Дело № 2-340/12 о признании незаконным бездействия в части организации на территории поселения места захоронения соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело № 2-340/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.,

при секретаре Лисицыной Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 28 февраля 2012 года гражданское дело по иску Прокурора Омского района Омской области в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие в части организации на территории поселения места захоронения соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омского района Омской области обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области с вышеуказанным требованием, указав, что в ходе выездной проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории Троицкого сельского поселения в с. Троицкое расположено 1 сельское кладбище. Согласно информации полученной в ходе проверки на территории сельского поселения необходимо создание нового места захоронения в связи с отсутствием длительной перспективы захоронения на действующем кладбище. Установлено, что в Администрации Троицкого СП ОМР Омской области правоустанавливающих документов на кладбища не имеется, земельный участок под размещение мест погребения в соответствии с требованиями законодательствами не отведен, границы кладбища не определены. Таким образом, Администрация Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства. Просил признать бездействие администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области незаконным в части организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного законодательства; обязать сформировать земельный участок, занятый под сельским кладбищем, расположенным на территории Троицкого сельского поселения в с. Троицкое, а также организовать на территории поселения новое место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, в срок до 01.09.2012 г.

В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области Ершова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в январе 2012 года прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что требования, которые были указаны ранее в Представлении прокурора Омского района на имя Главы Администрации Троицкого СП ОМР Омской области, не исполнены. Участок под захоронения не сформирован, границы не установлены, документы не оформлены. Ресурс старого кладбища исчерпан, в связи с чем, возникла необходимость создания нового места захоронения, однако Администрация Троицкого СП в данном направлении бездействует. В связи с этим, прокурор Омского района был вынужден обратиться в суд с требованиями к Администрация Троицкого СП об оформлении имеющего кладбища и создании нового места захоронения.

Представители ответчика - Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области Очаковская Л.В. и Ященко Е.И. в судебном заседании заявленные прокурором требования признали частично, полагают, что Администрация Троицкого СП в части организации мест захоронения на территории сельского поселения не бездействует. Суду пояснили, что содержание старого кладбища в соответствии с нормами законодательства не возможно, так как захоронения осуществляются с 1970-х годов, территория под данным захоронением включена в состав земель населенного пункта только в 2008 году. Сейчас расширяются границы населенного пункта, где предусматривается территория для нового места захоронения. С февраля 2011 года Администрация Троицкого СП занимаемся изменением границ с. Троицкое, где предусмотрен участок для кладбища площадью 17 кв.м под новое место захоронения, но часть данного земельного участка находится в частной собственности. Однако, если все земли будут включены в сельское поселение, то данные участки будут переданы безвозмездно сельскому поселению. Данный вопрос неоднократно выносился на Совет депутатов Троицкого СП, однако, решение вопроса отклонено по непонятным причинам. На территории сельского поселения нет других земель под кладбище, поэтому необходимо решить вопрос о включения новых земель в границы сельское поселение. По старому кладбищу в настоящее время необходимо проводить кадастровые работы, то есть проводить межевание его границ, что возможно исполнить в срок до 01.09.2012 г. Однако организовать работы по выделению земельного участка под новое место захоронения до 01.09.2012 г. исполнить будет затруднительно.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителей ответчика, изучив представленные доказательства, суд находит требование прокурора Омского района Омской области подлежавшим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения вязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Указанный Закон в ч. 1 ст. 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения, согласно части 3 указанной статьи, возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются статьей 16 указанного Закона, а также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г., которым утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

В судебном заседание установлено, что на территории Троицкого сельского поселения в с. Троицкое расположено одно сельское кладбище. В настоящее время ресурсов для захоронения на данном кладбище не имеется, там ведется только подзахоронение.

Земельный участок под размещение мест погребения в соответствии с требованиями действующего законодательства не отводился.

Из ответа от 21.01.2012 г. № 02-19/42 представленного главой Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области на запрос прокуратуры Омского района Омской области от 25.01.2012 г., следует, что действительно на территории Троицкого сельского поселения расположено одно действующее сельское кладбище. Границы действующего кладбища определены на карте (плане) с. Троицкое и утверждены в землеустроительном деле, правоустанавливающих документов на данный земельный участок не имеется. На территории Троицкого сельского поселения необходимо создание нового места захоронения. Вопрос о выделении земельного участка под размещение нового кладбища будет вынесен на ближайшее заседание Совета Троицкого сельского поселения. Земельный участок под предполагаемое место захоронения не сформирован, границы его не определены, регистрация не произведена.

Администрация сельского поселения разрешительными и землеотводными документами на кладбища не располагает.

Ст. 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также, должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Земельный участок под размещение места погребения на территории Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями законодательства не отведен, положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на новое место погребения не получено.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Поскольку действиями администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области нарушаются права неопределенного круга лиц в области безопасности окружающей среды, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Из пояснений представителей Администрации Троицкого СП ОМР Омской области следует, что в настоящее время установленные в ходе прокурорской проверки нарушения не устранены.

На основании изложенного, суд находит требования прокурора Омского района Омской области законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумму, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом разумности и обоснованности, суд полагает возможным установить для устранения выявленных нарушений срок до 1 сентября 2012 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Омского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного законодательства.

Обязать Администрацию Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области сформировать земельный участок, занятый под сельское кладбище, расположенный на территории Троицкого сельского поселения в с. Троицкое в срок до 01.09.2012 года.

Обязать Администрацию Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области организовать на территории Троицкого сельского поселения новое место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01.09.2012 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение 30 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ:

Решение вступило в законную силу 05.04.2012 г.