Дело № 341/12 о признании незаконным бездействия в части организации на территории поселения места захоронения соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело № 2-341/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.,

при секретаре Лисицыной Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 1 марта 2012 года гражданское дело по иску Прокурора Омского района Омской области в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие в части организации на территории поселения места захоронения соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омского района Омской области обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с вышеуказанным требованием, указав, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории Калининского сельского поселения расположено 3 сельских кладбища: в с. Калинино, в п. Октябрьский, в д. Серебряковка. Правоустанавливающих документов в Администрации Калининского СП ОМР Омской области на общественные сельские кладбища не имеется, земельные участки под размещение мест погребения в соответствии с требованиями законодательствами не отведены, границы кладбищ не установлены. Таким образом, администрация Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства. Просил признать бездействие администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области незаконным в части организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного законодательства; обязать сформировать земельные участки, занятые под сельские кладбища, расположенные на территории Калининского сельского поселения в с. Калинино, п. Октябрьский, д. Серебряковка, в срок до 01.09.2012 г.

В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области – Ершова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в январе 2012 года прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что требования, которые были указаны ранее в представлении прокурора Омского района Администрации Калининского СП ОМР Омской области, не исполнены. Участки под захоронения не сформированы, границы не установлены, документы не оформлены. В связи с этим, прокурор Омского района был вынужден обратиться в суд с требованиями к Администрация Калининского СП об оформлении в соответствии с действующим законодательством имеющих кладбищ.

Представитель ответчика - Администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. Возражений по существу заявленных требований не представлено.

Выслушав пояснения помощника прокурора, изучив представленные доказательства, суд находит требование прокурора Омского района Омской области подлежавшим удовлетворению по следующим обстоятельствам:

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения вязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Указанный Закон в ч. 1 ст. 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения, согласно части 3 указанной статьи, возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются статьей 16 указанного Закона, а также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г., которым утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

В судебном заседание установлено, что на территории Калининского сельского поселения расположены 3 сельских кладбища: одно в с. Калинино, второе – в п. Октябрьский, а третье – в д. Серебряковка.

Земельные участки под размещение мест погребения в соответствии с требованиями действующего законодательства не отведены, не сформированы, границы кладбищ не определены.

26.05.2011 г. в адрес главы Администрации Калиниского СП ОМР Омской области Смыслова Е.П. прокурором Омского района Омской области было вынесено представление об безотлагательном устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, земельного законодательства в части не выполнения возложенных законодательством обязанностей по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства. При этом прокурором было указано, что данные бездействия Администрации Калининского СП ОМР Омской области влекут нарушения прав неопределенного круга лиц и ущемляют интересы государства в целом.

Из ответа от 23.06.11 представленного и.о. главы Администрации Калининского СП ОМР Омской области на запрос прокуратуры Омского района Омской области , следует, что действительно на территории Калининского сельского поселения расположено три действующих сельских кладбища. Администрацией сельского поселения был направлен запрос в ООО «Кадастр-центр» о межевании земельных участков кладбищ, на ближайшем заседании Совета сельского поселения будет рассмотрен проект решения «Об организации похоронного дела».

Из ответа от 26.01.12 представленного главой Администрации Калининского СП ОМР Омской области на запрос прокуратуры Омского района Омской области от 25.01.2012 г., следует, что в бюджете Калининского сельского поселения на 2011 год не было заложено денежных средств на формирование земельных участков под кладбища, определения их границ и регистрации в соответствии с требованиями градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства. В срок до 31.01.2012 г. с ООО «Кадастр-центр» будет заключен договор по формированию земельных участков, определению их границ в соответствии с представлением об устранении нарушений закона, внесенным прокурором в июне 2011 года.

Администрация сельского поселения разрешительными и землеотводными документами на кладбища не располагает.

Ст. 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также, должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Установлено, что земельные участки под размещение места погребения на территории Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями законодательства не отведены, положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на места погребения не получены.

Таким образом, Администрация Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Поскольку действиями администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области нарушаются права неопределенного круга лиц в области безопасности окружающей среды, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд находит требования прокурора Омского района Омской области законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумму, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом разумности и обоснованности, суд полагает возможным установить для устранения выявленных нарушений срок до 1 сентября 2012 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Омского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного законодательства.

Обязать Администрацию Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области сформировать земельные участки, занятые под сельские кладбища, расположенные на территории Калининского сельского поселения в с. Калинино, п. Октябрьский, д. Серебряковка в срок до 01.09. 2012 года

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 30 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ:

Решение вступило в законную силу 10.04.2012 г.