Решение по иску Шуплецовой О.Ф к Пенсионному фонду о признании права на досрочную пенсию (№2-1696/10)



Р Е Ш Е Н И Едело № 2-1696\10

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.

при секретаре Лисицына Е.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 10 ноября 2010 года гражданское дело по иску Шуплецовой О.Ф. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Шуплецова О.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ в <адрес> о признании незаконным решения ГУ – УПФ РФ в <адрес> ( протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, об обязанности произвести расчет стажа педагогической деятельности с учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 01.03.1999г. по 06.03.1999г., нахождения на карантине с 13.01.1997г. по 31.01.1997г., отсутствие сведений персонифицированного учета с 09.02.2004г. по 28.02.2004г., с 20.10.2004г., с 06.11.2007г. по 10.11.2007г. и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения с 12.08.2010г., взыскать расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.

В судебном заседании Шуплецова О.Ф. уточнила свои требования: просила включить в стаж дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности только периоды нахождения на курсах повышения квалификации, назначить пенсию с момента обращения - с 16.08.2010 года. Пояснила, свою педагогическую деятельность начала в августе 1985 года, когда была принята на работу в качестве учителя русского языка и литературы в среднюю школу № <адрес>, до настоящего времени работает учителем русского языка и литервтуры в МОУ «К. СОШ». 16 августа 2010г. обратилась в ГУ УПФ <адрес> с заявлением о назначении пенсии, поскольку отработала в школе более 25 лет, однако, решением ГУ УПФ <адрес> ей было отказано в назначении пенсии. С данным решением не согласна, считает его незаконным, и нарушающим ее права. Полагает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности., так как на данные курсы она направлялась по распоряжению работодателя, за ней сохранялось ее рабочее место и заработная плата, прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием ее профессиональной деятельности. Так же пояснила, что периоды, указанные ПФ как периоды отсутствия сведений персонифицированного учета, соответствуют периодам нахождения ее на курсах повышения квалификации. На включении в специальный стаж периода нахождения на карантине не настаивает.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Базанова О.В. суду пояснила, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основания: Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В силу указания в статье 7 Закона № 173-ФЗ общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма - пункт 1 статьи 27, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости.

Пункт 1 названной выше статьи содержит 21 подпункт, охватывающих соответственно 21 категорию застрахованных лиц, которым (при определенных условиях) досрочно устанавливается трудовая пенсия по старости за работу в определенной сфере профессиональной деятельности.

В частности, подпунктом 19 пункта I статьи 27 Закона № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лег осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по возрасту. При этом, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ (пункт 2 статьи 27).

Истица обратилась за назначением пенсии 16 августа 2010г. Орган Пенсионного фонда рассмотрел два возможных варианта подсчета стажа истцы, дающего ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отразил оба расчета в протоколе заседания комиссии:

С учетом Постановления № 781 - 24 г. 09 мес. 11 дн.

С учетом Постановления КС № 2-П - 24 г. 09 мес. 11 дн.

Поскольку и в первом, и во втором случае специальный стаж истцы, составляет менее требуемых 25 лет, Орган Пенсионного фонда вынужден был отказать ей в назначении пенсии досрочно.

Истицей оспариваются периоды - курсы повышения квалификации: с 01.03.1999 по 06.03.1999, периоды отсутствия сведений персонифицированного учета с 09.02.2004 по 28.02.2004, 20.10.2004г., с 06.11.2007 по 10..11.2007г., период нахождения на карантине с 13.01.1997г. по 31.01.1997г.

Следует отметить, что решение вопроса о праве граждан на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с названной выше нормой осуществляется органами ПФР с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (И.Т.) <адрес> (Я.), <адрес> и жалобами ряда граждан».

Согласно правовой позиции, изложенной в упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-11, расчетный размер трудовой пенсии, а также продолжительность стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.01.2002г., могут быть исчислены либо по условиям и нормам пенсионного законодательства, действовавшего до 01.01.2002г, либо исходя из положений, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Указания на возможность одновременного применения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения до и после введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», упомянутый выше акт Конституционного Суда РФ не содержит.

Исчисление сроков выслуги лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, по состоянию на 01.01.2002г. осуществлялось с применением Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, а также Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, действующими соответственно до 1 ноября 1999 года и до 12 ноября 2002 года.

Период нахождения на карантине с 13.01.1997г. по 31.01.1997г. не моет быть включен в специальный стаж, так как в соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г. об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старост в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Рф» от17.12.2001г., в стаж засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть зачтены в льготный стаж, так как во время периодов нахождения на курсах повышения квалификации отсутствует факт работы в льготных условиях в течение полного рабочего дня, то указанные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж на основании п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29, а также п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516. Факт уплаты страховых взносов во время нахождения на курсах повышения квалификации является основанием для зачета этих периодов в страховой стаж, который необходимо отличать от специального стажа - стажа, при определенном его количестве дающем право на досрочное пенсионное обеспечение. В данном случае речь идет о специальном педагогическом стаже, в который включается только работа по специальности в условиях рабочего времени при занятости в течение полного рабочего дня.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. стаж работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного учета). В выписке из индивидуального счета истицы отсутствует отметка о коде льготы, то есть организация, в которой работала заявительница, исключила данные периоды из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Поэтому периоды работы без отметки кода льготы в выписке лицевого счета – с 09.02.2004г. по 28.02.2004г., с 20.10.2004г., с 06.11.2007г. по 10.11.2007г. исключены из льготного стажа истицы.

В результате специальный стаж заявительницы не достиг установленной законом величины и составил 24 года 09 месяцев 11 дней. Учитывая данные обстоятельства, принято решение об отказе Шуплецовой О.Ф. в установлении досрочной трудовой пенсии по возрасту в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ, поскольку при применении допустимых вариантов подсчета специального стажа его продолжительность ни в одном из случаев не соответствует установленной пенсионным законодательством.

Таким образом, решая вопрос о праве истицы на досрочное пенсионное обеспечение, Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР в <адрес> действовала исключительно в пределах полномочий, предоставленных пенсионным законодательством.

При таких обстоятельствах решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР в <адрес> основано на требованиях федерального законодательства и не может считаться неправомерным.

Представитель т/лица директор МОУ «К. СОШ» Иванова А.Н. в судебном заседании требования истицы поддержала, полагает, что они подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, третьего лица, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Установлено, что педагогической деятельностью Шуплецова О.Ф. начала заниматься с 16.08.1985 года в качестве учителя русского языка и литературы в средней школе № <адрес>, до настоящего времени работает учителем русского языка и литературы в Ключевской средней общеобразовательной школе. Данные обстоятельства подтверждаются представленной трудовой книжкой Шуплецовой О.Ф. серия №, выданной 16.08.1985г. и справкой работодателя, уточняющей условия труда необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость полный рабочий день, таким образом, трудовая деятельность истицы связана с осуществлением ею педагогической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.( с изменениями) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют граждане, осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от возраста.

В судебном заседании установлено, что при обращении истицы в ГУ-УПФ РФ в <адрес> за назначением ей трудовой пенсии по старости досрочно ей было отказано, о чем свидетельствует протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25.08. 2010 года № 647, а также подтверждается пояснениями представителя ответчика, данными в судебном заседании. В специальный стаж истца не включены следующие периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с 01.03.1999 по 06.03.1999, периоды отсутствия сведений персонифицированного учета с 09.02.2004 по 28.02.2004, 20.10.2004г., с 06.11.2007 по 10..11.2007г., период нахождения на карантине с 13.01.1997г. по 31.01.1997г.

Доводы ответчика о том, что подсчет специального стажа истицы должен производиться по двум разным вариантам: либо по действующим Постановлениям Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 и от 22 июля 2002 г. № 516, либо согласно Постановлению Конституционного суда от 29.01.2004г. № 2-П, по нормам, действовавшим до 31 декабря 2001 года, не основаны на законе. Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном Постановлении указал что, у граждан «сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и «при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"». Таким образом, из указанного положения следует, что при оценке права истицы на досрочную пенсию необходимо учитывать нормы, как ранее действовавшего, так и ныне действующего законодательства.

Нахождение Шуплецовой О.Ф. на курсах повышения квалификации в указанные периоды ( курсы с отрывом от производства) подтверждается справкой уточняющей условия труда необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость ( в соотв. с Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002г.)

Из пояснений истицы следует, что она находилась на курсах повышения квалификации по специальности с целью повышения профессиональной и педагогической подготовки на основании распоряжения работодателя, в указанные периоды за ней сохранялось рабочее место, заработная плата, занимаемая должность.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства 11.07.2002 года № 516, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии, уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В силу ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях, в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами при, условии, что за эти периоды уплачивались, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В периоды нахождения на курсах повышения квалификации истице выплачивалась заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Данные обстоятельства подтверждены документально.

В силу специальных нормативных актов, для отдельных категорий работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения их трудовых функций.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, введенным в действие с 1.01.1960г утверждено Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения". Согласно п.п."ж" п.1 данного Положения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

Согласно Рекомендации Международной Организации Труда от 24.06.1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п. 21).

Действовавшим во время спорных правоотношений и во время рассмотрения настоящего дела, трудовым законодательством предусматриваются гарантии для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации и профессионального обучения, в виде сохранения места работы (должности) и оплаты труда. На сохраняемую за работниками в периоды их нахождения на курсах повышения квалификации и профессионального обучения заработную плату производится уплата взносов на государственное социальное обеспечение.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, незаконно исключены ответчиком из стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, что влечет необоснованное ограничение объема пенсионных прав истицы.

В судебном заседании установлено, что периоды отсутствия кода льготы в лицевом счете истицы, это так же периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации. Данное обстоятельство подтверждается справкой уточняющей условия труда необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии № 22 от 22.10.2010г., представленной истицей в судебное заседание. В справке имеется ссылка на приказы работодателя, в соответствии с которыми истица была направлена на курсы. Следовательно, данные периоды так же должны быть включены в специальный стаж по изложенным выше основаниям.

Период нахождения на карантине с 13.01.1997г. по 31.01.1997г обоснованно исключен органом Пенсионного Фонда из специального стажа истицы, так как в соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г. об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старост в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» от17.12.2001г., в стаж засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня. Доказательств полной занятости в указанный период истицей не представлено.

В соответствии со ст.19 ФЗ ""О трудовых пенсиях в РФ"" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Шуплецова О.Ф. обратилась с заявлением о назначении пенсии со всеми необходимыми документами – 16.08.2010 года. Требование истицы о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения за пенсией с 16.08.2010г., не подлежит удовлетворению, поскольку с учетом включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периодов отсутствия кода льготы в лицевом счете ( те же курсы повышения квалификации), у Шуплецовой О.Ф. требуемого педагогического стажа 25 лет не имеется. Период нахождения на карантине с 13.01.1997г. по 31.01.1997г. судом в специальный стаж не включен., следовательно, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> правомерно отказало истице в назначении пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого стажа.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шуплецовой О.Ф. удовлетворить частично.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> включить Шуплецовой О.Ф. в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.03.1999г. по 06.03.1999г., с 09.02.2004г. по 28.02.2004г., с 06.11.2007г. по 10.11.2007г. В остальной части в иске отказать.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в Омском районе Омской области в пользу Шуплецовой О.Ф. 100 рублей в счет возврата госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ:

Мотивированный текст решения изготовлен: 15.11.2010г.