Дело 2-511/11 по иску Администрации Магистрального СП к Дудка Н.А. и др. о признании недействительными результатов межевания земельного участка и снятии зем участка с кадастровго учета



Дело № 2-511/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Елисеева Е.В.,

при секретаре Смирновой С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 20 мая 2011 года гражданское дело по иску Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области к Дудка Н.А., Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении записи из Единого государственного реестра и снятии земельного участка с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области обратилась в Омский районный суд Омской области с иском к Дудка Н.А., Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области о признании незаконным размещение и государственную регистрацию земельного участка.

В рамках судебного разбирательства Администрация Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области уточнила исковые требования. Определением от 21.04.2011 г. к производству принято уточненное исковое заявление Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области к Дудка Н.А., Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении записи из Единого государственного реестра и снятии земельного участка с кадастрового учета, в обоснование указывая, что на основании решения суда от 28.10.2010 г., Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области необходимо оформить кладбище магистрального сельского поселения, а именно поставить на государственный земельный учет в срок до 01.03.2011 г., чему препятствует незаконно размещенный и зарегистрированный на кладбище земельный участок под кадастровым номером , собственником которого является Дудка Н.А. Сельское кладбище Магистрального сельского поселения эксплуатируется с 1959 года, но правоустанавливающих документов на общественное сельское кладбище не имеется, земельный участок под размещение места погребения в соответствии с требованиями законодательствами не оформлен, границы кладбища не определены. Территория кладбища была поделена Администрацией Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области на земельные участки, которые были переданы в собственность частным лицам, с указанием разрешения - для использования под дачное строительство. Просили признать недействительными результаты межевание земельного участка с кадастровым номером и исключить регистрацию из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и снять указанный земельный участок с кадастрового учета.

Представители истца Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области Агеева Н.П., Баринов Н.А. действующие на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержали с учетом уточнения.

Ответчик Дудка Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, не возражала против их удовлетворения.

Представитель ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области Сосковец А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица - ООО Центр недвижимости и кадастра «Меридиан» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, возражений не представили.

Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд находит требования истца подлежавшим удовлетворению по следующим обстоятельствам:

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Указанный Закон в ч. 1 ст. 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения, согласно части 3 указанной статьи, возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются статьей 16 указанного Закона, а также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003, которым утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03».

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

То есть законодательством предусмотрено, что право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Решением Омского районного суда Омской области от 28.10.2010 г., признаны незаконными и противоречащими требованиям федерального законодательства бездействия Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Администрацию Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязали в срок до 01 марта 2011 года организовать на территории поселения место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а так же сформировать земельный участок, занятый под сельское кладбище, расположенное на территории Магистрального сельского поселения.

    В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от 07.04.2011 г, земельный участок с кадастровым номером , площадью 2500+35 кв.м. местоположение которого установлено в 2500 метрах по направлению на запад относительно здания Администрации, имеющего почтовый адрес: <адрес> принадлежит на праве собственности Дудка Н.А., с разрешенным использованием под дачное строительство. Предыдущий кадастровый номер .

            Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 20.06.2008 г., выданного УФРС по Омской области, Дудка Н.А. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 22002 кв.м. с кадастровым номером 55:20:11 06 01:0184, разрешенное использование: ведение сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: <адрес>, <адрес> направлению на запад от <адрес>, на основании договора дарения от 21.05.2008 г.

    ООО Центр недвижимости и кадастра «Меридиан» по заказу Дудка Н.А. 10.03.2010 года подготовил межевой план в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, принадлежащего Дудка Н.А.

Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со ст.60 ЗК РФ:

1. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка (Самовольное занятие земельного участка предполагает пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли. Собственник или лицо, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратится в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). В таких случаях имеет место виндикационный иск, удовлетворение которого приводит к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права (возврату земельного участка);

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Самовольно занятые земельные участки в силу п. 2 ст. 76 Земельного кодекса РФ возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Из пункта 11, 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных 17.02.2003 руководителем Федеральной службы земельного кадастра России (далее - Методические рекомендации), следует, что работы по межеванию включают в себя согласование границ с лицами, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления).

В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций, работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов земельных участков, как правило, включают в себя два этапа: во-первых, составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение; во-вторых, составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

В соответствии со ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 4 Федерального закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

В силу п.1.1. Инструкции по межеванию земель, утверждённой Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

В пункте 3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утверждённых Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 17 февраля 2003 года, закреплено, что межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

В соответствии с п.2 Инструкции по межеванию земель, утверждённой Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года межевание земель включает в себя подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов, полное обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ), полевое обследование границ размежовываемого земельного участка оценкой состояния межевых знаков, составление технического проекта (задания) межевания земель, уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ, согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков, сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью, определение координат пунктов ОМС и межевых знаков, определение площади земельного участка, составление чертежа границ земельного участка, контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ, государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков, формирование межевого дела, сдачу материалов в архив.

Таким образом, основная суть межевания (в сфере землеустроительной деятельности) представляет собой установление (определение) на местности границ объектов землеустройства, в том числе и земельных участков.

Это соответствует требованиям, закреплённым в Правилах установления на местности границ объектов землеустройства, утверждённых постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года N 688 в силу ст.17 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве».

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

В соответствии со ст.40 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с изменениями и дополнениями) результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельном кодексом РФ порядке.

В силу ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении.

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 78 - ФЗ «О землеустройстве», действовавшем на период межевания земельного участка ответчиков, при проведении землеустройства выполняются работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и межевание объекта землеустройства. Порядок проведения такого землеустройства предусмотрен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 года № 396 и Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, а так же Методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 18.04.2003.

Поскольку ответчики не возражали против удовлетворения исковых требований о признании недействительным и результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 55:20:110601:1119, принадлежащего Дудка Н.А., то суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.

В соответствии со ст. 5 Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В силу ст. 15 ч.1 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В соответствии со ст.36 ЗК РФ:

5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

7. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Местоположение земельных участков, на которых располагаются места захоронения людей, определены в соответствии с копией Землеустроительного дела по установлению местоположения на местности проектных границ земельного участка.

Ст. 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также, должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Земельный участок под размещение места погребения на территории Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями законодательства не отведен, положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на новое место погребения не получено.

На основании п. 3 ст.3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. №178-ФЗ, приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.1 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям историко-культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

Согласно п.2 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации, земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Согласно топографического плана кладбища Магистрального сельского поселения и схемы нахождения земельных участков усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:110601:1119, разрешенное использование - под дачное строительство, принадлежащий ответчику, накладывается на земельный участок с расположенным на нем кладбищем Магистрального сельского поселения, то есть на месте захоронения людей.

Таким образом, с учетом представленных доказательств следует признать недействительными результаты межевания границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:110601:1119 находящегося в собственности Дудка Н.А., а так же следует исключить из ГКН границы данного земельного участка, поскольку спорный земельный участок накладывается на земельный участок с расположенным на нем кладбищем Магистрального сельского поселения, то есть на месте захоронения людей.

На основании изложенного, суд находит требования истца законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Магистрального сельского поселения Омского муниципального района Омской области удовлетворить.

Признать недействительными результаты межевания границ земельного участка – межевой план земельного участка с кадастровым номером 55:20:110601:1119, местоположение которого установлено в 2500 метрах по направлению на запад относительно здания Администрации, имеющего почтовый адрес: <адрес> находящегося в собственности Дудка Н.А., произведенные ООО Центр недвижимости и кадастра «Меридиан».

Исключить из государственного кадастрового учета границы земельного участка, кадастровый номер 55:20:110601:1119, местоположение которого установлено в 2500 метрах по направлению на запад относительно здания Администрации, имеющего почтовый адрес: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение – 24.05.2011 года.

Судья:                                             Е.В. Елисеев