№ 2-749/11 по иску Росприроднадзора к администрации Красноярского с/п о признании действий противоправными



Р Е Ш Е Н И Е                                                                                    №2-749/11

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Шибаевой Г.Б.,

при секретаре Колокольцевой И.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 07 июня 2011 года гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноярского сельского поселения ОМР Омской области о признании действий администрации Красноярского с/п ОМР Омской противоправными, о возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки на территории бывшего животноводческого комплекса СПК «Красный Маяк», и

УСТАНОВИЛ:

    Управление Росприроднадзора по Омской области в порядке ст. 46 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратилось с иском к администрации Красноярского с/п ОМР Омской области о признании действий администрации Красноярского с/п ОМР Омской области противоправными, об обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки на территории бывшего животноводческого комплекса СПК «Красный Маяк», в 150 метрах от деревообрабатывающего предприятия, расположенного по адресу: <адрес>.

Представитель Управления Росприроднадзора по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просил дело рассмотреть в их отсутствии.

         Из искового заявления и представленных документов следует, что Управлением Росприроднадзора по Омской области проведена внеплановая проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации Красноярского с/п ОМР Омской области, в ходе которой было установлено, что администрацией Красноярского с/п ОМР Омской области не организован сбор (места сбора отходов отсутствуют) и вывоз твердых и жидких бытовых отходов от населения.

    В результате, твердые и жидкие бытовые отходы размещаются на территории сельского поселения, не санкционированной для этих целей. Указанная территория (территория бывшего животноводческого комплекса СПК «Красный Маяк», в 150 метрах от деревообрабатывающего предприятия, расположенного по адресу: <адрес>) превращена в несанкционированную свалку, никем не контролируемую. Бытовыми отходами (как твердыми так и жидкими) захламлена большая территория, в том числе и подъездная дорога, легкие фракции отходов разлетаются на большие расстояния. Тем самым нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, предусмотренные Конституции РФ и гарантированные государством.

         Представитель ответчика администрации Красноярского с/п ОМР Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причина неявки не известна, свои возражения не представил.

Изучив представленные документы, суд считает, что требования Управления Росприроднадзора по Омской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В соответствии со ст. 41- 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом состоянии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

    Установлено, что согласно распоряжению заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области Ряполовой Н.А. № 632 в/п от 25 февраля 2011 года, ведущему специалисту-эксперту отдела санитарного надзора Антиповой С.С. было поручено организовать и провести в период с 28.02.2011 года по 28.03.2011 года проверку администрации Красноярского с/п, расположенной по адресу: <адрес>, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам), изложенных в обращении от 17.02.2011 года № В-465-2011. жкх.

Согласно акту проверки от 01 марта 2011 года установлено, что администрацией сельского поселения не организован сбор (места сбора отходов отсутствуют) и вывоз твердых и жидких бытовых отходов от населения. Твердые и жидкие бытовые отходы размещаются на территории сельского поселения, не санкционированной для этих целей.     Указанная территория (территория бывшего животноводческого комплекса СПК «Красный Маяк», в 150 метрах от деревообрабатывающего предприятия, расположенного по адресу: <адрес>) превращена в несанкционированную свалку, никем не контролируемую. Бытовыми отходами (как твердыми так и жидкими) захламлена большая территория, в том числе и подъездная дорога, легкие фракции отходов разлетаются на большие расстояния, что является нарушением п.п. 1.2., 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88.

По результатам проверки было вынесено предписание № 632/вн от 10 марта 2011 года, согласно которому, Главе администрации Красноярского с/п ОМР Омской области, необходимо выполнить мероприятия по устранению допущенных нарушений, в том числе обеспечить организацию сбора и ввоза бытовых отходов в с установленными требованиями, прекратить размещение отходов на территории сельского поселения, несанкционированной для этих целей (СанПиН 42-128-4690-88), выполнить рекультивацию территории несанкционированной свалки (Закон РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления), о выполнении настоящего предписания проинформировать управление Роспотребнадзора по Омской области (Закон РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В отношении заместителя главы администрации Красноярского с/п ОМР Омской области Емелина А.А. составлен протокол об административном правонарушении № 774/11 от 10 марта 2011 года.

22 марта 2011 года заместителем главного государственного санитарного врача по Омской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 774/11, согласно которому заместитель главы администрации Красноярского с/п ОМР Омской области Емелин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Таким образом, Администрация Красноярского с/п ОМР Омской области нарушает действующее санитарно-эпидемиологическое законодательство в области охраны здоровья населения и среды обитания.

Администрация ОМР Омской области в соответствии с уставом предприятия и свидетельствами о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц является действующим юридическим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями и дополнениями) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

В соответствии с п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов*. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Суд считает, что управление Роспотребнадзора имеет право на предъявление иска в защиту интересов РФ, прав и законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 51 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Привлечение ответчика к административной ответственности за допущенные нарушения не является препятствием для предъявления подобного иска в суд.

Таким образом, требования Управления Роспотребнадзора по Омской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Признать действий администрации Красноярского сельского поселения ОМР Омской области противоправными.

Обязать администрацию Красноярского сельского поселения ОМР Омской области организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки на территории бывшего животноводческого комплекса СПК «Красный Маяк», в 150 метрах от деревообрабатывающего предприятия, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через канцелярию Омского районного суда Омской области.

Судья                     Г.Б. Шибаева

                    Полный текст решения изготовлен 14.06.2011 года