2-164/2012, решение по иску Югатовой Л.Н., Рыскиной Е.А., Левиной О.Г., Педер И.П., Журавлевой Л.П.о признании незаконным бездействия Администрации Омского муниципального района



Дело №2-162/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд <адрес>

в составе председательствующего Соколова В.О.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ дело по заявлениям Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н. о признании незаконным бездействия Администрации Омского муниципального района <адрес> по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности на Администрацию Омского муниципального района <адрес> предоставить меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Л.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Омского муниципального района <адрес> по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности на Администрацию Омского муниципального района <адрес> предоставить меры социальной поддержки, в обоснование заявленных требований указав, что она работала в МУЗ «Омская ЦРБ «Сибирская амбулатория» в должности стоматолога с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. До 2009 г. ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 г. предоставление льгот прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены. Меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений <адрес>, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления предусмотрены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Кодекс <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан». Статьями 36, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ "Кодекс <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений <адрес>, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности. В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Подпунктом 2 пункта 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", действие статей 36, <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с бюджетом <адрес> на 2009 г., утверждённого <адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ, субвенции бюджетам муниципальных районов <адрес> на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на 2009 г. в части медицинских учреждений не предусмотрены. Меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36, 37 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ "Кодекс <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан", ей как медицинскому работнику МУЗ «Омская ЦРБ» в 2009, 2010 гг. не предоставлялись. Определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -Г09-20 положения подпункта 2 пункта 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", которыми приостанавливается действие ст.ст. 36,37 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ "Кодекс <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан", признаны противоречащими федеральному законодательству. Подпунктом 2 пункта 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения <адрес>. Указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 названного закона ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до ДД.ММ.ГГГГ, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. Муниципальное учреждение "Омская центральная районная больница" является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, из которого следует, что учредителем учреждения является Администрация Омского муниципального района <адрес>. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. П. 2 ст. 153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Из подпункта 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В силу ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона. Из ч. 1 ст. 63 названного Федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами. В силу ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Не предоставление Администрацией Омского муниципального района мер социальной поддержки нарушает ее права и законные интересы. На основании изложенного просила суд признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района <адрес> по предоставлению ей мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязать Администрацию Омского муниципального района <адрес> предоставить ей меры социальной поддержки как медицинскому работнику муниципального учреждения "Омская центральная районная больница" в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009, 2010 гг.

Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н. обратились в суд с аналогичными заявлениями, просили суд признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района <адрес> по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязать Администрацию Омского муниципального района <адрес> предоставить им меры социальной поддержки как медицинскому работнику муниципального учреждения "Омская центральная районная больница" в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009, 2010 гг.

Определением Омского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по заявлениям Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н., соединены в одно производство.

Заявители Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н., уведомленные надлежаще, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.

В судебном заседании представитель Администрации Омского муниципального района <адрес> - ФИО7, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, поддержала позицию, изложенную в приобщенном к материалам дела письменном отзыве на заявление, согласно которому, полномочия органов местного самоуправления уровня муниципального района по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Перечень вопросов местного значения, установленный Законом о местном самоуправлении, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Установление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, Законом о местном самоуправлении не отнесено к вопросам местного значения. В соответствии со ст. 19 Закона о местном самоуправлении, полномочия органов местного самоуправления по вопросам, не отнесенным Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми в установленном порядке. Таким образом, установление мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения является отдельным государственным полномочием. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, органам местного самоуправления были переданы государственные полномочия Российской Федерации по установлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения. Вместе с тем, coгласно Закону о местном самоуправлении, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется исключительно за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления исполняют отдельные государственные полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения исключительно при наличии и за счет средств субвенций из соответствующих бюджетов в местный бюджет. Однако же, финансирование на осуществление органами местного самоуправления полномочий, переданных Российской Федерации по установлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, в составе расходов федерального бюджета предусмотрено не было, поэтому у Администрации отсутствуют правовые основания для предоставления заявителю мер социальной поддержки, предусмотренных ч. 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Вместе с тем, вопросы социальной защиты относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые в связи с этим обладает правом устанавливать дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан. <адрес> реализовала свое право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки путем принятия <адрес> Постановления от ДД.ММ.ГГГГ -п «О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории <адрес>». В указанном Постановлении была закреплена норма об оказании поддержки муниципальным образованиям <адрес> по финансированию мер социальной поддержки, в том числе специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, в связи с чем меры социальной поддержки специалистам, проживающим на территории <адрес> и работающим на постоянной основе в муниципальных учреждениях в сфере здравоохранения в 2005 г., финансировались за счет средств бюджета <адрес>. Кроме того, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и сельской местности на территории <адрес>», <адрес> в установленном порядке передала на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов <адрес> полномочия по предоставлению мер социальной поддержки работникам, осуществляющим свою деятельность на постоянной основе и расположенных и сельском местности муниципальных учреждениях здравоохранения. В последующем аналогичные нормы были закреплены в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Кодекс <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан». Таким образом, финансирование предоставления мер социальной поддержки работникам МУЗ «Омская центральная районная больница» в течение 2005 -2008 годов осуществлялось за счет средств бюджета <адрес>. Однако, в связи с тем, что действие ст.ст. 36, <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан на 2009-2011 годы приостановлено, у Администрации отсутствуют правовые основания для предоставления заявителю мер социальной поддержки за 2009, 2010 годы. По изложенным основаниям просила в удовлетворении заявленных требованиях отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица МУЗ "Омская центральная районная больница", уведомленный надлежаще, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей, представителя заинтересованного лица, против чего не возражала представитель Администрации ОМР <адрес>.

Выслушав пояснения представителя Администрации Омского муниципального района <адрес>, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Л.Н. является работником МУЗ "Омская центральная районная больница" «Сибирская амбулатория», работает в должности стоматолога с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается копией трудового договора последней б/н от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки.

Судом также установлено, что Л.Н. является работником МУЗ "Омская центральная районная больница" – «Сибирская амбулатория», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности фельдшера, что подтверждается копией дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, копией приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), а также копией трудовой книжки.

Кроме того, Л.Н., Л.Н., являются работниками МУЗ "Омская центральная районная больница" - «Лузинская участковая больница», Л.Н. работает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности фельдшера, что подтверждается копией трудового договора последней от ДД.ММ.ГГГГ Л.Н. работает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время также в должности фельдшера, что подтверждается копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки.

Из материалов дела также следует, что Л.Н. являлась работником МУЗ "Омская центральная районная больница" – «Петровская участковая больница», работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинского регистратора, после чего уволилась в связи с выходом на пенсию. Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки, копией пенсионного удостоверения, выданного ДД.ММ.ГГГГ

Судом также установлено, что Муниципальное учреждение здравоохранения "Омская центральная районная больница" является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы Омского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ -П, из которого следует, что учредителем МУЗ "Омская ЦРБ" является Омский муниципальный район Омской власти в лице Управления здравоохранения Администрации Омского муниципального района <адрес>.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, при издании органами государственной части субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с положениями ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (действовавших до ДД.ММ.ГГГГ), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ "Кодекс <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений <адрес>, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату жилого помещения, компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Согласно п.п. 3.4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ "Кодекс <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов <адрес> государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры <адрес>, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Из заявлений Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н. следует, что указанным гражданам, в соответствии со ст. <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан, выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств бюджета до 2009 <адрес> предоставления мер социальной поддержки заявителям до 2009 г. представителем Администрации Омского муниципального района <адрес> в ходе судебного заседания не оспаривался.

В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Таким образом, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Как установлено судом и следует из пояснений представителя Администрации Омского муниципального района <адрес> в обоснование своих возражений, подпунктом 2 пункта 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ "Об областном бюджете на 2009 г.", действие статей 36, <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан, было приостановлено с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, согласно письму Министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об областном бюджете на 2009 год".

Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, <адрес> о социальной защите отдельных категорий граждан, было также приостановлено с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения <адрес>.

Анализируя вышеизложенное, суд соглашается доводами заявителей и полагает, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", ставил в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам в период с 2009. по 2010 <адрес> вывод суда основан на следующем.

Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ правовое регулирование не предполагало отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до ДД.ММ.ГГГГ, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Из Устава муниципального образования Омский муниципальный район <адрес> следует, что в компетенцию Совета Омского муниципального района не входит предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения.

Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, суд находит, что заявленные Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н. требования по признанию незаконным бездействия Администрации Омского муниципального района <адрес> по не предоставлению мер социальной поддержки за 2009, 2010 года, являются обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников в тот период входило в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, при имеющихся правоотношениях - Администрации Омского муниципального района <адрес>.

Доводы представителя Администрации Омского муниципального района <адрес> об отсутствии в Омском муниципальном районе <адрес> необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ -П и от ДД.ММ.ГГГГ -П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

При изложенных обстоятельствах, суд считает незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района <адрес> по предоставлению мер социальной поддержки Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н. за 2009, 2010 года, в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, учитывая, что непредставление мер социальной поддержки заявителям существенно затрагивает права последних, суд устанавливает срок до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого Администрация Омского муниципального района <адрес> обязана предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам муниципального учреждения "Омская центральная районная больница" Л.Н., Л.Н., Л.Н., а также бывшим работникам МУЗ «Омская ЦРБ» - Л.Н., Л.Н., в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009 г., 2010 г.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем, государственная пошлина взысканию с Администрации Омского муниципального района <адрес> в доход бюджета не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявления Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района <адрес> по предоставлению мер социальной поддержки Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н., Л.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Омского муниципального района <адрес> предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки медицинским работникам Муниципального учреждения здравоохранения "Омская центральная районная больница" Л.Н., Л.Н., Л.Н., а также бывшим работникам Муниципального учреждения здравоохранения "Омская центральная районная больница" Л.Н., Л.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009 год, 2010 год.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                             В.О. Соколов

Решение в мотивированном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда <адрес> от 28.032012 г., решение оставлено без изменения.