Дело №2-1673\2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Соколова В.О.,
при секретаре Колокольцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 13 декабря 2011 года дело по иску прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» о признании незаконным бездействия в части надлежащего содержания и ремонта автомобильных дорог, обязании принять меры по проведению ремонта автомобильных дорог,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Омского района Омской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ГП «ДРСУ № 1», Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» о признании незаконным бездействия в части надлежащего содержания и ремонта, автомобильных дорог, обязании принять меры по проведению ремонта автомобильных дорог, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Омского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Омского района Омской области, по результатам которой установлено следующее. 07.09.2011 г. прокуратурой Омского района Омской области с привлечением государственного инспектора отдела дорожного надзора УГАДН по Омской области, государственного инспектора ДИ и ОД ОГИБДД полиции ОМВД России по Омскому району, начальника отдела эксплуатации автомобильных дорог Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» проведена проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино». По результатам проведенного обследования установлено, что автомобильная дорога «Петровка-Никоновка» протяженностью 13,504 км. с идентификационным номером 52 ОП МЗ Н-339 не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 (далее – ГОСТ Р 50597-93). Состояние асфальтобетонного покрытия проезжей части не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-9. На 2 км автомобильной дороги «Петровка-Никоновка» имеются дефекты покрытия проезжей части в виде отдельных выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93). На 4 км автомобильной дороги «Петровка-Никоновка» имеются дефекты покрытия проезжей масти в виде выбоин, размеры которых составляют: 89x110x8 см, 133x76x5 см, что превышает предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93). На 5 км автомобильной дороги «Петровка-Никоновка» установлено наличие участка покрытия с большим количеством выбоин по всей ширине проезжей части, размеры которых составляют: 200x460x13 см, 200x180x13 см, 50x200x13,5 см, что превышает предельно допустимые (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93). Проезд автотранспорта на данном участке автодороги осуществляется по обочине. Имеются дефекты в виде разрушения кромки покрытия проезжей части (пункты 3.1.1. и 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93, п. 1.2.5. «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис). На 7 и 8 км данной автодороги покрытие проезжей части на всем протяжении разрушено, что является нарушением требований пункта 3.1.1.ГОСТР50597-93, проезд автотранспорта осуществляется по обочине. На 9 км автодороги на дорожном покрытии имеется большое количество выбоин на всей ширине проезжей части, размеры отдельных разрушений составляют: 400x200x20 см, 800x180x20 см, что не соответствует требованиям пунктов 3.1.1. и 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93. На 10 и 11 км присутствуют дефекты покрытия проезжей части в виде отдельных выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93). На 12 км участки покрытия с большим количеством выбоин по всей ширине проезжей части, размеры отдельных разрушений составляют: 400x300x16 см, 500x400x12 см, что не соответствует требованиям пунктов 3.1.1. и 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93, проезд автотранспорта осуществляется по обочинам. На 13 км автодороги участок дорожного покрытия проезжей части разрушен (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); проезд автотранспорта осуществляется по обочинам. Грунтовые обочины деформированы колесами автотранспорта на участках объездов разрушенного покрытия проезжей части на км: 5, 7. 8,12, 13 (п. 3.2.3. ОСТ Р 50597-93); занижены относительно уровня прилегающей кромки проезжей части на 5 м (8 см и12 см), на 7 км, 8 км и 12 км (20 см и 12 см) (п. 3.2.3. ГОСТ Р 50597-93); на 9 км участок обочины, ширина которой составляет 0.9 м, не соответствует требованию п. 4.4. СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги». Имеются нарушения относительно установки дорожных знаков. Так, отсутствуют дорожные знаки: 2.3.2 и 2.3.3 «примыкание второстепенной дороги» на 3 км (примыкание автодороги с асфальтобетонным покрытием - слева); 6.13 «километровый знак» на км: 2, 4, 5, 9 ( п. 4.1.1. ГОСТ Р 50597-93). Затруднено восприятие дорожных знаков на всем протяжении дороги (утрачена световозвращающая способность - старые, ржавые, деформированы): 1.11.1 и 1.11.2 «опасный поворот» (км: 3, 7, 8); 2.3.1 «пересечение с второстепенной дорогой» (км: 10, 12); 2.3.2 и 2.3.3 «примыкание второстепенной дороги» (км: 7, 12); 6.13 «километровый знак» (км: 7, 8, 10, 11,12) (п. 4.1.2. ГОСТ Р 50597-93). На всем протяжении дороги отсутствует дорожная разметка ( п. 4.2. ГОСТ Р 50597-93). Не соблюдено требование обеспечения нормативной видимости на 4 км. дороги (кривая в плане) из-за древесно-кустарниковой растительности (п.1.2.17 «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» от 17.03.2004 года № ОС-28/1270-ис). Кроме того, автомобильная дорога «Омск-Красноярка-Классино» протяженностью 29678 км с идентификационным номером 52 ОП МЗ Н-336 не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93. При обследовании автомобильной дороги «Омск-Красноярка-Классино», участок Покровка - Классино (счет километров ведется от с. Классино) на 1 км установлено наличие дефектов покрытия проезжей части в виде сетки трещин, просадок, выбоин, размеры которых составляют: 90x230x12 см, 160x220x12 см, 60x130x9,5 см, что превышает предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); на 2 км установлено наличие дефектов покрытия проезжей части в виде отдельных выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); проезд автотранспорта осуществляется по обочине. На 3 км автодороги имеются участки покрытия с большим количеством просадок и выбоин на всей ширине проезжей части, размеры отдельных выбоин составляют: 160x120x5 см, 400x400x10 см, 140x197x6,5 см, 170x116-6 см, 190x261x7 см, что превышает предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); проезд автотранспорта на участках осуществляется по обочине. Имеются дефекты в виде разрушения кромки покрытия проезжей части (п.п.3.1.1. и 3.1.2.ГОСТ Р 50597-93, п. 1.2.5. «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис). На 4 и 7 км наличие дефектов покрытия проезжей части представлено в виде выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); имеются участки, проезд автотранспорта на которых осуществляется по обочине. На 5 км разрушено дорожное покрытие, имеется большое количество выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые, на всей ширине проезжей части, размеры отдельных выбоин составляют: 167x310x14 см (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); проезд автотранспорта на участках осуществляется по обочинам. Имеются дефекты в виде разрушения кромки покрытия проезжей части (п.п. 3.1.1. и 3.1.2. ОСТ Р 50597-93, п. 1.2.5. «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис). На 6 км имеется большое количество просадок и выбоин, покрытие разрушено на всем протяжении километра дороги (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); проезд автотранспорта осуществляется по обочинам. На 8 и 9 км покрытие проезжей части на всем протяжении разрушено (п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93); проезд автотранспорта осуществляется по обочине. Грунтовые обочины деформированы колесами автотранспорта на участках объездов разрушенного покрытия проезжей части на км: 2, 3, 4. 5, 6, 8 (п. 3.2.3. ГОСТ Р 50597-93). Грунтовые обочины занижены относительно уровня прилегающей кромки проезжей части на 3 км (21см, 12см, 12.5 см, 13 см), на 7 км, 8 км. 12 км (20 см и 12 см) (п. 3.2.3. ГОСТ Р 50597-93). Дорожные знаки и дорожная разметка отсутствуют на всем протяжении участка дороги (пункты 4.1.1., 4.2 ГОСТ Р 50597-93), автобусная остановка, расположенная на 1 км дороги (с. Классино), в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» не обустроена дорожными знаками. Автомобильные дороги «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино» относятся к собственности Омской области. Следовательно, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Пстровка-Никоновка» и «Омск-Краспоярка-Классино» осуществляется за счет средств регионального бюджета Омской области, а в соответствии с государственным контрактом № 1 СТ-2011 от 27.12.2010 данный участок дороги обслуживается ГП ДРСУ №1. 27.12.2010 г. между БУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» («Заказчик») и ГП «ДРСУ № 1» («Подрядчик») заключен государственный контракт № 1СТ-2011 «На выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них». Пунктом 1.1.1 государственного контракта № 1 СТ-2011 установлено, что Г"П «ДРСУ № 1» принимает на себя, в том числе, обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения согласно перечню. Таким образом, ненадлежащее состояние автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино» обусловлено недостаточностью финансирования мероприятий на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Правительство Омской области управляет и распоряжается собственностью Омской области в соответствии с областным законодательством через соответствующие органы исполнительной власти (министерства). Автомобильные дороги «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино» относятся к собственности Омской области и на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 12.11.2001 № 362-рк переданы в оперативное управление Казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области». В соответствии п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части дорог и улиц не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Согласно п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см. ширине - 60 см и глубине - 5 см. Невыполнение Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Министерством имущественных отношений Омской области. Казенным учреждением Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области». ГП «ДРСУ №1», возложенных на них обязанностей по содержанию и ремонту автомобильных дорог «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино», не позволяет обеспечить на данных дорогах безопасность дорожного движения, выполнение задач по безопасности дорожного движения, возложенных на органы государственной власти Омской области законодательно. Движение по автомобильным дорогам «Пстровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино», не позволяет в настоящее время обеспечить безопасность дорожного движения. Так. выбоины на всем протяжении автомобильных дорог «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино» во время выпадения атмосферных осадков заполняются грязной водой, что не позволяет водителям видеть их во время движения. При попадании во время движения колесами автомобиля в выбоины, возможна потеря водителями управления, выезд на полосу встречного движения, а соответственно, угроза возникновения ДТП с тяжелыми последствиями. На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», ГП «ДРСУ №1» в части надлежащего содержания и ремонта автомобильных дорог «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино»; обязать Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», ГП «ДРСУ №1», принять меры по проведению ремонта автомобильных дорог «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино» в соответствии с требованиями законодательства в срок до 01.06.2012 г.
В ходе производства по делу прокурор Омского района Омской области уточнил исковые требования, предъявил иск к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» о признании незаконным бездействия в части надлежащего содержания и ремонта, автомобильных дорог, возложении обязанности принять меры по проведению ремонта автомобильных дорог в соответствии с требованиям законодательства, просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в части надлежащего содержания и ремонта автомобильных дорог «Петровка-Никоновка» с идентификационным номером 52 ОП МЗ Н-339 протяженностью 13,504 км, «Омск-Красноярка-Классино» с идентификационнымномером 52 ОП МЗ Н-336 протяженностью 29678 км.; обязать Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» принять меры по проведению ремонта автомобильных дорог «Петровка-Никоновка» с идентификационным номером 52 ОП МЗ Н-339 протяженностью 13,504 км, «Омск-Красноярка-Классино» с идентификационным номером 52 ОП МЗ Н-336 протяженностью 29678 км. в соответствии с требованиями законодательства в срок до 01.06.2012 г.; при недостаточности находящихся в распоряжении Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» денежных средств субсидиарную ответственность по данному обязательству возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Определением суда от 25.10.2011 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОГИБДД ОВД по ОМР Омской области, Администрация Омского муниципального района Омской области.
В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области Бондаренко А.А. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, уточненном иске, просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Полагала, что имеется бездействие как в действиях Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, выразившееся в ненадлежащем выделении денежных средств для осуществления ремонта дорог, так и в действиях КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области», поскольку указанное учреждение, в силу возложенных на него задач и функций, обязано было осуществлять постоянный контроль за состоянием дорог, проводить необходимые обследования, после чего передавать сведения о необходимости финансирования ремонтных работ на автомобильных дорогах «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино», что надлежащим образом ответчиками не осуществлялось. Невыполнение ответчиками возложенных на них обязанностей по содержанию и ремонту автомобильных дорог «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино» не позволяет обеспечить на данных дорогах безопасность дорожного движения, выполнение задач по безопасности дорожного движения. Просила суд признать незаконным бездействие ответчиков в части надлежащего содержания и ремонта автомобильных дорог «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино», обязать КУ ОО «Управление дорожного хозяйства Омской области» принять меры по проведению ремонта автомобильных дорог «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино» в соответствии с требованиями законодательства в срок до 01.06.2012 г., при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по данному обязательству возложить также на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В судебном заседании представитель ответчика КУ ОО «Управление дорожного хозяйства Омской области» Сахаров А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которому, Постановлением Правительства Омской области от 15.09.2009 г. № 168-п утверждена долгосрочная целевая программа Омской области «Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области (2010 - 2025 годы)» по разделу «Содержание, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог и сооружений, производственных объектов и проведение отдельных мероприятий, связанных с дорожным хозяйством», направленные на решение наиболее важных, приоритетных проблем модернизации и развития автомобильных дорог. Программой предусмотрены мероприятия, обеспечивающие государственные нужды Омской области, в пределах, предусмотренных в расходах областного бюджета. Целью Программ является осуществление ремонта и содержания действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области. Заказчиком Программы является Правительство Омской области; исполнителем-координатором - Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, КУ «УДХ» и подрядные организации в соответствии с действующим законодательством. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В ежегодно принимаемом законе об областном бюджете предусматриваются лимиты бюджетных ассигнований на текущий финансовый год на выполнение Программы. КУ «УДХ» является некоммерческой организацией, не занимается предпринимательской деятельностью и финансируется за счёт средств, предусмотренных соответствующими статьями областного бюджета. В соответствии с Уставом КУ «УДХ» содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области не является предметом деятельности КУ «УДХ», а является деятельность по исполнению функций государственного заказчика по выполнению работ в сфере осуществления дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружениях на них в целях обеспечения государственных нужд Омской области. После принятия закона об областном бюджете на текущий финансовый год главный распорядитель бюджетных средств - Минстрой доводит КУ «УДХ» лимиты бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий Программы. КУ «УДХ» размещает заказы на выполнение работ путем проведения торгов в формах, предусмотренных ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, на право заключить государственный контракт. В соответствии с результатами торгов КУ «УДХ» заключает с победителями торгов государственные контракты на содержание автомобильных дорог общего пользования. В проводимых КУ «УДХ» торгах принимают участие, в том числе государственные предприятия Омской области в сфере дорожного хозяйства, к числу которых относится и ГП ОО «Дорожное ремонтно-строительное управление №1». Предметом деятельности ГП «ДРСУ № 1» согласно Уставу, является выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них, а также обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспорта на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. По результатам торгов КУ «УДХ» заключило с ГП «ДРСУ № 1» государственный контракт на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них от 27.12.2010 г. № 1СТ-2011, который заключается в выполнении подрядных работ для государственных нужд и финансируется в соответствии с лимитами бюджетных ассигнований, предусмотренными законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год. Указанный Контракт предусматривает выполнение работ в срок с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. По условиям данного Контракта БУ «УДХ» поручает на основании Программы и оплачивает, а ГП «ДРСУ № 1» принимает на себя выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них, в соответствии с техническим заданием. Минстрой, как главный распорядитель бюджетных средств, предусмотренных в законе Омской области на очередной финансовый год на выполнение Программы, может довести получателю бюджетных средств - КУ «УДХ» лимиты бюджетных обязательств только в объеме, предусмотренном законом. В свою очередь КУ «УДХ», как получатель бюджетных средств в соответствии со статьей 219 БК РФ, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и размещает заказы на выполнение работ путем проведения торгов. В 2011 г. объем денежных средств на содержание автомобильных дорог Омского муниципального района (331,919 км.), выполнение комплекса работ по содержанию которых осуществляет ГП «ДРСУ № 1» с учётом содержания искусственных сооружений в соответствии с Программой, составил 19,374 млн.руб., что составляет 58,37 тыс. руб. на содержание 1 км. автомобильной дороги в год. Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 г. № 194-п «О нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области, и правилах расчета размера ассигнований областного бюджета на указанные цели» норматив финансовых затрат на содержание автомобильных дорог утвержден в объёме 506 тыс. руб. на 1 км. автомобильной дороги, что свидетельствует о том, что норматив на содержание автомобильных дорог Омского муниципального района, выполнение комплекса работ, по содержанию которых осуществляет ГП «ДРСУ № 1», составляет 11,5% от объема, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 г. №194-п. Вместе с тем, в течение 2011 г. ГП «ДРСУ № 1» осуществлялось выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в соответствии с Контрактом от 27.12.2010 г. №1СТ-2011, в пределах лимитов бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий Программы, в том числе в зимний период очистка автомобильных дорог от снега, с началом летнего периода осуществлялась замена дорожных знаков, проведена окоска и планировка обочин, выполнен ямочный ремонт покрытия, профилирование участков, влияющих на безопасность движения, следствием чего явилось отсутствие перерывов в движении в любое время года, как грузового транспорта, так и автобусного сообщения. ГОСТ Р 50597-93 устанавливает допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Наличие выбоин на проезжей части размером по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см. допускается. Таким образом, с учетом недофинансирования ГП «ДРСУ № 1» приходилось в первую очередь ликвидировать выбоины больших размеров, превышающих вышеуказанные показатели. С учетом изложенного, фактический объем финансирования не позволяет осуществить необходимый комплекс работ в полном объеме, так как выделенные лимиты бюджетных ассигнований на содержание участков автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к с. Ульяновка», расположенной на территории Омского муниципального района составляет десятую часть от требуемого нормативного объема. Это свидетельствует о том, что указанные обстоятельства вызваны не действиями (бездействиями) должностных лиц Минстроя, Минимущества, КУ «УДХ» или ГП «ДРСУ № 1», а явились следствием недостаточностью лимитов бюджетных ассигнований в течение ряда лет. При таких обстоятельствах признание незаконными действий в части ненадлежащего содержания и ремонта автомобильных дорог и обязании провести ремонт автомобильных дорог «Петровка - Никоновка», «Омск - Красноярка - Классино» вне рамок лимитов бюджетных ассигнований не представляется возможным. Учитывая показатели, установленные Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 г. № 194-п «О нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области, и правилах расчета размера ассигнований областного бюджета на указанные цели» на содержание 10 318,452 км. автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области необходимо 5 380 000 000 руб., в том числе по Омскому муниципальному району 179 474 000 руб. В случае выделения дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий Программы, доведенных Минстроем до КУ «УДХ», КУ «УДХ» будет дополнительно размещен заказ на выполнение работ по содержанию участков вышеуказанных автомобильных дорог. Кроме того, полагал, что срок, установленный прокурором для исполнения решения суда в части ремонта автомобильных дорог до 01.06.2012 г., не отвечает принципам разумности, так как ремонтные работы начинаются лишь в середине мая, то есть в указанный срок имеющиеся нарушения устранить не представляется возможным. Просил в иске отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Гарифова О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на исковое заявление согласно которому, автомобильные дороги являются собственностью Омской области, находятся в оперативном управлении КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области». Правомочия собственника от имени Омской области осуществляет Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с пунктом 9 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26. Именно собственник по статье 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, либо в соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Согласно Уставу КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» одной из целей деятельности КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» является повышение уровня технической оснащенности и развития производственной базы дорожного хозяйства области, обеспечивающего нормальное функционирование и содержание автомобильных дорог и сооружений на них. КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» является самостоятельным юридическим лицом, имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Кроме того, статьей 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится владельцами автомобильных дорог, к которым Федеральным законом отнесены и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве. В Положении о Минстрое Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 72, отсутствуют вопросы содержания и управления автомобильными дорогами, находящимся в собственности Омской области, в сфере дорожного хозяйства Минстрой Омской области лишь организует и проводит мероприятия с объектами незавершенного строительства. Отсутствуют также полномочия по ведению дорожной деятельности, к которой как раз и отнесены статьей 3 Федерального закона ремонт и содержание автомобильных дорог. Согласно ч. 3 статьи 33 Федерального закона, нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому было принято Постановление Правительства Омской области от 15 сентября 2009 г. № 168-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области "Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области (2010 - 2025 годы)». По программе заказчиком является Правительство Омской области, в данной программе определен объем средств, направляемых на ремонт и содержание автомобильных дорог. Распределение этих средств между районами Омской области осуществляет КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области», проводит торги, после чего заключает от имени Омской области государственные контракты с подрядчиками на содержание автомобильных дорог. В рамках программы КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» заключен государственный контракт № 1СТ-2011 от 27 декабря 2010 года с ДРСУ №1. В соответствии с заключенным государственным контрактом установлен перечень работ, которые должно осуществить ДРСУ. Предусмотренные государственным контрактом мероприятия фактически включают в себя работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог, а также мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. ДРСУ, КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области», Минстрой Омской области не нарушают Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», т.к. в рамках своей компетенции осуществляют все необходимые мероприятия по безопасности дорожного движения в части содержания автомобильной дороги. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации юридических лиц. Таким образом, ответственность за безопасность дорожного движения несет не только ДРСУ, но и уполномоченные органы внутренних дел. Из государственного контракта и приложений к нему следует, что средства направляются и на содержание и ремонт автомобильной дороги, на предотвращение дорожно-транспортных происшествий, а ДРСУ, Минстрой Омской области и КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» в рамках своей компетенции выполняют все зависящие от них действия и мероприятия. В рамках государственного контракта работы по содержанию и ремонту автомобильной дороги, а также мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения ведутся постоянно. На основании изложенного считала, что бездействия Минстроя Омской области не усматривается, неоднократно направлялись письма в Министерство финансов Омской области с предложениями об увеличении финансирования содержания дорог, свидетельствующие о действиях Минстроя Омской области в рамках его полномочий. Также полагала, что проведение замеров было осуществлено ненадлежащим образом, так как доказательств, что измерение производилось сертифицированными средствами измерениями, включенными в соответствующий список, суду не представлено. По изложенным основаниям просила в иске отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель т/лица ОГИБДД ОВД по ОМР Омской области Рылов И.С., против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснил, что вышеуказанные нарушения имеют место быть, факт нарушения был установлен в результате проведения прокурорской проверки. Он также присутствовал при проведении проверки, действительно, имелись многочисленные нарушения, автомобильные дороги «Петровка - Никоновка», «Омск - Красноярка - Классино», находятся в неудовлетворительном состоянии, в некоторых местах невозможно проехать на автомобиле.
Представитель т/лица Администрации ОМР Омской области, уведомленный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, допросив свидетеля, изучив представленные документы, суд считает требования прокурора Омского района обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно справке от 07.09.2011 года, составленной государственным инспектором отдела автодорожного надзора УГАДН по Омской области Дмитриевой Г.П., совместно с помощником прокурора Омского района Омской области Рябуха А.М., государственным инспектором ДИ и ОД ОГИБДД полиции ОМВД России по Омскому району ст. лейтенантом полиции И.С. Рыловым, начальником отдела эксплуатации автомобильных дорог КУ ОО «Управление дорожного хозяйства Омской области» Кузнецовым С.Г., акту комиссионного обследования эксплуатационного состояния автомобильных дорог на территории ОМР Омской области от 07.09.2011 года, на 2 км автомобильной дороги «Петровка-Никоновка» имеются дефекты покрытия проезжей части в виде отдельных выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения); на 4 км имеются дефекты покрытия проезжей масти в виде выбоин, размеры которых составляют: 89x110x8 см, 133x76x5 см, что превышает предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); на 5 км установлено наличие участка покрытия с большим количеством выбоин по всей ширине проезжей части, размеры которых составляют: 200x460x13 см, 200x180x13 см, 50x200x13,5 см, что превышает предельно допустимые (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93), проезд автотранспорта на данном участке автодороги осуществляется по обочине, имеются дефекты в виде разрушения кромки покрытия проезжей части (пункты 3.1.1. и 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93, п. 1.2.5. «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис), на 7 и 8 км данной автодороги покрытие проезжей части на всем протяжении разрушено (п. 3.1.1.ГОСТР50597-93), проезд автотранспорта осуществляется по обочине; на 9 км на дорожном покрытии имеется большое количество выбоин на всей ширине проезжей части, размеры отдельных разрушений составляют: 400x200x20 см, 800x180x20 см, что не соответствует требованиям пунктов 3.1.1. и 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93; на 10 и 11 км присутствуют дефекты покрытия проезжей части в виде отдельных выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); на 12 км участки покрытия с большим количеством выбоин по всей ширине проезжей части, размеры отдельных разрушений составляют: 400x300x16 см, 500x400x12 см, что не соответствует требованиям пунктов 3.1.1. и 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93, проезд автотранспорта осуществляется по обочинам; на 13 км автодороги участок дорожного покрытия проезжей части разрушен (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93), проезд автотранспорта осуществляется по обочинам; грунтовые обочины деформированы колесами автотранспорта на участках объездов разрушенного покрытия проезжей части на км: 5, 7. 8,12, 13 (п. 3.2.3. ОСТ Р 50597-93); занижены относительно уровня прилегающей кромки проезжей части на 5 м (8 см и12 см), на 7 км, 8 км и 12 км (20 см и 12 см) (п. 3.2.3. ГОСТ Р 50597-93); на 9 км участок обочины, ширина которой составляет 0.9 м, не соответствует требованию п. 4.4. СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги»; отсутствуют дорожные знаки: 2.3.2 и 2.3.3 «примыкание второстепенной дороги» на 3 км (примыкание автодороги с асфальтобетонным покрытием - слева); 6.13 «километровый знак» на км: 2, 4, 5, 9 ( п. 4.1.1. ГОСТ Р 50597-93); затруднено восприятие дорожных знаков на всем протяжении дороги (утрачена световозвращающая способность - старые, ржавые, деформированы): 1.11.1 и 1.11.2 «опасный поворот» (км: 3, 7, 8); 2.3.1 «пересечение с второстепенной дорогой» (км: 10, 12); 2.3.2 и 2.3.3 «примыкание второстепенной дороги» (км: 7, 12); 6.13 «километровый знак» (км: 7, 8, 10, 11,12) (п. 4.1.2. ГОСТ Р 50597-93); на всем протяжении дороги отсутствует дорожная разметка ( п. 4.2. ГОСТ Р 50597-93); не соблюдено требование обеспечения нормативной видимости на 4 км. дороги (кривая в плане) из-за древесно-кустарниковой растительности (п.1.2.17 «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» от 17.03.2004 года № ОС-28/1270-ис), а также на 1 км. автомобильной дороги «Омск-Красноярка-Классино», участок Покровка - Классино (счет километров ведется от с. Классино) установлено наличие дефектов покрытия проезжей части в виде сетки трещин, просадок, выбоин, размеры которых составляют: 90x230x12 см, 160x220x12 см, 60x130x9,5 см, что превышаетпредельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); на 2 км установлено наличие дефектовпокрытия проезжей части в виде отдельных выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); проезд автотранспорта осуществляется по обочине; на 3 км автодороги имеются участки покрытия с большим количеством просадок и выбоин на всей ширине проезжей части, размеры отдельных выбоин составляют: 160x120x5 см, 400x400x10 см, 140x197x6,5 см, 170x116-6 см, 190x261x7 см, что превышает предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93), проезд автотранспорта на участках осуществляется по обочине; имеются дефекты в виде разрушения кромки покрытия проезжей части (п.п.3.1.1. и 3.1.2.ГОСТ Р 50597-93, п. 1.2.5. «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис); на 4 км наличие дефектов покрытия проезжей части представлено в виде выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); имеются участки, проезд автотранспорта на которых осуществляется по обочине; на 5 км разрушено дорожное покрытие, имеется большое количество выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые, на всей ширине проезжей части, размеры отдельных выбоин составляют: 167x310x14 см (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93), проезд автотранспорта на участках осуществляется по обочинам; имеются дефекты в виде разрушения кромки покрытия проезжей части (п.п. 3.1.1. и 3.1.2. ОСТ Р 50597-93, п. 1.2.5. «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис); на 6 км имеется большое количество просадок и выбоин, покрытие разрушено на всем протяжении километра дороги (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93), проезд автотранспорта осуществляется по обочинам; на 7 км наличие дефектов покрытия проезжей части представлено в виде выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93); на 8 и 9 км покрытие проезжей части на всем протяжении разрушено (п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93), проезд автотранспорта осуществляется по обочине; грунтовые обочины деформированы колесами автотранспорта на участках объездов разрушенного покрытия проезжей части на км: 2, 3, 4. 5, 6, 8 (п. 3.2.3. ГОСТ Р 50597-93); грунтовые обочины занижены относительно уровня прилегающей кромки проезжей части на 3 км (21см, 12см, 12.5 см, 13 см), на 7 км, 8 км. 12 км (20 см и 12 см) (п. 3.2.3. ГОСТ Р 50597-93); дорожные знаки и дорожная разметка отсутствуют на всем протяжении участка дороги (пункты 4.1.1., 4.2 ГОСТ Р 50597-93); автобусная остановка, расположенная на 1 км дороги (с. Классино), в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» не обустроена дорожными знаками (л.д. 10-16).
Факт проведения проверки и выявленные нарушения также был подтвержден показаниями допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля Дмитриевой Г.П., являющейся государственным инспектором отдела автодорожного надзора УГАДН по Омской области.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и т.д.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий и т.д.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 16.07.2001 года № 152 «О дорожном хозяйстве Омской области» было создано областное государственное учреждение "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее ОГУ "УДХ Омской области"), на которое были возложены п. 5 вышеуказанного Указа функции управления дорожным хозяйством Омской области.
Согласно п.п. 10,11,12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
Из содержания п. 3.1.1 указанного ГОСТ Р 50597-93 следует, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2 указанного ГОСТ Р 50597-93 установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
На основании п. 3.2.3 ГОСТ Р 50597-93 повреждения грунтовых обочин (разделительных полос) не должны превышать значений, приведенных в таблице 6 указанного ГОСТ.
Согласно п. 1.2.5 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых письмом Росавтодора от 17 марта 2004 г. N ОС-28/1270-ис необходимо, чтобы кромки покрытия проезжей части, краевых укрепительных и укрепленных остановочных полос обочин были ровными в плане, имели правильные и четкие очертания, не имели разрушений и деформаций.
Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно п. 4.1.2 ГОСТ Р 50597-93 поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.
Согласно п. 1.2.17 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых письмом Росавтодора от 17 марта 2004 г. N ОС-28/1270-ис в полосе отвода дорог, проходящих в IV-V дорожно-климатических зонах, а также на участках дорог, проходящих по лесным массивам в остальных дорожно-климатических зонах, допускается наличие древесно-кустарниковой растительности при условии обеспечения нормативной видимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. N 72"Об организации деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области" утверждено Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В соответствии с п. 1 Положения, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сферах дорожного хозяйства.
Пунктом 8 Положения установлено, что одной из задач Министерства является реализация основных направлений государственной политики Омской области в сфере дорожного хозяйств.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении вменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей названного Федерального закона используется основное понятие как дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств но автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
На основании ст. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Из п. 2 Постановления Правительства Омской области от 20.09.2006 № 119-п «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог общего пользования в Омской области» (вместе с «Порядком утверждения перечня автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Омской области», «Общим порядком установления муниципальными районами Омской области показателей определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения межмуниципального характера») следует, что автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области также могут быть автомобильные дороги общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) обеспечивающие подъезд от автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения Омской области к административным центрам поселений и населенным пунктам Омской области.
Распоряжением Правительства Омской области от 26.03.2008 № 38-рп «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, согласно которому автомобильные дороги «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино» относятся к собственности Омской области.
Следовательно, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино» осуществляется за счет средств регионального бюджета Омской области, а в соответствии с государственным контрактом № 1 СТ-2011 от 27.12.2010 данный участок дороги обслуживается ГП «ДРСУ №1».
Судом установлено, что 27.12.2010 г. между БУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» и ГП «ДРСУ № 1» был заключен государственный контракт № 1 СТ-2011 «На выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них» (л.д. 60-61).
Пунктом 1.1.1 государственного контракта № 1 СТ-2011 установлено, что ГП «ДРСУ № 1» принимает на себя, в том числе, обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения согласно перечню.
Пунктом 3.1 государственного контракта № 1 СТ-2011 установлено, что стоимость работ по результатам открытого аукциона составляет 44 419 000 рублей без НДС, из них стоимость работ, поручаемых Подрядчику (ГП ДРСУ № 1»), на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них составляет 19 374 000 рублей без НДС.
Постановлением Правительства Омской области от 15.09.2009 № 168-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области (2010 - 2025 годы)» утверждена долгосрочная целевая программа Омской области «Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области (2010 - 2025 годы)».
Согласно приложению № 1 данного постановления заказчиком является Правительство Омской области, исполнителями данной программы являются Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, БУ «Управление дорожного хозяйства Омской области».
Норматив на содержание автомобильных дорог Омского муниципального района, обслуживаемых ГП «ДРСУ № 1» составляет 11,5% от объема, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 194-п.
Таким образом, ненадлежащее состояние автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино» обусловлено недостаточностью финансирования мероприятий на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
В силу ст.ст. 209-210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании ст. 55 Устава (Основного закона) Омской области, утвержденного постановлением Законодательного собрания Омской области от 26.12.1995 № 193, а также ст. 10 Закона Омской области от 05.12.2003 № 483-03 «О Правительстве Омской области» Правительство Омской области управляет и распоряжается собственностью Омской области в соответствии с областным законодательством, а также управляет федеральной собственностью, преданной в управление Омской области в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Омской области от 05.12.2003 № 483-03 «О Правительстве Омской области» Правительство Омской области состоит из Председателя Правительства Омской области и членов Правительства Омской области. Членами Правительства Омской области являются первый заместитель Председателя Правительства Омской области, заместители Председателя Правительства Омской области, министры Омской области.
Таким образом. Правительство Омской области управляет и распоряжается собственностью Омской области в соответствии с областным законодательством через соответствующие органы исполнительной власти (министерства).
В соответствии с п. 1.2 Устава Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» учредителем Учреждения является Омская область, функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляют Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, как отраслевой орган исполнительной власти Омской области, и Министерство имущественных сношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области.
Согласно положениям п. 3.7 Устава Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», при осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано обеспечивать сохранность и эффективность использования закрепленного имущества, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества.
Таким образом, судебным разбирательством установлено, что автомобильные дороги «Петровка-Никоновка» и «Омск-Красноярка-Классино», относятся к собственности Омской области и на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 12.11.2001 № 362-рк переданы в оперативное управление Казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области».
Право оперативного управления вышеуказанными автомобильными дорогами общего пользования регионального значения зарегистрировано КУ ОО «Управление дорожного хозяйства Омской области» в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 07.09.2007 г. (л.д. 112-113).
Согласно п. 2.2 Устава КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», предметом деятельности учреждения является деятельность по исполнению функций государственного заказчика по выполнению работ в сфере осуществления дорожной деятельности.
Таким образом, собственником указанной дороги является Омская область, дорога передана в оперативное управление КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», находится в ненадлежащем состоянии, не соответствующем требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", и Правил дорожного движения РФ, что свидетельствует о бездействии ответчиков по принятии мер по приведению данных дорог в соответствии с вышеуказанными требованиями.
При возложении обязанности организовать выполнение мероприятий по приведению вышеуказанных автомобильных дорог в надлежащее состояние суд учитывает положения ч. 2 ст. 120 ГК РФ, согласно которой бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Согласно уставу вышеуказанного учреждения, субсидиарная ответственность в данном случае также возложена на Омскую область в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В соответствии со ст. 14 Бюджетного кодекса РФ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Доводы ответчиков об отсутствии денежных средств необходимых для проведения ремонта дорог, являющихся основанием для освобождения от ответственности, суд признает несостоятельными.
В соответствии с п. 11 ст. 12 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об Автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели и т.д.
Суд полагает, что ответчиками не были приняты достаточные меры, направленные на выделение денежных средств из бюджета Омской области для надлежащего содержания и ремонта автомобильных дорог «Покровка-Никоновка», «Омск-Красноярка-Классино», что подтверждается материалами дела. Из представленных писем Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в адрес Министра финансов Омской области Фоминой Р.Ф. о внесении изменений в Закон Омской области "Об областном бюджете на 2011 год", не следует, что запрашиваемый объем финансирования включал в себя, в том числе денежные средства, необходимые для осуществления работ по проведению ремонта автомобильных дорог «Покровка-Никоновка», «Омск-Красноярка-Классино».
При этом суду также не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» надлежащим образом осуществляло комплекс работ и мероприятий по мониторингу состояния автомобильных дорог и передачи соответствующих сведений в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Доводы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о том, что при проведении проверки использовался не сертифицированный измерительный прибор, суд находит несостоятельными, поскольку ничем иным, кроме его слов, они подтверждены не были. В судебном заседании представитель т/лица ОГИБДД ОВД по ОМР Омской области Рылов И.С., свидетель Дмитриева Г.П. подтвердили, что при комиссионном обследовании эксплуатационного состояния автомобильных дорог использовалась измерительная рулетка, имеющая поверку и относящаяся к установленным средствам измерения.
По изложенным основаниям суд считает, что требования прокурора Омского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая существо спора, а также то обстоятельство, что для проведения ремонта автомобильных дорог требуется продолжительный период времени, принимая во внимание сроки начала производства работ по ремонту автомобильных дорог, финансовое положение ответчиков, особенности их финансирования, суд полагает возможным установить срок для устранения имеющихся нарушений до 01.08.2011 г.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственная пошлина взысканию с Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в доход бюджета не подлежит.
Поскольку ответчик Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» не освобожден от уплаты государственной пошлины, с него, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию в доход бюджета Омского муниципального района Омской области государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска был освобожден. Однако, с учетом особенностей финансирования и материального положения ответчика, суд находит возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход бюджета, до 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Омского района Омской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в части надлежащего содержания и ремонта, автомобильных дорог «Покровка-Никоновка» с идентификационным номером 52 ОП МЗ Н-339 протяженностью 13,504 км., «Омск-Красноярка-Классино» с идентификационным номером 52 ОП МЗ Н-336 протяженностью 29678 км.
Обязать Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» принять меры по проведению ремонта автомобильных дорог «Покровка-Никоновка» с идентификационным номером 52 ОП МЗ Н-339 протяженностью 13,504 км., «Омск-Красноярка-Классино» с идентификационным номером 52 ОП МЗ Н-336 протяженностью 29678 км., в соответствии с требованиями законодательства в срок до 01 августа 2012 года.
При недостаточности находящихся в распоряжении Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» денежных средств, субсидиарную ответственность по данному обязательству возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» государственную пошлину в доход бюджета Омского муниципального района Омской области в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи жалобы в Омский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья В.О. Соколов
Решение в мотивированном виде изготовлено 19.12.2011 г.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда Омской области от 25.01.2012 г., решение оставлено без изменения.