дело 2-1252/10 о признании действий незаконными, обязанности получить разрешение



РЕШЕНИЕ дело № 2-1252\10

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.

при секретаре Косовой Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 12 августа 2010 года гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области к Обществу с ограниченной ответственностью «РИЗОЛИН» о признании незаконной деятельности по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух, об обязанности получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, о приостановлении деятельности

УСТАНОВИЛ:

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что в ходе проверки, проведенной 16.07.2010 года главным специалистом центрального сектора управления государственного контроля Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области по факту соблюдения требований законодательства об атмосферном воздухе в деятельности 000 «Ризолин» были выявлены нарушения природоохранного законодательства.

Общество с ограниченной ответственностью «Ризолин» осуществляет деятельность по производству изделий из асфальта или аналогичных материалов по адресу: Омская область, Омский район, ..., .... Предприятием размещены и эксплуатируются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: участок подготовки битуминозного состава, участок варки битума, участок пропитки с пропиточной машиной для изготовления рулонных материалов (ризолина). Расход битума для изготовления ризолина составляет 20 т\мес. (240 т\год).

В нарушение ч.1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч.4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов по производству изделий из асфальта или аналогичных материалов, осуществляется без разрешения, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, как закреплено в статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», должна осуществляться на основе следующих принципов: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования существующих технологий с учетом экономических и социaльных факторов; ответственности, за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, как следует из части 1 статьи 4 указанного федерального закона, являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В соответствии с частью 1 статьи 23 указанного федерального закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом Федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 года N2 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны атмосферного воздуха и выдает разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством (подпункт 8 пункта 10 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области, утвержденном Указом Губернатора Омской области N 61 от 15.03.2004).

Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов власти ( п.4 ст.12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8).

В нарушение требований ч.1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч.4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от эксплуатации стационарных источников производства по изготовлению изделий из асфальта или аналогичных материалов в ... Омского района, ООО «Ризолин» осуществляет без разрешения, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Тем самым нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, предусмотренные ст. 7,42 Конституции РФ и гарантированные государством.

В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области по доверенности Лаптева Л.К. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила признать незаконной деятельность ООО «Ризолин» по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарных источников производства по изготовлению изделий из асфальта или аналогичных материалов в ... Омского района Омской области без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, обязать ООО «Ризолин» получить в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, приостановить эксплуатацию стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Ризолин», осуществляющего деятельность по изготовлению изделий из асфальта или аналогичных материалов в ... Омского района Омской области - участок подготовки битуминозного состава, участок варки битума, участок пропитки с пропиточной машиной для изготовления рулонных материалов (ризолина), размещенных на промышленной площадке в с. ... Омского района Омской области по ... до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании представитель ответчика Кондрашенко Н.С. факт осуществления деятельности ООО «Ризолин» по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарных источников производства по изготовлению изделий из асфальта или аналогичных материалов в ... Омского района Омской области без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области признала. Однако, просила не приостанавливать деятельность, в связи с тем, что по результатам количественного химического анализа, проведенного 29.07.2010г. ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» превышения предельно допустимой концентрации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не зарегистрировано. Документация для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области находится в стадии оформления.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об oxpане атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, opгaнами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Предельно допустимый выброс, как установлено ст.l Федерального закона «Об oxpане атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ это норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 гoда № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области oxpaны окружающей среды.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны атмосферного воздуха и выдает разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством (подпункт 8 пункта 10 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области утвержденном Указом Губернатора Омской области N~ 61 от 15.03.2004).

Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти (пункт 4 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ N~ 183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6).

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8).

В судебном заседании установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Ризолин» осуществляет деятельность по производству изделий из асфальта или аналогичных материалов по адресу: Омская область, Омский район, ..., .... Предприятием размещены и эксплуатируются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: участок подготовки битуминозного состава, участок варки битума, участок пропитки с пропиточной машиной для изготовления рулонных материалов (ризолина). Расход битума для изготовления ризолина составляет 20 т\мес. (240 т\год).

Разрешение на выбросы от указанных стационарных источников в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области на момент проверки не получено. До настоящего времени для данного производства в установленном законом порядке не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей, инвентаризация выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников не утверждена.

Указанные обстоятельства подтверждаются: Актом проверки Номер обезличен от 14.07.2010г., выпиской из ЕГРЮЛ от 19.03.2009г., Уставом ООО «Ризолин», свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица ООО «Ризолин», свидетельством о государственной регистрации юридического лица ООО «Ризолин», решение участников ООО «Ризолин» о назначении директором Кондрашенко Н.С., договором Номер обезличен от Дата обезличенаг. О проведении аналитических работ, договором поставки Номер обезличен от Дата обезличенаг., договором Номер обезличен на расчет и оформление инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от Дата обезличенаг., договором Номер обезличен СЗЗ\2010 возмездного оказания услуг по разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны от Дата обезличенаг.

Истец просит приостановить эксплуатацию стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Ризолин», осуществляющего деятельность по изготовлению изделий из асфальта или аналогичных материалов в с. ... Омского района Омской области - участок подготовки битуминозного состава, участок варки битума, участок пропитки с пропиточной машиной для изготовления рулонных материалов (ризолина), размещенных на промышленной площадке в с. ... Омского района Омской области по ... до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до получения ООО «Ризолин» разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, по мнению суда данное требование не подлежит удовлетворению, так как представителем ООО «Ризолин» представлен протокол количественного химического анализа Номер обезличен от Дата обезличенаг., выполненный ГУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями», согласно которого при осуществлении деятельности ООО «Ризолин» по производству изделий из асфальта или аналогичных материалов по адресу: Омская область, Омский район, ..., ..., превышение предельно допустимой концентрации выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не зарегистрировано.

Таким образом, установлено, что в нарушение части 1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», части 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственная деятельность ООО «Ризолин» по эксплуатации стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух -участок подготовки битуминозного состава, участок варки битума, участок пропитки с пропиточной машиной для изготовления рулонных материалов (ризолина), размещенных на промышленной площадке в ... Омского района Омской области по ... осуществляется без разрешения, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, в связи с чем, требования истца о признании незаконной деятельности ООО «Ризолин» по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарных источников производства по изготовлению изделий из асфальта или аналогичных материалов в ... Омского района Омской области без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, об обязанности ООО «Ризолин» получить в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать деятельность Общества с ограниченной ответственностью «РИЗОЛИН» по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарных источников производства по изготовлению изделий из асфальта или аналогичных материалов в ... Омского района Омской области без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области незаконной.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «РИЗОЛИН» для эксплуатации стационарных источников производства по изготовлению изделий из асфальта или аналогичных материалов в ... Омского района Омской области получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

В остальной части в иске отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РИЗОЛИН» в местный бюджет государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ:

Мотивированный текст решения изготовлен: