№ 2-1315/10 по иску прокурора о признании незаконными безд.Администрации ОМР



РЕШЕНИЕ дело № 2-1315\10

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.,

при секретаре Косовой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 20 августа 2010 года гражданское дело по иску Прокурора Омского района Омской области в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод, и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Омского муниципального района Омской области, о признании бездействия в части ненадлежащей организации полигона твердых бытовых отходов, об обязанности принять меры по приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствие с санитарно-эпидемиологическим законодательством

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с требованиями признать бездействие администрации ОМР Омской области в части допущения эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в 1,5 километров на юго-восток относительно поселка Омский Омского муниципального района Омской области, с грубым нарушением требований санитарно - эпидемиологического законодательства незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства, обязать администрацию Омского района Омской области сформировать земельный участок, занятый полигоном твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями земельного законодательства срок до 01.10.2010 г., обязать администрацию Омского района Омской области принять меры к приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства в срок до 01.09.2010 г.

В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области Михайлова А.А.. поддержала заявленные требования, суду пояснила, что в ходе проверки на территории Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обследована свалка твердых бытовых отходов, распложенная в 1,5 километров на юго-восток относительно поселка Омский Омского района Омской области и занимающая площадь около 1 гектара. Установлено, что земельный участок под указанным полигоном в соответствии с требованиями законодательства не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, а также организация эксплуатирующая полигон твердых бытовых отходов не определена. В связи с отсутствием обваловки, изоляции и послойки пересыпки отходов, их беспорядочным складированием, прилегающие земельные участки, в том числе лесного фонда, захламлены отходами потребления виде строительного мусора, целлофановых пакетов, пластиковых бутылок, черепов КРС, непригодных для потребления овощей. Также проверкой установлено, что указанный полигон твердых бытовых отходов не соответствующий требованиям санитарно - эпидемиологического законодательства, осуществляется вывоз отходов из населенных пунктов Омского с/п ОМР, однако при этом Администрацией Омского района Омской области, как органом ответственным за утилизацию отходов на территории Омского муниципального района Омской области не предпринимаются необходимые меры к эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства. Считает, что Администрацией ОМР нарушаются требования санитарно - эпидемиологического законодательства и последствия этих нарушений непредсказуемы. В данном случае также нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды в связи с деятельностью, связанной с эксплуатацией полигона. Несоблюдение требований санитарного законодательства при эксплуатации свалки ТБО влечет также нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятное состояние окружающей среды. Государством в лице Российской Федерации в целях экологической безопасности населения приняты федеральные законы об охране окружающей среды, установлены санкции за их неисполнение. Эти федеральные законы администрацией ОМР Омской области нарушаются, последствия этих нарушений непредсказуемы.

В судебном заседании представитель Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности Пономарева С.Д. требования прокурора Омского района Омской области не признала по следующим основаниям:

Нормами п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Однако, порядок организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законодательством Российской Федерации не установлен, нормами закона не определено количество свалок и полигонов по утилизации твердых бытовых отходов, которых должно быть создано на территории района. Вместе с тем Администрация Омского района Омской области принимает все возможные меры по решению вышеуказанного вопроса местного значения.

Так, постановлением Главы Администрации Омского муниципального района Омской области от 12.10.2009 г. Номер обезличенп была утверждена долгосрочная целевая программа Омского муниципального района Омской области «Формирование объектов размещения бытовых и промышленных отходов на территории Омского муниципального района Омской области на 2010-2014 годы». Мероприятия данной программы предусматривают создание системы переработки и захоронения отходов производства и потребления на территории Омского района Омской области. Таким образом, нельзя говорить о бездействии Администрации по решению вопроса по утилизации вывоза ТБО, в частности согласно данной программе, предусмотрено формирование земельных участков для свалок и полигонов по размещению промышленных отходов. Однако реализация мероприятий указанной долгосрочной целевой программы в данный момент осложняет то обстоятельство, что в настоящее время бюджет Омского муниципального района Омской области на 2010 год является дефицитным и устранить указанные прокуратурой Омского района Омской области нарушения в установленные ею сроки на сегодняшний день не представляется возможным. На основании изложенного просила в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать.

Т/лица - представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области, представитель Администрации Омского сельского поселения Омского района, представитель ООО «УК ЖКХ «Пригородное» в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из Акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды Номер обезличен от 15.04.2010 г. следует, что в 1,5 км. на юго-восток относительно п. О. Омского муниципального района Омской области имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на площади более 1 га. С южной стороны вышеуказанная несанкционированная свалка примыкает к стенам леса к выделу 42, с восточной стороны к выделу 44, квартал 25 Омского лесничества. В результате несанкционированной свалки земли лесного фонда площадью 5000 кв.м. в квартале 25 выделов 42,44 захламлены отходами потребления биологическими отходами и мусором в виде строительного мусора, целлофановых пакетов, пластиковых бутылок, черепов КРС, непригодных для потребления овощей. Выявлены нарушения подпункта 2,4,6 п. 1 ст. 13, п.1 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Выводы: в результате несанкционированной свалки примыкающей к землям лесного фонда Омского лесничества произошло захламление земель лесного фонда на площади 0,5 га. Нарушаются санитарные нормы и правила эксплуатации несанкционированной свалки.

В соответствии с письмом из Лесного хозяйства Омской области от 19.05.2010 г. несанкционированные свалки коммунально-бытовых отходов, расположенных в непосредственной близости с лесными насаждениями являются одной из причин возникновения лесных пожаров.

Согласно акта приема - передачи свалка твердых объектов п. Омский Омского района Омской области площадью 5 га находящаяся на балансе ЗАПО «Племзавод Омский» передана на баланс МП ЖКХ Омского района.

Согласно постановлению Главы районного самоуправления от 20.08.199 г. Номер обезличенп «О выделении земельных участков для организации мест утилизации бытовых отходов поселковой и сельской администрации Омского района» произведен отвод земельных участков под устройство свалок бытовых отходов.

Постановлением Главы Администрации Омского район Омской области от 12.10.2009 г. Номер обезличенп утверждена долгосрочная целевая программа по формированию объектов размещения бытовых и промышленных отходов на территории Омского района Омской области на 2010-2014 годы». В судебном заседании установлено, что на указанную выше свалку осуществляется вывоз бытовых отходов с территории Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

В соответствии с абзацем 1 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

При этом, в соответствии с абзацем 2 п. 10 ст. 3 указанного Федерального закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 68 Земельного кодекса РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В соответствии со ст. 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статья 3 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» устанавливает случаи обязательного проведения землеустройства, в числе которых -выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, органом, ответственным за утилизацию отходов производства и потребления на территории Омского муниципального района Омской области является Администрация Омского муниципального района Омской области.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1. Санитарных правил СП 2.1.7.1038 - 01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2002 г. № 16, полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.

Согласно п. 4.4. указанных Санитарных правил, по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания. Гигиенические требования к устройству хозяйственной зоны полигона ТБО устанавливаются разделом 4 указанных Санитарных правил.

В соответствии с пунктами 5.1, 5.2, 5.4, 5.7 указанных Санитарных правил, промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО должна осуществляться в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. С - не позднее трех суток со времени складирования ТБО. В зимний период, в связи со сложностью разработки грунта в качестве изолирующего материала, можно использовать шлаки, строительные отходы, битый кирпич, известь, мел, штукатурку, древесину, стеклобой, бетон, керамическую плитку, гипс, асфальтобетон, соду и др. Эти же материалы могут использоваться и в летний период. Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта. На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.

Пунктом 6 Санитарных правил СП 2.1.7.1038 - 01 установлена обязанность организации, обслуживающей свалку ТБО, производить мониторинг окружающей среды, который должен включать в себя контроль за состоянием подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния свалки.

Исходя из вышеуказанного, ненадлежащая организация утилизации отходов производства и потребления с территории Омского сельского поселения на несанкционированную свалку, расположенную в 1,5 километрах на юго-восток относительно поселка Омский Омского района и занимающая площадь около 1 гектара несоблюдение требований санитарного законодательства при эксплуатации свалки ТБО, влечет нарушение прав граждан на благоприятное состояние окружающей среды, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Государством в лице Российской Федерации в целях экологической безопасности населения приняты указанные выше федеральные законы об охране окружающей среды, установлены санкции за их неисполнение. Данные законы администрацией Омского муниципального района нарушаются, последствия этих нарушений непредсказуемы. Таким образом, нарушены интересы Российской Федерации, права, свободы, и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды в связи с деятельностью, связанной с эксплуатацией свалки.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц и др.

Таким образом, ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией Омского муниципального района Омской области по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального района, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Поскольку в судебном заседании установлено, что в настоящее время бюджет Омского района Омкой области на 2010 год является дефицитным, суд считает возможным определить срок для устранения нарушений действующего законодательства до 30.12.2010 года.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с этим с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей в местный бюджет.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Омского муниципального района Омской области в части допущения эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в 1,5 км на юго-восток относительно поселка Омский Омского района Омской области, с грубым нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства.

Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области сформировать земельный участок, занятый полигоном твердых бытовых отходов и расположенный в границах Омского сельского поселения в 1,5 км на юго-восток относительно поселка Омский Омского района Омской области в соответствии с требованиями земельного законодательства в срок до 30.12.2010 года.

Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области принять меры к приведению полигона твердых бытовых отходов, расположенного в 1,5 км на юго-восток относительно поселка О. Омского района Омской области, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 30.12.2010 года.

Взыскать с администрации Омского муниципального района Омской области в местный бюджет госпошлину в размере 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ:

Мотивированный текст решения изготовлен: