Дело № 2-2173/10 об обязанности предоставить меры социальной поддержки



дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе судьи Дьяченко Т.А.

при секретаре Черкасовой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 30 декабря 2010 года гражданское дело по заявлению Прокурора Омского района Омской области в интересах Нагасюк И.А. о признании незаконными бездействия Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, об обязании Администрации Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омского района Омской области обратился в суд в интересах Нагасюк И.А. с заявлением о признании незаконными бездействия Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, об обязании Администрации Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района обратилась Нагасюк И.А. с просьбой обратиться в суд в защиту ее интересов в связи с не предоставлением ей мер социальной поддержки. Нагасюк И.А. с 1995 года по настоящее время работает в МУЗ «Омская ЦРБ «Лузинская участковая больница» в должности медицинской сестры. До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекратилось, в настоящее время предоставление льгот не восстановлено.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно части б ст.63 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления предусмотрены Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

В соответствии со ст.36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 года №1061-ФЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности.

В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года.

В соответствии с бюджетом Омской области на 2009 год, утверждённого Законом Омской области № 1093-ОЗ от 24.11.2008 года субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на 2009 год в части медицинских учреждений не предусмотрены.

Письмом Министерство финансов Омской области от 20 января 2009 года рекомендует приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В результате чего меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», Нагасюк И.А., как медицинскому работнику проживающей по адресу: <адрес>, работающей в МУЗ «Омская ЦРБ» Лузинская участковая больница», в должности медсестры, в 2009г., 2010г. не предоставлялись.

Определением Верховного суда РФ от 28.10.2009 года № 50-Г09-20 положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год», которыми приостанавливается действие ст.ст.36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» признаны противоречащими федеральному законодательству.

Статьей 1 «Основ законодательства об охране здоровья гражданам» от 22.07.1992 года № 5487-1 указано, что задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан является установление гарантий социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников..

Пунктом 6 ст.2 Распоряжения Правительства Омской области № 140-рп от 07 октября 2009 года «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объёме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год являются, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29 декабря 2009 года № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 названного Закона ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам.

Закрепленное в ч.1 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Муниципальное учреждение «Омская центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, из которого следует, что учредителем учреждения является Администрация Омского муниципального района Омской области.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Пунктом 2 ст. 153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии с ст.63 (новая редакция) «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Из подпункта 24 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст.19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из части 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст.52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

В пункте 5 ст.53 названного федерального закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч 1 ст. 55 названного закона, к собственным доходам местных бюджетов относятся: средства самообложения граждан; доходы от местных налогов и сборов; доходы от региональных налогов и сборов; доходы от федеральных налогов и сборов; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст.62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления; доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; иные поступления.

В силу ч.4 ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.

Из ч. 1 ст. 63 названного федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций.

Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

В силу ст.19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Не предоставление Администрацией Омского муниципального района мер социальной поддержки Нагасюк И.А. нарушает охраняемые Конституцией и законами Российской Федерации её права и законные интересы.

В судебном заседании помощник прокурора Омского района Данилова А.А., заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Нагасюк И.А. в судебное заседание не явилась, о времени, месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, возражений против удовлетворения требований прокурора не представлено.

Представитель т\лица МУЗ «Омская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или он незаконно привлечён к ответственности.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, долностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которых является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений…

В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Нагасюк И.А. является работником МУЗ «Омская ЦРБ «Лузинская участковая больница», с 1995 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры.

Муниципальное учреждение «Омская центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы муниципального района 13.02.2008 года № 106-П, из которого следует, что учредителем учреждения является Омский муниципальный район Омской области в лице Управления здравоохранения администрации Омского муниципального района Омской области..

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Пунктом 2 ст. 153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий. (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии с ст.63 (новая редакция) «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно подпункта 24 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст.19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч.5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ст.36 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки:

1) компенсация расходов на оплату жилого помещения из расчёта 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);

2) компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0.065 тн. Угля и 00.087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;

3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчёта 5.52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;

4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Согласно п.п. 3,4 ст.37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Факт получения Нагасюк И.А. в 2008 году денежных средств на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) в соответствии со ст. 36 Кодекса, никем не оспорен, подтвержден информацией, представленной МУЗ «Омская ЦРБ» от 15.12.2010г.

В соответствии с ст.52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

В пункте 5 ст.53 названного федерального закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 55 названного закона, к собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) средства самообложения граждан в соответствии со ст.56 Закона;

2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со ст. 57 Закона;

3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со ст. 5 8 Закона;

4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 59 Закона;

5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст.62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) иные поступления.

В силу ч..4 ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.

Из ч. 1 ст. 63 названного федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций.

Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Таким образом, пунктом 50 ст.35 Федерального закона № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно ч.6 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Статьями 36, 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года.

Письмом Министерство финансов Омской области от 20 января 2009 года рекомендует приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009 года № 50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год».

Пунктом 6 ст.2 Распоряжения Правительства Омской области № 140-рп от 07 октября 2009 года «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет, расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объёме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год являются, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29 декабря 2009 года № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 названного закона ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам.

Закрепленное в ч.1 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Из Устава муниципального образования Омский муниципальный район следует, что в компетенцию Совета Омского муниципального района не входит предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работника муниципальных учреждений здравоохранения.

Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу, что подлежит удовлетворению требование прокурора по признанию незаконным бездействий по предоставлению мер социальной поддержки, так как решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, а именно, Администрации Омского муниципального района Омской области.

В силу ст.19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлениях от 17.06.2004 года №12-П и от 15.05.2006 года № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

В силу ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Нагасюк И.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения «Омская центральная районная больница» Нагасюк И.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения.

Частью 3 ст. 20 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей (размер определен исходя из требований в случае подачи иска Нагасюк И.А.).

Руководствуясь ст. ст.194-199, ст. 255 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Нагасюк И.А., проживающей по адресу: <адрес> в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Омская центральная районная больница» Нагасюк И.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009 год, 2010 год.

Взыскать с Администрации Омского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ:

Мотивированный текст решения изготовлен: 02.01.2011г.