Дело № 2-1559/10Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Омск 08 октября 2010 г.
Судья Омского районного суда Омской области Елисеев Е.В.
при секретаре Смирновой С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП Груненко Д. об обязанности получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, разработать паспорта на опасные отходы, и
У С Т А Н О В И Л:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ИП Груненко В.П. о признании незаконной деятельность ИП Груненко В.П. по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарных источников по производству общестроительных работ по возведению зданий (сборка домов) в с. Д. Омского района Омской области без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, об обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 31.05.2011 года, подтвердить отнесение отходов предприятия к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, разработать паспорта отходов, образующихся на предприятии в срок до 31 мая 2011 года.
В судебном заседании представитель истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Лаптева Л.К. действующая на основании доверенности от 26.08.2010 года поддержала заявленные требования в полном объеме и пояснила, что в с. Д. по <адрес> Омского района Омской области ИП Груненко В.П. осуществляет деятельность по производству общестроительных работ по возведению зданий (сборка домов). В ходе производственной деятельности ИП производятся выбросы от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: циркулярная пила - 2 шт., станки: фрезерный, сверлильный, токарный, сварочный аппарат - 2 шт. и образуются следующие виды отходов: опилки, стружка деревянная, срезка, смет уличный, твердые бытовые отходы с производственных площадок. Вместе с тем, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у ИПв настоящее время отсутствует. Таким образом, несоблюдение ИП Груненко В.П. требований законодательства об охране атмосферного воздуха в части обязательного наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, угрожает здоровью и личной безопасности указанной категории лиц.
Из пояснений ответчика ИП Груненко В.П. следует, что с иском он согласен. Обязуется устранить допущенные нарушения.
Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, изучив имеющиеся письменные доказательства, суд считает, что требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Установлено, что согласно распоряжению заместителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области № 138-РП от 02 февраля 2010 года в отношении ИП Груненко В.П. была проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что ИП Груненко В.П. осуществляющий деятельность по производству общестроительных работ по возведению зданий (сборка домов) по адресу: Омская область, Омский район, с. Д. ул. <адрес> имеющий стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (циркулярная пила - 2 шт., станки: фрезерный, сверлильный, токарный, сварочный аппарат - 2 шт.) не выполнил п. 1,2,3 акта № 382 от 05.12.2008 года в части проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В результате деятельности ИП Груненко В.П. образуются следующие виды отходов: опилки, стружка деревянная, срезка, горбыль, смет уличный, твердые бытовые отходы с производственных площадок.
По результатам проверки составлен акт № от 05 февраля 2010 года и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области охраны окружающей среды № от 05 февраля 2010 года, а именно: провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать паспорта опасных отходов I-IV классов опасности, в установленные законодательством РФ сроки осуществлять внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Указанным предписанием установлен срок устранения нарушения требований пожарной безопасности 30 августа 2010 года.
По истечении установленного срока составлен акт проверки органом государственного контроля от 13 сентября 2010 года на основании распоряжения заместителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области № 767-РП от 01 сентября 2010 года, в котором установлены факты невыполнения п. 1,2,3 предписания об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области охраны окружающей среды № 138 от 05.02.2010 года, за исключением пункта № 4.
В соответствии с частью 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Суд считает, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области имеет право на предъявление иска в защиту интересов РФ, прав и законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 6 ФЗ « Об охране окружающей среды».
Согласно статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 3 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на принципах недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды и обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственности за нарушение данного законодательства.
Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны атмосферного воздуха и выдает разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством (подпункт 8 пункта 10 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области утвержденном Указом Губернатора Омской области N 61 от 15.03.2004).
Частью 4 статьи 23 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пунктом 3 статьи 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти (пункт 4 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ № 183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6).
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8).
В соответствии со свидетельствами о постановке на учет в налоговом органе, о государственной регистрации физического лица и выпиской из государственного реестра Груненко В.П. является индивидуальным предпринимателем.
Установлено, что ИП Груненко В.П. осуществляет деятельность по производству общестроительных работ по возведению зданий (сборка домов) по адресу: Омская область, Омский район, с. Д., ул. <адрес> В своей производственной деятельности ИП использует следующие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: циркулярную пилу - 2 шт., станки: фрезерный, сверлильный, токарный, сварочный аппарат - 2 шт. От которых образуются следующие виды отходов: опилки, стружка деревянная, срезка, горбыль, смет уличный, твердые бытовые отходы с производственных площадок. Специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух ИП не имеет, инвентаризация выбросов не произведена, разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не осуществлена. Плату за негативное воздействие на окружающую среду ИП Груненко В.П. не производит.
В установленном законом порядке не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве ответчик имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, деятельность ИП по эксплуатации стационарных источников выбросов оборудования по производству общестроительных работ по возведению зданий (сборка домов) без разрешения на выброс создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумму, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд устанавливает ИП Груненко В.П. срок до 31 мая 2001 года, в течение которого ИП обязан получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 4000 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области удовлетворить.
Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Груненко В.П. по осуществлению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарных источников по производству общестроительных работ по возведению зданий (сборка домов) в с. Д. Омского района Омской области (циркулярная пила - 2 шт., станки: фрезерный, сверлильный, токарный, сварочный аппарат - 2 шт.) без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдаваемого Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
Обязать индивидуального предпринимателя Груненко В.П. получить в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 31 мая 2010 года.
Обязать индивидуального предпринимателя Груненко В.П. подтвердить отнесение отходов предприятия к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Обязать индивидуального предпринимателя Груненко В.П. разработать паспорта отходов, образующихся на предприятии в срок до 31 мая 2011 года.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Груненко В.П. в доход местного бюджета госпошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи жалобы в Омский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Елисеев Е.В.