Дело №2-270/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Соколова В.О.,
при секретаре Смирновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 29 марта 2011 года дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области к Обществу с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальное хозяйство "Чернолучинское" о признании деятельности незаконной при осуществлении забора (изъятия) водных ресурсов из реки Иртыш, приостановке деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области обратилось в суд с иском к ООО ЖКХ "Чернолучинское" о признании деятельности незаконной при осуществлении забора (изъятия) водных ресурсов из реки Иртыш, приостановке деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш, в обоснование исковых требований указав, что ранее было установлено, что ООО ЖКХ «Сервис» осуществляло хозяйственную деятельность по изъятию и сбросу сточных вод в р.Иртыш через фильтрованную станцию, расположенную в границах водоохраной зоны на расстоянии 50 метров от береговой линии правого берега на 1880 км. по лоцманской карте от устья р.Иртыш в центре п. Новотроицкое Новотроицкого сельского поселения. В настоящее время ООО ЖКХ «Сервис» объявлено банкротом, а насосная станция передана и находится в безвозмездном пользовании ООО ЖКХ «Чернолучинское». Письмо ООО ЖКХ «Чернолучинское» подтверждает факт пользования рекой Иртыш для забора воды в границах сельского поселения Новотроицкое Омского муниципального района без наличия документов на право пользования поверхностным водным объектом. Обществом проводятся работы по предварительной очистке (осветление, обеззараживание) и подаче воды в водопроводные сети. Согласно объяснений генерального директора ООО ЖКХ «Чернолучинское» от 08.12.2010 г., хозяйственная деятельность по изъятию водных ресурсов начата ответчиком с 30.07.2010 г. Первичный учет забираемой воды ведется в установленном порядке. Насосная фильтровальная станция оборудована прибором водоучета, показания которого снимаются ежедневно, соответствующая запись об этом делается в журнале учета. Промывка фильтров осуществляется два раза в день. Образующиеся при этом сточные воды объемом 2-2,5 м3 подаются с помощью электрифицированного насоса «Иртыш» в герметичную выгребную яму, исключающую попадание сточных вод в водный объект реку Иртыш и на почву. Далее сточные воды вывозятся транспортом на Чернолучинский полигон в чеки-накопители. Правоустанавливающие документы на право пользования поверхностным водным объектом в части забора (изъятия) сточных вод отсутствуют. В государственном водном реестре оформленное ООО ЖКХ «Чернолучинское» право пользования водным объектом р. Иртыш не зарегистрировано. Постановлением Правительства от 04 ноября 2006 г. №640 утверждены «Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов». На основании ч. 1 Критериев, река Иртыш отнесена к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ водный объект, находящийся в федеральной собственности предоставляется в пользование на основании договора водопользования. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ водный объект, находящийся в федеральной собственности предоставляется в пользование для сброса сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов допустимости действия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которой не предсказуемы окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным изменениям окружающей среды. Самовольное пользование р. Иртыш влечет загрязнение водного объекта и негативные последствия, и в будущем негативно отразятся на благополучии и здоровье проживающего на данной территории населения, поскольку р. Иртыш является источником питьевого водоснабжения. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ. На основании пункта 2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов. На основании изложенного просит суд признать незаконной деятельность ООО ЖКХ «Чернолучинское»» по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш через насосную фильтрованную станцию, расположенную в границах водоохраной зоны на расстоянии 50 м. от береговой линии правого берега на 1880 км по лоцманской карте от устья реки Иртыш в центре пос. Новотроицкое Новотроицкого сельского поселения, без оформленного в установленном порядке договора водопользования для целей по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш незаконной, приостановить деятельность ООО ЖКХ «Чернолучинское» по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш через насосную фильтрованную станцию, расположенную в границах водоохраной зоны на расстоянии 50 м. от береговой линии правого берега на 1880 км по лоцманской карте от устья реки Иртыш в центре пос. Новотроицкое Новотроицкого сельского поселения до получения правоустанавливающих документов на право пользования поверхностным водным объектом - договора водопользования для целей забора (изъятия) водных ресурсов из реки Иртыш.
В судебном заседании представитель истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области Репенко Д.С., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, указала, что по результатам проверки, проведенной Управлением Роспироднадзора по Омской области был установлен факт пользования р. Иртыш для забора воды в границах Новотроицкого сельского поселения. Забор воды осуществляется через насосную фильтрованную станцию, разрешительных документов для использования которой у ООО ЖКХ «Чернолучинское» не имеется, так же как и не получено разрешение на право пользования поверхностным водным объектом. Из ответа Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области следует, что документы, устанавливающие право пользования поверхностными водными объектами у ответчика отсутствуют. В 2010 г. за данное правонарушение ООО ЖКХ «Чернолучинское» было привлечено к административной ответственности. Как следует из договоров аренды, заключенных между администрацией Новотроицкого сельского поселения и ООО ЖКХ «Чернолучинское», указанная насосная станция используется с ноября 2010 г., однако до настоящего времени какие-либо разрешительные документы не оформлены. Водный объект предоставляется в пользование только на основании договора водопользования. Такого договора у ООО ЖКХ «Чернолучинское» не имеется. Полагала, что у ответчика имелось достаточно времени для их оформления, однако этого сделано не было. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика – ООО ЖКХ «Чернолучинское» - Иванов В.И., заявленные исковые требования не признал в полном объеме. Пояснил, что с ноября 2010 г. ООО ЖКХ «Чернолучинское» осуществляет забор водных ресурсов из р. Иртыш с целью полива, обеспечения нужд жителей с. Новотроицкое в питьевой воде. Согласно договорам аренды, заключенным между ООО ЖКХ «Чернолучинское» и администрацией Омского муниципального района Омской области, в управление ООО ЖКХ «Чернолучинское» перешли объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в Новотроицком сельском поселении, в числе этого имущества значится насосная фильтрованная станция. В настоящее время насосная фильтрованная станция эксплуатируется для забора водных ресурсов из реки Иртыш для обеспечения подачи воды населению с. Новотроицкое и д. Малокулачье. Подтвердил, что документов на право пользования поверхностным объектом в части забора воды из реки Иртыш у ООО ЖКХ «Чернолучинское» не имеется. Однако в случае запрещения эксплуатации насосной станции жители с. Новотроицкое и д. Малокулачье фактически останутся без воды, так как иной возможности обеспечить их водой не имеется, что приведет к чрезвычайной ситуации. В настоящее время ими предпринимаются меры для подготовки необходимой документации, оформления правоустанавливающих документов на право пользования поверхностным водным объектом. Однако процедура оформления указанных документов длительная и в настоящее время проведены лишь работы по подготовке проекта зон санитарной охраны, составления копий паспортов скважин, согласования документов к лицензии на право пользования недрами, подготовки материалов для заключения договора на водопользование. Полагал, что возможно осуществление деятельности по забору воды из реки Иртыш в отсутствие разрешительных документов, поскольку иным способом обеспечить население водой возможности не имеется.
В судебном заседании представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица администрации Омского муниципального района Омской области – Пономарева С.Д., возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснила, что приостановление деятельности ООО ЖКХ «Чернолучинское» по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш через насосную фильтрованную станцию, расположенную в Новотроицком сельском поселении, повлечет прекращение снабжения населения с. Новотроицкое и д. Малокулачье Омского муниципального района Омской области хозяйственно-питьевой водой, что приведет к возникновению чрезвычайной ситуации.
Представители третьих лиц администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования Управления Росприроднадзора по Омской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ, водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; признаки водного режима.
В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, исходя из содержания вышеназванной нормы, водный объект – р. Иртыш находится в собственности Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 5 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
На основании ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии рек и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохраной зоны рек протяженностью от истока более 50 км составляет 200 метров.
Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ, водные объекты находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договора водопользования
Частью 2 ст. 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в том числе и для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В ходе судебного заседания судом установлено, что ООО ЖКХ «Чернолучинское», в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Новотроицкое и д. Малокулачье Омского муниципального района Омской области, осуществляет деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Иртыш через насосную фильтрованную станцию, расположенную в границах водоохраной зоны на расстоянии 50 м. от береговой линии правого берега на 1880 км. по лоцманской карте от устья реки Иртыш в центре пос. Новотроицкое Новотроицкого сельского поселения.
Забираемая вода из реки Иртыш поступает на очистные сооружения, а затем передается населению с. Новотроицкое и д. Малокулачье, иным потребителям.
Вместе с тем, правоустанавливающие документы на право пользования поверхностным водным объектом в части забора (изъятия) воды из реки Иртыш, у ООО ЖКХ «Чернолучинское» отсутствуют.
Вышеуказанные обстоятельства в ходе судебного заседания не отрицались представителем ответчика ООО ЖКХ «Чернолучинское» - Ивановым В.И., и подтверждаются следующими доказательствами, имеющимися в материалах дела: - копией протокола об административном нарушении №В-674 от 08.12.2010 г., составленного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области в отношении ООО ЖКХ «Чернолучинское» (л.д. 11-12); - копией постановления о назначении административного наказания №В-674 от 13.12.2010 г., вынесенного государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области, которым ООО ЖКХ «Чернолучинское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 руб. (л.д. 13-14); - копией объяснения генерального директора ООО ЖКХ «Чернолучинское» Иванова В.И. от 08.12.2010 г. (л.д. 16); - ответом администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 23.11.2010 г. №02-17/468 (л.д. 17); - копией журнала водоучета за период с августа 2010 г. по декабрь 2010 г. (л.д. 18-20); - копией письма ООО ЖКХ «Чернолучинское» на имя государственного инспектора Управления Роспрроднадзора по Омской области №51 от 08.12.2010 г.; - ответом на запрос суда отдела водных ресурсов по Омской области Нижне-Обского бассейнового водного Управления №09-18/66 от 15.02.2011 г., согласно которому, в государственном водном реестре документ на право пользования водным объектом ООО ЖКХ «Чернолучинское» не зарегистрирован (л.д. 44); - заявлением Министерства промышленной политики, транспорта и связи по Омской области б/н, б/д, согласно которому, ООО ЖКХ «Чернолучинское» в Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области за заключением договора водопользования не обращалось (л.д. 55); -копиями договоров аренды муниципального имущества: №3 от 23.12.2010 г. (л.д. 74-75), №222 от 22.11.2010 г. (л.д. 79-80), №1 от 19.11.2010 г. (л.д. 83-84), с соответствующими приложениями.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлен факт несоблюдения ООО ЖКХ «Чернолучинское» требований природоохранного законодательства. Самовольное пользование р. Иртыш ООО ЖКХ «Чернолучинское» влечет загрязнение водного объекта, может иметь негативные последствия на благополучии и здоровье проживающего на территории Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области населения, поскольку р. Иртыш является источником питьевого водоснабжения.
Доводы представителя ответчика о том, что ими предпринимаются меры для оформления разрешительных документов на право пользования водным объектом, а также что приостановление деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из р. Иртыш приведет к чрезвычайной ситуации, суд находит необоснованными, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что деятельность по забору (изъятию) воды из р. Иртыш осуществляется ответчиком ООО ЖКХ «Чернолучинское» с ноября 2010 г. по настоящее время, однако на момент рассмотрения дела судом, то есть по истечению 5 месяцев, которые суд находит достаточным сроком для оформления требуемых разрешительных документов, разрешение на право пользования водным объектом в установленном порядке не оформлено. Доказательств, подтверждающих отсутствие альтернативных источников водоснабжения населения с. Новотроицкое и д. Малокулачье, суду не представлено.
В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Управления Росприроднадзора по Омской области в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден. Однако, с учетом материального положения ответчика, суд находит возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход бюджета, до 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области удовлетворить.
Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальное хозяйство "Чернолучинское" по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш через насосную фильтрованную станцию, расположенную в границах водоохраной зоны на расстоянии 50 м. от береговой линии правого берега на 1880 км. по лоцманской карте от устья реки Иртыш в центре пос. Новотроицкое Новотроицкого сельского поселения.
Приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальное хозяйство "Чернолучинское" по забору (изъятию) водных ресурсов из реки Иртыш через насосную фильтрованную станцию, расположенную в границах водоохраной зоны на расстоянии 50 м. от береговой линии правого берега на 1880 км. по лоцманской карте от устья реки Иртыш в центре пос. Новотроицкое Новотроицкого сельского поселения, до получения соответствующих правоустанавливающих документов на право пользования поверхностным водным объектом.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальное хозяйство "Чернолучинское" в доход бюджета Омского муниципального района Омской области государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
СудьяВ.О. Соколов
Решение вступило в законную силу 15.04.2011 г.