2-360/2012, решение по иску прокурора Омского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района о признании незаконным бездействия



Дело №2-360/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего Соколова В.О.,

при секретаре Колокольцевой И.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 01 марта 2012 года гражданское дело по иску прокурора Омского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по организации мест захоронения, возложении обязанности принять меры по формированию земельных участков, занятых под сельские кладбища,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с требованиями о признании бездействия администрации Красноярского СП ОМР Омской области незаконным в части организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного законодательства; об обязании ответчика в срок до 01.09.2012 г. сформировать земельные участки, занятые под сельские кладбища, расположенные на территории Красноярского СП ОМР Омской области в с. Красноярка, с. Нижняя Ильинка. В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории Покровского сельского поселения расположено 3 кладбища, - 2 из них в с. Красноярка, с. Нижняя Ильинка. Правоустанавливающих документов в Администрации Красноярского СП ОМР Омской области на указанные кладбища не имеется, земельные участки под размещение мест погребения в соответствии с требованиями действующего законодательства не отведены, границы кладбищ не определены. Таким образом, администрация Красноярского СП ОМР Омской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Омского муниципального района Омской области Ершова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что до настоящего времени Администрация Красноярского сельского поселения разрешительными и землеотводящими документами на кладбища не располагает.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области – Казюта В.А., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что Администрация Красноярского сельского поселения в настоящее время подготавливает пакет документов для оформления земельных участков под кладбища.

Представитель третьего лица Администрации Омского муниципального района Омской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщил.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, против чего не возражали остальные участники процесса.

Выслушав пояснения помощника прокурора Омского района Омской области, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд находит требование прокурора Омского района Омской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Согласно статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Частью 2 ст. 25 ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно ч. 3 ст. 16 ФЗ, создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Частью 4 указанной статьи закреплено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются статьей 16 указанного Закона, а также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003, которым утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03».

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также, должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Судом в ходе судебного заседания установлено, что Администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области является действующим юридическим лицом, что подтверждается Уставом, утвержденным решением Совета Красноярского СП ОМР Омской области от 18.11.2005 года № 12 (л.д. 7-8).

Судом также установлено, что на территории Красноярского СП ОМР находятся 3 кладбища, из них два действующих - в с. Красноярка, с. Нижняя Ильинка.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями помощника прокурора Ершова А.В., представителем ответчика, ответом Администрации Красноярского СП ОМР Омской области на запрос прокуратуры Омской области № 02-19/35 от 26.01.2012 года (л.д. 6).

Согласно указанному ответу, в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете поселения, определение границ земельных участков под кладбища и их регистрация не проводилась. Длительная перспектива захоронения на действующих кладбищах имеется на одном кладбище.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории Красноярского сельского поселения расположено 2 кладбища, которые не имеют правоустанавливающих документов, до настоящего времени границы земельных участков, находящихся под кладбищами, не согласованы, на кадастровый учет не поставлены, в соответствии с требованиями законодательства не отведены. Администрация сельского поселения на данный момент разрешительными и землеотводящими документами на кладбища не располагает, а следовательно, не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом изложенного, суд считает, что требования прокурора Омского района подлежат удовлетворению в полном объеме. Своим бездействием администрация Красноярского СП ОМР нарушает требования действующего законодательства о местном самоуправлении, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумму, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, требований разумности, суд устанавливает ответчику срок до 01 сентября 2012 года, в течение которого Администрация Красноярского СП ОМР обязана устранить допущенные нарушения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Омского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного законодательства.

Обязать Администрацию Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в срок до 01 сентября 2012 года сформировать земельные участки, занятые под сельские кладбища, расположенные на территории Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в с. Красноярка, с. Нижняя Ильинка.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                             В.О. Соколов

Решение в мотивированном виде изготовлено 06.03.2012 г.

Решение вступило в законную силу 07.04.2012 г.