Дело № 2-1471/10Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Омск 06 октября 2010 г.
Судья Омского районного суда Омской области Елисеев Е.В.
при секретаре Смирновой С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Покровский» о признании действий ООО «Покровский» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконными, приостановлении эксплуатации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, взыскании расходов по уплате государственной пошлины, и
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально Омский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Покровский» о признании действий ООО «Покровский» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от источников выбросов: зерноочистительного комплекса ЗАВ-20, зернодробилки, 4-х складов зерна, сварочного поста, гаража для автотранспорта и спецтранспорта, 3-х единиц автотранспорта, 12-ти тракторов, 5-ти комбайнов, автозаправочной станции, находящихся по адресу: Омская область, Омский район, с. П., <адрес> без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконными, о приостановлении эксплуатации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух ООО «Покровский»: зерноочистительного комплекса ЗАВ-20, зернодробилки, 4-х складов зерна, сварочного поста, гаража для автотранспорта и спецтранспорта, 3-х единиц автотранспорта, 12-ти тракторов, 5-ти комбайнов, автозаправочной станции, находящихся по адресу: Омская область, Омский район, с. П., <адрес> до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, о взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании помощник прокурора Омской межрайонной природоохранной прокуратуры Полубоярова О.В. уточнила исковые требования и просила суд признать действия ООО «Покровский» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от источников выбросов: зерноочистительного комплекса ЗАВ-20, зернодробилки, 4-х складов зерна, сварочного поста, гаража для автотранспорта и спецтранспорта, автозаправочной станции, находящихся по адресу: Омская область, Омский район, с. П., ул. <адрес> без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконными, приостановить эксплуатацию источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух ООО «Покровский»: зерноочистительного комплекса ЗАВ-20, зернодробилки, 4-х складов зерна, сварочного поста, гаража для автотранспорта и спецтранспорта, автозаправочной станции, находящихся по адресу: Омская область, Омский район, с. П., ул. <адрес> до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Пояснила, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ООО «Покровский», в ходе которой выявлены существенные нарушения действующего законодательства. Основным видом деятельности предприятия является производство цельномолочной продукции. Основные производственные мощности предприятия находятся по адресу: Омская область, Омский район, с. П., ул. <адрес>. В процессе ведения хозяйственной деятельности предприятия производятся выбросы от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: зерноочистительного комплекса ЗАВ-20, зернодробилки, 4-х складов зерна, сварочного поста, гаража для автотранспорта и спецтранспорта, автозаправочной станции. Вместе с тем, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у ОООв настоящее время отсутствует. Проведение инвентаризации источников вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятием не проведено, разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух не выполнена. Таким образом, несоблюдение ООО «Покровский» требований законодательства об охране атмосферного воздуха в части обязательного наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, угрожает здоровью и личной безопасности указанной категории лиц.
Из пояснений представителя ответчика ООО «Покровский» Бадич Р.Г. действующего на основании доверенности от 17.08.2010 года следует, что с иском он согласен. У предприятия действительно имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, однако их инвентаризация не произведена, разработка предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух не осуществлена, разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух не получено. Но предприятие обязуется устранить допущенные нарушения.
Представитель т\лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Лаптева Л.К. действующая на основании доверенности от 26.08.2010 года в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, представителя т/лица, изучив имеющиеся письменные доказательства, суд считает, что требования Омского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Установлено, что согласно распоряжению заместителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Е.К. Халимовой № 484-РП от 24 мая 2010 года в отношении ООО «Покровский» была проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности. В ходе проверки выявлены следующие нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха: не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
По результатам проверки составлен акт № № от 15 июля 2010 года, постановление о назначении административного наказания ООО «Покровский» № № от 20 июля 2010 года в виде штрафа в размере 4000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Согласно статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 3 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на принципах недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды и обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственности за нарушение данного законодательства.
Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны атмосферного воздуха и выдает разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством (подпункт 8 пункта 10 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области утвержденном Указом Губернатора Омской области N 61 от 15.03.2004).
Частью 4 статьи 23 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пунктом 3 статьи 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти (пункт 4 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ № 183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6).
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8).
В соответствии с Уставом, утвержденным решением учредителя ООО «Покровский» № 1 от 20.02.2006 года Храповым А.В. ООО «Покровский» является действующим юридическим лицом, что также подтверждается свидетельством о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Установлено, что ООО «Покровский» осуществляет деятельность по производству цельномолочной продукции. В своей деятельности общество использует следующие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: зерноочистительный комплекс ЗАВ-20, зернодробилки, 4 склада зерна, сварочный пост, гараж для автотранспорта и спецтранспорта, автозаправочную станцию, находящиеся по адресу: Омская область, Омский район, с. П., ул. <адрес> Специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух ООО не имеет, инвентаризация выбросов не произведена, разработка предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух не осуществлена. Плату за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Покровский» не производит.
В установленном законом порядке не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве ответчик имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, деятельность ООО «Покровский» по эксплуатации предприятия без разрешения на выброс создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, требования Омского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 4000 рублей, от уплаты которой прокурор при подаче иска был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Покровский» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от источников выбросов: зерноочистительного комплекса ЗАВ-20, зернодробилки, 4-х складов зерна, сварочного поста, гаража для автотранспорта и спецтранспорта, автозаправочной станции, находящихся по адресу: Омская область, Омский район, с. П., ул. <адрес> без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Приостановить эксплуатацию источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух ООО «Покровский»: зерноочистительного комплекса ЗАВ-20, зернодробилки, 4-х складов зерна, сварочного поста, гаража для автотранспорта и спецтранспорта, автозаправочной станции, находящихся по адресу: Омская область, Омский район, с. П. ул. <адрес> до получения соответствующего разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с ООО «Покровский» в доход местного бюджета (ИФНС по Омскому району Омской области) госпошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи жалобы в Омский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Елисеев Е.В.