Дело № 2-344/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Омск 08 апреля 2011 года
Судья Омского районного суда Омской области Елисеев Е.В.,
при секретаре Смирновой С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Ковальчук В.И. к ГУ Управление Пенсионного фонда Омского района Омской области о признании права на назначение досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ковальчук В.И. обратился в Омский районный суд Омской области с требованием по следующим основаниям: решением ГУ УПФ РФ в Омском районе № 1016 от 09.12.2010 г. ему было отказано в установлении пенсии по старости по следующим периодам работы: в должности тренера в Детской юношеской спортивной школе с 01.01.1979 по 30.11.1979 г.; в должности педагога дополнительного образования в Детском юношеском клубе физической подготовки с 01.09.1993 по 03.01.2002 г., с 01.10.2004 по 12.07.2005 г., с 01.09.2007 по 26.07.2009 г.; в должности педагога дополнительного образования в МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» с 27.07.2009 по 02.12.2010 г. Кроме того, ответчиком не рассмотрены следующие периоды: периоды службы в Вооруженных Силах с 1976 по 1977 г.; работа в должности инструктора – методиста по спорту с 30.07.1979 по 26.10.1979 г.; работа в ЦК ВЛКСМ секретарем комитета комсомола с 26.10.1979 по 26.08.1980 г. Считает отказ в назначении пенсии необоснованным, так как на момент его службы в Вооруженных силах СССР с 1976 по 1977 г. действовали списки, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, согласно которому в педагогический стаж засчитывались периоды прохождения службы в составе Вооруженных сил СССР. Просит признать за ним право на пенсию, в связи с педагогической деятельность, с момента подачи заявления в ГУ УПФ РФ в Омском районе. Обязать ответчика назначить пенсию с 02.12.2010 г.
Истец Ковальчук В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что 02.12.2010 г. он обратился в ГУ УПФ РФ в Омском районе с просьбой о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ в Омском районе ему было отказано. До прохождения службы в Вооруженных Силах он не работал. Во время учебы в институте он был призван в Вооруженные силы, на период с 01.07.1976 г. по 06.06.1977 г. В период с 30.07.1979 г. по 26.10.1979 г. он работал в должности инструктора – методиста по спорту в Лузинском Совхозе; с 26.10.1979 г. по 26.08.1980 г. он работал в ЦК ВЛКСМ секретарем комитета Лузинского комсомола; с 01.10.1979 г. по 30.11.1979 г. - в ДСЮШ в должности тренера преподавателя по совместительству инструктором – методистом; с 01.09.1993 по 03.01.2002 г., с 01.01.2004 г. по 12.06.2005 г., с 01.09.2007 г. по 26.07.2009 г. - в должности педагога дополнительного образования в Детском юношеском клубе физической подготовки; с 27.07.2009 г. по 02.12.2010 г. в МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр», и на сегодняшний день продолжает там работать. Просит признать за ним право на пенсию, в связи с педагогической деятельность, с момента подачи заявления в ГУ УПФ РФ в Омском районе. Обязать ответчика назначить пенсию с 02.12.2010 г.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Омском районе Омской области по доверенности Базанова О.В. в судебном заседании иск не признала, по основаниям указанным в письменном отзыве, из которого следует, что 2 декабря 2010 г. истец обратился в ГУ УПФ РФ в Омском районе за назначением пенсии. Ему было отказано, так как согласно представленным документам его стаж составляет менее 25 лет. Период работы в должности тренера в Детской юношеской спортивной школе с 01.20.1979 г. по 30.11.1979 г. не может быть зачтен в специальный стаж, так как данная должность тренер не предусмотрена Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463. В указанных списках поименованы тренеры – преподаватели. Также данный период не может быть зачислен и по нынешнему законодательству работа в ДЮСШ тренером не учитывается в специальный стаж, так как должность тренера не поименована списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Периоды работы в должности педагога дополнительного образования в ДЮКФП с 01.09.1993 г по 03.01.2011 г., с 01.01.2004 г. по 12.07.2005 г., с 01.09.2007 г. по 26.07.2009 г. не могут быть зачтены в специальный стаж, так как вышеуказанные учреждения не поименованы списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и другими НПА. Кроме того в соответствии с пп.19 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют граждане, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Таким образом, нормой ФЗ установлено ограничение организаций, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий. В соответствии с ранее действующим законодательством ДЮКФП Омского РОНО педагогом дополнительного образования с 01.09.1993 г. по 01.09.1996 г. (совместительство) и педагогом дополнительного образования с 02.09.1996 г. по 31.10.2000 г. (основная работа) не могут быть зачтены в специальный стаж, так как должность педагог дополнительного образования не установлена Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463. Периоды работы в ДЮКФП в должности педагога дополнительного образования с 01.11.1999 г. по 03.01.2002 г. не может быть зачтен в специальный стаж, так как указанное учреждение ДЮКФП не поименован в списках должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства № 1067 от 22.09.1999г. В соответствии с постановлением № 781 от 29.10.2002 г. периоды работы в ДЮКФП педагогом дополнительного образования с 01.09.1993 г. по 01.09.1996 г. (по совместительству) и педагогом дополнительного образования с 02.09.1996 г. по 31.12.2000 г. (основная работа) не могут быть зачтены в специальный стаж, так как вышеуказанное учреждение не поименовано списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. периоды работы в ДЮКФП в должности педагога дополнительного образования с 01.01.2001г. по 03.01.2002 г. (на основной работе) с 01.10.2004 г. по 12.07.2005 г. (по совместительству) и с 01.09.2007 г. по 26.07.2009 г. (на основной работе) не могут быть зачтены в специальный стаж, так как ДЮКФП не поименованы списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. также не выполнено условие п.12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781.
Период в должности педагога дополнительного образования в МБОУ ДОД ДООФСЦ с 27.07.2009 г. по 02.12.2010 г. не может быть включен в специальный стаж, так как не выполнено условие п.12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781.
Период службы в Вооруженных Силах с 1976 г. по 1977 г. не может быть зачтен в специальный стаж, так как это не предусмотрено Списком работ, профессий, должностей, специальностей, и учреждений с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ №173 от 17.12.2001 г. утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Работа в должности инструктора – методиста по спорту с 30.07.1979 г. по 26.10.1979 г. не может быть зачтена в специальный стаж, так как данная должность не предусмотрена Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463. Также должность инструктор – методист не поименована списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Период работы в ЦК ВЛКСМ секретарем комсомола с 26.10.1979 г. по 26.08.1980 г. не может быть зачтена в специальный стаж, так как данная должность не предусмотрена списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В правилах, утвержденных названным Постановлением, также отсутствуют какие – либо условия о возможности включения в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов работы в ЦК ВЛКСМ секретарем комсомола. Таким образом, Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ в Омском районе действовала исключительно в пределах своих полномочий, предоставленных пенсионным законодательством. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив представленные письменные доказательства, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.(с изменениями) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют граждане, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от возраста.
В судебном заседании установлено, что при обращении истца в ГУ-УПФ РФ в Омском районе Омской области за назначением трудовой пенсии по старости досрочно ему было отказано, о чем свидетельствует протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09.12.2010 года № 921, решение комиссии ГУ-УПФР в Омском районе № 1016 от 09.12.2010 г., а также подтверждается пояснениями представителя ответчика, данными в судебном заседании. В специальный стаж истца не включены следующие периоды работы: в Детской юношеской спортивной школе с 01.10.1979 г. по 30.11.1979 г.; в Детском юношеском клубе физической подготовки с 01.09.1993 по 03.01.2002 г., с 01.10.2004 по 12.07.2005 г., с 01.09.2007 по 26.07.2009 г.; в МБОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» с 27.07.2009 г. по 02.12.2010 г.
Педагогическое образование истца подтверждается дипломом от 30.06.1976 года Омского государственного института физической культуры, А-I № 427676, рег. № 3885 (л.д.96).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. указал что, у граждан «сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и «при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"». Таким образом, из указанного положения следует, что при оценке права истицы на досрочную пенсию необходимо учитывать нормы, как ранее действовавшего, так и ныне действующего законодательства.
Период работы Ковальчука В.И. в Детской юношеской спортивной школе в должности тренера с 01.10.1979 г. по 30.11.1979 года подтверждается справкой, выданной 16.10.2010 г. Комитетом по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области Министерства образования Омской области и выпиской из приказа №126 от 24.10.1979 г. о принятии Ковальчук В.И. в ДЮСШ по совместительству на должность тренера с 01.10.1979 г.
Из представленного подлинного журнала приказов по ДЮСШ Омского РОНО усматривается, что Ковальчук В.И. согласно приказа №2 от 01.10.1979 г. (л.д.99) был принят на работу по совместительству в качестве тренера-преподавателя по л/ат-ке, что предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463
Период работы Ковальчука В.И. в МОУ ДОД «Детский юношеский клуб физической подготовки» по совместительству педагогом дополнительного образования с 01.09.1993 г. по 03.01.2002 года, подтверждается справкой уточняющей условия труда необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость полный рабочий день при 5-ти дневной рабочей неделе и 8 часовом рабочем дне (в соотв. с Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002 г.) от 16.06.2006 г.
Период работы Ковальчука В.И. в МОУ ДОД «Детский юношеский клуб физической подготовки» по совместительству педагогом дополнительного образования с 01.10.2004 г. по 12.07.2005 года, подтверждается справкой уточняющей условия труда необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость полный рабочий день при 5-ти дневной рабочей неделе и 8 часовом рабочем дне (в соотв. с Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002 г.) от 16.06.2006 г.
Период работы Ковальчука В.И. в МОУ ДОД «Детский юношеский клуб физической подготовки» педагогом дополнительного образования с 01.09.2007 г. по настоящее время, подтверждается справкой уточняющей условия труда необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость полный рабочий день при 5-ти дневной рабочей неделе и 8 часовом рабочем дне (в соотв. с Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002 г.) от 16.06.2006 г.
Согласно справки МБОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» Омского муниципального района Омской области №45 от 09.12.2010 г., ДЮСШ Омского РОНО преобразована в ДЮКФП Омского РУО (Детский юношеский клуб физической подготовки) на основании приказа №78 по РОНО от 10.07.1990 г.; ДЮКФП Омского РУО переименован в МБОУ ДОД «ДООФСЦ» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» Омского муниципального района Омской области на основании приказа по КОАОМР №501 от 20.07.2009 г.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства 11.07.2002 года № 516, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии, уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В силу ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях, в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами при, условии, что за эти периоды уплачивались, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Действительно, ни в одном из Списков не предусмотрена педагогическая работа в качестве тренера, но согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 1 декабря 1959 года № 137, действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в ряде учреждений, в том числе в школах и в других учреждениях для детей, в качестве тренеров-преподавателей.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положение абзаца второго пункта 2 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ) в части установления тождественности профессиональной деятельности распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, в соответствии со ст. 28 ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ» утвержден данный Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениям для детей.
Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должности в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно постановления Администрации Омского района Омской области №728-п от 23.12.1997 г., зарегистрирован Устав детско-юношеского клуба физической подготовки управления по образованию Омского района.
На основании постановления Администрации Омского района Омской области №1153-п от 18.10.2001 г., зарегистрирован новый устав детско-юношеского клуба физической подготовки управления по образованию Омского района. Новым наименованием установлено: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский юношеский клуб физической подготовки».
Согласно приказа №501/1 от 20.07.2009 г. Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района, наименование Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский юношеский клуб физической подготовки» изменено на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр».
Согласно Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» Омского муниципального района Омской области, аккредитована как муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
Таким образом, период работы истца в должности тренера в Детской юношеской спортивной школе с 01.01.1979 по 30.11.1979 г.; в должности педагога дополнительного образования в Детском юношеском клубе физической подготовки с 01.09.1993 по 03.01.2002 г., с 01.10.2004 по 12.07.2005 г., с 01.09.2007 по 26.07.2009 г.; в должности педагога дополнительного образования в МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» с 27.07.2009 по 02.12.2010 г., незаконно исключены из стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, что влечет необоснованное ограничение объема пенсионных прав истца.
Согласно записям в трудовой книжке, 30.07.1979 года Ковальчук В.И. был принят инструктором – методистом по спорту в Ордена Ленина совхоз «Лузинский» (запись № 3), 26.10.1979 г. уволен переводом в Омский ЦК ВЛКСМ на должность секретаря комитета комсомола совхоза «Лузинский» (запись № 4,5), с 26.08.1980 г. освобожден от занимаемой должности, в связи с переизбранием (запись №6).
Согласно п. 3 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 ст.28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. На момент обращения истца за назначением пенсии, вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулировались несколькими нормативно-правовыми актами, утвержденными Правительством РФ. Эти нормы изложены в виде перечня учреждений, работа в которых на должностях, указанных в этих списках, засчитывается в выслугу и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года за № 464 был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации № 1067 до 1 ноября 1999 г. выслуга, дающая право на пенсию за выслугу в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, подлежит определению по Списку 1991 года, а с 1 ноября 1999 года - по Списку 1999 года. Согласно абзацу 2 п. 3 названного постановления Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей по желанию гражданина могут также применяться при исчислении выслуги за периоды до 1 ноября 1999 года.
В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными актами. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п.
Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1, ч.ч. 1-2 ст. 19, ч.1 ст.39 и ч.ч.2 и 3 ст. 59 Конституции РФ.
Помимо этого, суд руководствуется также п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которому вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой работы, выполняемых им функциональных обязанностей занимаемым должностям и профессиям, нагрузки…).
В соответствии с п.1 п.п. «а», «д», п.2 Положения о порядке исчисления я стажа для назначения пенсии за выслугу лет работниками просвещения и здравоохранения утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в комсомольских органах, инструкторских, инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного образования.
С учетом изложенного суд считает необходимым своим решением обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Омском районе Омской области включить Ковальчуку В.И. в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии период работы с 26.10.1979 по 26.08.1080 г. секретарем комитета комсомола, в этой части требования истца подлежат удовлетворению.
Период работы в должности инструктора – методиста по спорту в совхозе «Лузинский» с 30.07.1979 по 26.10.1979 г. не может быть включен в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку не представлено доказательств того, что работа была связана с осуществлением педагогической деятельности в учреждении для детей, сама должность инструктор-методист в Списке не поименована.
Так же, истцом заявлено требование о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода службы в Вооруженных силах с 01.07.1976 г. по 06.06.1977 г. Суд полагает, что данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из анализа абз. 1 и 2 п.3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», можно сделать вывод, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абз. 2 п.3 ст.10 данного Закона, в соответствии с которым время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. Следовательно, во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью учитываться не может.
Истец не представил доказательств того, что его воинская должность была связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Следовательно, исчисление стажа на соответствующих видах работ должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости.
Доводы представителя ответчика о том, что при исчислении стажа истца на соответствующих видах работ необходимо руководствоваться действующим законодательством, которое не предусматривает включение в специальный стаж периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР, суд признает обоснованными и законными.
Из постановления Минтруда РФ от 17.10.2003 г. №70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
В соответствии с п 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)(с изменениями от 26 мая 2009 г.), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. :
Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В соответствии с представленными документами (включая оспариваемые периоды) у Ковальчук В.И. на 01.01.2001 года необходимый специальный стаж работы превышает 16 лет 8 месяцев.
В связи с тем, что истец выработал необходимой продолжительности специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, поэтому исчисление стажа на соответствующих видах работ должно производиться в соответствии с законодательством действующим на день установления досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст.19 ФЗ ""О трудовых пенсиях в РФ"", трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Стороны не оспаривают день обращения Ковальчук В.И. в Пенсионный Фонд с заявлением о назначении пенсии – 02.12 2010 года.
На основании изложенного, требования истца о включении в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы: в должности тренера в Детской юношеской спортивной школе с 01.10.1979 г. по 30.11.1979 г. (2 мес.); в должности педагога дополнительного образования в Детском юношеском клубе физической подготовки с 01.09.1993г. по 03.01.2002 г. (8 лет 4 мес 3 дн..), с 01.10.2004г. по 12.07.2005 г (9 мес. 12 дн.)., с 01.09.2007г. по 26.07.2009 г. (1 год 10 мес. 26 дн.); в должности педагога дополнительного образования в МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» с 27.07.2009г. по 02.12.2010 г. (1 год 4 мес. 7 дн.); в должности секретарем комитета комсомола с 26.10.1979 по 26.08.1980 г. (10 мес. 26 дн., - 2 мес. тренер в ДЮСШ), подлежат удовлетворению. Общая продолжительность работы составляет 13 лет 3 месяца 14 дней.
Как следует из материалов отказного пенсионного дела педагогический стад истца, определенный ГУ УПФ РФ в Омском районе Омской области (по обоим вариантам), составил 12 лет 9 месяцев 14 дней.
Следовательно, общий педагогический стаж истца при оценке пенсионных прав на дату обращения равен: 12 лет 9 мес. 14 дн. + 13 лет 3 мес. 14 дн. = 26 лет 28 дней.
В связи с этим суд признает право за истцом на назначение пенсии со дня подачи заявления в Пенсионный фонд, то есть с 02.12.2010 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Суд считает, что с ответчика необходимо взыскать в пользу истца расходы в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ковальчук В.И. удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Омском районе Омской области включить Ковальчук В.И. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы: в должности тренера в Детской юношеской спортивной школе с ДД.ММ.ГГГГ по 30.11.1979 года; в должности педагога дополнительного образования в Детском юношеском клубе физической подготовки с 01.09.1993 года по 03.01.2002 года, с 01.10.2004 года по 12.07.2005 года, с 01.09.2007 года по 26.07.2009 года; в должности педагога дополнительного образования в МБОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр» с 27.07.2009 года по 02.12.2010 года; в должности секретарем комитета комсомола в ЦК ВЛКСМ с 26.10.1979 по 26.08.1980 г., назначить ему пенсию с 02.12.2010 года.
В остальной части иска Ковальчук В.И. отказать.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в Омском районе Омской области в пользу Ковальчук В.И. 200 рублей в счет возврата государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Елисеев