№ 2-1432/10 по иску МИнсельхозпрода к ООО `Фенси` о признании действий незаконными



Дело № 2-1432/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск 10 сентября 2010 г.

Судья Омского районного суда Омской области Елисеев Е.В.,

при секретаре Смирновой С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Фенси» о признании незаконным действий по нарушению природоохранного законодательства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось в Омский районный суд Омской области по следующим основаниям: ООО «Фенси», расположенное в п. И. Омского района Омской области осуществляет деятельность по розничной торговле в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия. Размещены и эксплуатируются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: газовый котел ОАГВ-50, газовый котел ОАГВ- 17, с общим объемом расходуемого газа 7 тыс. м3/год, расположенные по адресу: Омская область, Омский район, п.И., ..., д. Номер обезличен и ..., д. Номер обезличен. Нежилое строение принадлежит на праве собственности Кононову М.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия Номер обезличен от 31.03.2006 года, инвентарный номер 112167, литера А, расположено по адресу: Омская область, Омский район, п. И., ..., д. Номер обезличен.

В нарушение части 1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», части 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов для отопления торговых площадей осуществляется без разрешения, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Указанные обстоятельства подтверждаются актами проверки главного специалиста центрального сектора управления государственного контроля Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 15.12.2009 г. Номер обезличен, от 19.08.2010 Номер обезличен.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны атмосферного воздуха и выдает разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

В нарушение части 1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», части 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов для отопления торговых площадей, размещенных в п. И. Омского района Омской области по ул. ..., Номер обезличен и ул. ..., Номер обезличен осуществляется без разрешения, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Таким образом, для данного производства в установленном законом порядке не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей.

Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация стационарных источников выбросов для отопления торговых площадей без разрешения на выброс создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.

Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данным разрешением, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, просит признать незаконной деятельность ООО «Фенси» (Номер обезличен) по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарных источников для отопления торговых площадей, размещенных по адресу: Омская область, Омский район п. И., ул. ... 8 и ул. ..., Номер обезличен без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Обязать ООО «Фенси» (Номер обезличен), расположенное по адресу: Омская область, Омский район п. И., ул. ..., Номер обезличен и ул. ..., Номер обезличен для эксплуатации стационарных источников для отопления площадей получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Взыскать расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заявлении представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (по доверенности) Лаптева Л.К. полностью одержала вышеуказанные требования, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Фенси» - директор Кононов М.Н. исковые требования признал в полном объеме, не отрицал допущение нарушений, не возражал против удовлетворения исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, в том числе:

- акт проверки от 15.12.2009 г. Номер обезличен, согласно которому ООО «Фенси» осуществляет свою деятельность с нарушением природоохранного законодательства;

- предписание от 15.12.2009 г. Номер обезличен об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области охраны окружающей среды;

- акт проверки от 19.08.2010 г. Номер обезличен ООО «Фенси», в ходе которой были выявлены нарушения в области окружающей среды;

- предписание от 19.08.2010 г. Номер обезличен об устранении выявленных нарушений,

суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии с ч. 3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Признание ответчиком иска подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, в связи с чем, суд принимает признание иска.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Частью 4 статьи 23 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (далее - постановление Правительства РФ № 183), установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны атмосферного воздуха и окружающей природной среды (пункт 2 положения о Министерстве промышленной политики, транспорта и связи Омской области, утвержденном Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2004 года № 111 «О Министерстве промышленной политики, транспорта и связи Омской области»).

Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти (пункт 4 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ № 183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6).

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8).

В нарушение части 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с 15.12.2009 г. и по настоящее время выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов для отопления торговых площадей, размещенных в п. И. Омского района Омской области по ул. ... Номер обезличен и ул. ..., Номер обезличен осуществляется без разрешения, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Указанные обстоятельства подтверждаются в том числе и объяснениями директора ООО «Фенси» Кононовым М.Н.

Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Неполучение ответчиком указанных документов ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможным превышением источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Согласно статье 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью деятельность «Фенси» (ИНН...) по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарных источников для отопления торговых площадей, размещенных по адресу: Омская область, Омский район п. И., ул. ..., Номер обезличен и ул. ..., Номер обезличен без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Фенси» (...), расположенное по адресу: Омская область, Омский район п. И., ул. ..., Номер обезличен и ул. ...Номер обезличен, для эксплуатации стационарных источников для отопления площадей получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Фенси» (...), государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 (четырех тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Е.В. Елисеев