Дело № 2-419/12 об освобождении от взыскания исполнительского сбора



№ 2-419/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.,

при секретаре Лисицыной Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 11 марта 2012 года гражданское дело по заявлению Администрации Омского муниципального района Омской области к Омскому межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП РФ по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация ОМР Омской области обратилась в суд с требованием об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указала, что 22.11.2011 года судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП по Омской области Поповой А.П. вынесено постановление о взыскании с Администрации ОМР Омской области исполнительского сбора в размере 5 000 рублей. Данное постановление было вынесено в рамках исполнительного производства , возбужденного 19.07.2011 года на основании исполнительного листа, выданного Омским районным судом <адрес> о возложении на Администрацию ОМР Омской области обязанности приобрести и установить аварийные источники электропитания на котельных: <адрес> Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства от 19.07.2011 года, судебным приставом-исполнителем Администрации был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения обязанности по приобретению и установке аварийных источников электропитания на котельных, находящихся в собственности Омского муниципального района. Однако исполнить указанное решение суда в 5-дневный срок не возможно, несмотря на то, что Администрация Омского муниципального района Омской области принимает все необходимые меры по исполнению решения Омского районного суда Омской области от 01.12.2010 года, однако приобретение и установка аварийных источников электропитания на котельных требует значительных финансовых затрат, расходы которых будут включены в проект бюджета Омского муниципального района на 2012 год. Наличие указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии вины Администрации ОМР Омской области в просрочке исполнения требований судебного пристава-исполнителя. В связи с этим, Администрация ОМР Омской области просит освободить её от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству .

Представитель заявителя – Администрации ОМР Омской области по доверенности Пономарева С.Д. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснила, что судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в связи с неисполнением Администрацией ОМР решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-тидневный срок. Однако у Администрации отсутствовала реальная возможность исполнить решение суда в связи с отсутствием денежных средств в бюджете района. В настоящее время происходит передача части вышеуказанных котельных в собственность сельских поселений, остальные котельные будут оборудоваться аварийными источниками электропитания по мере поступления денежных средств в бюджет. Просила заявленные требования удовлетворить и освободить Администрацию ОМР Омской области от взыскания исполнительского сбора.

Судебный пристав-исполнитель МРО СП по ОИП УФССП по Омской области Попова А.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила письменный отзыв, в котором указала, что с заявленными требованиями не согласна. Также указала, что в отношении должника Администрации ОМР Омской области 19.07.2011 года было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа № 2-1718/2010 от 21.02.2011 года, выданного Омским районным судом Омской области о возложении на Администрацию ОМР Омской области обязанности приобрести и установить аварийные источники электропитания на котельных: <адрес> В тот же день, должнику было направлено постановление возбуждении исполнительного производства. В пункте 2 данного постановления должнику был установлен пятидневный срок исполнения требований содержащихся в исполнительном документе, вручено должнику. Одновременно Администрация ОМР предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с неё будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. Также в постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику Администрации ОМР Омской области было разъяснено, что при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, должник должен надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (пункт 4 постановления). 26.07.2011 руководитель должника был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение решения суда. Поскольку требования исполнительного документы должником в срок для добровольного исполнения не исполнены 22.11.2011 ею было в адрес Администрации ОМР Омской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, размер которого по исполнительным документам неимущественного характера установлен в сумме 5 000 рублей. 23.11.2011 г. Администрации ОМР было вручено требование должнику об исполнении требований исполнительного документа в срок до 30.11.2011 г. Должником в ответ на данное требование были предъявлены ей документы о том, что здания котельных, расположенных в <адрес> переданы в собственность сельских поселений, а по требованиям исполнительного документа в отношении других котельных, расходы по приобретению и установке аварийных источников электропитания должником включены в проект бюджета Омского муниципального района на 2012 год. Однако, просила суд учесть, что по состоянию на 21.02.2012 г. требования, содержащиеся в исполнительном документе Администрацией ОМР не исполнены. Считает, что Администрация ОМР, без предоставления доказательств уважительности причин не исполняет требований исполнительного документа в установленный срок. Доводы заявителя, изложенные в заявлении об освобождении от уплаты исполнительского сбора, не относятся к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, делающим невозможным надлежащее исполнение требований исполнительного документа. В связи с чем, просила в удовлетворении заявленного Администрацией ОМР требования отказать в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц - МРО СП по ОИП УФССП по Омской области, УФССП по Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы гражданского дела № 1718/2010, материалы исполнительного производства, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В судебном заседании установлено, что решением Омского районного суда Омской области от 01.12.2010 года по гражданскому делу № 2-1718/2010 г. по иску Прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части не обеспечения аварийными источниками электропитания котельных, об обязанности приобрести и установить аварийные источники электропитания на котельных, на Администрацию ОМР Омской области возложена обязанность приобрести и установить аварийные источники электропитания на котельных: <адрес> Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 12.01.2011 года данное решение оставлено без изменения.

Как следует из материалов исполнительного производства, 19.07.2011 года судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Поповой А.П. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа № 2-1718/2010 от 21.02.2011 года, выданного Омским районным судом Омской области о возложении на Администрацию ОМР Омской области обязанности по приобретению и установке аварийных источников электропитания на котельных, находящихся в собственности Омского муниципального района.

В этот же день, 19.07.2011 года, названное постановление было направлено в адрес должника – Администрации ОМР Омской области.

Согласно п. 2 указанного постановления должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чём немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, - последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Пункт 3 постановления содержит предупреждение должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей.

26.07.2011 года глава Администрации ОМР Омской области Алексеев С.Г. был предупрежден об уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, при невыполнении решения суда. Копия предупреждения Алексееву С.Г. вручена 27.07.2011 г.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.11.2011 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника - Администрации ОМР Омской области взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. Копия данного постановления вручена должнику – 24.11.2011 г.

Установлено, 23.11.2011 г. судебным приставом исполнителем должнику – Администрации ОМР Омской области было выставлено требование об исполнении требований, содержащихся исполнительного документа в срок до 30.11.2011 г. Копия требования вручена 24.11.2011 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

По смыслу закона, исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с ч. б ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных Гражданским Кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что Администрация Омского муниципального района Омской области принимает все необходимые меры по исполнению решения Омского районного суда Омской области от 01.12.2010 года, однако приобретение и установка аварийных источников электропитания на котельных требует значительных финансовых затрат, расходы которых включены в проект бюджета Омского муниципального района на 2012 год.

Кроме того, согласно распоряжениям Министерства имущественных отношений от 09.09.2010 г. за № 1248-р, от 19.08.2011 г. за № 1210-р «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Омским муниципальным районом Омской области и входящими в его состав поселениями Омской области», перечнями муниципального имущества, безвозмездно передаваемого из собственности Омского муниципального района Омской области в собственность Петровского, Усть-Заостровского и Магистрального сельских поселений Омского муниципального района Омской области, актам приема-передачи от 29.11.2010 г., от 10.10.2011 г., в собственность Петровского СП ОМР Омской области передано здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Усть-Заостровского СП ОМР Омской области здание угольной котельной, расположенное по адресу: <адрес> Магистрального СП ОМР Омской области здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>.

Анализ данных бюджетной отчетности за предыдущие годы, позволяет сделать вывод, что источники дополнительных поступлений в районный бюджет отсутствуют, равно как и не прослеживается возможность изыскания внутренних резервов, поскольку существует необходимость обеспечения финансовыми ресурсами ранее принятых муниципальным районом бюджетных обязательств.

Как следует из представленных документов Администрация ОМР Омской области не бездействует в части исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и с учетом ограниченности бюджетных средств старается изыскивать денежные средства для исполнения решения суда. Однако, с учетом сложности данной процедуры исполнить решение суда в срок, предоставленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не представляется возможным.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, - какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом, наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Установлено, что отсутствие в бюджете дополнительных поступлений лишило органы местного самоуправления Омского муниципального района возможности увеличить расходы бюджета для немедленного исполнения решения суда по приобретению и установке аварийных источников электропитания на котельные, находящиеся в собственности Омского муниципального района.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины в действиях должника - Администрации Омского муниципального района Омской области при исполнении требований исполнительного документа, полагая, что должник был лишен возможности своевременно исполнить требование исполнительного документа по уважительным причинам. В связи с чем, считает возможным освободить Администрацию ОМР Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Освободить Администрацию Омского муниципального района Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Поповой А.П. от 22.11.2011 года, по исполнительному производству .

    Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение 30 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

    СУДЬЯ:

Решение вступило в законную силу 17.04.2012г.