Дело № 2-1783/10 о возмещении вреда, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей



РЕШЕНИЕ № 2-1783/10

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.

при секретаре Лисицыной Е.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> 26 ноября 2010 года гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания « Бекон-Авто-Транс» к Копцеву В.И. о возмещении ущерба причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей

УСТАНОВИЛ:

ООО «ТК «БеконАвтоТранс» обратился в суд с иском к Копцеву В.И. о взыскании материального ущерба в размере 4 702,01 руб. и судебных расходов в сумме 400 руб..

В судебном заседании представитель истца по доверенности Василенко Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что 1 января 2009 года между ООО «ТК «БеконАвтоТранс» и ОАО «Птицефабрика «Сибирская» был заключен договор на перевозку грузов. В октябре 2009 года ООО «ТК «БеконАвтоТранс» во исполнение своих обязательств по договору осуществляло в адрес ОАО «Птицефабрика «Сибирская» доставку комбикормов и масла подсолнечного, грузоотправителем которых являлось ОАО «Лузинский комбикормовый завод». Согласно товарно-транспортной накладной № от 26 октября 2009 года в адрес ОАО «Птицефабрика «Сибирская» было отгружено 9 580 кг. подсолнечного масла. Получение и доставку груза осуществлял тракторист-машинист ООО «БеконАвтоТранс» Васильев С.В.. При заезде в гараж, расположенный на территории ООО «ТК «БеконАвтоТранс», Васильев СВ. сломал кран-задвижку на бочке, в которой находилось подсолнечное масло, в результате груз был потерян - масло вылилось на территорию автогаража ООО «ТК «БеконАвтоТранс». О случившемся, в соответствии с должностной инструкцией, водитель Васильев С.В. сообщил своему непосредственному руководителю - инженеру-механику Тарану В.В., а также дежурившему механику Копцеву В.И., принятому 22.10.2009 г. в ООО «ТК «БеконАвтоТранс» по трудовому договору № от 22.10.2009 г.. 13.11.2009 г. ОАО «Птицефабрика «Сибирская» обратилось к ООО «ТК «БеконАвтоТранс» с претензией о возмещении стоимости недостающего груза в размере 298 353, 03 руб.. 24.02.2010 года указанная сумма была перечислена на расчетный счет ОАО «Птицефабрика «Сибирская» в счет возмещения стоимости недостающего груза. Вина водителя Васильева С.В. установлена вступившим в законную силу решением Омского районного суда от 27.07.2010 г., согласно которому с Васильева СВ. в счет возмещения причиненного работодателю материального ущерба взыскано 80 000 рублей. Суд снизил размер ущерба, подлежащего взысканию с водителя Васильева С.В., принимая во внимание тот факт, что другие работники - инженер-механик Таран В.В. и механик Копцев В.И., которые согласно их должностным обязанностям должны были предпринять меры по обеспечению сохранности груза, его своевременному возврату на ОАО «Лузинский комбикормовый завод», в сложившейся ситуации бездействовали. В нарушение требований коллективного договора, должностной инструкции, Копцев В.И., не поставил в известность руководство о сложившейся аварийной ситуации и об угрозе потери груза, не внес в журнал учета технического состояния транспортных средств запись о нахождении на территории автогаража подвижного состава в неисправном состоянии - бочки с грузом. Таким образом, в результате бездействия дежурного механика Копцева В.И., предприятию был причинен материальный ущерб в размере 298 353,03 руб. В соответствии с трудовым законодательством за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Среднемесячная заработная плата механика Копцева В.И. составляет 4 702,01 руб.. В связи с тем, что Копцев В.И. уволен 19.11.2009 г. и в добровольном порядке до момента увольнения не возместил причиненный работодателю ущерб, просит взыскать с него 4 702,01 руб..

Ответчик Копцев В.И. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать. Суду пояснил, что при приеме на работу не был ознакомлен с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношения к трудовой функции работника, коллективным договором. Выполнял работу он добросовестно, согласно указанию инженера Тарана В.В., который в устной форме объяснил, что он должен постоянно находится на контрольно-пропускном пункте, проводить осмотр технического состояния транспорта при въезде и выезде через КПП. О том, что делать при возникновении аварийной ситуации ему не объяснили. В день аварии, в 18.20 час. он пошел на территорию гаража закрыть ворота и увидел, что тракторист Васильев затыкал кран-задвижку на бочке. О произошедшем, был поставлен в известность инженер-механик Таран В.В.. Поскольку Васильев заверил его, что все в порядке и течь устранена, он не стал говорить об этом сторожу и записывать в журнал. Должностную инструкцию и другие нормативные акты он подписал уже после аварии - 27.10.2009г., в присутствии водителя Васильева С.В.. Претензий со стороны предприятия к нему не было, добровольно возместить ущерб ему не предлагали. Виновным в сложившейся ситуации себя не считает.

Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.

Установлено, что с 22.10.2009 по 19.11.2009 года Копцев В.И. работал в ООО «ТК «БеконАвтоТранс» механиком, был принят на работу временно, на полную ставку, на период очередного отпуска Лопухова Г.А.. Ему установлен должностной оклад в размере 4 705 руб. Уволен в связи с истечением срока трудового договора по п. 2 ч.1 ст. 77 ТК РФ. Данные обстоятельства подтверждаются приказом о приеме на работу № от 22.10.2009г., трудовым договором № от 22.10.2009 года, приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником № от 19.11.2009 года

В соответствии с разделом II должностной инструкции механика (дежурного), утвержденной 05.08.2008 г., в трудовые обязанности Копцева В.И. входило: осмотр автотранспортных средств перед выходом на линию и проверка их технического состояния после возвращения в гараж, контроль за техническим состоянием автотранспортных средств, прошедших ТО и ремонт, а также автотранспортных средств, на которые ранее были поданы заявки на ремонт узлов, агрегатов и систем, связанных с безопасностью движения, выявление и фиксация в Журнале учета технического состояния транспортных средств причин их неисправностей, установление запрета на эксплуатацию технических средств, имеющих неисправности, влияющие на безопасность движения, выполнение функций ответственного по парку в вечернее и ночное время, обеспечение содержания закрепленной территории в надлежащем состоянии, соблюдение правил противопожарной безопасности и охраны труда, сообщение непосредственному руководителю (старшему инженеру по безопасности движения) обо всех выявленных недостатках,нарушениях.

Установлено, что ответчик с должностной инструкцией был ознакомлен под подпись 21.10.2009 года. Доводы Копцева В.И. о том, что он не был своевременно ознакомлен с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами предприятия, не подтверждены доказательствами.

1 января 2009 года между ООО «ТК «БеконАвтоТранс» и ОАО «Птицефабрика «Сибирская» был заключен договор № БАТ – 2009/4 (11-5/09) на перевозку грузов, пассажиров и специальные работы.

Согласно товарно - транспортной накладной № от 26.10.2009 года грузоотправителем ОАО «Лузинский комбикормовый завод» было отгружено ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 9580кг подсолнечного масла.

Получение и доставку груза осуществлял водитель ООО «ТК «БеконАвтоТранс» Васильев С.В.

Согласно табелю учета рабочего времени за октябрь 2009 года, 26.10.2010 года на КПП была смена дежурного механика Копцева В.И..

Установлено, что 27 октября 2009 года груз не был доставлен получателю. Подсолнечное масло было утрачено, т.к. в результате поломки крана-задвижки на бочке, в котором находилось масло, оно вытекло на проезжую часть.

Согласно п. 4.2 договора № № исполнитель несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.

В соответствии с п. 4.2.1 договора на перевозку грузов в случае обнаружения несоответствия количества и наименования груза, полученного для перевозки, товаросопроводительной документации, заказчик вправе требовать уплаты перевозчиком стоимости груза, в отношении которого произошло нарушение.

Согласно п. 4.2.2 договора в случае обнаружения недостачи при приемке заказчиком сыпучих и наливных грузов возмещение стоимости недостающего груза производится в следующем порядке: количество недостающего груза определяется по каждому водителю, осуществляющему доставку грузов в расчетом периоде, при этом выявленные при доставке грузов указанным водителем излишки зачитываются в счет обнаруженных у него же недостач товароматериальных ценностей одного и того же наименования в тождественных количествах, суммы недостач, непокрытыми излишками, подлежат возмещению.

13 ноября 2009 года ОАО «Птицефабрика «Сибирская» обратилась к ООО «ТК «БеконАвтоТранс» с претензией о возмещении стоимости недостающего груза в размере 298 353 руб. 03 коп.

Согласно платежному поручению № от 24.02.2010 года ООО «ТК «БеконАвтоТранс» перечислило на расчетный счет ОАО «Птицефабрика «Сибирская» денежные средства в размере 298 353 руб. 03 коп. в счет возмещения стоимости недостающего груза, что также подтверждается расчетом суммы претензии.

Решением Омского районного суда Омской области № 2-843/10 от 27.07.2010 года по иску ООО «Транспортная компания «БеконАвтоТранс» к Васильеву С.В. о взыскании материального ущерба, причиненного работодателю, установлена вина Васильева С.В. в причинении ущерба предприятию. Васильев С.В., будучи материально-ответственным лицом, не предпринял все необходимые меры по обеспечению сохранности полученного для транспортировки груза, допустил его утрату.Васильев С.В. получил для транспортировки груз в вечернее время, повредил при развороте кран-задвижку на бочке с маслом, оставил груз в поврежденной бочке, не завершил ремонтные работы крана-задвижки, ограничился использованием ветоши, целлофана и проволоки для ремонта повреждения, оставил груз без присмотра на ночь, не произвел возврат полученного масла на Лузинский комбикормовый завод. Решением установлено, что Васильев С.В. допустил причинение ущерба не умышленно, а по неосторожности, о случившемся сразу же доложил своему непосредственному руководителю – начальнику колонны Тарану В.В., который никаких мер по обеспечению работника условиями для устранения аварийной ситуации возникшей в рабочее время ( 18 часов) на территории предприятия, организации ремонта поврежденной бочки и сохранности подсолнечного масла, находившегося в этой бочке, не предпринял, ограничился звонком ответственному дежурному механику, указаниями работнику устранить повреждения самостоятельно с использованием подручных материалов, сливом масла на ЛКЗ на следующей утро. Также установлено, что дежурный механик Копцев В.И. никаких мер по устранению аварийной ситуации не предпринял, по окончанию смены ушел с работы в 19 часов. Согласно должностной инструкции механика (дежурного) ООО «ТК «БеконАвтоТранс» по состоянию на 2008 год в его обязанности входит осмотр автотранспортных средств перед выходом на линию и проверка технического состояния автотранспортных средств после их возвращения в гараж, кроме того, он должен выявить и зафиксировать в журнале учета технического состояния транспортных средств причины неисправностей автотранспортных средств, выполняет функции ответственного по парку в ночное и вечернее время, обеспечивает содержание закрепленной территории в надлежащем санитарном состоянии, докладывать непосредственному руководителю обо всех выявленных недостатках, нарушениях. С учетом данных обстоятельств, решением постановлено: «Взыскать с Васильева С.В. в пользу ООО «ТК «БеконАвтоТранс» материальный ущерб в сумме 80 000 руб., судебные расходы в сумме 2 600 руб., итого 82600 рублей.»

Таким образом, суд снизил размер ущерба, подлежащего взысканию с водителя Васильева СВ., принимая во внимание тот факт, что другие работники, в том числе дежурный механик Копцев В.И., которые согласно их должностным обязанностям должны были предпринять меры по обеспечению сохранности груза, его своевременному возврату на ОАО «Лузинский комбикормовый завод», предотвращению потери подсолнечного масла, в сложившейся ситуации бездействовали.

Из объяснительной Копцева В.И. от 27.10.2009 г. следует, что 26.10.2009 г. в 18-00 ч. водитель Васильев СВ. заехал на территорию ООО «ТК «БеконАвтоТранс» с бочкой, заполненной подсолнечным маслом. Он видел, как водитель Васильев СВ. затыкал трубу бочки. От Васильева узнал, что инженер-механик в курсе происходящего. Сторожу о том, что нужно смотреть за бочкой не сказал, думал, что об этом предупредит Васильев.

В судебном заседании Копцев В.И. подтвердил, что по окончании своей рабочей смены, уходя с работы в 19-00 ч., запись в журнал учета технического состояния транспортных средств о наличии в автогараже ТС с грузом в неисправном состоянии не сделал, сторожу, заступившему в ночную смену об этом тоже не сообщил.

Согласно п.2.4., 2.5. коллективного договора ООО «ТК «БеконАвтоТранс» от 24.04.2009 г. все работники обязаны добросовестно выполнять свои трудовые обязанности по трудовому договору, не совершать действий, влекущих за собой причинение ущерба предприятию, его имуществу, финансам, работники несут материальную ответственность в пределах и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.

На основании п.7.2. трудового договора №, заключенного с Копцевым В.И. 22.10.2009 г., работник несет ответственность за: невыполнение или нарушение обязанностей, предусмотренных договором и локальныминормативными актами, имеющими отношение к его трудовой функции; ущерб, причиненный работодателю виновными действиями (бездействием) работника.Согласно разделу 11 указанного трудового договора, работник при его подписании знакомится с локальными нормативными актами работодателя, касающимися внутреннего трудового распорядка, дисциплины труда, трудовых функций, обязанностей, прав работника и пр.

Из пояснительной записки Бурховича В.В.- непосредственного руководителя механика Копцева В.И., последний 26.10.2009 г. не поставил его в известность о сложившейся аварийной ситуации и об угрозе потери груза. В нарушение требований должностной инструкции механиком Копцевым В.И. в Журнал учета технического состояния транспортных средств не была внесена запись о нахождении на территории автогаража подвижного состава в неисправном состоянии - бочки с грузом.

Таким образом, в результате бездействия механика (дежурного) Копцева В.И., выразившееся в не принятии им мер по устранению аварийной ситуации, сложившейся на территории автогаража ООО «ТК «БеконАвтоТранс», повлекшее причинение материального ущерба работодателю в виде выплаты в пользу ОАО «Птицефабрика «Сибирская» денежной компенсации в размере 298 353,03 руб. в счет возмещения стоимости утерянного груза.

Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Согласно разделу IV должностной инструкции механика (дежурного) он несет ответственность за невыполнение требований должностной инструкции, за ущерб, причиненный уничтожением, порчей материальных ценностей в соответствии с ТК РФ.

Согласно ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающего среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя, которое может быть сделано не позднее 1 (одного) месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

В силу части второй статьи 392 ТК РФ работодатель вправе предъявить иск к работнику о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм.

Таким образом, механик Копцев В.И. несет ограниченную материальную ответственность, в пределах своего среднемесячного заработка.

Согласно бухгалтерской справке с исх. № от 11.10.2010 г. среднемесячная заработная плата механика Копцева В.И. составляет 4 702,01 руб.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с частью первой статьи 250 ТК РФ может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности.

Согласно ст. 250 ТК РФ орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника. Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.

Согласно п. 2.4, 2.5. коллективного договора от 24 апреля 2009 года все работники обязаны добросовестно выполнять свои трудовые обязанности по трудовому договору, не совершать действий, влекущих за собой причинение ущерба предприятию, его имуществу и финансам, работники несет материальную ответственность в пределах и порядке, установленных действующим законодательством.

Согласно п. 2.6 коллективного договора от 24 апреля 2009 года работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной ответственности, организовывать мероприятия по контролю за сохранностью имущества, заключать, изменять и расторгать трудовые договоры.

Согласно графику работы работников ООО «ТК «БеконАвтоТранс» у дежурного механика продолжительность рабочей смены 12 часов, начало работы с 7-00 часов до 19-00 часов.

Согласно ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо невыполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Суд считает, что оснований для полного освобождения Копцева В.И. от материальной ответственности не имеется. Однако, учитывая бездействие непосредственного руководителя Тарана В.В., вину водителя Васильева С.В., непродолжительность работы Копцева В.И. в ООО ТК «БеконАвтоТранс», суд считает возможным снизить размер материального ущерба, подлежащего взысканию с ответчика до 3 000 рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 400 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Копцева В.И. в пользу Общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания « Бекон-Авто-Транс» в возмещении ущерба причиненного при исполнении трудовых обязанностей денежную сумму в размере 3000 рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с Копцева В.И. в пользу Общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания « Бекон-Авто-Транс» возврат госпошлины в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ:

Мотивированный текст решения изготовлен: 03.12.2010г.