должно быть предусмотрено, что рассмотрению подлежат все заявки, поступившие от граждан до определенного срока. Не допускается установление каких-либо льгот для определенных категорий граждан, кроме тех, которые уже предусмотрены действующим законодательством. Во-вторых, должен быть определен орган, осуществляющий управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью. В-третьих, информация о предоставляемых земельных участках гражданам и юридическим лицам должна публиковаться.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п.2 ст. 34 ЗК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.

Таким образом, данная норма закона императивно предписывает органам местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков. В этом акте должны подробно регулироваться перечень документов, необходимых для получения земельных участков, сведения, которые следует указать в заявлении о предоставлении участка, органы, куда нужно обращаться с ходатайством о предоставлении земельного участка, и т.п. Кроме того, должны определиться порядок и сроки рассмотрения заявок, порядок принятия решения по ним и доведения этого решения до заявителя.

Из материалов дела и пояснений заявителя в судебном заседании установлено, что 03.09.2009 г. Ильченко Г.Н. обратилась в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка, площадью 3000 кв.м дополнительно к уже имеющемуся у нее в собственности земельному участку, площадью 1500 кв.м, расположенном по адресу: Омская область Омский район, д. В., ул. ... Номер обезличен.

Ответа на данное заявление от Администрации Омского муниципального района Омской области не последовало.

На повторное обращение Ильченко Г.Н. 25.03.2010 г. Администрация Омского муниципального района Омской области направило письмо, в котором указывает, что предоставление земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Также Администрацией Омского муниципального района Омской области по мере выделения денежных средств будут проведены работы по формированию, постановке на государственный кадастровый учет и оценке рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка. О дате, месте и условиях проведения открытого аукциона будет направлено уведомление.

Указания на то, что заявление Ильченко Г.Н. было оформлено не в соответствии с установленным порядком, не было.

В соответствии с постановлением Главы Омского муниципального района от 16 марта 2007 года № 347-п «О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области» в приложении № 2 предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории Омского муниципального района, для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с п. 1.2. предоставление земельных участков, для целей, не связанных со строительством, осуществляется посредством продажи земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) либо путем предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов)

Заявление о предоставлении земельного участка должно быть подано заинтересованным лицом в Администрацию Омского муниципального района Омской области в течение одного месяца со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка, предполагаемые размеры судебного участка; местоположение земельного участка; испрашиваемое право на земельный участок.

Как следует из заявления Ильченко Г.Н. она просит предоставить ей в собственность земельный участок, площадью 3000 кв.м из категории земель населенных пунктов, для ведения подсобного хозяйства.

В случае поступления по истечению одного месяца одного заявления по результатам его рассмотрения организует изготовление проекта границ земельного участка.

В силу положений ст.ст. 255, 258 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Действующее законодательство не содержит срока, в течение которого утверждается проект границ земельного участка, принимается решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов).

Однако суд считает, что срок рассмотрения заявления гражданина должен быть разумным, а по заявлению гражданина должен быть дан либо удовлетворительный ответ либо отказ в его удовлетворении, чего не было фактически сделано ответчиком.

Требование заявителя о том, что в случае, если Администрация Омского муниципального района Омской области примет решение о проведении торгов, обязать мотивировать на основании чего принято решение о проведении торгов, а также обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области назначить ату, место и условия проведения торгов, по мнению суда является преждевременным и излишне заявленным, поэтому не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, суд считает, что требования Ильченко Г.Н. полежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Ильченко Г.Н. удовлетворить частично

Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, обязав администрацию Омского муниципального района Омской области решить вопрос о возможности предоставлении в собственность Ильченко Г.Н. земельного участка, площадью 3000 кв.м по ее заявлению от 03.09.2009 года на торгах либо без проведения торгов.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: Елисеев Е.В.