Дело №2-1669/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Шибаевой Г.Б.,
при секретаре Колокольцевой И.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 27 октября 2009 года гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области к ИП Бобрусеву С.А. о признании деятельности незаконной, об обязанности получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработки паспортов отходов,
УСТАНОВИЛ:
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось в суд с иском к ИП Бобрусеву С.А. о признании незаконной деятельность ИП Бобрусеву С.А. (<данные изъяты>) по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарных источников по распиловке и строганию древесины в <адрес> без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, об обязанности ИП Бобрусева С.А. для эксплуатации стационарных источников производства по распиловке и строганию древесины в <адрес> получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области в срок до 31.05.2011год, подтвердить отнесение отходов предприятия к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, разработать паспорта отходов, образующихся на предприятии в срок до 31.05.2011года, о взыскании госпошлины.
Из пояснений представителя истца Лаптевой Л.К., действующей на основании доверенности, следует, что ИП Бобрусев С.А. осуществляет деятельность по распиловке и строганию древесины в <адрес>. Им размещены и эксплуатируются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без разрешения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Для данного производства в установленном законом порядке ответчик не определили, какие именно загрязняющие вещества и в каком количестве он имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, чтобы это не повлекло за собой ухудшения экологической обстановки и не оказало вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей. Поскольку не определены количественные и качественные показатели названных выбросов, эксплуатация стационарных источников выбросов оборудования по распиловке и строганию древесины без разрешения на выброс создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека. Вместе с тем, в результате деятельности ответчика образуются следующие виды отходов: опилки, древесная стружка, срезка, смет уличный и с производственных площадей, твердые бытовые отходы.
Ответчик ИП Бобрусев С.А. пояснил, что с иском согласен, не отрицает факт осуществления им деятельности по распиловке и строганию древесины в <адрес> без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Согласно статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 3 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на принципах недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды и обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственности за нарушение данного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пунктом 3 статьи 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти (пункт 4 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ № 183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6).
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8).
Согласно свидетельству о внесении изменений в ЕГРИП (л.д.22) 26.09.2007 г. ответчик зарегистрирован в ИФНС по Омскому району Омской области в качестве индивидуального предпринимателя.
Установлено, что ИП Бобрусев С.А. осуществляет деятельность по распиловке и строганию древесины в <адрес>. Указанная деятельность осуществляется ответчиком без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух ответчик не имеет.
Актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица (ИП) (л.д.16) установлено, что ответчик, осуществляющий указанный вид деятельности, не выполнил п.2,3,4 акта № от 10.10.2008 г. в части проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В результате деятельности ИП Бобрусева С.А. образуются следующие виды отходов: опилки, древесная стружка, срезка, смет уличный и с производственных площадей, твердые бытовые отходы. ИП Бобрусев С.А. не выполнил п.8 акта № от 10.10.2008 г. в части выполнения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 и за 1,2 и 3 кварталы 2009 г.
11.12.2009 г. ответчику ИП Бобрусеву С.А. вручено предписание об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области охраны окружающей среды от 11.12.2009 г. № (л.д.18).
Согласно Акту проверки от 16.09.2010 г. ответчик не выполнил пункты предписания об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области охраны окружающей среды от 11.12.2009 г. № (л.д.14-15).
Ответчик не представил возражения по иску и доказательства к ним.
Установлено, что ответчиком в установленном законом порядке не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве ответчик имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, деятельность ИП Бобрусева С.А. по распиловке и строганию древесины в <адрес> без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). Тем самым, нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суд находит исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход Омского муниципального образования размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконной деятельность ИП Бобрусева С.А. (<данные изъяты>) по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарных источников по распиловке и строганию древесины в <адрес> без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
Обязать ИП Бобрусева С.А. получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области для эксплуатации стационарных источников производства по распиловке и строганию древесины в <адрес> в срок до 31.05.2011 г..
Обязать ИП Бобрусева С.А. подтвердить отнесение отходов предприятия к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды и разработать паспорта отходов, образующихся на предприятии в срок до 31.05.2011 г.
Взыскать с ИП Борусева С.А. в доход Омского муниципального образования госпошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через канцелярию Омского районного суда Омской области.
СудьяГ.Б. Шибаева
Полный текст решения изготовлен 01.11. 2010 года