Решение по делу №2-1932/10 по иску ГУ гос.службы занятости населения Омской области к ОАО Омскоблводопровод о признании бездействий противоречащими закону, обязании к действиям



Дело№2-1932/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16.12.2010 г.

Омский районный суд Омской области

В составе председательствующего Троеглазовой Н.А.

При секретаре Вековцовой И.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске

Гражданское дело по иску Главного управления государственной службы занятости населения Омской области к ОАО «Омскоблводопровод» о признании бездействий противоречащими закону, обязании к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление государственной службы занятости населения Омской области обратилось в Омский районный суд Омской области с иском к ОАО «Омскоблводопровод» о признании бездействий противоречащими закону, обязании к действиям, указывая, что в соответствии с п.1 ст.24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. №16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, установлено:

квота для приема на работу инвалидов (далее-квота) в размере трех процентов к среднесписочной численности работников;

минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

В установленном законом порядке, Главным управлением государственной службы

занятости населения Омской области проведена плановая документарная проверка ОАО «Омскоблводопровод», в результате которой установлено следующее. Среднесписочная численность работников организации составляет 1046 единиц, размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов – 31 единица, в организации работает 15 инвалидов, специальное рабочее место не создано.

Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области выдано предписание ОАО «Омскоблводопровод» об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от 30.04.2010 г. №18 по двум нарушениям:

несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов;

несоблюдение обязанности по выделению (созданию) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов.

ОАО «Омскоблводопровод» предписание не выполнено, ответчик не принимает действий, направленных на выполнение предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области.

В связи с чем, просило суд признать бездействие ОАО «Омскоблводопровод», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты на работу инвалидов противоречащим ст.24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», статьям 3,6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области от 27.01.2010 г. №16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» и обязать ОАО «Омскоблводопровод» выполнить требования закона, обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создание (выделение) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

В судебном заседании представитель ГУ государственной службы занятости населения Омской области - исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в иске. Также суду пояснила, что ОАО «Омскоблводопровод» не соблюдена квота в размере 3% от среднесписочной численности работников. На 01.12.2010 г. у ответчика 1010 работников. При такой численности должно работать не менее 30 инвалидов, а у ответчика фактически работает 13 инвалидов. При этом, специальное рабочее место, которое представляет собой специальное оборудованное место для конкретного инвалида, согласно санитарно-гигиеническим правилам, не создано. Кроме того, служба занятости оказать содействие ОАО «Омскоблводопровод» в трудоустройстве инвалидов в полном объеме не может, так как ответчик разделил штатные ставки, соответственно, установили заработную плату ниже прожиточного минимума. Служба занятости может направить только тех инвалидов, которые подходят на предложенные ответчиком должности с учетом ранее получаемой заработной платы, профессионального уровня и состояния здоровья. Также, в подданной ответчиком информации указанны только профессии машиниста, где требуется специальное образование. Ответчиком издан «нерабочий» приказ.

Представитель ОАО «Омскоблводопровод» - Шатов Д.А. в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что в настоящее время в ОАО «Омскоблводопровод» работает 13 инвалидов. Помимо них установлена квота еще на 18 рабочих мест. При этом, полагает, что обеспечить ОАО «Омскоблводопровод» инвалидами на созданные согласно квоты рабочие места должен истец. Также считает, что ОАО «Омскоблводопровод» исполнило обязанность по созданию специального рабочего места, однако, существенных отличий от других рабочих места, равно как и специальных условий, созданных для конкретной категории работника-инвалида назвать не смог.

Представитель ОАО «Омскоблводопровод» - Крамар И.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ОАО «Омскоблводопровод» созданы рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Что касается обеспечения трудоустройства на них инвалидов, то полагает, что такая обязанность лежит на истце. Вины ОАО «Омскоблводопровод» в том, что указанные рабочие места не заполнены, полагает нет. Что касается создания специального рабочего места, то отсутствие его не отрицала, мотивируя тем, что работодатель - ОАО «Омскоблводопровод» не понял характеристику такого рабочего места. Пояснила, что ОАО «Омскоблводопровод» будут предприняты меры для создания специального рабочего места.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает, исковые требования Главного управления государственной службы занятости населения Омской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) утратил силу с 1 января 2005 г.;

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Согласно ст. 21 указанного Федерального закона, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

В соответствии со ст.22 Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст.24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно ст. 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. N 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать организации в соответствии с законодательством.

Организация обязана ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр занятости, расположенный по месту нахождения организации, информацию:

1) необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, в том числе:

- о выделенных (созданных) рабочих местах (наименование профессии (специальности), количество) для трудоустройства инвалидов;

- о требованиях к уровню квалификации по предлагаемой профессии (специальности);

- об условиях и режиме труда;

2) о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Информация, указанная в пункте 3 настоящей статьи, представляется организацией по формам, утверждаемым органом службы занятости.

Квотирование рабочих мест осуществляется организацией за счет собственных средств.

Организация обязана не позднее 14 дней со дня принятия решения об увольнении граждан, принятых в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, заключения, расторжения или изменения условий соглашения об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов информировать об этом центр занятости, расположенный по месту нахождения организации.

Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ответчик ОАО «Омскоблводопровод» зарегистрирован в ИФНС по Омскому району в качестве юридического лица, следовательно, является субъектом предпринимательской деятельности.

Соответственно, на ответчике лежит обязанность по соблюдению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в частности, соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создание (выделение) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

Как установлено судом и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, среднесписочная численность работников ОАО «Омскоблводопровод» по состоянию на март 2010 г. составляла 1046 человек, по состоянию на 08.11.2010 – 1010 человек.

В период с 06.04.2010 г. по 30.06.2010 г. Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области проведена проверка ОАО «Омскоблводопровод» на предмет соблюдения ответчиком требований закона по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе, выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квотой (л.д.6-10).

В результате проведенной проверки Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области установлены нарушения ответчиком Закона Омской области от 21 июля 2009 г. N 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области", Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 г. №16-П «О мерах по реализации Закона Омской области от 21 июля 2009 г. N 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" и 30.04.2010 г. выдано Предписание об устранении допущенных нарушений, а именно: обеспечить соблюдение установленной законодательством квоты на работу инвалидов в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ», ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Законом Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. №16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» путем приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также обеспечить создание специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты (л.д.11-13).

Из пояснений участников процесса, данных в судебном заседании следует, что рабочее место, созданное ОАО «Омскоблводопровод» как специальное для трудоустройства инвалида в пределах установленной квоты, таковым не является, поскольку по своим условиям существо не отличается от иных аналогичных рабочих мест ОАО «Омскоблводопровод». Специально, с учетом конкретной категории инвалидов, не оборудовано. Что также подтверждается аттестационным материалом (л.д.49-87).

Представитель ответчика в судебном заседании указанные доводы не отрицал, убедительных допустимых доказательств того, что ОАО «Омскоблводопровод» создано специальное рабочее места для трудоустройства инвалида в пределах установленной квоты суду не представил.

В связи с чем, суд находит обоснованным доводы истца о том, что ответчиком не выполнены требования закона в части создания (выделения) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующего одному специальному рабочему месту.

Что касается доводов истца о несоблюдении ответчиком федерального законодательства по созданию или выделению работодателем рабочих мест для трудоустройства инвалидов, согласно установленных квот, то суд приходит к следующему.

Согласно приказа генерального директора ОАО «Омскоблводопровод» №1592-к от 20.07.2010 г. (л.д.121-122), во исполнение предписания Главного управления государственной службы занятости населения Омской области №18 от 30.04.2010 г. установлена квота на 18 рабочих мест для трудоустройства инвалидов на дополнительно введенные рабочие места.

Штатное расписание ОАО «Омскоблводопровод» дополнено рабочими профессиями следующих должностей: 1 дворник, 1 сторож и 16 машинистов насосных установок.

При этом, квотируемые должности не содержат полной ставки.

Из пояснений представителя истца следует, что управление государственной службы занятости населения Омской области направляет инвалидов для трудоустройства на квотные рабочие места с учетом требований реабилитационной карты инвалида, его профессиональных навыков, заработной платы.

Таким образом, перечень квотируемых рабочих мест для приема на работу инвалидов существенно ограничен ОАО «Омскоблводопровод» введенными должностями, местом нахождения и не привлекателен по заработной плате.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что замещение созданных ОАО «Омскоблводопровод» рабочих мест для трудоустройства инвалидов согласно установленных квот, по объективны причинам невозможно, соответственно, изданный ОАО «Омскоблводопровод» приказ формален и не может быть исполнен в установленный законом 2-х месячный срок.

Вместе с тем, в силу ст. 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. N 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента приема на выделенные (созданные) рабочие места инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что предмет спора затрагивает права и законные интересы инвалидов РФ, убедительных допустимых доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком не представлено, суд полагает исковые требования Главного управления государственной службы занятости населения Омской области обоснованы и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, учитывая, что срок создания (оборудования) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не может превышать двух месяцев, суд полагает необходимым установить ОАО «Омскоблводопровод» срок для выполнения требований закона, в частности по обеспечению соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и созданию (выделению) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты до 01.03.2011 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие ОАО «Омскоблводопровод» выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты на работу инвалидов противоречащим ст.24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», статьям 3,6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области от 27.01.2010 г. №16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области».

Обязать ОАО «Омскоблводопровод» выполнить требования закона, обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создание (выделение) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту в срок до 01.03.2011 г.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.