Дело № 2-1677/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Дьяченко Т.А.,
при секретаре Лисицыной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 25 октября 2010 года гражданское дело по иску Прокурора Омского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц, а также в интересах несовершеннолетних к Омскому муниципальному району <адрес>, Муниципальному образовательному учреждению «Приветная НОШ» о признании незаконным бездействия, об обязанности оборудовать ограждения территории образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Омского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц, а также в интересах несовершеннолетних обратился в Омский районный суд <адрес> с исковым заявлением о признании бездействия администрации ОМР <адрес>, администрации МОУ «Приветная НОШ» по ограждению территории участка образовательного учреждения незаконными, об обязанности администрации ОМР <адрес>, МОУ «Приветная НОШ» оборудовать ограждение территории участка, указав, что прокуратурой Омского района Омской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение защищенности от проявления терроризма в МОУ «Приветная НОШ», в ходе которой были выявлены нарушения указанного законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории МОУ «Приветная НОШ» имеется лишь частичное ограждение, по всему периметру целостность ограждения нарушена, что подтверждается актом проверки образовательного учреждения выполнения мероприятий по предупреждению террористических актов, чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Уставом учреждения учредителем является Омский муниципальный район <адрес>, в лице Комитета по образованию администрации Омского муниципального района <адрес>. Отсутствие соответствующего ограждения участка образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса, они не способны самостоятельно защищать свои права и интересы. На основании изложенного, просил признать бездействие администрации ОМР <адрес>, администрации МОУ «Приветная НОШ» по ограждению территории участка образовательного учреждения незаконными, обязать администрацию ОМР <адрес>, МОУ «Приветная НОШ» оборудовать ограждение территории участка.
В судебном заседании старший помощник прокурора Омского района Омской области Леонтьева Т.А. уточнила исковые требования, просила признать незаконными бездействие администрации ОМР <адрес>, администрации МОУ «Приветная НОШ» по ограждению территории участка образовательного учреждения, обязать администрацию ОМР <адрес> осуществить финансирование оборудования ограждения территории участка образовательного учреждения МОУ «Приветная НОШ», обязать администрацию МОУ «Приветная НОШ» оборудовать ограждение территории участка образовательного учреждения в срок до 01 мая 2011 года. Просила удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме, пояснив, что на территории МОУ «Приветная НОШ» имеется лишь частичное ограждение, по всему периметру целостность ограждения нарушена, что подтверждается актом проверки образовательного учреждения выполнения мероприятий по предупреждению террористических актов, чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п. 1.3 Устава образовательного учреждения, Омский муниципальный район <адрес>, в лице Комитета по образованию администрации Омского муниципального района <адрес>, является учредителем МОУ «Приветная НОШ», а Администрация Омского муниципального района <адрес> является органом исполнительной власти, занимающимся распределением денежных средств. До подачи искового заявления в суд, администрация ОМР <адрес> и руководство МОУ «Приветная НОШ», по устранению выявленных нарушений бездействовали.
В судебном заседании представитель ответчика – Омского муниципального района <адрес> Пестова Е.А. (по доверенности) требования прокурора Омского района Омской области не признала, пояснив, что Администрация ОМР <адрес>, в лице Комитета по образованию администрации Омского муниципального района <адрес>, действительно является учредителем МОУ «Приветная НОШ». Администрация района по восстановлению ограждения территории МОУ «Приветная НОШ» не бездействуют, подготовлена локальная смета-расчет на устройство металлического и деревянного забора территории участка школы. В ноябре будет утвержден бюджет Омского муниципального района на 2011 год, в который будет заложено выделение средств на данное мероприятие. После поступления денежных средств, в соответствии со сметой, будут выполнены все работы по восстановлению ограждения территории участка МОУ «Приветная НОШ». Просила в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Представитель ответчика МОУ «Приветная НОШ» в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен надлежаще, причина неявки суду неизвестна.
Представитель третьего лица - Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен надлежаще, причина неявки суду неизвестна.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Согласно требованиям п. 4 ст. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Как следует из п.3 ч.3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Пунктом 2.2.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 г. N 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03», предусмотрено, что территория участка образовательного должна быть ограждена забором высотой 1,5 м.
Из Акта проверки образовательного учреждения выполнения мероприятий по предупреждению террористических актов, чрезвычайных ситуаций от 22.08.2010 года следует, что в нарушение требований, установленных СанПиН 2.4.2.1178-02, на территории МОУ «Приветная НОШ» имеется лишь частичное ограждение, по всему периметру нарушена целостность ограждения территории школы.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 РФ «Об образовании», определяющего компетенцию и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения.
Статья 11 Закона РФ «Об образовании» предусматривает, что учредителем образовательного учреждения могут быть органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.3 Устава МОУ «Приветная НОШ», учредителем учреждения является Омский муниципальный район <адрес>, в лице Комитета по образованию администрации Омского муниципального района <адрес>. В разделе 6 Устава предусмотрено, что финансирование учреждения осуществляется учредителем в соответствии с государственными нормативами финансирования.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
В соответствии с Положением об Администрации Омского муниципального района <адрес>, утвержденным решением районного Совета Омского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрация Омского муниципального района <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п.1.1.).
В п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.6, 2.1.10 Положения предусмотрены полномочия Администрации Омского муниципального района <адрес> разрабатывать и представлять Главе Омского муниципального района проект бюджета Омского муниципального района, проекты планов и программ комплексного социально-экономического развития Омского муниципального района и отчеты об их исполнении; обеспечивать исполнение бюджета Омского муниципального района, планов и программ социально-экономического развития Омского муниципального района; осуществлять расходы бюджета Омского муниципального района, вести реестр расходных обязательств; проводить проверки финансового состояния получателей бюджетных средств и целевого использования средств, выделяемых из бюджета Омского муниципального района.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В судебном заседании установлено, что на момент прокурорской проверки и до настоящего времени в МОУ «Приветная НОШ» ограждение территории участка школы не оборудовано, что нарушает права и интересы несовершеннолетних граждан, находящихся в указанном образовательном учреждении, состав которых меняется, и не способных самостоятельно защищать свои права и интересы, а также угрожает личной безопасности указанной категории лиц.
Таким образом, деятельность образовательных учреждений без надлежащего оборудования ограждения территории участка, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Поскольку воспитанники образовательного учреждения в силу возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников данного образовательном учреждения.
МОУ «Приветная НОШ», Комитет по образованию администрации Омского муниципального района <адрес> как учредитель дошкольных учреждений, Администрация Омского муниципального района <адрес>, как орган исполнительной власти муниципального образования, несмотря на указание контролирующих органов, в течение длительного времени не предусмотрели соответствующего финансирования в бюджете муниципального района, не осуществили комплекса мер по оборудованию ограждения территории образовательных учреждений.
Таким образом, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с тем, что ответчики являются бюджетными организациями, а государственная пошлина взыскивается в местный бюджет, суд считает возможным уменьшить сумму госпошлины до 200 рублей с каждого ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района <адрес>, администрации Муниципального образовательного учреждения «Приветная НОШ» по ограждению территории участка образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Омского муниципального района <адрес> осуществить финансирование оборудования ограждения территории участка образовательного учреждения МОУ «Приветная НОШ», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Муниципального образовательного учреждения «Приветная НОШ» оборудовать ограждение территории участка образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 01 мая 2011 года.
Взыскать с Администрации Омского муниципального района <адрес>, администрации Муниципального образовательного учреждения «Приветная НОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей, по 200 рублей с каждого ответчика.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
СУДЬЯ:
Мотивированный текст решения изготовлен: 28.10.2010г.