№ 2-430/11 по иску прокурора ОМР о признании незаконным бездействия



Р Е Ш Е Н И Е№ 2- 430/11

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Шибаевой Г.Б.,

при секретаре Колокольцевой И.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 14 марта 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Омского района Омской области в интересах Скачуойо С.П., Вайцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н. о признании незаконным бездействия администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилья, об обязанности предоставить меры социальной поддержки, и

УСТАНОВИЛ:

Определением Омского районного суда Омской области от 14 марта 2011 года гражданские дела №№ 2-430/11, 2-431/11, 2-432/11, 2-436/11 по заявлениям прокурора Омского района Омской области в интересах Скачковой С.П., Войцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н., соединены в одно производство.

Прокурор Омского района обратился с заявлениями в интересах Скачковой С.П., Войцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н. о признании незаконным бездействия администрации ОМР Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Скачковой С.П., Войцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, о возложении обязанности на администрацию ОМР Омской области предоставить меры социальной поддержки работникам МУЗ «Омская ЦРБ» Скачковой С.П., Войцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения в отношении Войцешко Л.Н. за 2009 -2010 года, Скачковой С.П. за период с 18 марта 2009 года по 31 декабря 2009 года, за 2010 год, Савченко А.В. за период с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года, за 2010 год, Злобиной И.Н. за период с 4 мая 2009 года по 31 декабря 2009 года, за 2010 год.

Из пояснений помощника прокурора Омского района Омской области Даниловой А.А. следует, что заявленные требования прокурора и доводы, изложенные в заявлениях, поддерживает в полном объеме.

Из заявления прокурора следует, что Войцешко Л.Н. работает в Лузинской участковой больнице МУЗ «Омская ЦРБ» фельдшером и лаборантом с 2004 года по настоящее время, Злобина И.Н. работает медсестрой с 04 мая 2009 года по настоящее время, Савченко А.В. работает в должности врача с 01 августа 2009 года по настоящее время, Скачкова С.П. работает медсестрой с 18 марта 2009 года по настоящее время.

До 2009 года Войцешко Л.Н. как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. Скачковой С.П., Савченко А.В., Злобиной И.Н. льготы на оплату коммунальных услуг, как работникам здравоохранения, не предоставлялись. С 2009 года предоставление льгот прекращено.

Согласно ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Меры социальной поддержки для работников муниципальных и государственных учреждений Омской области и порядок их предоставления предусмотрен Законом Омской области от 4 июля 2008 года №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. На 2009 год действие положений Кодекса Омской области в части устанавливающей меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления, было приостановлено, что признано судебным решением незаконным. Законом Омской области от 29 декабря 2009 года действий этих положений вновь было приостановлено на 2010 год, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

До настоящего времени льготы не восстановлены. Непредоставление администрацией Омского муниципального района мер социальной поддержки Скачковой С.П., Войцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н. нарушает их права и интересы, охраняемые Конституцией РФ и законами Российской Федерации.

Заявители Скачкова С.П., Войцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобина И.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Из пояснений представителя з/лиц администрации ОМР, Комитета Финансов и Контроля администрации ОМР Омской области Золотых И.А. следует, что с требованиями прокурора не согласны, т.к. прокурором пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ.

Как следует, из заявления прокурора меры социальной поддержки Савченко А.В. не предоставляются с 01 августа 2009 года, Скачковой С.П. с 18 марта 2009 года, Злобиной И.Н. с 04 мая 2009 года, Войцешко Л.Н. с 01.01.2009 года. В заявлении прокурора указания на причины пропуска срока для обращения в суд отсутствуют.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд обязан отказать в удовлетворении заявления.

В соответствии с положениями статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В период с 01.01.2009 года по 31.12.2010 года правовые акты, устанавливающие полномочия администрации на принятие решения об установлении мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения, обязанность администрации по предоставлению мер социальной поддержки работникам учреждений здравоохранения и позволяющие администрации нести расходы по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии с нормами бюджетного законодательства, отсутствовали.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Статьями 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан установлены меры социальной поддержки работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений. Так, право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных указанными статьями Кодекса имеют постоянно проживающие в сельской местности работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях Омской области в сфере здравоохранения в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области.

В соответствии с Кодексом государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области.

Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Действие статей 36, 37 Кодекса, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года Законом Омской области от 29.12.2009 N 1219-03, с 1 января по 31 декабря 2009 года - Законом Омской области от 24.11.2008 N1093-03. Таким образом, в период с 01.01.2009 года по 31.12.2010 года государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области органами местного самоуправления муниципальных районов не передавались. Субвенции на реализацию государственных полномочий в период с 01.01.2009 года по 31.12.2010 года из бюджета Омской области в бюджет Омского муниципального района не поступали.

Предоставление мер социальной поддержки не относится к полномочиям органов местного самоуправления, поэтому эти меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ не являются расходными обязательствами органов местного самоуправления уровня муниципального района.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ органам местного самоуправления запрещено финансирование обеспечения переданных им государственных полномочий.

Представитель з/лица МУЗ «Омская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, свои возражения не представил.

Представитель з/лица Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствии.

Из представленного отзыва следует, что в соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Требования заявителей удовлетворению не подлежат в связи с истечением срока для обращения в суд с иском. О прекращении предоставления льготы по оплате коммунальных услуг заявители знали с 2009 года, вместе с тем только в 2011 году обратились в суд.

Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации», является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию. Согласно указанной статье работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно части 2 статьи 15.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств местных бюджетов на осуществление государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ.

На основании изложенного, правовые основания для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют.

По смыслу статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности.

В частности, Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан устанавливает меры социальной поддержки рассматриваемой категории граждан, которые могут быть предоставлены из областного бюджета. При этом установленные Кодексом меры в отношении работников муниципальных учреждений здравоохранения Омской области являются не основными, а дополнительными, условия и порядок их предоставления (в том числе финансирование) устанавливаются субъектом РФ -Омской областью добровольно, исходя из его финансовых возможностей.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24.11.2009 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» с 1 января по 31 декабря 2009 года, подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Закона Омской области от 29.12.2009 года № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» с 1 января по 31 декабря 2010 года приостановлено действие статей 36, 37 Кодекса, подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 год» с 1 января по 31 декабря 2011 года приостановлено действие статей 36, 37 Кодекса.

Указанное приостановление означает, что у субъекта РФ – Омская область отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя (а не законодательно установленных!) обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан.

Субвенции, о которых идет речь в иске, выделяются субъектом Российской Федерации - Омской области именно для обеспечения установленных, дополнительных мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Кодекс.

Прокурор не доказал, что заявители ранее получали меры социальной поддержки; доказательств получения льгот, а также их размера также не предоставлено.

В отношении местного самоуправления Конституция РФ, закрепляя гарантии его самостоятельности (в том числе экономическую и финансовую), предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (статья 12, пункт 1 статьи 132). Соответственно, степень финансовой самостоятельности органов местного самоуправления определяется их бюджетной компетенцией, которая закрепляется Конституцией, действующим законодательством.

Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного территориального уровня в целях надлежащего исполнения последними установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, не исполнила свою обязанность но компенсации таких льгот.

Согласно статьям 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Выслушав пояснения прокурора, представителя з/лиц, изучив представленные документы, суд считает, что требования прокурора Омского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Вайцешко Л.Н., Злобина И.Н., Савченко А.В., Скачкова С. являются работниками МУЗ «Омская ЦРБ «Лузинская участковая больница». На момент рассмотрения данного дела Войцешко Л.Н. работает фельдшером и лаборантом с 2004 года, Злобина И.Н. - в должности медсестры с 04 мая 2009 года, Савченко А.В. - в должности врача с 01 августа 2009 года, Скачкова С.П. - в должности медсестры с 18 марта 2009 года.

До 2009 года Войцешко Л.Н. как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекращено. Скачковой С.П., Савченко А.В., Злобиной И.Н. льготы на оплату коммунальных услуг, как работникам здравоохранения не предоставлялись.

Данное обстоятельство не опровергается представителем администрации ОМР, Комитета финансов и контроля администрации ОМР Омской области.

МУ «Омская Центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы муниципального района 13.02.2008 года № 106-П, из которого следует, что учредителем учреждения является Омский муниципальный район Омской области в лице Управления здравоохранения администрации ОМР Омской области..

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 ЖК РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием ФЗ № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

В соответствии с ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В соответствии с ст.63 (новая редакция) «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Пунктом 2 ст. 153 ФЗ от 22.08. 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий. (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Из подпункта 24 пункта 2 ст.26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст.19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьями 36, 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности.

Согласно ст.36 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки:

1) компенсация расходов на оплату жилого помещения из расчёта 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);

2) компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0.065 тн. Угля и 00.087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;

3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчёта 5.52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;

4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Согласно п.п. 3,4 ст.37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Установлено, что в 2008 году Войцешко Л.Н. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) в соответствии со ст.36 Кодекса, что подтверждается информацией с МУЗ «Омская ЦРБ» от 26 января 2011 года ( л.д. 12). Заявители Скачкова С.П., Савченко А.В., Злобина И.Н. на тот период времени еще не работали в МУЗ «Омская ЦРБ «Лузинская участковая больница».

В соответствии с ст.52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Согласно ч. 1 ст. 55 названного закона, к собственным доходам местных бюджетов относятся также безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст.62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления, иные поступления.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ ", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, в соответствии со ст. 63 настоящего ФЗ.

Из ч. 1 ст. 63 названного федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта РФ регионального фонда компенсаций.

Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года.

Письмом Министерство финансов Омской области от 20 января 2009 года рекомендует приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009 года № 50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год».

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29 декабря 2009 года № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Анализируя вышеизложенное, суд находит доводы прокурора Омского района Омской области обоснованными и полагает, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Указанный вывод суда основан на следующем.

Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Из Устава муниципального образования Омский муниципальный район Омской области следует, что в компетенцию Совета Омского муниципального района не входит предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения.

Установлено, что правовой акт Омского муниципального района, устанавливающий меры социальной поддержки указанной категории граждан, на момент рассмотрения дела отсутствует.

В силу ст.19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования..

Частью 3 ст. 20 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 года №12-П и от 15.05.2006 года №5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

В силу ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.

Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или он незаконно привлечён к ответственности.

Суд считает, что бездействием администрации ОМР, выразившееся в непринятии мер по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципального учреждения здравоохранения, нарушаются права и свободы заявителей, созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которых является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение. Следовательно, требования в интересах Войцешко Л.Н., Скачковой С.П., Савченко А.В., Злобиной И.Н. были заявлены прокурором района правомерно. Заявленные требования являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Довод представителя администрации Омского района Омской области о пропуске прокурором срока для обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления является несостоятельным, так как срок обращения в суд заявителями не нарушен, поскольку их право продолжает нарушаться в настоящее время.

Руководствуясь ст. 194-199, 255 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить требования прокурора Омского района Омской области.

Признать незаконным бездействие администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Скачковой С.П., Вайцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Омская центральная районная больница» Скачковой С.П., Вайцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения Войцешко Л.Н. за 2009 -2010 года, Скачковой С.П. за период с 18 марта 2009 года по 31 декабря 2009 года, за 2010 год, Савченко А.В. за период с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года, за 2010 год, Злобиной И.Н. за период с 4 мая 2009 года по 31 декабря 2009 года, за 2010 год.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через канцелярию Омского районного суда Омской области.

СудьяГ.Б. Шибаева

Полный текст решения изготовлен 21.03.2011 года.