№ 2-1664/10 по иску прокурора ОМР в интер Степановой Т.А. к администрации ОМР и Степановым о признании незаконным бездействия



Р Е Ш Е Н И Е№ 2-1664/10

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Шибаевой Г.Б.,

при секретаре Колокольцевой И.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 22 декабря 2010 года гражданское дело по иску прокурора Омского района Омской области в интересах Степановой Т.А. к администрации Омского муниципального района Омской области, Степанову А.В., Степанову А.В., Степанову А.В. о признании незаконным бездействия по обеспечению контроля за сохранностью жилого помещения, об обязанности произвести ремонт жилого помещения, и

УСТАНОВИЛ:

Первоначально прокурор Омского района Омской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Степановой Т.А. обратился в суд с иском о признании незаконным бездействие администрации ОМР Омской области в части необеспечения сохранности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> закрепленного за Степановой Т.А., являющейся лицом из числа детей-сирот, об обязанности произвести ремонт жилого помещения в срок до 20 апреля 2011 года.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил заявленные требования в части и попросил обязать администрацию ОМР Омской области произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в части восстановления электропроводки, оснащения внутриквартирной разводки системы отопления, систем водоснабжения и канализации, восстановления оконных блоков в срок до 20 апреля 2011 года.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Степанов А.В., Степанов А.А., Степанов А.А., Степанов Ю.А., в качестве т/лица МУП ТК ОМР Омской области.

В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области Данилова А.А. поддержала первоначально предъявленные прокурором исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.

Из искового заявления прокурора следует, что прокуратурой Омского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части охраны жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено, что постановлением главы администрации ОМР Омской области № от 11.02.2004 года «Об определении несовершеннолетней Степановой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Степанова Т.А. определена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За Степановой Т.А. была закреплена неприватизированная благоустроенная двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. В квартире с 2004 года члены семьи Степановой Т.А. не проживают в квартире, квартира пустует, окна заварены металлическими листами.

Согласно актам обследования технического состояния в квартире частично демонтированы провода электропроводки, отсутствует внутриквартирная разводка системы отопления, систем водоснабжения и канализации, разрушены рамы оконных блоков. В квартире требуется капитальный ремонт. Наймодателем жилого помещения является Омский муниципальный район Омкой области.

Истец Степанова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Из пояснений истца Степановой Т.А. на судебном заседании от 26.11.2010 года следует, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме. Ее мать Степанова И.Ю. умерла в 2002 году. Отец Степанов А.В. был лишен в отношении ее родительских прав в 2004 году. В возрасте 9 лет она была направлена в детский дом. За ней было закреплено жилое помещение, по адресу: <адрес>. Квартира состоит из двух комнат, была благоустроенной. В настоящее время в квартире никто не проживает, так как требуется капитальный ремонт. Братья работают и временно проживают в <адрес>. Отец проживает у другой дочери в <адрес>. Она временно отсутствует, т.к. проживает в общежитии и учится в училище в <адрес>. На следующий год заканчивает обучение. Другого жилья не имеет. Просит помочь администрацию ОМР сделать в квартире ремонт. Задолженность по оплате коммунальных услуг составляет 16209,44 руб.

Из пояснений представителя ответчика администрации ОМР Омской области Лапушко Н.Н., действующей на основании доверенности, следует, что с исковыми требованиями администрация не согласна, так как основным квартиросъемщиком является Степанов А.В., который не исполняет должным образом обязанности по осуществлению текущего ремонта, что, в конечном счете, привело к необходимости капитального ремонта в спорном жилом помещении.

Статьи 65,67 ЖК РФ определяют, что обязанность по проведению капитального ремонта жилого помещения лежит на наймодателе, по текущему ремонту- на нанимателе. Согласно постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норма технической эксплуатации жилищного фонда» к капитальному ремонту относятся работы по восстановлению или замене элементов жилых помещений, полной замене существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения. В свою очередь цель текущего ремонта подразумевает под собой проведение работ по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работ по устранению мелких повреждений и неисправностей. Когда за Степановой Т.А. было закреплено жилое помещение, оно находилось в пригодном для проживания состоянии. В связи с тем, что в нем никто не проживал длительное время, оно пришло в негодность.

Ответчики Степанов А.В., Степанов Александр А., Степанов Андрей А., Степанов Ю.А., представитель т/лица МУП ТК ОМР Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причина неявки не известна.

Представитель т/лица Комитета по образованию администрации ОМР Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в их отсутствии.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, изучив представленные документы, суд считает, что требования прокурора Омского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Постановлением Главы администрации ОМР Омской области от 11.02.2004 года № «Об определении несовершеннолетней Степановой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» несовершеннолетняя Степанова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней закреплена неприватизированная благоустроенная двухкомнатная квартира, общей площадью 52,0 кв.м. по адресу: <адрес>.

Мать Степановой Т.А. - Степанова И.Ю. умерла в 2002 году, что подтверждается свидетельством о смерти.

Заочным решением Омского районного суда Омской области от 24.03.2004 года отец Степановой Т.А. - Степанов А.В. лишен родительских прав в отношении дочери. Суд не располагает сведениями о восстановлении Степанова А.В. в родительских правах.

Согласно справке, выданной Управлением Росреестра по Омской области, в ЕГРП запись о регистрации прав, запрещений, арестов на <адрес> отсутствует.

Согласно копии лицевого счета от 18.11.2010 года в <адрес> зарегистрированы: Степанов А.В., Степанов А.А., Степанов А.А., Степанов Ю.А., Степанова Т.А.

Из сообщения ОАО «Омская энергосбытовая компания» от 24.09.2010 года следует, что в квартире, расположенной по адресу: <адрес> задолженность за потребленную электроэнергию составляет 16209,44 руб. за период с января 2005 года по сентябрь 2010 года.

Статья 40 Конституции РФ предусматривает право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

По сообщению администрации ОМР Омской области квартира, расположенная по адресу: <адрес>, значится в реестре муниципальной собственности.

В соответствии со ст.ст. 209, 288 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. От имени муниципального образования согласно ст. 125 ГК РФ.

Аналогичные положения закреплены в ст.ст. 15, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 13-ФЗ, согласно которым к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник указанного имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления), либо управомоченное им лицо (наимодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно п.п. 3, 4 ч. 2, ч. 3 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в осуществлении капитального ремонта жилого помещения, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества, нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет предусмотренную законодательством ответственность.

Согласно ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать сохранность и поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением.

Из мотивировочной части заочного решения Омского районного суда от 24 марта 2004 года, которым Степанов А.В. был лишен родительских прав в отношении Степановой Т.А., следует по состоянию на 2004 год квартира находится в антисанитарном состоянии, является непригодной для проживания.

Из акта обследования квартиры за 2004 год следует, что квартира подлежит капитальному ремонту. В оконных рамах отсутствуют стекла, на стенах и потолках следы копоти. В квартире отсутствует отопление, квартира отапливается газовой плитой, отсутствует унитаз, ванна.

Согласно акту от 9 августа 2010 года осмотра жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта и восстановления коммуникаций.

Согласно акту обследования жилого помещения от 24 сентября 2010 года <адрес> не приватизирована, в квартире не проживает с 2002 года, но имеют регистрацию Степановы, в квартире необходим капитальный ремонт.

Согласно акту от 3 ноября 2010 года обследования технического состояния жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, составленного ст. помощником прокурора Омского района Леонтьевой Т.А., специалистом администрации Богословского с/п ОМР Фурс В.Н., государственным жилищным инспектором Омской области Бутовым С.В., электроснабжение указанной квартиры не осуществляется, квартирный прибор учета электроэнергии отсутствует, приборы освещения отсутствуют, частично демонтированы провода- необходим капитальный ремонт, стояки системы отопления находятся в работоспособном состоянии, внутриквартирная разводка системы отопления и отопительные приборы отсутствуют, стояки системы холодного водоснабжения и канализации находятся в работоспособном состоянии, внутриквартирная разводка указанных систем и санитарно-техническое оборудование отсутствует, газоснабжение всего дома централизованное, трубопроводы системы газоснабжения отсутствует, остекление оконных блоков отсутствует, оконные проемы частично заколочены, рамы оконных блоков в помещении кухни и зала частично разрушены, внутриквартирные дверные блоки отсутствуют, в помещении кухни на полу расположена куча строительно-бытового мусора.

Согласно копии технического паспорта на <адрес> общая площадь квартиры составляет 52,0 кв.м., жилая 29,1 кв.м., квартира состоит из двух жилых комнат. Из технического описания квартиры следует, что оконные рамы частично разрушены, остекление отсутствует, входная деревянная, внутриквартирные дверные полотна отсутствуют, вид отопления - разводка имеется, батареи отсутствуют, водоснабжение, электроснабжение, канализация, горячее водоснабжение, ванна, газоснабжение или электроплита отсутствуют.

Согласно локальному сметному расчету на капитальный ремонт квартиры, расположенной по адресу: <адрес> требуется 251 683 руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам и нормам.

Статья 15 ЖК РФ предусматривает, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Органом местного самоуправления не принималось решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан.

Установлено, что с 2004 года в данной квартире никто не проживает, в квартире требуется проведение ремонта. Степановы не признавались по решению суда утратившими право пользования жилым помещением. Договор социального найма с ними не расторгался.

Суд считает, что наниматель квартиры Степанов А.В. и совершеннолетние члены его семьи надлежащим образом не исполняли свои обязанности по сохранности и подержанию надлежащего состояния жилого помещения, не проводили текущий ремонт жилого помещения, не оплачивали коммунальные услуги. В свою очередь администрация ОМР, как собственник жилого помещения и орган опеки попечительства, не предпринимала своевременные меры по возложению обязанности на Степановых об устранении допущенных нарушений, приведших к разрушению квартиры, к расторжению договора социального найма в связи с неиспользованием жилого помещения по назначению, разрушением или повреждением жилого помещения, не предавало жилое помещение в доверительное управление т\лицам с целью обеспечения сохранности закрепленного за несовершеннолетним ребенком жилого помещения.

Таким образом, администрация Омского муниципального района Омской области не выполняет надлежащим образом возложенные на неё обязанности по сохранности жилого помещения, закрепленного за Степановой Т.А., оставшейся без попечения родителей, определенных в специализированное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ремонт жилого помещения собственником не проводится.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.

Согласно ст. 38 ГК РФ при необходимости постоянного управления недвижимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом.

Согласно ст. 1 Закона Омской области № 1005-ОЗ от 27 декабря 2007 года «О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними» на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области переданы государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

Суд считает, что бездействие администрации ОМР является незаконным. С возражениями представителя ответчика по данному иску суд не согласен по вышеизложенным основаниям

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан.

На основании изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумму, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд устанавливает администрации ОМР Омской области срок до 20 апреля 2011 года, в течение которого ответчик обязан произвести ремонт жилого помещения.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации ОМР Омской области в части необеспечения сохранности жилого помещения, закрепленного за Степановой Т.А., расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию ОМР Омской области произвести ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 20 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через канцелярию Омского районного суда.

СудьяГ.Б. Шибаева

Полный текст решения изготовлен 27.12.2010г.