Решение по делу №2-367/2011 по иску Прокурора ОМР к администрации ОМр Омской области о признании незаконным бездействия по предоставлению мер соц. поддержки



Дело №2-367/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего Соколова В.О.,

при секретаре Борщеве Д.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 28 февраля 2011 года дело по заявлению прокурора Омского района Омской области в интересах Елуниной Е.Н. о признании незаконным бездействия администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности на администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с заявлением в интересах Елуниной Е.Н. о признании незаконным бездействия администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности на администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки, в обоснование заявленных требований указав, что в прокуратуру района обратилась Елунина Е.Н. с просьбой обратиться в суд в ее интересах о предоставлении ей как медицинскому работнику МУЗ "Омская ЦРБ" мер социальной поддержки в соответствии с Законом Омской области "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан". Согласно представленной информации, Елунина Е.Н. работает в МУЗ "Омская ЦРБ "Ачаирская участковая больница" в должности медсестры с 2002 г. по настоящее время. До 2009 г. ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 г. предоставление льгот прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены. Статьями 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности. В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г. В соответствии с бюджетом Омской области на 2009 г., утверждённого Законом Омской области №1093-ОЗ от 24.11.2008 г., субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на 2009 г. в части медицинских учреждений не предусмотрены. Меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36, 37 закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Елуниной Е.Н., как медицинскому работнику МУЗ "Омская ЦРБ "Ачаирская участковая больница", в 2009, 2010 гг. не предоставлялись. Определением Верховного суда РФ от 28.10.2009 г. №50-Г09-20 положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", которыми приостанавливается действие ст.ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", признаны противоречащими федеральному законодательству. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. Указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 названного закона ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 г., а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. Муниципальное учреждение "Омская центральная районная больница" является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, из которого следует, что учредителем учреждения является администрация Омского муниципального района Омской области. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. П. 2 ст. 153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г. В соответствии со ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Из подпункта 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В силу ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона. Из ч. 1 ст. 63 названного Федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами. В силу ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Не предоставление администрацией Омского муниципального района Елуниной Е.Н. мер социальной поддержки нарушает ее права и законные интересы. На основании изложенного просил суд признать незаконным бездействие администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Елуниной Е.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязать администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения "Омская центральная районная больница" Елуниной Е.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009, 2010 гг.

В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области Данилова А.А. заявление прокурора Омского района Омской области, поданное в интересах Елуниной Е.Н., поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Уточнила требования в части установления администрации Омского муниципального района Омской области срока для компенсации расходов, до 01.08.2011 г. Полагала, что срок для обращения в суд с заявлением о признании бездействия администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки не пропущен, так как к прокурору Омского района Омской области коллективное обращение работников Ачаирской участковой больницы МУЗ «Омская ЦРБ» поступило в январе 2011 г. По данному обращению прокуратурой была проведена проверка, в результате которой был установлен факт нарушения прав медицинских работников, в том числе Елуниной Е.Н. Просила суд признать незаконным бездействие администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Елуниной Е.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, а также обязать администрацию Омского муниципального района Омской области в срок до 01.08.2011 г. предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ "Омская центральная районная больница" Елуниной Е.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009, 2010 гг.

Заявитель Елунина Е.Н., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель администрации Омского муниципального района Омской области Басс В.Г., действующая на основании доверенности, заявленные прокурором Омского района Омской области требования не признала, представила письменные возражения на заявление прокурора, согласно которым, в соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Суду в обязательном порядке надлежит выяснить, имела ли администрация полномочия на принятие решения об установлении мер социальной поддержки работникам учреждений здравоохранения и на совершение действий по их предоставлению, какими правовыми актами администрация наделена соответствующими полномочиями и на основании каких правовых актов на администрацию возложены соответствующие обязанности. В заявлении прокурора отсутствуют указания на правовые акты, устанавливающие вышеуказанные полномочия администрации. Во исполнение ст. 72 Конституции РФ, в целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории Омской области, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты населения, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества на территории Омской области принят и действует Закон Омской области от 04.07.2008 г. №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Статьями 36, 37 Кодекса установлены меры социальной поддержки работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений. Так, право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных указанными статьями Кодекса имеют постоянно проживающие в сельской местности работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях Омской области в сфере здравоохранения в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области. В соответствии с Кодексом, государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности, Омская область передает органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Размер субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению №1 к Кодексу. Однако, действие статей 36, 37 Кодекса, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г. Законом Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ, с 1 января по 31 декабря 2009 г. - Законом Омской области от 24.11.2008 №1093-03, таким образом, в период с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г., государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области органам местного самоуправления муниципальных районов не передавались, субвенции на реализацию государственных полномочий в период с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г. из бюджета Омской области в бюджет Омского муниципального района не поступали. Перечень вопросов местного значения органов местного самоуправления уровня муниципального района закреплен в Федеральном законе от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Т.к. предоставление мер социальной поддержки не относится к полномочиям органов местного самоуправления, то полномочия по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, не являются расходными обязательствами органов местного самоуправления уровня муниципального района. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Т.е., в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, органам местного самоуправления запрещено финансирование переданных им государственных полномочий. На основании вышеизложенного очевидно, что в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Законом Омской области от 04.07.2008 г. №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», Уставом Омского муниципального района, предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности на территории Омской области являются государственными полномочиями; правовые акты, устанавливающие обязанность администрации по предоставлению мер социальной поддержки работникам учреждений в сфере здравоохранения отсутствуют, но действует Кодекс, установивший соответствующие обязанности Омской области; в бюджет Омского муниципального района с 01.01.2009 г. перестали поступать субвенции из бюджета Омской области на реализацию государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения; требования об установлении мер социальной поддержки, установленной Кодексом, незаконны, т.к. действие статей 36, 37 Кодекса приостановлено с 01 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г., соответственно, указанные нормы Кодекса применению не подлежат как не действующие. На основании изложенного просила в удовлетворении требований прокурора отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица МУЗ "Омская центральная районная больница", уведомленный надлежаще, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Елуниной Е.Н., представителя заинтересованного лица МУЗ "Омская ЦРБ", против чего не возражали остальные участники процесса.

Выслушав пояснения помощника прокурора Омского района Омской области, представителя администрации Омского муниципального района Омской области, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Елунина Е.Н. является работником МУЗ "Омская Центральная районная больница" - "Ачаирская участковая больница", работает в должности медицинской сестры с 2002 г. и по настоящее время, что подтверждается трудовым договором №49 от 05.02.2002 г. (л.д. 10).

Судом также установлено, что Муниципальное учреждение здравоохранения "Омская центральная районная больница" является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы Омского муниципального района Омской области 13.02.2008 г. №106-П (л.д. 19-22), из которого следует, что учредителем МУЗ "Омская ЦРБ" является Омский муниципальный район Омской власти в лице Управления здравоохранения администрации Омского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной пасти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, при издании органами государственной части субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.

В соответствии с положениями ст. 63 (новая редакция) "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату жилого помещения, компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В судебном заседании установлено, что Елуниной Е.Н., в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств бюджета по 31.12.2008 г., что подтверждается информацией МУЗ "Омская ЦРБ" от 26.01.2011 г. (л.д. 12), 15.02.2011 г. (л.д. 13).

В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Таким образом, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Как установлено судом и следует из пояснений представителя администрации Омского муниципального района Омской области в обоснование своих возражений, подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 г.", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г., согласно письму Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 г., рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".

Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Анализируя вышеизложенное, суд соглашается с позицией прокурора Омского района Омской области и полагает, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Указанный вывод суда основан на следующем.

Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Из Устава муниципального образования Омский муниципальный район Омской области следует, что в компетенцию Совета Омского муниципального района не входит предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения.

Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, суд находит, что требования прокурора Омского района Омской области по признанию незаконным бездействия администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки являются обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, при имеющихся правоотношениях - администрации Омского муниципального района Омской области.

Доводы представителя администрации Омского муниципального района Омской области об отсутствии в Омском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Довод представителя администрации ОМР Омской области о том, что прокурором Омского района Омской области пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, суд находит необоснованным, поскольку право Елуниной Е.Н. на предоставление мер социальной поддержки продолжает нарушаться в настоящее время.

При изложенных обстоятельствах, суд считает незаконным бездействие администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Елуниной Е.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, в связи с чем требования прокурора Омского района Омской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что непредоставление мер социальной поддержки Елуниной Е.Н. существенно затрагивает права последней, принимая во внимание мнение прокурора, суд устанавливает срок до 01 августа 2011 г., в течение которого администрация Омского муниципального района Омской области обязана предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения "Омская центральная районная больница" Елуниной Е.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009 г., 2010 г.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем, государственная пошлина взысканию с администрации Омского муниципального района Омской области в доход бюджета не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Омского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Елуниной Е.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить в срок до 01 августа 2011 года меры социальной поддержки медицинскому работнику Муниципального учреждения здравоохранения "Омская центральная районная больница" "Ачаирская участковая больница" – Елуниной Е.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009 год, 2010 год.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи жалобы в Омский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

СудьяВ.О. Соколов

Решение вступило в законную силу 06.04.2011 г.