дело № 2-1217\10РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Дьяченко Т.А.
при секретаре Косовой Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 3 сентября 2010 года гражданское дело по иску Даниловой С.Н. к Администрации Омского муниципального района Омской области о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство без проведения аукциона
УСТАНОВИЛ:
Данилова С.Н. обратилась в суд с требованиями признать действия Администрации ОМР Омской области по не предоставлению ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство неправомерными, обязать ответчика предоставить ей земельный участок площадью 1500 кв.м. по адресу: ..., ..., ..., ... под ИЖС без проведения аукциона в собственность бесплатно.
В судебном заседании Данилова С.Н. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что в декабре 2002 года ее отец ветеран ВОВ и труда Колпаков Н.А. обратился в администрацию Новоомского сельского округа с заявлением о выделении земельного участка под ИЖС площадью 15 соток. Ее отец умер 30.01.2004 года. Она решила переоформить земельный участок на себя и обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Омского района. На основании ее заявления администрацией Новоомского СО ОМО Омской области от 24.12.2004 года было принято решение ходатайствовать перед Омским муниципальным образованием о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ... для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв.м. в аренду. Она начала оформление документов. В марте 2008 года она получила из Администрации Новоомского СП ОМР Омской области письменное уведомление о предоставлении документов, подтверждающих факт оформления договора аренды либо проекта землеустроительного дела, иначе решение Новоомского сельского Совета о выделении ей земельного участка будет пересмотрено. 14.08.2008 года она обратилась к Главе ОМР с заявлением об утверждении проекта границ земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., ... и предоставлении его в собственность бесплатно для ИЖС. 06.10.2008 года ею был получен ответ, согласно которому она не имеет права на приобретение участка без проведения аукциона и необходимости обращения в администрацию Новоомского СП для согласования возможности предоставления данного земельного участка. 21.10.2008 года администрация Новоомского СП подтвердила ходатайство о выделении ей земельного участка и она вновь обратилась в администрацию района. В мае 2009 года она вновь получила ответ о невозможности предоставления ей в собственность бесплатно земельного участка. Считает действия Администрации незаконными, так как земельный участок фактически был выделен ей в 2004 году, следовательно, действующий на сегодняшний день порядок выделения земельных участков через проведение аукциона в данном случае не применим.
Представитель истца по доверенности Перлов В.Н. поддержал требования своей доверительницы по изложенным ею основаниям.
Представитель ответчика Администрации ОМР Омской области по доверенности Трухина Н.А. требования истца не признала, суду пояснила, что 06.08.2009г. в Администрацию ОМР Омской области поступило заявление от Даниловой С.Н. с просьбой предоставить земельный участок, расположенный в ..., в собственность для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона. Поскольку действующим законодательством такой порядок предоставления земельного участка не предусмотрен, заявителю был дан соответствующий ответ. Ранее истец в Администрацию ОМР не обращалась. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Омского района Омской области, в который якобы обращалась Данилова С.Н. в 2003-2004 году не имел полномочий в области управления и распоряжения земельными участкам, находящимися в государственной или муниципальной собственности, поэтому ее обращения поступали ненадлежащему лицу.
Представитель третьего лица Администрации Новоомского сельского поселения ОМР Омской области по доверенности Бобровицкий А.Н. возражал против удовлетворения требований истца, суду пояснил, что на основании заявления Даниловой С.Н. администрацией Новоомского СО ОМО Омской области от 24.12.2004 года было принято решение ходатайствовать перед Омским муниципальным образованием о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ... для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв.м. в аренду. Письмо администрации Новоомского сельского поселения от 12.03.2008г. о том, что в 2004 году Даниловой С.Н. был выделен земельный участок решением Новоомского сельского Совета от 24.12.2004 года, составлено некорректно, так как сельская администрация только ходатайствовала перед Омским муниципальным образованием о предоставлении земельного участка, полномочий на выделение земельных участков сельская администрация не имела. Вопросами выделения земельных участков занимается администрация района. Поскольку истица в администрацию района обратилась только в 2008 году, ей правомерно был дан ответ о том, что выделение земельных участков под ИЖС без проведения аукциона действующим законодательством не предусмотрено, следовательно, оснований для признания действий Администрации ОМР Омской области незаконными, не имеется.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1,2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
1.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
1.2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
2.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Из заявления Колпакова Н.А. в Новоомскую сельскую администрацию от 4.12.2002 года следует, что он просит выделить земельный участок под индивидуальную застройку дома, 15 соток.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно п. 17 данных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной с нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Сведений о том, что земельный участок в установленном законом порядке был выделен Колпакову Н.А., не имеется. Из пояснений истца установлено, что в администрацию ОМО ее отец с заявлением о выделении земельного участка не обращался, 30.01.2004 года он умер.
Согласно выписке из протокола заседания Совета администрации Новоомского сельского округа Омского МО Омской области от 24.12.2004 года № 12, было решено ходатайствовать перед Омским муниципальным образованием о предоставлении Даниловой С.Н. земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв.м. в аренду.
Согласно ст. 30 ЗК РФ, действующей на момент обращения Даниловой С.Н. в администрацию Новоомского СО ОМО Омской области (в 2004 году), предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществлялось исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), а предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществлялось в аренду.
Таким образом, в указанный период времени земельный участок в собственность Даниловой С.Н. на безвозмездной основе предоставлен быть не мог.
Установлено, что 14.08.2008 года Данилова С.Н. обратилась в Администрацию ОМР Омской области с заявлением об утверждении границ земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., ... и предоставлении его в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство. До этого времени с заявлением о выделении земельного участка под ИЖС истец в Администрацию ОМР не обращалась, доказательств обращения ею не представлено.
Согласно ст. 30-1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных п.п. 5 п.1 ст. 24, п.2-1 ст. 30 и п.27 ст. 38.1 настоящего кодекса. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка с указанием его месторасположения, площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно муниципального образования. В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такового земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, заинтересованному в предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину указанному в абзаце первом настоящего пункта.. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Из ответа Администрации ОМР Омской области от 6.10.2008 года следует, что поскольку ходатайство Новоомской сельской администрации о выделении земельного участка было вынесено в 2004 году, ей необходимо обратиться в Новоомскую сельскую администрацию для подтверждения возможности предоставления данного земельного участка. При условии наличия на территории Новоомского сельского поселения земельных участков свободных от прав третьих лиц, она будет иметь право на приобретение земельного участка в установленном законом порядке.
Согласно письму Администрации Новоомского СП ОМР Омской области от 21.10.2008 года администрация подтверждает ходатайство о выделении земельного участка для ИЖС Даниловой С.Н. по адресу: ..., ..., ... Участок после выдачи ходатайства не перераспределялся.
Из заявления Даниловой С.Н. в Администрацию ОМР Омской области от 6.08.2009 года следует, что она просит выделить ей вышеуказанный участок в собственность в соответствии с заявлением от 2003 года без проведения аукциона, так как аукцион в 2003-2004 году не проводился, а заявление о выделении земельного участка было утеряно должностным лицом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Омского района Омской области, в связи с чем, постановление Главы администрации ОМР о предоставлении ей земельного участка не было вынесено
Согласно ответа Администрации ОМР Омской области Даниловой С.Н. от 26.08.2009 года, в 2003 году Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Омского района Омской области не имел полномочий в области управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем, ее обращение было направлено неуполномоченному лицу. На основании изложенного, предоставить земельный участок в собственность бесплатно без проведения аукциона не представляется возможным.
Таким образом, анализ действующего земельного законодательства в период с 2004 года по настоящее время предусматривал порядок предоставления земельных участков под ИЖС только на возмездной основе. Истице неоднократно данное положение закона разъяснялось органом местного самоуправления, тем не менее, она настаивает на предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно. Данные требования не основаны на законе в связи с чем, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Даниловой С.Н. в удовлетворении требований о признании действий Администрации Омского муниципального района Омской области по не предоставлению земельного участка под ИЖС неправомерными, об обязанности Администрации Омского муниципального района Омской области предоставить земельный участок площадью 1500 кв.м по адресу: ..., ..., ..., ..., ... под индивидуальное жилищное строительство без проведения аукциона на праве собственности отказать
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
СУДЬЯ:
Мотивированный текст решения: