№ 2-2038/10 по иску прокурора Кировского АО г. Омска к ЗАО `Нефтегаз` о признании незаконными действий



З А О Ч Н О ЕР Е Ш Е Н И Е№ 2-2038/10

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Шибаевой Г.Б.,

при секретаре Колокольцевой И.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 30 декабря 2010 года гражданское дело по иску прокурора Кировского АО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Нефтегаз» о признании незаконными действий по эксплуатации АГЗС, о запрете эксплуатации АГЗС до устранения выявленных нарушений, и

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского АО г. Омска в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ЗАО «Нефтегаз» о признании незаконными действий по эксплуатации авто - газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, с нарушением требований пожарной безопасности, и запрещении эксплуатации авто - газозаправочной станции до устранения выявленных нарушений законодательства.

Из пояснений помощника прокурора следует, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме. Прокуратурой Кировского АО г. Омска была проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации ответчиком ЗАО «Нефтегаз» авто-газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>. Установлено, что ответчиком допущены многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Допущено размещение передвижной АГЗС на территории АЗС жидкого моторного топлива (п.1 прил. 6 НПБ 111-98), расстояние до жилых и общественных зданий составляет менее 300 метров (фактически около 60-70 метров) (п. 32, табл. п. 6.4, прил. 6 НПБ 111-97), расстояние до автомобильной дороги общей сети составляет менее 60 метров (фактически около 20 метров) (п. 32, табл. п. 6.4, прил. 6 НПБ 111-97), вместимость резервуара хранения СУГ превышает 10 м? (фактически - 12 м?) (п. 36 НПБ 111-98), расстояние от заправочной колонки СУГ до резервуара СУН менее 30 метров ( п. 33 прил. 6 НПБ 111-98), расстояние от резервуара СУН до здания оперативной составляет менее 13,5 метров ( п. 33 прил. 6 НПБ 111-98), планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений не исключает возможность растекания, аварийного пролива топлива (п. 9 НПБ 111-98), размещение технологической системы АЗС не обеспечивает ее целостность и работоспособность при воздействии на нее возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств и т.п.) (п. 31 НПБ 111-98), площадка с резервуаром СУР не имеет самостоятельного ограждения, которое обозначает территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполненное из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию (п. 3,прил. 6 НПБ 111-98), молниезащитное устройство (высота и расположение стержневых молниеотводов) не обеспечивает защиту всего технологического оборудования АЗС от прямого попадания молнии (п. 40 НПБ 111-98, п. 1.13 РД 34.21.122-87), резервуар СУР не освещен линией его аварийного опорожнения в АЦ (п. 20.8, прил. 6 НПБ 111-98).

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. АГЗС не имеет государственной регистрации.

Выявленные нарушения требований пожарной безопасности нарушают права граждан, создают условия для возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, что является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.

Представитель ответчика ЗАО «Нефтегаз» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Прокурор не возражает против рассмотрения дела в отсутствии представителя ответчика в заочном производстве, последствия разъяснены и понятны.

Представитель т/лица ОГПН КАО г. Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, свои возражения не представил.

Выслушав пояснения прокурора, изучив представленные документы, суд считает, что требования прокурора Кировского АО г. Омска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

К основным принципам государственной политики в области пожарной безопасности согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относится организация и осуществление профилактики пожаров. Требования пожарной безопасности установлены в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Установлено, что ЗАО «Нефтегаз» владеет и эксплуатирует авто –газозаправочную станцию, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается пояснениями прокурора и материалами проверки.

Ответчик при эксплуатации опасного производственного объекта не соблюдает требования пожарной безопасности. Ответчиком допущено размещение передвижной АГЗС на территории АЗС жидкого моторного топлива (п.1 прил. 6 НПБ 111-98), расстояние до жилых и общественных зданий менее 300 метров (фактически около 60-70 метров) (п. 32, табл. п. 6.4, прил. 6 НПБ 111-97), расстояние до автомобильной дороги общей сети менее 60 метров (фактически) (п. 32, табл. п. 6.4, прил. 6 НПБ 111-97), вместимость резервуара хранения СУГ превышает 10 м? (фактически 12 м?) (п. 36 НПБ 111-98), расстояние от заправочной колонки СУГ до резервуара СУН менее 30 метров ( п. 33 прил. 6 НПБ 111-98), расстояние от резервуара СУН до здания оперативной менее 13,5 метров ( п. 33 прил. 6 НПБ 111-98), планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений не исключает возможность растекания, аварийного пролива топлива (п. 9 НПБ 111-98), размещение технологической системы АЗС не обеспечивает ее целостность и работоспособность при воздействии на нее возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств и т.п.) (п. 31 НПБ 111-98), площадка с резервуаром СУР не имеет самостоятельного ограждения, которое обозначает территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполненное из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию (п. 3,прил. 6 НПБ 111-98), молниезащитное устройство (высота и расположение стержневых молниеотводов) не обеспечивает защиту всего технологического оборудования АЗС от прямого попадания молнии (п. 40 НПБ 111-98, п. 1.13 РД 34.21.122-87), резервуар СУР не освещен линией его аварийного опорожнения в АЦ (п. 20.8, прил. 6 НПБ 111-98), что является существенным нарушением требований пожарной безопасности.

Отсутствует государственная регистрация АГЗС в порядке, предусмотренными Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11. 1998г. №1371.

Представитель ответчика не представил суду доказательства об устранении допущенных нарушений, о государственной регистрации АГЗС, либо доказательства тому, что объект ответчиком не эксплуатируется.

Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с Уставом, утвержденным решением собрания учредителей от 23 октября 2003 года, а также протоколом №9 внеочередного собрания от 29 ноября 2008 года- ЗАО «Нефтегаз» является действующим юридическим лицом, что также подтверждается свидетельствами о постановке на учет и внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, а также выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Местонахождение предприятия зарегистрировано по адресу: <адрес>

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003года № 315 «Об утверждении Норм пожарной безопасности в Российской Федерации» утверждены Нормы пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 110-03).

Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25) устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности.

Согласно п. 1 прил. 6 НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25) на многотопливных АЗС не допускается размещение: передвижных АЗС, не отвечающих требованиям настоящих норм, предъявляемым к технологической системе многотопливных АЗС; пунктов заправки топливом, не относящихся к наполнению резервуаров (емкостей, баллонов) технологической системы АЗС или топливных систем транспортных средств; газораспределительного пункта.

Согласно п. 36 прил. 6 НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25) общая вместимость резервуаров хранения СУГ не должна превышать 20 м3, единичная - 10 м3. Общую и единичную вместимость подземных резервуаров хранения СУГ на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

Согласно п. 33 прил. 6 НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25) минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АГЗС с одностенными резервуарами следует принимать по таблице П.6.2. Минимальные расстояния до надземных резервуаров хранения СУГ следует увеличивать на 50% по сравнению с расстояниями до подземных резервуаров, указанными в таблице П.6.2. Расстояния между надземными резервуарами должны быть не менее 20 м.

Согласно п. 3 прил. 6 НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25) площадка зданий, сооружений и оборудования для приема, подготовки и хранения сжатого природного газа, а также складская площадка с резервуарами СУГ должны иметь самостоятельные ограждения, которые обозначают территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполнены из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию. В местах въездов-выездов с территории указанных площадок должны быть предусмотрены ограничители проезда.

Согласно п. 9 НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25) планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

Согласно п. 31 НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25) технологические системы должны быть изготовлены и/или размещены таким образом, чтобы обеспечивались их целостность и работоспособность при воздействии на них возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств, подвижках грунта и т.п.), определяемых проектом на АЗС.

Согласно п. 40 НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25) АЗС следует оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87, но не ниже II категории.

Согласно п. 20.8 прил. 6 НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25) наполнение резервуаров СУГ должно быть предусмотрено только из АЦ. Эти резервуары должны быть оснащены линией их аварийного опорожнения в АЦ.

Допускается предусматривать подачу СУГ на раздаточные колонки АГЗС общего пользования из резервуаров газонаполнительных станций или пунктов при условии: отсутствия резервуаров СУГ на территории АГЗС; обеспечения дистанционного (из операторной АГЗС) перекрытия трубопровода подачи СУГ, осуществляемого на территории газонаполнительной станции или пункта; блокировки подачи СУГ на раздаточные колонки АГЗС при наполнении резервуара, из которого осуществляется указанная подача. Минимальные расстояния от раздаточных колонок до зданий и сооружений газонаполнительной станции или пункта, с которых осуществляется подача СУГ на раздаточные колонки АГЗС, следует определять в соответствии с таблицей П.6.1 настоящих норм. При этом расстояния от раздаточных колонок АГЗС до подземных резервуаров газонаполнительной станции или пункта допускается уменьшать, но не более чем на 50%.

Согласно п. 32 прил. 6 НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25) минимальные расстояния от АГЗС с одностенными резервуарами до объектов, к ней не относящихся, а также до зданий и сооружений предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, принимаются по таблице П.6.4.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Согласно приложению к федеральному закону к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Следовательно, требования прокурора Кировского АО г. Омска подлежат удовлетворению в полном объеме. ЗАО «Нефтегаз» при эксплуатации АГЗС нарушает действующее законодательство о пожарной безопасности, чем создается угроза для жизни и здоровья граждан.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 4000 рублей, от уплаты которой прокурор при подаче иска был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, ст.ст. 233- 237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия ЗАО «Нефтегаз» по эксплуатации авто - газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, с нарушением требований законодательства.

Запретить ЗАО «Нефтегаз» эксплуатацию авто - газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, до устранения нарушений законодательства.

Взыскать с ЗАО «Нефтегаз» госпошлину в доход Омского муниципального района в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме либо в Омский районный суд в течение 7 дней со дня вручения ответчику копии заочного решения путем подачи заявления об отмене заочного решения.

СудьяГ.Б. Шибаева

Полный текст решения изготовлен 11.01.2011 года.