Дело 2-291/2011 по заявлению Паустьяна В.В. о призании незаконным отказа Администрации ОМР в утверждении схемы



Дело №2-291/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Омск                                                                                                              14 февраля 2011 г.

Судья Омского районного суда Омской области Елисеев Е.В.

при секретаре Смирновой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Паустьяна В.В. о признании незаконным отказа Администрации Омского муниципального района Омской области в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему,

У С Т А Н О В И Л :

Паустьян В.В. обратился в суд по следующим основаниям: он является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Омская область, Омский район, <адрес>, пионерский лагерь «Светлый». Указал, что в соответствии со ст.35 Земельного кодекса РФ он имеет право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, ан тех же условиях в том же объеме, что прежний их собственник. Земельный участок находится в муниципальной собственности. Он предоставил в Администрацию ОМР схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для утверждения, на что был получен отказ. Считает отказ неправомерным, по следующим основаниям: в соответствии с распоряжением Главы Омского муниципального района от 29.12.2008 г. № 2136-р «Об утверждении основных требований к содержанию схемы расположения на кадастровом плане территории» (далее «Требования») в графическую часть Схемы включается сведения о наличии доступа к земельному участку. К земельному участку, расположенному по адресу: Омская область, Омский район, д. Путинцево, пионерский лагерь «Светлый», доступ осуществляется с земель государственной собственности, подъездная дорога не имеет названия, конкретизировать доступ не представляется возможным. «Требования» не содержат указаний на конкретизацию объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, как того требует Администрация Омского МР. Свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости содержат сведения о площади зданий, что является достаточным для расчета вместимости пионерского лагеря «Светлый» в соответствии со СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения. Расчетный показатель площади жилых комнат в санаториях, санаториях-профилакториях и учреждениях отдыха на одно место следует принимать по таблице 4.5. СНиП 2.08.02-89. Площадь спальных корпусов составляет 3069,8 кв.м., что достаточно для размещения 300 человек. Технические паспорта, которые требует предоставить Администрация ОМР, не содержат сведений о вместимости пионерского лагеря. Так же, согласно «Требований» в текстовой и графической частях схемы должны содержаться адресные или иные ориентиры местоположения земельного участка. Ориентиром в данном случае является почтовый адрес пионерского лагеря «Светлый». Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости границы населенного пункта д. Путинцево не установлены. Вопрос о включении либо не включении пионерского лагеря в границы населенного пункта д. Путинцево не имеет отношения к предоставлению испрашиваемого земельного участка. Просил суд обязать Администрацию Омского МР утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, д. Путинцево, пионерский лагерь «Светлый».

В судебном заседании заявитель Паустьян В.В. доводы заявления поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что 14.10.2010 г. им было подано заявление на имя главы Администрации ОМР об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории площадью 49135 кв.м. в границах Новоомского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес>, Новоомское с/п, д. Путинцево, пионерский лагерь «Светлый», и предоставлении в его собственность за плату для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. 27.11.2010 г. Администрацией Омского МР ему было отказано в утверждении схемы, в связи с чем просит обязать Администрацию Омского МР утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, д. Путинцево, пионерский лагерь «Светлый». Объекты недвижимости он приобрел, когда те уже находились в запущенном состоянии, до настоящего времени не эксплуатируются. Помещения не находятся в д.Путинцево, а находятся фактически в лесу. Предпринимателем он не является, намерен в будущем открыть базу отдыха. Однако план реконструкции помещений не разработан.

Представителем Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Басс В.Г. с иском не согласилась и подержала доводы изложенные в письменном отзыве. Из отзыва усматривается следующее, что 14.10.2010 г. Паустьян В.В. обратился в Администрацию с заявлением об утверждении представленной им Схемы земельного участка площадью 49135 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Основные требования к содержанию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории утверждены распоряжением Главы Омского муниципального района Омской области от 29.12.2008 № 2136-р "Об утверждении основных требований к содержанию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории".

Правовые основания для утверждения Администрацией Схемы отсутствуют в связи со следующим.

1. Из пояснительной записке к Схеме и прилагаемых к Схеме документов следует, что основанием для подготовки Схемы является наличие у Паустьяна В.В. права собственности на 8 объектов недвижимости. Однако в пояснительной записке к Схеме отсутствует информация о размещении всех 8 объектов недвижимости на образуемом земельном участке. Графическая часть Схемы содержит информацию о расположении в границах земельного участка неких объектов, идентифицировать которые не представляется возможным в связи с отсутствием в условных обозначениях графической части Схемы соответствующей информации.

2. В нарушение основных требований к схеме информация об исходном земельном участке (кадастровый номер, категория земель, вид разрешенного использования, площадь, адресные или иные ориентиры местоположения) в Схеме полностью отсутствует, также как и отсутствует указание на наличие доступа к образуемому земельному участку. Указание в Схеме на то, что «доступ к земельному участку осуществляется посредством земель общего пользования» без конкретизации местоположения таких земель (путем отражения в Графической части Схемы), не позволяет в принципе установить наличие возможности доступа к земельному участку, без чего образование земельного участка недопустимо.

3. В схеме указано, что «образование нового земельного участка», т.е. земельного участка в отношения которого Паустьян В.В. требует утвердить Схему осуществилось путем выделения из земель муниципальной собственности.

Гражданским и земельным законодательством РФ закреплено, что земельные участки могут находиться в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), собственности субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность). На территории Омского муниципального района Омской области расположены 2 вида муниципальных образований: муниципальный район и поселения, входящие в муниципальный район.

В соответствии с Земельным кодексом РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления уровня муниципального района могут распоряжаться (т.е. издавать правовые акты о предоставлении земельных участков) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничены либо находящиеся в собственности Омского муниципального района.

Т.к. земельный участок согласно Схемы относится к землям муниципальной собственности, но не указано какого уровня органов местного самоуправления, а информация об исходном (из которого образуется) земельном участке в Схеме также не нашла своего отражения в связи с чем Администрация не может установить факт его нахождения в собственности Омского муниципального района, Администрация лишена возможности установить наличие (отсутствие) полномочий на утверждение Схемы и последующее предоставление земельного участка.

4. Из представленной Схемы следует, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, в то время как основанием для изготовления Схемы явилось наличие на этом земельном участке объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, д. Путинцево.

Согласно п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, расположенные за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Очевидно, что земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости с адресом: <адрес>, д. Путинцево не может относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения в силу прямого указания на это в Земельном кодексе РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Таким образом установление в отношении земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения такого вида разрешенного использования как «размещение административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» противоречит действующему законодательству.

Кроме того, согласно Типовому перечню видов разрешенного использования, утвержденному Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" установление такого вида разрешенного использования как «размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» предусмотрено исключительно для земель населенных пунктов.

5. Схемой предполагается образование единого земельного участка площадью 49135 квли. из состава земель сельскохозяйственного назначения в силу наличия права собственности Паустьяна В.В. на объекты недвижимости.

Предоставление земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется только на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Преимущественное право граждан на приватизацию земельных участков, расположенных под зданиями, строениями и сооружениями, принадлежащими им на праве собственности, установлено ст.36 Земельного кодекса РФ.

В связи с тем, что заявителем не предоставлены документы, удостоверяющие его права на испрашиваемый земельный участок, при образовании земельного участка Администрация должна руководствоваться нормами ст. 33, 35 Земельного кодекса РФ.

Согласно п.2 ст.35 Земельного кодекса РФ площадь земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ. То есть при образовании земельного участка в целях его дальнейшего предоставления Администрация руководствуется нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п.З ст.ЗЗ Земельного Кодекса РФ).

Противоположное применение положений ст.36 Земельного Кодекса Российской Федерации позволит без аукциона предоставить в собственность земельный участок, размер которого многократно превышает площадь недвижимости и размер земли, необходимый для ее эксплуатации.

Таким образом, исключительное право Паустьяна В.В. на приобретение участка, предусмотренное ст.36 Земельного кодекса РФ распространяется на обоснованный размер участка в соответствии с нормами ст.ЗЗ Земельного кодекса РФ. Права на ту часть участка, которая превышает размер земли, необходимый для эксплуатации недвижимости, следует приобретать на аукционе.

В связи с отсутствием в представленных Паустьяном В.В. документах обоснования размера площади образуемого земельного участка, в том числе для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости исходя из их функционального назначения Администрацией было предложено Паустьяну В.В. предоставить соответствующие документы.

Ссылка на СанПиН № 42-125 в Пояснительной записке к Схеме, как на нормативный документ, обосновывающий размер образуемого земельного участка не могла быть принята Администрацией во внимание т.к. указанный СанПиН № 42-125 еще 17.03.2003 г. утратил силу.

В связи с тем, что фактически площадь образуемого земельного участка согласно Схемы предлагается рассчитать исходя из вместимости детского лагеря Администрацией также было предложено Паустьян В.В. предоставить документы, подтверждающие заявленную в Схеме вместимость, что до настоящего дня им сделано не было. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии с Земельным кодексом РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления уровня муниципального района могут распоряжаться (т.е. издавать правовые акты о предоставлении земельных участков) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничены либо находящиеся в собственности Омского муниципального района.

Согласно п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, расположенные за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Кроме того, в соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Согласно п.2 ст.35 Земельного кодекса РФ площадь земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ.

Согласно заочного решения Омского районного суда Омской области от 16.10.2009 г. по иску Паустьяна В.В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Омской области о признании права собственности, за Паустьяна В.В. признано право собственности на следующие объекты недвижимости: нежилое строение Административный корпус, литера В, общей площадью 139,3 кв.м., инвентарный номер 108683; нежилое строение Бытовой корпус, литера Б, общей площадью 265,2 кв.м., инвентарный номер 108682; нежилое строение столовая, литера А, общей площадью 849,3 кв.м., инвентарный номер 108681; нежилое строение спальный корпус № 1, литера Д, общей площадью 616,0 кв.м., инвентарный номер 115481; нежилое строение спальный корпус № 2, литера Е, общей площадью 616,4 кв.м., инвентарный номер 115482; нежилое строение спальный корпус № 3, литера Ж, общей площадью 617,8 кв.м., инвентарный номер 115483; нежилое строение спальный корпус № 4, литера И, общей площадью 616,0 кв.м., инвентарный номер 115484; нежилое строение спальный корпус № 5, литера Л, общей площадью 603,6 кв.м., инвентарный номер 115485, расположенные по адресу: Омская область, Омский район, д. Путинцево, пионерский лагерь «Светлый». Решение вступило в законную силу 06.11.2009 г.

Из представленных материалов дела усматривается, что 14.10.2010 г., Паустьян В.В. подавал заявление на имя Главы администрации Омского муниципального района Омской области с просьбой утвердить схему расположения участка на кадастровом плане территории площадью 49135 кв.м. в границах Новоомского сельского поселения, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, Новоомское с/п, д. Путинцево, пионерский лагерь «Светлый», и предоставить в собственность за плату для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии..

Письмом администрации Омского муниципального района Омской области от 13.11.2010 г. за № 06-03/868 рекомендовано обратиться в администрацию Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области за изменением адреса объектов недвижимости и к кадастровому инженеру, исполнителю кадастровых работ для устранения замечаний.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о подтверждении факта обращения Паустьяна В.В. с заявлением об утверждении схемы.

Согласно распоряжения Главы Омского муниципального района Омской области от 29.12.2008 № 2136-р "Об утверждении основных требований к содержанию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории" в соответствии с требованиями к схеме, в пояснительной записке к схеме указываются:

- основания для подготовки схемы

- информация об исходных и образуемых земельных участках: кадастровый номер, категория земель, вид разрешенного использования, площадь, адресные или иные ориентиры местоположения.

В графическую часть Схемы включаются:

- графическое изображение местоположения вновь образованных узловых и поворотных точек, участков границ;

- обозначения вновь образованных земельных участков, их частей;

- обозначения существующих земельных участков;

- обозначения прекращающих существование земельных участков;

- схема расположения земельного участка относительно кадастрового квартала с привязкой к местности;

- наличие доступа к земельному участку.

Из пояснительной записки к Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории составленной ООО «Кадастр-центр», и прилагаемых к Схеме документов следует, что основанием для подготовки Схемы является наличие у Паустьяна В.В. права собственности на 8 объектов недвижимости. Заявителем суду были представлены свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости, ситуационные планы с описаниями объектов недвижимости, выданных ГП Омский Центр ТИиЗ в 2008 году, из которых усматривается, что объекты права находятся в д.Путинцево Омского района, то есть в границах населенного пункта.

Однако из заявления Паустьяна В.В. от 06.09.2010 года, зарегистрированное по входящей почте 14.10.2010 года, в адрес Главы Омского муниципального района Омской области и представленных к заявлению Схемы расположения земельного участка, пояснительной записки усматривается, что Паустьян В.В. просит утвердить схему расположения земельного участка, площадью 49135 кв.м. в границах Новоомского сельского поселения из категории земель сельскохозяйственного назначения, что является прямым противоречием документам о праве собственности на объекты недвижимости.

Графическая часть Схемы содержит информацию о расположении в границах земельного участка неких объектов, идентифицировать которые действительно не представляется возможным в связи с отсутствием в условных обозначениях графической части Схемы соответствующей информации.

В схеме информация об исходном земельном участке (кадастровый номер, категория земель, вид разрешенного использования, площадь, адресные или иные ориентиры местоположения) полностью отсутствует, также как и отсутствует указание на наличие доступа (хотя бы схематично) к образуемому земельному участку.

Согласно п.2 ст.35 Земельного кодекса РФ площадь земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ. То есть при образовании земельного участка в целях его дальнейшего предоставления Администрация руководствуется нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п.З ст.ЗЗ Земельного Кодекса РФ).

Противоположное применение положений ст.36 Земельного Кодекса Российской Федерации позволит без аукциона предоставить в собственность земельный участок, размер которого многократно превышает площадь недвижимости и размер земли, необходимый для ее эксплуатации.

Таким образом, исключительное право Паустьяна В.В. на приобретение участка, предусмотренное ст.36 Земельного кодекса РФ распространяется на обоснованный размер участка в соответствии с нормами ст.ЗЗ Земельного кодекса РФ. Права на ту часть участка, которая превышает размер земли, необходимый для эксплуатации недвижимости, следует приобретать на аукционе.

В представленных Паустьяном В.В. в администрацию ОМР Омской области документах отсутствуют обоснования размера площади образуемого земельного участка, в том числе для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости исходя из их функционального назначения

Паустьян В.В. не представил доказательств того, что при подаче заявления в администрацию ОМР об утверждении схемы и передачи в собственность земельного участка им были представлены документы об эксплуатации в настоящее время или о возможности в будущем (с учетом требований строительный, санитарно-эпидемиологических и других норм) зданий и сооружений в качестве лагеря отдыха детей. Технические паспорта на объекты недвижимости также не представлялись. Паустьян В.В., что он подтвердил в судебном заседании, предпринимателем не является. Представленный им же в заявлении в суд расчет вместимости лагеря, как санатория-профилактория и учреждения отдыха, не может быть принят во внимание, так как нет доказательств соотносимости помещений в настоящее время их функциональному назначению (как ранее в пионерском лагере) в частности как спальных корпусов учреждения отдыха. Также в судебном заседании Паустьян В.В. не смог обосновать свое требование в части площади земельного участка - 49135 кв.м.

Ответом от 13.11.2010 года начальника Управления имущественных отношений администрации Омского муниципального района Омской области Паустьяну В.В. рекомендовано обратиться в администрацию Нооомского сельского поселения ОМР Омской области за изменением адреса объектов и к кадастровому инженеру для устранения замечаний, после чего будет рассмотрено заявление.

Таким образом Паустьяну В.В. фактически не было отказано в удовлетворении заявления, а было указано и рекомендовано устранить имеющиеся противоречия в документации.

С учетом пояснений сторон и представленных доказательств суд не усматривает незаконности в действиях администрации Омского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку, судом установлено, что оспариваемые действия администрации Омского муниципального района Омской области совершены в соответствии с требованиями законодательства в пределах полномочий администрации, то суд не находит оснований для удовлетворения заявления Паустьяна В.В.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Паустьяна В.В. о признании незаконным отказа Администрации Омского муниципального района <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, д. Путинцево, пионерский лагерь «Светлый», обязании утвердить схему отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья:                                         Е.В. Елисеев