Дело № 2-337/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Дьяченко Т.А.,
при секретаре Лисицыной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 2 марта 2012 года гражданское дело по иску Прокурора Омского района Омской области в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие в части организации на территории поселения места захоронения соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района Омской области обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с вышеназванным требованием, указав, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории Иртышского сельского поселения в п. Иртышский расположено 1 сельское кладбище. Согласно информации полученной в ходе проверки на территории сельского поселения необходимо создание нового места захоронения в связи с отсутствием длительной перспективы захоронения на действующем кладбище. Установлено, что в Администрации Иртышского СП ОМР Омской области правоустанавливающих документов на кладбище не имеется, земельный участок под размещение мест погребения в соответствии с требованиями законодательствами не отведен, границы кладбища не определены. Таким образом, Администрация Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства. Просил признать бездействие администрации Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области незаконным в части организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного законодательства; обязать сформировать земельный участок, занятый под сельским кладбищем, расположенный на территории Иртышского сельского поселения в п. Иртышский, а также организовать на территории поселения новое место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, в срок до 01.09.2012 г.
В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области – Ершова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в январе 2012 года прокуратурой проведена контрольная проверка, в ходе которой установлено, что требования, которые были указаны ранее в Представлении прокурора Омского района в адрес Главы Администрации Иртышского СП ОМР Омской области, не исполнены. Участок под захоронения не сформирован, границы не установлены, документы не оформлены. Ресурс старого кладбища исчерпан, в связи с чем, возникла необходимость создания нового места захоронения, однако Администрация Иртышского СП бездействует. В связи с этим, прокурор Омского района был вынужден обратиться в суд с требованиями к Администрация Иртышского СП об оформлении имеющего кладбища и создании нового места захоронения.
Представитель ответчика – Глава Администрации Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Носкова Н.Ф. в судебном заседании заявленные прокурором требования признала частично, суду пояснила, что кладбище, которое находится на территории Иртышского СП, организовано в 30-е годы, когда еще оно не относилось к территории Иртышского СП. Вокруг кладбища сделана обваловка, имеются насаждения, дорога к кладбищу асфальтирована, сделана стоянка для автомобилей, контейнеры для мусора. Два раза в год – весной и осенью, производится уборка, разработаны правила содержания и эксплуатации кладбища, принят человек, который следит за кладбищем. На кадастровый учет участок не поставлен, межевание не проведено, поскольку отсутствуют средства, однако до 01.09.2012 г. они постараются все эти работы завершить. Для организации нового кладбища Иртышское СП не располагает свободными землями. Земельный участок для этих целей необходимо выкупать, но Администрация ограничена в средствах. Однако, из схемы населенного пункта видно, что площадь существующего кладбища позволяет продолжить захоронения на его территории. Согласно статистике в год на территории Иртышского сельского поселения производится около 44 захоронений. Ране по территории действующего кладбища проходил водопровод, была охранная зона, сейчас его убрали, и свободные земли кладбища рекультивируются под новые захоронения. В связи с чем, считает, что оснований для формирования нового кладбища не имеется, ресурсов старого кладбища хватит еще на многие годы.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд находит требование прокурора Омского района Омской области подлежавшим частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения вязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Указанный Закон в ч. 1 ст. 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения, согласно части 3 указанной статьи, возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются статьей 16 указанного Закона, а также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г., которым утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
В судебном заседание установлено, что на территории Иртышского сельского поселения расположено 1 сельское кладбище в п. Иртышский.
Земельный участок под размещение мест погребения в соответствии с требованиями действующего законодательства не отведен, не сформирован, границы кладбища не определены.
02.06.2011 г. в адрес главы Администрации Иртышского СП ОМР Омской области Носковой Н.Ф. прокурором Омского района Омской области было вынесено представление об безотлагательном устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, земельного законодательства в части не выполнения возложенных законодательством обязанностей по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства. При этом прокурором было указано, что данные бездействия Администрации Иртышского СП ОМР Омской области влекут нарушения прав неопределенного круга лиц и ущемляют интересы государства в целом.
Из ответа от 17.06.11 № представленного главой Администрации Иртышского СП ОМР Омской области на запрос прокуратуры Омского района Омской области № от 07.06.2011 г., следует, что действительно на территории Иртышского сельского поселения расположено одно действующее сельское кладбище. Однако, работы по формированию земельного участка и установлению границ места захоронения будут проводится после утверждения бюджета Иртышского СП на 2012 г.
Из ответа от 26.01.12 № представленного главой Администрации Иртышского СП ОМР Омской области на запрос прокуратуры Омского района Омской области № от 25.01.2012 г., следует, что на территории Иртышского поселения осуществляется захоронение на основании Решения Совета № 28 от 25.05.2007 г. «О принятии правил содержания и эксплуатации кладбищ на территории Иртышского сельского поселения» жалоб по данному вопросу в Администрацию не поступало. Существующее кладбище основано в 1939 году. В настоящее время площадь открытых мест для захоронения составляет 0,2 га. - перспектива захоронения в ближайшие 3 года. Работы по формированию земельного участка, определение границ и регистрация существующего кладбища не проведены, так как бюджет поселения, прошедший публичные слушания не позволяет исполнять все полномочия, предусмотренные Уставом сельского поселения, исполняется то, что жизненно важно и необходимо на сегодняшний день для населения (водоснабжение, теплоснабжение, уличное освещение и т.д.). В перспективе запланировано открытие нового кладбища с соблюдением всех требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Также установлено, что Администрация Иртышского сельского поселения разрешительными и землеотводными документами на действующее кладбище не располагает.
Ст. 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также, должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Земельный участок под размещение места погребения на территории Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями законодательства не отведен, положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на место погребения не получено.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Поскольку действиями администрации Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области нарушаются права неопределенного круга лиц в области безопасности окружающей среды, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Из пояснений представителей Администрации Иртышского СП ОМР Омской области следует, что в настоящее время установленные в ходе прокурорской проверки нарушения не устранены.
Прокурором также заявлено требование о возложении на Администрацию Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанности по организации на территории Иртышского сельского поселения нового места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку отсутствует длительная перспектива захоронения на действующем кладбище.
В судебном заседании установлено, что территория старого кладбища не использована в полном объеме, и ресурсов старого кладбища хватит для осуществления погребений людей еще на долгие годы, что подтверждается как пояснениями представителя ответчика, так и схемой населенного пункта п. Иртышский, из которой усматривается, что площадь существующего кладбища позволяет продолжить захоронения на его территории, а также статистикой захоронений производимых на территории Иртышского сельского поселения в год.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства суду не представлено.
На основании изложенного, суд полагает, что в удовлетворении требования о возложении на Администрацию Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанности по организации на территории Иртышского сельского поселения нового места захоронения, прокурору следует отказать.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумму, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом разумности и обоснованности, суд полагает возможным установить для устранения выявленных нарушений срок до 1 сентября 2012 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Омского района Омской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного законодательства.
Обязать Администрацию Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области сформировать земельный участок, занятый под сельское кладбище, расположенный на территории Иртышского сельского поселения в п. Иртышский в срок до 01.09.2012 года.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение 30 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
СУДЬЯ:
Решение вступило в законную силу 10.04.2012г.