Дело № 2-532/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Дьяченко Т.А.,
при секретаре Лисицыной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 29 февраля 2012 года гражданское дело по иску Прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, избирательного законодательства в помещении избирательного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением о возложении на Администрацию Петровского сельского поселения Омского района Омской области обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, избирательного законодательства, о противодействии терроризму в помещении избирательного участка №, расположенного в кабинете специалиста по адресу: <адрес> а именно: установить в помещении данного избирательного участка автоматическую пожарную сигнализацию в срок до 1 марта 2012 года.
В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой Омского района проведена проверка соблюдения требований избирательного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму на избирательном участке №, расположенного в кабинете специалиста по адресу: <адрес> в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства, а именно: в помещении избирательного участка №, выделенного постановлением главы Омского муниципального района от 10.01.2012 № 07-п для голосования на выборах Президента РФ на территории Омского муниципального района Омской области, назначенных на 04.03.2012 г., и расположенного по адресу: <адрес> (кабинет специалиста), отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.
В соответствии с требованиями норм избирательного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму помещения для голосования, предоставляемые органами местного самоуправления, должны соответствовать требованиям пожарной, санитарно-гигиенической и иной безопасности, антитеррористической защищенности и укрепленности. На основании изложенного, прокурор Омского района Омской области просит обязать Администрацию Петровского сельского поселения Омского района Омской области устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, избирательного законодательства, о противодействии терроризму в помещении избирательного участка №, расположенного в кабинете специалиста по адресу: <адрес>, а именно: установить в помещении данного избирательного участка автоматическую пожарную сигнализацию в срок до 1 марта 2012 года.
В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области Ершова А.В заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что согласно сведениям об объектах, на которых невозможно проведение выборов в связи с имеющимися нарушениями обязательных требований пожарной безопасности, предоставленным 06.02.2012 г. Управлением надзорной деятельности Территориальным ОНД (Омского района), до настоящего времени Администрацией Петровского сельского поселения Омского района Омской области вышеуказанные нарушения требований законодательства не устранены, автоматическая пожарная сигнализация в помещении избирательного участка №, расположенного в кабинете специалиста по адресу: <адрес> не установлена. Поскольку данные нарушения требований пожарной безопасности в ходе предстоящего 04.03.2012 голосования и последующей работы избирательной комиссии создают опасность возникновения пожара, несвоевременного оповещения о нем избирателей и членов избирательной комиссии, что в свою очередь может повлечь причинения вреда жизни и здоровью людей, уничтожение имущества, а также способствует росту числа человеческих жертв и материального ущерба в случае совершения на избирательном участке террористического акта, то просит суд обязать Администрацию Петровского сельского поселения Омского района Омской области устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, избирательного законодательства, о противодействии терроризму и в срок до 1 марта 2012 года установить в помещении избирательного участка №, расположенного в кабинете специалиста по адресу: <адрес>, автоматическую пожарную сигнализацию.
Представитель ответчика – Глава Администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Борчишин А.Б., в судебном заседании подтвердил наличие вышеуказанных нарушений в помещении избирательного участка №, расположенного в кабинете специалиста по адресу: <адрес> Суду пояснил, что в настоящее время пожарная сигнализация в помещении избирательного участка № уже установлена, но нет актов приемки в эксплуатацию АПС и не заключен договор на техническое обслуживание АПС. Просил предоставить отсрочку до 3.03.2012г., до этой даты все документы будут оформлены.
Представитель третьего лица– Администрации Омского муниципального района Омской области Пономарева С.Д., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, так как автоматическая пожарная сигнализация уже смонтирована, из-за короткого срока сельское поселение не успело составить акты приемки и заключить договоры на техническое обслуживание АПС. В день выборов сигнализация будет работать, поэтому ничто безопасности избирателей не угрожает.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор Омского района по пожарному надзору Жуков П.Е., суду пояснил, что в ходе проверки готовности избирательных участков к выборам Президента РФ 04.03.2012г. были выявлены объекты, на которых невозможно проведение выборов в связи с имеющимися нарушениями обязательных требований пожарной безопасности. На избирательном участке № в <адрес> отсутствовала. автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре. На день рассмотрения иска прокурора в суде автоматическая пожарная сигнализация на избирательном участке № установлена, однако. акт передачи не подписан и договор на техническое обслуживание АПС не заключен.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, свидетелей, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке.
Согласно части 7 указанной статьи списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
В силу части 1 статьи 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также части 1 статьи 72 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования.
Согласно выдержки из газеты «Омский Пригород» № 01 (8436) за 12-19.01.2012 г., в соответствии с Постановлением Администрации ОМР Омской области от 10.01.2012 г. «Об образовании избирательных участковых для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года», в кабинете специалиста, расположенного по адресу: <адрес>, образован избирательный участок №.
Согласно пункту 8 постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N 511 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий поручено обеспечить контроль за соблюдением пожарной безопасности в помещениях избирательных комиссий и помещениях для голосования.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций и учреждений обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Кроме того, статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в качестве основных принципов противодействия терроризму в числе прочих закреплены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер противодействия терроризму.
В силу ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Основными целями Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 06.01.2006 являются последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера.
Одним из направлений программных мероприятий по решению задач, поставленных Целевой программой, является разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов. Основными целями мероприятий этого направления являются снижение рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и повышение уровня их защищенности. Программными мероприятиями этого направления являются: концентрация усилий, в том числе организаций, на повышении безопасности населения и защищенности критически важных объектов; повышение защищенности населения и критически важных объектов от опасностей, возникающих при террористических акциях.
Анализ вышеуказанных норм законодательства позволяет суду сделать вывод, что помещения для голосования, предоставляемые органами местного самоуправления, должны соответствовать требованиям пожарной, санитарно-гигиенической и иной безопасности, антитеррористической защищенности и укрепленности.
Из сведений об объектах, на которых невозможно проведение выборов в связи с имеющимися нарушениями обязательных требований пожарной безопасности от 06.02.2012 г. №, предоставленных Управлением надзорной деятельности Территориальным ОНД (Омского района), следует, что в кабинете специалиста по адресу: <адрес> в помещении избирательного участка № отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
В силу ст. 51 Федерального закона № 123-ФЗ целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Согласно ст. 52 Федерального закона № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечивается, в том числе, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
На основании ст. 54 Федерального закона № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ, собственником здания клуба общей площадью 70,60 кв.м инвентарный №, литера А, расположенного по адресу: <адрес> является Петровское сельское поселение Омского муниципального района Омской области. В соответствии с нормами гражданского законодательства на собственника возлагается обязанность по техническому содержанию недвижимого имущества, капитальному и текущему ремонтам, в том числе, по обеспечению необходимыми техническими средствами защиты недвижимого имущества от причинения ущерба.
Установлено, что на момент рассмотрения в суде искового заявления прокурора, на избирательном участке №, расположенном в кабинете специалиста по адресу: <адрес>, выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму не устранены: в помещении указанного избирательного участка установленная автоматическая пожарная сигнализация в эксплуатацию не сдана. Данные нарушения в ходе предстоящего 04.03.2012 голосования и последующей работы избирательной комиссии создают опасность возникновения пожара, несвоевременного оповещения о нем избирателей и членов избирательной комиссии, что в свою очередь может повлечь причинения вреда жизни и здоровью людей, уничтожение имущества, а также способствует росту числа человеческих жертв и материального ущерба в случае совершения на избирательном участке террористического акта, то есть угрожают личной безопасности граждан (избирателей) РФ, которые будут приходить на указанный избирательный участок с целью реализации своих конституционных прав: избирательного права и права на участие в референдуме.
Таким образом, суд считает установленным факт нарушения органами местного самоуправления: Администрацией Петровского сельского поселения Омского района Омской области требований законодательства о пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму, а также избирательного законодательства.
Деятельность избирательного участка с учетом выявленных нарушений, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Доводы представителя ответчика о том, что нарушения устранены, поскольку автоматическая пожарная сигнализация смонтирована и установлена на избирательном участке № и остались только формальности, связанные с подписанием акта передачи и заключением договора на техническое обслуживание АПС, суд находит несостоятельными, поскольку нет оснований считать, что на данный момент АПС, установленная на избирательном участке №, находится в рабочем состоянии.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумму, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом социальной значимости вопроса подготовки и проведения выборов президента Российской Федерации 4 марта 2012 года, суд полагает возможным установить для устранения выявленных нарушений срок до 1 марта 2012 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Прокурора Омского района Омской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Петровского сельского поселения Омского района Омской области устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, избирательного законодательства в помещении избирательного участка №, расположенного в кабинете специалиста по адресу: <адрес>, а именно, установить в помещении данного избирательного участка автоматическую пожарную сигнализацию в срок до 1 марта 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение 30 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
СУДЬЯ:
Решение вступило в законную силу 03.04.2012г.