Дело № 2-338/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Дьяченко Т.А.,
при секретаре Лисицыной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 2 марта 2012 года гражданское дело по иску Прокурора Омского района Омской области в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие в части организации на территории поселения места захоронения соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района Омской области обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с вышеуказанным требованием, указав, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории Ростовкинского сельского поселения фактически отсутствует место захоронения, захоронение жителей с. Ростовка организовано на земельном участке, расположенном на землях Богословского сельского поселения. Правоустанавливающих документов в Администрации Ростовкинского СП ОМР Омской области на кладбище не имеется, земельный участок под размещение места погребения в соответствии с требованиями законодательствами не отведен, границы кладбищ не определен. Таким образом, администрация Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства. Просил признать бездействие администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области незаконным в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного законодательства; обязать Администрацию Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области организовать на территории Ростовкинского сельского поселения место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, сформировать земельный участок, определить его границы в срок до 01.09.2012г.
В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области – Ершова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в январе 2012 года прокуратурой проведена контрольная проверка, в ходе которой установлено, что требования, которые были указаны ранее в июне 2011 года в Представлении прокурора Омского района, вынесенного в адрес Главы Администрации Ростовкинского СП ОМР Омской области, не исполнены. В июле 2011 года Администрацией Ростовкинского СП ОМР дан ответ, что проводятся работы по оформлению участка в собственность. Однако в январе 2012 года предоставлены сведения, которые фактически дублируют июльское сообщение. Так как после внесения представления прошло более 7 месяцев, считает, что со стороны Администрации Ростовкинского СП ОМР имеются бездействия. В связи с этим, прокурор Омского района был вынужден обратиться в суд с требованиями к Администрации Ростовкинского СП по организации на территории поселения места захоронения в соответствии с действующим законодательством, формировании земельного участка под кладбище, с определением его границ.
Представитель ответчика - Администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> Анфиногенова С.А. в судебном заседании заявленные прокурором требования не признала, Суду пояснила, что действительно на территории Ростовкинского СП ОМР нет действующего кладбища, Однако, в настоящее время захоронения производятся на территории Богословского СП, ранее это участок был передан птицефабрикой «Сибирская». В части формирования участка предприняты все меры, был сформирован межевой план, заключен договор на проведение кадастровых работ, были поданы документы в Кадастровую палату для постановки участка на кадастровый учет. Вместе с тем кадастровый учет земельного участка был приостановлен по независящим от Администрации обстоятельствам, которые они в настоящий момент пытаются разрешить. На основании изложенного, считает, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд находит требование прокурора Омского района Омской области подлежавшим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения вязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Указанный Закон в ч. 1 ст. 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения, согласно части 3 указанной статьи, возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются статьей 16 указанного Закона, а также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г., которым утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
В судебном заседании установлено, что на территории Ростовкинского сельского поселения фактически отсутствует место захоронения, захоронение жителей с. Ростовка производится на земельном участке, расположенном на землях Богословского сельского поселения.
Земельный участок под размещение места погребения в соответствии с требованиями действующего законодательства не отведен, земельный участок под кладбище не сформирован, границы кладбища не определены.
02.06.2011 г. в адрес главы Администрации Ростовкинского СП ОМР Омской области Поповой О.Б. прокурором Омского района Омской области было вынесено Представление об безотлагательном устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, земельного законодательства в части не выполнения возложенных законодательством обязанностей по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства. При этом прокурором было указано, что данные бездействия Администрации Ростовкинского СП ОМР Омской области влекут нарушения прав неопределенного круга лиц и ущемляют интересы государства в целом.
Из ответа от 04.07.11 № представленного главой Администрации Ростовкинского СП ОМР Омской области на запрос прокуратуры Омского района Омской области № от 02.06.2011 г., следует, что в настоящее время для захоронения граждан, из числа жителей поселка Ростовка и иных категорий лиц используется кладбище, расположенное с восточной стороны поселка Ростовка и с южной стороны автодороги, ведущей к садоводческому товариществу «Птицевод», общей площадью 10 га (на сегодняшний день захоронения расположены на площади около 3,5 га, указанное место огорожено забором), фактически указанная территория находится в границах Богословского сельского поселения. Данный земельный участок Ростовкинскому сельскому поселению не предоставлен, расположен на землях Богословского сельского поселения, Администрация Ростовкинского сельского поселения обратилась в Администрацию Омского муниципального района по вопросу предоставления указанного земельного участка Ростовкинскому сельскому поселению. В настоящее время данный вопрос находится на рассмотрении. Кроме того, градостроительной документацией Ростовкинского сельского поселения данный земельный участок учтен как перспективная территория Ростовкинского сельского поселения и обозначена санитарная зона согласно санитарным правилам и нормам «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПиН – 2.1.1279-03». Уборка территории кладбища, учет и контроль за осуществлением захоронений производится МУ «Хозяйственное управление Администрации Ростовкинского сельского поселения». По мере разрешения имеющихся вопросов о предоставлении указанного земельного участка Ростовкинскому сельскому поселению, с целью приведения в соответствие действующим нормам законодательства планируется проведение землеустроительных и кадастровых работ и оформление права муниципальной собственности Ростовкинского сельского поселения на земельный участок, расположенный под указанным кладбищем.
В ответе от 26.01.2012 № представленного главой Администрации Ростовкинского СП ОМР Омской области на запрос прокуратуры Омского района Омской области № от 25.01.2012, помимо вышеизложенного указано, что Администрацией Ростовкинского сельского поселения был заключен договор на проведение кадастровых работ по формированию участка под кладбищем и установлению его границ для постановки его на кадастровый учет. Однако, в процессе постановки на кадастровый учет земельного участка под кладбищем, обнаружено наложение границ формируемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 55:20:032001:904, в связи с чем, кадастровый учет приостановлен. Также в ноябре 2011 года в Администрацию Омского муниципального района направлено заявление о предоставлении указанного земельного участка Ростовкинскому сельскому поселению. В связи с имеющимся земельным спором, данный вопрос не решен. Администрация Ростовкинского сельского поселения готовит исковое заявление для разрешения земельного спора.
Таким образом, установлено, что Администрация Ростовкинского сельского поселения разрешительными и землеотводными документами на кладбища не располагает.
Ст. 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также, должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Установлено, что земельный участок под размещение места погребения на территории Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями законодательства не отведен, границы его не сформированы, положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на место погребения не получено.
Таким образом, Администрация Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Поскольку действиями администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области нарушаются права неопределенного круга лиц в области безопасности окружающей среды, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Из пояснений представителя Администрации Ростовкинского СП ОМР Омской области также следует, что до настоящего времени установленные в ходе прокурорской проверки нарушения полностью не устранены, действующего кладбища на территории поселения не имеется.
На основании изложенного, суд находит требования прокурора Омского района Омской области законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумму, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом разумности и обоснованности, суд полагает возможным установить для устранения выявленных нарушений срок до 1 сентября 2012 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Омского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного законодательства.
Обязать Администрацию Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области организовать место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Ростовкинского сельского поселения, сформировать земельный участок, определить его границы в срок до 01.09. 2012 года
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 30 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
СУДЬЯ:
Решение вступило в законную силу 10.04.2012 г.