№ 2-1579/10 по иску Козловой Т.В. к ГУ УПФ по Омскому району о назначении трудовой пенсии досрочно



Р Е Ш Е Н И Е№ 2- 1579/10

Именем Российской Федерации

Омский районный судОмской области

в составе председательствующего судьи Шибаева Г.Б.

при секретаре Колокольцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 18 ноября 2010 года

гражданское дело по иску Козловой Т.В. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Омском районе Омской области о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации и о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, о взыскании судебных расходов, и

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Козлова Т.В. обратилась с иском о включении в специальный трудовой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периодf работы медсестрой по массажу в НП «Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения «Санаторий «Колос» с 26 декабря 2000 года по 24 декабря 2009 года в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, об обязанности ГУ УПФ РФ в Омском районе назначить трудовую пенсию досрочно с 24 декабря 2009 года, о взыскании судебных расходов по уплате госпошлины в сумме 100 рублей.

В ходе судебного разбирательства истец дополнила исковые требования, попросила суд включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии следующие периоды работы: в качестве заведующей ФАП с 04 июля 1975 года по 17 января 1977 года, в качестве медсестры ПВС медицинской роты с 21 сентября 1981 года по 11 июля 1987 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 31 января 2001 года по 27 марта 2001 года, с 02 марта 2006 года по 30 марта 2006 года.

В судебном заседании Козлова Т.В. исковые требования поддержала и пояснила, что 24 декабря 2009 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в Омском районе с заявлением о назначении ей трудовой пенсии досрочно в связи с осуществлением лечебной деятельности не менее 25 лет. 21 января 2009 года в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия необходимого трудового стажа, с чем она не согласна.

С 25 марта 1975 года по 03 июля 1975 года работала акушеркой в Ново-Троицком ФАП. Этот период работы просит включить в специальный стаж и исчислен в льготном порядке, как работа в сельской местности. С 04 июля 1975 года по 20 мая 1976 года работала заведующей Половинским ФАП Андреевского с\с С 20 мая 1976 года по 17 января 1977 года работала заведующей Ракитинским ФАП. Эти периоды работы в специальный стаж не были включены, с чем она не согласна, просит их включить и исчислять в льготном исчислении.

С 11 февраля 1977 года по 11 октября 1978 года работала в Областной травматологической больнице в качестве медсестры травматологического отделения. Этот период работы включен в специальный стаж. С 21 сентября 1981 года по 11 июля 1987 года работала медицинской сестрой ПВС медицинской роты войсковой части. Этот период не включен в специальный стаж, с чем она не согласна и просит включить. С 20 июля 1987 года по 24 октября 1995 года она работала в Петровской участковой больнице в качестве медсестры. Этот период включен в специальный стаж. С 01 ноября 1995 года по 01 сентября 1997 года работала в Русскополянской районной больнице медсестрой. Этот период включен в специальный стаж. С 06 октября 1999 года по 08 июня 2000 года работала в детском саду Петровской сельской администрации в качестве медицинской сестры. С 09 июня 2000 года по 08 декабря 2000 года работала в АОЗТ «Петровское» медсестрой автогаража. Эти периоды не включены в специальный стаж, на их включении не настаивает. С 26 декабря 2000 года по 24 декабря 2009 года она работала в НП «Санаторий «Колос» медицинской сестрой по массажу. Этот период не включен в специальный стаж, с чем она не согласна., просит включить в специальный стаж и исчислять в льготном порядке. После обращения в ПФ она продолжала работу в санатории в качестве медсестры до 30 августа 2010 года. С 13 сентября 2010 года по настоящее время работает в НП «Санаторий «Колос» в департаменте красоты и здоровья медицинской сестрой по массажу.

На курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы находилась с 31 января 2001 года по 27 марта 2001 года, с 02 марта 2006 года по 30 марта 2006 года.

С решением Пенсионного Фонда она не согласна. Считает, что НП «санаторий «Колос» относится к санаториям, осуществляющим лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, работая в ФАПах она осуществляла медицинскую деятельность по оказанию помощи детям и взрослому населению, ФАП и медицинская рота поименованы в Списках, повышать квалификацию она обязана, поэтому у нее имеется специальный стаж более 30 лет, необходимый для назначения трудовой пенсии досрочно.

Из пояснений представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Омском районе Базановой О.В., действующей на основании доверенности от 31 марта 2010 года, следует, что с иском не согласна. Козлова Т.В. обратилась в УПФ в Омском районе за назначением трудовой пенсии досрочно 24 декабря 2009 года. Согласно представленных документов, продолжительность ее специального (льготного) стажа составляет менее требуемого. В соответствии с ни. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют граждане, осуществляющие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лег в городах независимо от их возраста.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определениях от 20 октября 2005 года № 392-0 и от 18 апреля 2006 года № 84-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой лечебной деятельностью в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.

Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с регулярным неблагоприятным воздействием различною рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» законодатель делегировал полномочия по составлению списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст.27 названного Закона, Правительству Российской Федерации.

Правительством РФ утвержден «Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений...» Постановлением от 29 октября 2002 г. № 781.

Согласно данного Списка в разделе «Наименование учреждений» - пункт 21 -предусмотрены следующие учреждения: «Санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические». Таким образом, данный список Санаториев ограничен.

Местом работы истца в спорные периоды является Некоммерческое партнерство «Санаторий Колос», который согласно представленной справки является правопреемником лечебно-профилактического учреждения «Санаторий Колос». Данное учреждение не является специализирующимся на каком-либо виде заболеваний и оказывает услуги, согласно представленной лицензии по различным видам заболеваний в виде курортной реабилитации и восстановительного лечения.

Учитывая несоответствие данного учреждения тем, которые поименованы в утвержденных Списках, орган Пенсионного фонда настаивает на исключении периодов работы в «Санатории Колос» из стажа истицы, дающего прав на досрочное назначение пенсии.

Кроме того, орган Пенсионного фонда настаивает на применении в данном случае документа, непосредственно указывающего на перечень наименований учреждений здравоохранения в Российской Федерации. Данным документом является Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения», который поименовывает подобные учреждения. Пунктом 1.7.7 Номенклатуры названы «санатории (курорты). Пункт 23 разъясняет, что полное наименование учреждения здравоохранения, предусмотренного номенклатурой, может содержать сведения, в частности, о специализации, и прямо указывает на специальные санатории (курорты) - «для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, для больных туберкулезом».

Считает, что НП «санаторий Колос» не является учреждением здравоохранении. Нормой Федерального закона установлено ограничение организаций, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий. Критерием данного ограничения является организационно-правовая форма юридического лица.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии принят и введен в действие Постановлением от 30 марта 1999 г. № 97 Общероссийский классификатор форм собственности и Общероссийский классификатор организационно-правовых форм.

Согласно последнего классификатора, среди организационно-правовых форм различают юридические лица, являющиеся коммерческими организациями(код 39) и юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями (код 70). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, в свою очередь, имеют разновидности, в том числе, «учреждения» (код 81 по классификатору), и как отдельной организационно-правовой формы юридическое лицо - «некоммерческое партнерство» (код 96).

Таким образом, такая организационно-правовая форма юридического лица как «некоммерческое партнерство» (форма «Санатория Колос»), не есть «учреждение» (форма медицинского учреждения, поименованного в Списках).

Соответствие или несоответствие организационно-правовой формы юридического лица является значимым критерием и не может игнорироваться при оценке пенсионных прав граждан.

Так, Федеральным законом РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ, предусмотрено, что в случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций)... при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, определение организационно-правовой формы учреждения (организации) работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по соответствующим Спискам, имеет определяющее значение при оценке прав граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно данного Списка должность заведующего ФАП не может быть включена в специальный стаж, поскольку наименование должности - «заведующая» не содержится в Списках, дающих право на досрочное назначение пенсии (№ 781, 464). Исходя из смысла постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, право на пенсию за выслугу лет предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу, а не руководителям лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Право на пенсию указанной категории лиц может быть реализовано только при условии подтверждения осуществления врачебной деятельности справкой учреждения здравоохранения со ссылкой па первичные документы.

Время нахождения на курсах повышения квалификации не подлежит включению в стаж, дающий право па досрочное назначение пенсий, поскольку в данный период времени не осуществляется трудовая деятельность по специальности. В соответствии с п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5, утвержденного 11остаповлсиисм Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29, а также п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, чего не происходит во время нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусков.

Период работы с 21.09.1981 года по 11.07.1987 год в должности медицинской сестры ПСВ медицинской роты в войсковой части не может быть зачтен специальным стажем, так как войсковая часть не поименована списками учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ № 464 от 06.09.1991 года.

Таким образом, специальный стаж Козловой Т.В., дающий ей право на назначение досрочной пенсии по старости, составляетс учетом Постановления № 781 в селе - 10 лет 04 мес. 15 дн; в городе - 20 лет 05 мес. 09 дн.; с учетом Постановления КС РФ № 2-П в селе -14 лет 10 м. 19 дн.; в городе - 16 л. 06 мес. 20 дн., поэтому отказ в назначении пенсии является обоснованным. В удовлетворении исковых требований необходимо отказать.

Представитель т\лица НП «Санаторий «Колос» Недовба Л.И., действующая на основании доверенности, пояснила, что с иском Козловой Т.В. согласна. В разделе 2 Устава Некоммерческого партнерства «Санаторий Колос» указано, что санаторий является центром восстановительной реабилитации для лечения большой группы заболеваний, в том числе заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний нервной системы и ряда других заболеваний. В реестре предприятий и учреждений санаторно-курортной системы утв. Первым зам Министра здравоохранения медицинской промышленности РФ от 31.10.1995г. в Омской области значится санаторий «Колос» с указанием медицинской специализации – заболевание опорно-двигательного аппарата. Так же в санаторно-курортной путевке указаны показания к лечению, хронические болезни опорно-двигательного аппарата стоят на первом месте. Согласно лечебным методикам, используемым в санатории «Колос», показаниями к лечению являются болезни опорно-двигательного аппарата. Козлова Т.В. в санатории «Колос» работает медицинской сестрой по массажу с 26 декабря 2000 года по настоящее время. Полагает отказ УПФ является незаконным.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив представленные документы, в том числе материалы пенсионного дела, суд считает, что исковые требования Козловой Т.В. подлежат удовлетворению.

В силу п.п. 20 ч.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности независимо от возраста.

Установлено, что Козлова Т.В., начиная с 1975 года и до настоящего времени, осуществляла и осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности.

Так, с 25 марта 1975 года по 04 июля 1975 года Козлова Т.В. работала акушеркой в Ново-Троицком ФАП ( специальный стаж составляет 3 мес. 9 дн., в льготном исчислении - 4 месяца 3 дня ) этот период работы подлежит включению.

С 04 июля 1975 года по 17 января 1977 года работала заведующей ФАП. ( специальный стаж составляет 1 год 6 мес. 14 дн., в льготном исчислении – 1 год 11 мес. 2 дня) - этот период подлежит включению в специальный стаж.

С 11 февраля 1977 года по 11 октября 1978 года работала в Областной травматологической больнице в качестве медсестры травматологического отделения ( специальный стаж составляет 1 год 8 мес. 1 день).этот период включен в специальный стаж.

С 21 сентября 1981 года по 11 июля 1987 года работала медицинской сестрой ПВС медицинской роты войсковой части ( специальный стаж составляет 5 лет 9 мес. 21 день) - этот период подлежит включению в специальный стаж.

С 20 июля 1987 года по 24 октября 1995 года она работала в Петровской участковой больнице в качестве медсестры ( специальный стаж составляет 8 лет 3 мес. 5 дн., в льготном исчислении - 10 лет 3 месяца 28 дн.). Этот период работы включен в специальный стаж.

С 01 ноября 1995 года по 01 сентября 1997 года истец работала в Русскополянской районной больнице медсестрой ( специальный стаж составляет 1 год 10 мес. 1 день, в льготном исчислении – 2 года 3 мес. 16 дней ). Этот период включен в специальный стаж).

С 26 декабря 2000 года по настоящее время она работает в НП «Санаторий «Колос» медицинской сестрой по массажу ( спец стаж по день обращения в УПФ РФ на 24 декабря 2009 года составляет в календарном исчислении 8 лет. 7 мес. 1 дн. без учета курсов, в льготном исчислении без учета нахождения на курсах повышения квалификации – 10 лет 11 мес. 8 дн.,этот период подлежит включению в специальный стаж.

С 31 января 2001 года по 27 марта 2001 года, с 02 марта 2006 года по 30 марта 2006 года она находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы ( специальный стаж составляет 1 мес. 27 дн. + 29 дн. = 2 мес. 26 дн.) – эти периоды нахождения на курсах подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении.

Итого, специальный стаж Козловой Т.В., необходимый для назначения трудовой пенсии досрочно,составил на момент обращения в ГУ УПФ РФ в Омском районе более 30 лет.

Согласно заявлению Козлова Т.В. в УПФ РФ в Омском районе обратилась по поводу назначения трудовой пенсии досрочно 24 декабря 2009 года. В назначении пенсии отказано.

Эти обстоятельства подтверждаются:

- пояснениями ситца,

- справкой о заключении брака № 837 от 22.12.2009 года, согласно которой Золотарев А.С. и Скутте Т.В. заключили брак 06 июня 1974 года, в связи, с чем Скутте присвоена фамилия мужа «Золотарева»,

- свидетельством о заключении брака, согласно которому Козлов В.И. и Золотарева Т.В. заключили брак 19 августа 1993 года, в связи с чем Золотаревой присвоена фамилия мужа «Козлова»,

- копией трудовой книжки, первично заполненной 25 марта 1975 года на имя Козловой (Золотаревой) Т.В., 1956 года рождения, из которой следует, что с марта 1975 года по настоящее время истец занимается медицинской деятельностью, имеются соответствующие записи о приеме и увольнении, о смене фамилии,

- справкой из БУЗОО «КМХЦ МЗОО» от 30.11.2009 года из которой следует, что Козлова (Золотарева) Т.В. работала полный рабочий день на полную ставку в должности медсестры травматологического отделения стационара с 11.02.1977 года (приказ № 12 от 14.02.1977 года) по 11.10.1978 год (приказ № 98 от 13.10.1978 года),

- выпиской из приказа № 2 от 14 февраля 1977 года по областной травматологической больнице в соответствии, с которым Золотарева (Козлова) Т.В. зачислена на должность медсестры травматологического отделения с окладом в месяц с 16.02.1977 года,

- справкой, уточняющей периоды работы, необходимые для назначения досрочной пенсии, подтверждающей постоянную занятость в соответствии с Постановлением Правительства № 526 от 11.07.2002 года согласно которой, Козлова Т.В. работала в структурных подразделениях Омского райздравотдела, расположенных в сельской местности в должностях: акушерки Новотроицкого ФАП с 25 марта 1975 года (приказ о приеме № 47-а от 25.03.1975 года); заведующей Половинским ФАП с 04 июля 1975 года (приказ о приеме № 99 от 01.07.1975 года); заведующей Ракитинским ФАП с 20 мая 1976 года (приказ о переводе № 72-к от 18.05.1976 года) по 17 января 1977 года (приказ об увольнении № 18-к п. 1 от 28.01.1977 года); медицинской сестры Петровской участковой больницы с 20 июля 1987 года (приказ о приеме № 119 от 20.07.1987 года); медицинской сестры по массажу Петровской участковой больницы с 01 декабря 1992 года (приказ о переводе № 55 от 01.12.1992 года) по 24 октября 1995 года (приказ об увольнении № 72 от 24.10.1995 года),

- справкой, уточняющей характер работы из МУЗ «Русско-Полянская ЦРБ» от 07.09.2009 года согласно которой, Козлова Т.В. работала полный рабочий день на полную ставку с 01 ноября 1995 года (приказ № 86 от 09.11.1995 года) по 01 сентября 1997 года (приказ № 101 от 10.11.1997 года) в должности медсестры палатной Алаботинской УБ в муниципальном учреждении Русско-Полянское РТМО,

- справкой из Войсковой части № 8987, согласно которой раздаточные ведомости на выдачу заработной платы рабочим и служащим с сентября 1969 года по 1994 год в части отсутствуют, раздаточные ведомости на выдачу денежного довольствия офицерам и прапорщикам с 1988 года по 1990 год находятся в части № 03826, с 1990 года по март 1992 года в части № 31606,

-сообщением из Архива Штаба Дальневосточного военного округа от 25.09.2009 года следует, что документов по заработной плате Козловой Т.В. в военной части № 39870 за 1981-1987 года в архиве штаба ДВД отсутствуют, данная часть расформирована в 2001 году,

- справкой из Архива Дальневосточного военного округа, согласно которой требуемые приказы за 1981-1987 года, с 1997-2001 год в/ч 39870 отсутствуют,

- справкой уточняющей условия труда, выданной НП «Санаторий Колос» от 29.09.2009 года согласно которой, Козлова Т.В. работает в НП «Санаторий «Колос», расположенном в сельской местности, на одну ставку оклада в должности медицинской сестры по массажу с 26.12.2000 года (приказ о приеме на работу № 11 от 11.11.2001 года) по настоящее время,

- приказом по НП «Санаторий «Колос» от 01.03.2001 года № 37 «О прохождении стажировки», которым Козлова Т.В. направлялась на стажировку слушателей ОЦПК по циклу «Лечебный массаж» с 27.02.2001 года по 27.03.2001 год,

- приказом по НП «Санаторий «Колос» от 11.01.2001 года № 11, которым Козлова Т.В. принята на работу медсестрой по массажу с 26.12.2000 года с оплатой согласно штатного расписания,

- приказом по НП «Санаторий «Колос» от 27.02.2006 года № 51/к «О командировке в г. Омск», которым Козлова Т.В. медсестра по массажу была направлена для прохождения курса по программе «Медицинский массаж» на 29 календарных дней с 02.03.2006 года по 30.03.2006 год,

- свидетельствами о прохождении повышения квалификации по специальности «медицинский массаж»,

- материалами пенсионного дела.

Решением комиссии ГУ УПФ РФ в Омском районе Омской област) от 21 января 2010 года № 1284 Козловой Т.В. отказано в установлении пенсии по п.п.20 п.1 ст. 27 Закона РФ № 173-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Согласно Протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – УПФРФ в Омском районе от 21 января 2010 года № 37, период работы Козловой Т.В. по постановлению №781 в санатории «Колос» с 26 декабря 2000 года по 24 декабря 2009 года не может быть зачтен в специальный стаж в связи с тем, что данное учреждение не поименовано в Списке учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г. и № 781 от 29.10.2002г.. Период работы в качестве заведующей ФАП с 04 июля 1975 года по 17 января 1977 года не может быть включен в специальный стаж, так как должность и организация не поименованы списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. Период работы в качестве медсестры ПВС медицинской роты в войсковой части с 21 сентября 1981 года по 11 июля 1987 года не может быть зачтен специальным стажем, так как данная организация не поименована списками учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ № 464 от 06.09.1991 года. По Постановлению КС 2П периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, т.к. в стаж засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Размер стажа определен по двум вариантам.

Суд считает, что ссылка ответчика на возможность подсчета специального стажа истицы по двум вариантам: по Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, либо согласно Постановлению Конституционного суда от 29.01.2004г. №2-П, не имеет на это законных оснований.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 29.01.2004г. указал что, у граждан «сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и « при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"».

Из вышеприведенного положения следует, что при оценке права истца на досрочную пенсию необходимо учитывать нормы, как ранее действовавшего, так и действующего законодательства: то есть, ст. 81 Закона «О государственных пенсиях в РФ», регулировавшую вопросы назначения пенсии на льготных основаниях до 1 января 2002г. и ст.7 п.1 пп.20 действующего ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Постановлению СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в п.2 был установлен следующий порядок исчисления сроков выслуги: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке (врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности), один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и инойработойпо охране здоровья населения., утв. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 ( диапозон действия с 1 ноября 1999 года по 13 ноября 2002года ), в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, в санатории для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления ( №1066), по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 ( с изменениями на 26 мая 2009 года) и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в разделе «должность» поименована должность «лаборанта, фельдшера лаборанта, медицинской сестры по физиотерапии», разделе «учреждения» поименованы «санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, а также психоневрологические». При этом в стаж работы по данным должностям в этих учреждениях засчитывается год работы как год и три месяца.

Пункт 5 Правил предусматривает, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

Пункт 4 Правил предусматривает, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Данные правовые нормы, на основании которых истец претендует на включение в льготный стаж исключенных периодов, устанавливают возможность назначения пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа независимо от их возраста (ст. 27 ч.1 п.п20 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ». При этом в специальный стаж засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Согласно Постановлению главы Администрации (Губернатора) Омской области №98-П от 07.08.1997 года и Распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области № 456-РК от 20.04.1998 года, Некоммерческое Партнерство «Санаторий «Колос» является правопреемником лечебно-профилактического учреждения «Санаторий «Колос».

В соответствии с р. 1 п. 2 Устава Санатория - «Колос» зарегистрированного 04.03.1992г., целью деятельности НП «Санатория «Колос» является удовлетворение общественных потребностей в лечении больных с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата преимущественно природными лечебными факторами (минеральные ванны, лечебная грязь, климат) в сочетании с лечебной физкультурой, лечебным питанием и другими разрешенными методами.

Аналогичные положения содержатся в Уставе Некоммерческого партнерства «Санаторий «Колос» от 1997г., в Уставе НП «Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения «санаторий «Колос» от 2002г., в Уставе НП «Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения «санаторий «Колос» от 2006г., в Уставе НП «Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения «санаторий «Колос» от 2007г. в редакциях №4, №5, №6.

Положения Устава подтверждены Лицензией № А 780386, регистрационный № 168 от 25.06.1998г., Сертификатом аккредитации № 249 от 25.06.1998г, Лицензией № Д 202846, регистрационный № 13 от 26.06.2003 года на работы и услуги, входящие в медицинскую деятельность, согласно Приложения к лицензии № Д 202846, В указанных Лицензиях в качестве показаний для лечения в санатории, в числе прочих имеются: хронические болезни опорно-двигательного аппарата, болезни и последствия травм периферической нервной системы, функциональные расстройства центральной нервной системы, эндокринные заболевания и др., а так же перечислены разрешенные виды работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность, в числе прочих - физиотерапия, ЛФК, массаж и.т.д.

Согласно заключению экспертов БУЗОО «Бюро судебно-медицинской экспертизы № 298 от 11.11- 22.12.2008г. «нарушения» подразумевает потерю или аномалию психологической, физиологической или анатомической структуры или функции конкретного органа, «заболевание» это совокупность нарушений структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Любое нарушение (или сочетание нарушений) структуры (функции органа, системы организма) с учетом причин возникновения и механизма развития относится к определенному заболеванию, которое в медицинской документации отражается в виде диагноза.

Санаторное лечение заболеваний опорно-двигательной системы и есть устранение нарушений со стороны органов опорно-двигательного аппарата с учетом причин возникновения болезни и механизма возникновения нарушений т.е. лечение заболевания и лечение нарушений –это единый процесс, который осуществляется в санатории одного профиля.

Немедикаментозные методы воздействия и лечения широко используются в программных санаторного восстановительного лечения как заболеваний опорно-двигательной системы в целом, так и ее отдельных нарушений. Санатории, осуществляющие эти виды лечения, относятся к профильным по лечению заболеваний опорно-двигательной системы, «нарушений опорно-двигательной системы» поименованных в п.21 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии…

Санаторий «Колос», имеющий лицензию на право оказания медицинских работ и услуг по специальности физиотерапия, массаж, ЛФК, имеет право на восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательной системы и их последствий, в том числе, нарушений опорно-двигательной системы. В период с 1999 года по 2008 год санаторий «Колос» постоянно осуществлял лечение таких больных.

Согласно заключению специалиста УФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Омской области Московского А.Ю. указанные в лицензии № 168 от 25 июня 1998года и в лицензии №13 от 16 июня 2003 года виды деятельности относятся к лечению заболеваний и больных, перечисленных в п.21 Списка, т.к. фактически осуществлялось лечение этих заболеваний и больных от 12 мая 2008 года. За анализируемый период, т.е. с 1999 года по 2007 год в санатории пролечено больных заболеваниями опорно-двигательного аппарата (полиартриты, хронические спондилоартриты, остеохондроз позвоночника, артрозы, ревматоидный артрит, деформирующие дорсопатии и остеомиелиты, хронические миалгии, миозиты) в процентном отношении к общему количеству пролеченных больных : в 1999 году- 2954 ( 65%), в 2000 году – 3690(72%), в 2001 году – 3978 (75%), в 2002 году – 4740 (69%), 2003 году – 4448 (64%), в 2004 году – 4065 (70%), в 2005 году -4702 (63%), в 2006 году – 5134 (76.5%), в 2007 году – 5029 (71.4%). Такиевиды работ и услуг, входящие в медицинскую деятельность, как лечебная физкультура, неврология, физиотерапия, указанные в лицензиях № 168 от 25.06.1998г., №13 от 26.06.2003г., выданных санаторию «Колос», включают в себя методы лечения больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Санаторий «Колос», имеющий лицензию на право оказания работ и услуг по специальности физиотерапия, массаж, ЛФК, имеет право на восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательной системы и их последствий, в том числе, нарушений опорно-двигательной системы.

На основании изложенного, доводы ответчика о том, что НП «Санаторий «Колос», в котором работала и продолжает работать истец не является специализирующимся на каком-либо виде заболеваний, перечисленных в «Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений…», утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, а оказывает услуги по различным видам заболеваний в виде курортной реабилитации и восстановительного лечения, суд считает несостоятельными.

Из представленных для исследования в судебном заседании доказательств следует, что целью деятельности НП «Санаторий «Колос» является удовлетворение общественных потребностей в санаторно-курортном лечении заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, женской половой сферы, органов дыхания и пищеварения у взрослых и детей, преимущественно природными лечебными факторами (минеральные ванны, лечебная грязь, климат) в сочетании с лечебной физкультурой, лечебным питанием и другими разрешенными методами. Согласно представленных лицензий, НП «санаторию «Колос» разрешено оказание услуг по лечению различных видов заболеваний, в том числе лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата. Санаторий «Колос», правопреемником которого является НП «санаторий «Колос» включен в реестр предприятий, организаций и учреждений санаторно-курортной системы профсоюзов 1995г. Согласно данным Реестра, медицинской специализацией санатория являются заболевания органов пищеварения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Тот факт, что данное учреждение специализируется на лечении ряда заболеваний, а не каком-то одном виде заболеваний, перечисленных в Списке, не может служить основанием к отказу во включении в льготный стаж истца периода работы в НП «санаторий «Колос».

Доводы ответчика о несоответствии организационно-правовой формы Некоммерческого партнерства «Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения «Санаторий Колос» признакам, установленным для учреждения здравоохранения, суд считает не основанными на законе.

Некоммерческое партнерство «Межрегиональный центр санаторно-курортной реабилитации и восстановительного лечения «Санаторий Колос» является некоммерческой лечебно-профилактической организацией, правопреемником санатория «Колос» созданного на основании Постановления исполкома Омского областного Совета депутатов трудящихся и Президиума Омского областного Совета профессиональных Союзов от 31.05.1972 года и соответствует признакам, закрепленным в ст. 120 Гражданского Кодекса РФ.

Также несостоятельны доводы ответчика относительно того, что не подлежат включению в специальный стаж Козловой Т.В. период работы в качестве медсестры по массажу, поскольку данная должность не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Истцом оспаривается решение о невключении в специальный стаж периодов работы заведующей ФАП с 04 июля 1975 года по 17 января 1977 года и периода работы в качестве медсестры ПВС медицинской роты воинской части с 21 сентября 1981 года по 11 июля 1987 года.

Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости» утвержден вышеуказанный список, из которого следует, что должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в центрах осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований), медицинской сестры в медицинской роте дает право для назначения льготной пенсии.

Время нахождения истицы на курсах повышения квалификации было исключено ответчиком из специального стажа незаконно.

Федеральным Законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации - Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативно- правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшей ранее, ст. 187 действующего Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Согласно рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974г. №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношении прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров и других положений, соответствующих национальной практике (п.21).

Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении. Невключение в специальный стаж в льготном исчислении периодов нахождения истца по направлению работодателя на курсы повышения квалификации влечет необоснованное ограничение объема её прав.

Таким образом, в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, подлежат включению и исчислению в льготном порядке период работы в качестве медсестры по массажу в санатории «Колос» с 26 декабря 2000 года по 24 декабря 2009 года, периоды работы заведующей ФАП с 04 июля 1975 года по 17 января 1977 года, в календарном исчислении период работы медсестрой ПВС медицинской роты войсковой части с 21 сентября 1981 года по 11 июля 1987 года, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 31 января 2001 года по 27 марта 2001 года, со 02 марта 2006 года по 30 марта 2006 года исчисляемые в календарном порядке.

В соответствии со ст.19 ФЗ ""О трудовых пенсиях в РФ"" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Ответчик не оспаривает день обращения Козловой Т.В. с заявлением о назначении пенсии со всеми необходимыми документами – 24 декабря 2009 года.

С учетом всех включенных периодов работы истца, специальный медицинский стаж работы на момент обращения в ГУ УПФ РФ в Омском районе Омской области 24.12.2009г. составил у Козловой Т.В. более 30 лет.

В связи с удовлетворением требований истца ответчик обязан возместить истцу понесенные судебные расходы по оплате госпошлины в размере 100 рублей (ст.ст.98,103 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Козловой Т.В. право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением медицинской деятельности не менее 30 лет в учреждениях здравоохранения с 24 декабря 2009 года.

Включить в специальный трудовой стаж Козловой Т.В.,

дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в качестве медсестры по массажу в НП «Санаторий «Колос» с 26 декабря 2000 года по 24 декабря 2009 года, период работы заведующей ФАП с 04 июля 1975 года по 17 января 1977 года, период работы в качестве медсестры ПВС медицинской роты войсковой части с 21 сентября 1981 года по 11 июля 1987 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 31 января 2001 года по 27 марта 2001 года, с 02 марта 2006 года по 30 марта 2006 года.

Исчислять периоды работы в НП «Санаторий «Колос», в фельдшерско-акушерских пунктах в льготном порядке: 1 год работы как 1 год 3 месяца.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в Омском районе Омской области в пользу Козловой Т.В. судебные расходы по уплате госпошлины при подаче иска в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через канцелярию Омского районного суда Омской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья:Шибаева Г.Б.

Полный текст решения изготовлен 23.11.2010 года.