Дело № 2-1393/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Дьяченко Т.А.
при секретаре Лисицыной Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 12 декабря 2011 года гражданское дело по иску Ширинкина Л.Л. к Обществу с ограниченной ответственностью АК «Омскагрегат», Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Омской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Главному управлению лесного хозяйства Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области, Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области, об установлении границ земельного участка, о признании права собственности на земельный участок, о снятии с кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ширинкин Л.Л. обратился в суд к Администрации Омского муниципального района Омской области с требованием о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 1695 кв.м, местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес> В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на указанное жилое помещение возникло у него на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 26.04.1999 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на жилой дом от 16 мая 2008 года. Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью 1 695 кв.м. Указанный земельный участок он решил приобрести в собственность. С этой целью собрал все необходимые документы, в землеустроительной организации оформил на данный участок землеустроительное дело, получил постановление Главы Администрации ОМР Омской области об утверждении схемы расположения земельного участка. После чего 04.06.2009 г. обратился в ТО № 12 Управления Роснедвижимости по Омской области с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет. 25.09.2009 года ТО № 12 было принято решение о приостановке государственного кадастрового учета данного земельного участка, а 25.11.2009 года принято решение об отказе в государственном кадастром учете земельного участка, так как границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером №. В настоящее время согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером № имеет кадастровый номер №, местоположение его определено примерно в 390 м. по направлению на юго-восток относительно спального корпуса, имеющего почтовый адрес: <адрес>. Для определения места пересечения границ испрашиваемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером №, он обратился в землеустроительную организацию, которая выполнила схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> относительно земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого определено примерно в 390 м. по направлению на юго-восток относительно спального корпуса, имеющего почтовый адрес: <адрес>. Считает, что в результате отказа в постановке на государственный кадастровый учет, нарушено его право на оформление в собственность земельного участка, на котором расположен его жилой дом. На основании изложенного просил суд признать за ним право собственности на земельный участок площадью 1 695 кв.м, местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>.
Определением Омского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Общество с ограниченной ответственностью АК «Омскагрегат», ТУФА по управлению государственным имуществом в <адрес>, Главное управление лесного хозяйства <адрес>.
В ходе судебного разбирательства истец Ширинкин Л.Л. уточнил свои требования, указал в качестве ответчиков Администрацию ОМР Омской области, Администрацию Чернолучинского ГП ОМР Омской области, ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области, ГУ Лесного хозяйства Омской области, ТУФА по управлению государственным имуществом в Омской области, ООО «АК «Омскагрегат», и просил суд установить границы земельного участка площадью 1 695 кв.м, местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровый номер №, местоположение которого определено примерно в 390 м. по направлению на юго-восток относительно спального корпуса, имеющего почтовый адрес: <адрес>, и признать за ним право собственности на земельный участок площадью 1 695 кв.м, местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>.
Истец Ширинкин Л.Л. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием его представителя Липатова A.M.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности - Липатов A.M., уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в первоначальном и уточненном исковом заявлении. Считает, что у истца, как собственника объекта недвижимого имущества возникло право на оформление в собственность земельного участка, на котором этот объект недвижимости находится. Жилой дом в д.п. Чернолучинский по указанному выше адресу истец приватизировал еще в 1999 г. С этого времени и по настоящее время он с семьей постоянно проживает в данном жилом помещении. Свидетельство о праве собственности на дом истец получил в мае 2008 г. Дом истца расположен на спорном земельном участке, часть которого он использует под размещение хозяйственных построек, а часть под огород. Часть земельного участка, используемая под огород ограждения не имеет. В начале 2009 г. Ширинкин Л.Л. обратился в Администрацию ОМР с заявлением о предоставлении ему в собственность используемого земельного участка. В апреле 2009 г. постановлением Администрации была утверждена схема местоположения и площади земельного участка, испрашиваемого истцом, при этом лишних площадей в пользовании Ширинкина Л.Л. обнаружено не было. Так местоположение земельного участка предоставленного Ширинкину Л.Л. площадью 1 695 кв.м в границах Чернолучинского ГП было определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>. В июне 2009 г., изготовив в землеустроительной организации землеустроительное дело по установлению на местности границ земельного участка, находящегося в его пользовании, истец обратился в Территориальный отдел №12 Управления Роснедвижимости для постановки данного земельного участка на кадастровый учет. При этом границы земельного участка были согласованы со смежными землепользователями. Но получил отказ в постановке на кадастровый учет данного земельного участка, так как согласно кадастровым сведениям, земельный участок истца № пересекает с границу земельного участка с кадастровым номером №. Позже стало известно, что земельный участок истца № пересекает с границу земельного участка с кадастровым номером №, а не с кадастровым номером №. Считает, что никаких нарушений со стороны истца допущено не было. Напротив, в настоящее время нарушаются права истца, так как он фактически лишен права пользования земельным участком, на котором расположен его дом с хозяйственными постройками. По изложенным основаниям просил исковые требования истца удовлетворить, установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Ширинкину Л.Л., по фактически занимаемой площади 1 695 кв.м, признать за Ширинкиным Л.Л. право собственности на данный земельный участок и обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровый номер №.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации ОМР Омской области – Болдырева Е.А., действующая по доверенности, заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с земельным законодательством земельный участок – это часть поверхности, границы которого определены. Земельный участок с кадастровым номером № сформирован и зарегистрирован гораздо раньше, чем земельный участок, на который претендует истец. Право собственности истца на жилое помещение, расположенное на спорном земельном участке, возникло 16.05.2008 г. Право собственности РФ на участок с кадастровым номером № зарегистрировано раньше. По фактическому использованию земельный участок, который истец просит передать ему в собственность, пересекает земельный участок, находящийся в собственности РФ. В связи с чем, считает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика - ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области по доверенности Сосковец А.В. заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что в 2009 году при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, на который претендует истец Ширинкин Л.Л., Управлением Роснедвижимости по Омской области было выявлено, что данный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №, что явилось основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета сроком не более чем на три месяца, о чем 25.08.2009 года ТО № 12 Управления Роснедвижимости по Омской области было вынесено решение о приостановлении осуществления ГКУ земельного участка, на который претендует истец. В установленный законом срок данное решение обжаловано не было. В случае если по истечении 3-х месяцев выявленные недостатки не были устранены, Управление Роснедвижимости по Омской области обязано было вынести решение об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет, что и было сделано решением ТО № 12 Управления Роснедвижимости по Омской области от 25.11.2009 г. В настоящее время известно, что земельный участок на который претендует истец на самом деле пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №, а не границы земельного участка с кадастровым номером №, как указано в решении ТО № 12 Управления Роснедвижимости по Омской области 25.08.2009 года. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, является Российская Федерация. Данный участок находится в аренде у ООО «АК «Омскагрегат». Согласно имеющимся в материалах дела кадастровым выпискам и кадастровым делам, земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок, на который претендует истец, расположены на землях особо охраняемой территории. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № стоит на кадастровом учете, ни каких нарушений требований земельного законодательства при его формировании выявлено не было. Был заключен договор аренды данного земельного участка и проведена государственная регистрация права собственности. При формировании земельного участка должны были учитываться границы смежных участков. В свою очередь земельный участок истца до настоящего времени соответствующим образом не сформирован и на кадастровый учет не поставлен. Кроме того, согласно проведенной экспертизе часть земельного участка истца находится на землях лесного фонда. Земли лесного фонда ограничены в обороте, и не могут предоставляться в частную собственность физическим лицам. В соответствии со ст. 74 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда могут предоставляться только по договору аренды по результатам проведения аукциона. Земельный участок с кадастровым номером № не является предметом спора. Земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № - это разные участки. Сведения о местоположении характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № внесены в ГКН в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, по результатам землеустроительной экспертизы составлено заключение эксперта, в котором имеется указание на то обстоятельство, что земельный участок истца имеет наложение на земельный участок с кадастровым номером №, в связи с чем, в случае установления границ земельного участка истца по фактическому использованию (как просит истец) будут нарушены права третьих лиц – ТУ Росимущества по Омской области и ГУ лесного хозяйства Омской области. Считает, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика ООО АК «Омскагрегат» - Лесенкова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 21 000 кв.м, сформирован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, согласно данных кадастрового паспорта земельного участка, 16.04.2008 г. В отличии от земельного участка, на который претендует истец, и который не индивидуализирован. Сведения о границах данного земельного участка отсутствуют, что не позволяет однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, а следовательно, и признать на него право собственности. При этом, право собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, возникло у истца, согласно свидетельству о государственной регистрации права, 16.05.2008 г. В свою очередь, спорный земельный участок с кадастровым номером № был передан ТУ Росимущества по Омской области в аренду ООО АК «Омскагрегат» 22.09.2008 г. на основании договора аренды №178-ТУ. Собственником указанного земельного участка является Российская Федерация. Права на земельные участки, в соответствии со ст. 25 ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». На основании п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», государственные акты, свидетельства и документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако в деле отсутствуют доказательства обладания земельным участком гражданином Ширинкиным Л.Л. под его жилым строением. Но истец полагает, что его право на земельный участок возникло в соответствии с положениями ст.ст. 35, 36 ЗК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (п.1 ст. 35 ЗК РФ). При этом, площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7 ст. 36 ЗК РФ). Учитывая, что право собственности на жилой дом истца возникло на основании договора безвозмездной передачи (приватизации) жилого помещения из федеральной собственности, то приобретение им права на земельный участок регулируется положениями ст. 36 Земельного Кодекса. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении. Как указано выше сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 16.04.2008 г., на него также зарегистрировано право собственности РФ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ При этом право собственности на объект недвижимости возникло у истца только 16.05.2008 г. Таким образом, при проведении землеустроительных работ по формированию земельного участка с кадастровым номером №, истец не обладала правами ни на земельный участок, ни на объект недвижимого имущества, для использования которого этот участок в настоящее время формирует. Поэтому его права, как собственника объектов недвижимого имущества не могли быть учтены при формировании земельного участка с кадастровым номером №. До приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствовали сведения о каких-либо объектах недвижимости, расположенных на смежных земельных участках. Кроме того, из документов, представленных истцом не понятно, какие объекты недвижимости, принадлежащие ему, расположены на его спорном участке. Считают, что истец не доказал наличие у него прав, а равно законных интересов, на нарушение которых он ссылается в обоснование заявленных требований, а следовательно, и факта нарушения данных прав и законных интересов. В свою очередь истцом, при первичном формировании земельного участка под жилым строением, принадлежащим ему на праве собственности с 16.05.2008 г., должны были быть учтены права собственника земельного участка с кадастровым номером №. Это подтверждено и заключением проведенной в рамках данного гражданского дела землеустроительной экспертизы, которой установлен факт наложения границ земельного участка сформированного истцом на ранее учтенный земельный участок, находящийся в аренде у ООО АК «Омскагрегат», при этом оснований для изменений ранее учтенного земельного участка не имеется. Также считают, что при разрешении данного спора необходимым учесть, что переданный ООО АК «Омскагрегат» в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью 21 000 кв.м, расположен на лесном участке в лесном квартале №, отнесенном к категории – лесопарковые зоны, и имеет особый правовой режим. Удовлетворение исковых требований заявленных истцом, приведет к уменьшению площади лесопарковой зоны, что в соответствии с лесным законодательством не допустимо. В связи с чем, просит в удовлетворении требований истца отказать.
В судебном заседании представитель ответчика - Главного управления лесного хозяйства Омской области - Федоров Е.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, пояснил, что согласно выкопировки из Плана лесонасаждений в границах земельных участков с кадастровым номером 55:20:240801:80, площадью 21 000 кв.м и с кадастровым номером № площадью 1 695 кв.м, располагается лесной участок, местоположение которого установлено: лесотаксационный выдел № квартал № Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области, который находится в федеральной собственности. На территории данного лесного участка установлен вид целевого назначения лесов – защитный, категория – лесопарковые зоны. Таким образом, спорные земельные участки с кадастровым номером №, с кадастровым номером № (участок на который претендует истица) относятся к землям лесного фонда. В соответствии с лесным законодательством передача в частную собственность граждан лесных участков запрещена. Согласно договору аренды № 452д от 25.10.2010 г. Главным управлением лесного хозяйства Омской области передан ООО «АК «Омскагрегат» в аренду лесной участок площадью 56,8109 га, в том числе лесной участок, местоположение которого установлено: лесотаксационный выдел № квартал № Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 332 кв.м. сформирован с нарушением законодательства, а именно, без согласования с собственником земель – Российской Федерацией в лице его уполномоченного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, и без правовых оснований включает в себя территорию земельного участка с кадастровым номером №, чем нарушает права РФ и ООО «АК «Омскагрегат» по его использованию. Кроме того, истцом не предоставлено доказательств фактического использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 695 кв.м в требуемых границах, а именно, что принадлежащее ему недвижимое имущество находится на территории пересечения (наложения) спорных земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером № площадью 1695 кв.м. В связи с чем, считает, что заявленные истцом требования не соответствуют Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Удовлетворение заявленных требований истца повлечет нарушение арендных отношений между Главным управлением лесного хозяйства и ООО «АК «Омскагрегат» по договору аренды №452д от 25.10.2010 г.: изменится предмет договора и соответственно размер арендной платы, то есть изменятся условия сделки, на которые рассчитывали стороны данного договора аренды при его заключении. На основании изложенного, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика - ТУФА по управлению государственным имуществом в Омской области по доверенности Федулина А.А заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что, что земельный участок, на который претендует истец, расположен на землях особо охраняемых территорий и объектов, ограниченных в обороте, соответственно предоставление его в частную собственность не возможно. В связи с чем, считает, что требования, заявленные истцом незаконны и необоснованны, в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации Чернолучинского ГП ОМР Омской области, в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 1 ст. 260 ГК РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Часть 2 статьи 264 ГК РФ закрепляет, что лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Статьей 11.1 Земельного Кодекса РФ установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Пунктом 6 ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В соответствии со ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и - проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с п.1 ст. 35 при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с п.1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, границы устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7 ст. 36 ЗК РФ).
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как указано в части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В силу ст. 17 ФЗ «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. №688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (п. 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3).
Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.
Согласно Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996г. межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению местоположения и площади (п.1.1). Межевание земель выполняется как в общегосударственной, так и в местных и иных системах координат. При этом должна быть обеспечена надежная связь местных и иных систем координат с общегосударственной системой (п.3.1). В числе прочего межевание включает определение площади и составление чертежа границ земельного участка (п.2).
В соответствии с пунктами 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию земель, установление границ земельного участка производят на местности в, присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) Приложение 3.5).
Из пункта 11, 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных 17.02.2003 руководителем Федеральной службы земельного кадастра России (далее - Методические рекомендации), следует, что работы по межеванию включают в себя согласование границ с лицами, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления). Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.
В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций, работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов земельных участков, как правило, включают в себя два этапа: во-первых, составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение; во-вторых, составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
По смыслу приведенных норм права проект границ земельного участка подлежит обязательному согласованию с собственниками объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке либо с собственниками смежных земельных участков.
Согласно ст. 64 Земельного Кодекса РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № от 16.05.2008 г., выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 26.04.1999 г. № б/н, постановления Главы администрации Омского района Омской области от 28.03.1995 г. № 127-п «О снятии с баланса полностью приватизированных жилых домов», акта передачи жилого дома в частную собственность от 17.04.2007 г. № б/н, Ширинкину Л.Л. на праве собственности принадлежит жилого дома, общей площадью 35,60 кв.м, инвентарный номер №, литера А, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из похозяйственной книги № 6, выданной Администрацией Чернолучинского ГП ОМР Омской области, Ширинкин Л.Л. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, в его пользовании по данному адресу имеется земельный участок площадью 1 695 кв.м, из которых 0,08 га используется под посадку картофеля, 0,02 га – под посадку овощей.
Согласно постановлению Администрации Омского муниципального района Омской области № 251-П от 10.04.2009 г., по заявлению Ширинкина Л.Л. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 695 кв.м. в границах Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение которого определено относительно жилого, имеющего почтовый адрес: <адрес> из состава земель населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки
Из пояснительной записки к данной схеме следует, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории изготовлена на основании: заявления на предоставление земельного участка, зарегистрированного в администрации Омского МР, правоустанавливающих документов на часть жилого дома, предоставленного собственником Ширинкиным Л.Л. сведений государственного кадастра недвижимости. Земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала №. Образование нового участка осуществлялось путем выделения участка из земель государственной собственности - :ЗУ1, решение обосновано кадастровой информацией и фактически сложившимся границам. Ориентировочная площадь вновь образованного земельного участка составляет 1 695 кв.м, вычислялась аналитическим путем и подлежит уточнению при проведении межевания. Ранее работы по межеванию на данных участках не выполнялось. На момент составления схемы ограничения (обременения) на территории данного земельного участка не зарегистрированы.
В материалах дела имеется землеустроительное дело по установлению на местности границ земельного участка под кадастровым номером №, площадью 1 695 кв.м., местоположение которого определено относительно части жилого дома (литера АА5 (4Ч)), имеющего почтовый адрес: <адрес>
Границы данного земельного участка согласованы правообладателями земельных участков: участок № – Б.П.А., участок № – А.А.И., администрацией Чернолучинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в лице Ю.Н.В., что подтверждается актом согласования от 08.05.2009 г.
Судом также установлено, что землеустроительное дело с выделенным и сформированным земельным участком с кадастровым номером № истец представил в ТО № Управления Роснедвижимости по Омской области с заявлением о постановке данного земельного участка на кадастровый учет. Решением ТО №12 от 25.08.2009 г., приостановлен государственный кадастровый учет земельного участка, в связи с тем, что земельный участок № пересекает из границ другого земельного участка с кадастровым номером №. Решением ТО №12 от 25.11.2009 г. по указанной причине отказано в государственном кадастром учете земельного участка (л.д. 9).
Местоположение земельного участка с кадастровым номером № (предыдущий номер №, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 02.09.2011 г., определено примерно в 500 метрах по направлению на юго-восток относительно спального корпуса расположенного по <адрес>.
В материалах кадастрового дела объекта недвижимости – земельного участка имеющего кадастровый номер № имеется Протокол выявления кадастровой ошибки № 150 от 27.10.2010г., согласно которого при выполнении кадастровой процедуры постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от 30.03.2009г., выявлена ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости, имеющем кадастровый номер №. Внесены изменения в сведения ГКН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером №. ФГУ «Земельная кадастровая палата по Омской области» принято решение № от 27.10.2010г. – осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости, имеющего кадастровый номер №.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровый номер № – это два разных участка, после осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, имеющего кадастровый номер №, данный участок не пересекается с земельным участком, на который претендует истец.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии № от 20.03.2007 г., Российская Федерация является собственником земельного участка, площадью 21 000,00 кв.м, с кадастровым номером №, предоставлен для строительства пионерского лагеря и детской дачи, расположен на землях особо охраняемых территорий и объектов по адресу: <адрес>.
Согласно акту натурного осмотра от 13.10.2011 г., начальником отдела Омского лесничества -главным лесничим на основании поручения отдела правовой и кадровой работы Главного управления лесного хозяйства Омской области был проведен натурный осмотр земельного участка, на котором расположен жилой дом с хозяйственными постройками, принадлежащий Ширинкину Л.Л., в ходе которого установлено, что вышеуказанный земельный участок, на котором находится жилой дом с хозяйственными постройками, принадлежащий Ширинкину Л.Л. относится к землям лесного фонда часть выделов № (лагерь отдыха), 4 (сенокос) квартал № (лесопарковая зона) Красноярского участкового лесничества Омского лесничества.
Кроме того, согласно заключению специалистов ФГУП «Рослесинфорг» Омский филиал от 27.10.2011 г. №, выполненного по заказу Главного управления лесного хозяйства Омской области, установлены границы и площадь земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 21 000 кв.м, из которых 17 875 кв.м расположены в границах лесного фонда, лесотаксационный выдел № лесного квартала № Красноярского участкового лесничества Омского лесничества, подкатегория защитных лесов – лесопарковые зоны. Границы, местоположения и площадь земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 695 кв.м точно установить невозможно. По представленной схеме спорный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда Омского лесничества, Красноярского участкового лесничества, лесной квартал №, лесотаксационные выделы № и №. Целевое назначение лесов – защитные, подкатегория защитных лесов – лесопарковые зоны.
В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 72 Лесного кодекса РФ, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно ч.1 ст. 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
В соответствии с ч.6 ст. 105 Лесного кодекса РФ изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды №452д от 25.10.2010 г., заключенного между Главным управлением лесного хозяйства Омской области (Арендодатель) и ООО «АК Омскагрегат» (Арендатор), Арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренда лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 19.10.2010 г. № 3/19, обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 56,8109 га, местоположение которого определено на территории Омского муниципального района Омской области в лесотаксационных выделах №№ № квартала №, лесотаксационных выделах №№ № квартала № Красноярского участкового лесничества Омского лесничества. Участок был передан Арендатору согласно акту приема-передачи лесного участка в аренду от 09.12.2010 г.
Кроме того, изучив материалы кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером №, суд пришел к следующему:
1 февраля 2008 года распоряжением ТУ Росимущества по Омской области № 62-р был утвержден проект территориального землеустройства по восстановлению границ земельных участков, общей площадью 323 544 кв.м, расположенных в <адрес>, для размещения помещений, в том числе земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий (собственность РФ) с кадастровым номером №, площадью 21 000 кв.м.
Из описания земельных участков от 27.02.2008 г. (исполнитель – ООО ЦНК «Меридиан», заказчик – ООО АК «Омскагрегат»), усматривается, что на землях кадастрового квартала № был сформирован земельный участок, которому присвоен кадастровый номер №, с определением границ данного земельного участка и его местоположения. Согласно акту согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №, границы указанного земельного участка были согласованы с собственником – РФ в лице руководителя ТУ Росимущества по Омской области Ш.В.М., Администрацией ОМР Омской области в лице начальника отдела Г.В.П.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 02.09.2011 г. №, земельный участок с кадастровым номером № (предыдущий кадастровый номер №), площадью 21000 кв.м., местоположение установлено в 390 м на юго-восток относительно спального корпуса, имеющего почтовый адрес: <адрес>, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для детского оздоровительного лагеря им. Г.Н.Ф., является собственностью Российской Федерации, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 16.04.2008 г.
В последующем на основании договора аренды №187-ТУ от 22.09.2008 г. земельный участок с кадастровыми номерами: №, площадью 21 000 расположенный по адресу: <адрес>, по акту приема-передачи от 26.09.2008 г. был передан ТУ Росимуществом Омской области (Арендодатель) ООО «АК Омскагрегат» (Арендатор), для использования под фактически расположенными капитальными объектами, принадлежащими Арендатору на праве собственности, для детского оздоровительного лагеря им. Г.Н.Ф., со сроком аренды с 01.10.2008 г. по 29.09.2057 г.
Данные обстоятельства также подтверждаются выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № от 02.09.2011 г., из которой также следует, что на данный участок 27.11.2008 г. зарегистрирована аренда в пользу ООО «Омскагрегат» со сроком действия с 27.11.2008 г. по 29.09.2057 г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «АК Омскагрегат» является собственником строения № 110635, литера ЕЖ, степень готовности 36 %, расположено по адресу: <адрес>.
Истец с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 695 кв.м, в ТО № 12 Управления Роснедвижимости по Омской области обратился только 04.06.2009 г., право собственности на домовладение, расположенное на данном участке возникло у него только 15.05.2008 г., то есть гораздо позже чем земельный участок с кадастровым номером № был сформирован и поставлен на кадастровый учет (16.04.2008 г.).
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент формирования земельного участка с кадастровым номером № сведения о земельном участке №, а также расположенных на нем объектах недвижимости не были внесены в государственный кадастр недвижимости. Следовательно, согласование границ с собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке с кадастровым номером №, то есть истцом Ширинкиным Л.Л., на тот момент производиться не могло.
В связи с чем, суд считает, что нарушений требований законодательства при проведении работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером № допущено не было.
В свою очередь истцом, в нарушение требований законодательства, при проведении межевых работ по формированию земельного участка с кадастровым номером № согласование границ со смежным землепользователем ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № ООО АК «Омскагрегат» проведено не было.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца Ширинкина Л.Л. и его представителя Липатова А.М. ГП Омской области «Омский центр ТИЗ» была проведена землеустроительная экспертиза с целью установления границ земельных участков с кадастровым номером <адрес>, площадью 21000 кв.м., местоположение установлено в 390 м на юго-восток относительно спального корпуса, имеющего почтовый адрес: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 695 кв.м., местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>.
Экспертным заключением установлено:
1) Геодезическая съемка фактических границ земельного участка: кадастровый номер № площадью 1 495 кв.м., местоположение которого определено относительно жилого дома (литера А, инвентарный номер №), имеющего почтовый адрес: <адрес>, принадлежащий Ширинкину Л.Л. произведена в ноябре 2011г. Специалистами ГП «Омский центр ТИЗ» произведены замеры фактических границ дворовой территории земельного участка с кадастровым номером № по существующим ограждениям (забор: деревянный, сетка рабица) с отображением имеющихся построек, находящихся в разрушенном состоянии, расположенных на данном земельном участке. Частично территория, используемая для посадки картофеля, не огорожена, поэтому границы определены со слов собственника по существующим деревянным столбам. Фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером №) по результатам геодезических измерений составила 1 495 кв.м. На сегодняшний момент по данным ГКН и результатам геодезических измерен земельный участок с кадастровым номером № расположен в квартале с кадастровым номером №:. Так как собственник и арендатор земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого определено в 390 м. по направлению на юго-восток относительно спального корпуса, имеющего почтовый адрес: <адрес> не явились и не предоставили доступ на земельный участок, в связи с чем, его границы по фактическому использованию не были определены специалистами ГП «Омский центр ТИЗ». В землеустроительной экспертизе информация о границах земельного участка с кадастровым номером № использована по данным из ГКН. На основании кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером № № от 02.09.2011 г. граница земельного участка ранее установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства и площадь земельного участка составляет 21000 кв.м. Границы земельных участков с кадастровыми номерами №, №, а так же все объекты недвижимости, сооружения и ограждения, фактически расположенные на момент съемки специалистами ГП «Омский центр ТИЗ», представлены на рисунке 1 (стр. 30 землеустроительной экспертизы).
2) Сравнивая данные, полученные из ГКН на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 21000 кв.м., местоположение которого определено в 390 м. по направлению на юго-восток относительно спального корпуса, имеющего почтовый адрес: <адрес>, и фактически используемую территорию земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 495 кв.м., местоположение которого определено относительно жилого дома (литера А, инвентарный номер №), имеющего почтовый адрес: <адрес>, выявлено пересечение (наложение) фактических границ земельного участка с кадастровым номером <адрес>, площадью 1 495 кв.м., на границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, учтенной площадью 21000 кв.м. Площадь наложения составила 746 кв.м.
3) На основании полученных сведений, предоставленных из ГКН и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ранее учтенный в ГКН земельный участок с кадастровым номером № относится к четвертой категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов (ст. 7 Земельный кодекс РФ № 136-ФЗ от 25.10.2001г.) с разрешенным использованием (назначением) - для детского оздоровительного лагеря им. Г.Н.Ф..
На основании плана лесонасаждений Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области, инвентарный номер № и копий документов, поступивших из ГУ Лесного хозяйства Омской области для производства землеустроительной экспертизы ГП «Омский центр ТИЗ» подготовлена схема расположения спорных земельных участков с кадастровыми номерами № и № с учетом полученной информации о лесоустройстве 2009, 2010 г.г. По результатам сопоставления полученной информации о лесоустройстве территории, в которой располагаются вышеуказанные земельные участки и их фактических границ, установлено:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 21000 кв.м., располагается: - часть территории, площадью 17875 кв.м., - в лесном квартале №, лесотаксационный выдел №; - часть территории, площадью 3125 кв.м., - в лесном квартале №. - земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 495 кв.м. располагается: - часть территории, площадью 508 кв.м., - в лесном квартале №, лесотаксационный выдел №; - часть территории, площадью 241 кв.м., - в лесном квартале №, лесотаксационный выдел №; - часть территории, площадью 746 кв.м., - в лесном квартале №, лесотаксационный выдел №.
Лесотаксационные выделы №, №, № лесного квартала № - это защитные леса, подкатегория защитных лесов - лесопарковые зоны.
С учетом особенностей правового режима, установленного действующим лесохозяйственным регламентом Омского лесничества, лесные участки в лесном квартале № отнесены к категории - зеленые зоны, а в лесном квартале 37 - лесопарковые зоны.
Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, что не допускается (ч.6, ст. 105 Федерального закона от 04.12.2006г., № 200-ФЗ).
4) После обработки геодезических данных съемки, выполненной специалистами ГП «Омский центр ТИЗ», в камеральных условиях с использованием сведений, предоставленных из ГКН, был проведен анализ представленных и полученных данных и выявлено наложение фактически используемого земельного участка с кадастровым номером № на ранее учтенный в ГКН земельный участок с кадастровым номером №.
При этом специалистами ГП ОО «Омский центр ТИЗ) предложено два варианта формирования земельного участка истца с кадастровым номером 55:20:240101:(:А).
Вариант № 1:
Сформировать границы земельного участка с кадастровым номером № площадью 749 кв.м., с учетом ранее учтенной границы земельного участка с кадастровым номером №.
Вариант №2:
Сформировать границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 495 кв.м, расположенного относительно жилого дома (литера А, инвентарный номер №), имеющего почтовый адрес: <адрес>, с учетом его фактического использования.
Однако, формирование границ по варианту №2 возможно только путем изменения границ земельного участка с кадастровым номером № двумя путями:
Первый путь - уточнение границ земельного участка с кадастровым номером № с признанием кадастровой ошибки с согласия собственника (Российская Федерация) данного земельного участка и внесения изменений в ГКН.
Второй путь - раздел земельного участка с кадастровым номером № с согласия собственника (Российская Федерация) данного земельного участка и дальнейшее его предоставление заинтересованному лицу.
Истец воспользоваться предложенными экспертами вариантами формирования земельного участка, находящегося в его пользовании, не пожелал. Настаивал на рассмотрении требований, заявленных до проведения экспертизы.
Суд согласен с заключением экспертов, оснований не доверять проведенным исследованиям у суда не имеется. Стороны не представили суду доказательств, подвергающих сомнению сделанные экспертом выводы.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что по данным государственного кадастра недвижимости, границы земельного участка с кадастровым номером №, являющегося собственностью Российской Федерации и расположенного частично на землях лесного фонда (кварталов № и № Красноярского участкового лесничества Омского лесничества), установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Вместе с тем, границы земельного участка, местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, не учтены в ГКН, данный земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда (лесотаксационный выделы № и № лесного квартала № Красноярского участкового лесничества Омского лесничества).
Кроме того установлено, что имеет место наложение двух земельных участков: земельного участка с кадастровым номером № (участок Ширинкина Л.Л.) и ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № (участок находящийся в аренде ООО АК «Омскагрегат»). Площадь наложения составляет 746 кв.м.
Также установлено, что фактически истец пользуется спорным земельным участком без правоустанавливающих документов. На момент формирования земельного участка с кадастровым номером №, земельный участок, прилегающий к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, актом государственного органа либо органа местного самоуправления не был предоставлен в пользование или в собственность Ширинкину Л.Л. Сведения о границах данного земельного участка, его площади, в государственном кадастре недвижимости отсутствовали. При этом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 695 кв.м. в границах Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение которого определено относительно жилого дома (литера А), имеющего почтовый адрес: <адрес> утверждена Постановлением Администрации ОМР Омской области только 10.04.2009 г., тогда как земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на ГКУ 16.04.2008 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которого определено относительно части жилого дома (литера А), имеющего почтовый адрес: <адрес>, сформирован в нарушение требований ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Лесного кодекса РФ, поскольку согласование его границ с собственником земель (лесной фонд) – Российской Федерацией в лице уполномоченного органа – ТУФА по управлению государственным имуществом в Омской области, а также со смежным землепользователем земельного участка с кадастровым номером № ООО АК «Омскагретат», не осуществлялось.
В связи с изложенным, суд считает, что оснований для удовлетворения требования истца об установлении границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в пользовании Ширинкина Л.Л., по фактически занимаемой площади, которая согласно экспертному заключению составила 1 495 кв.м, не имеется.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе – из состава земель лесного фонда.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как указано выше, земельный участок, местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, и на который претендует истец, полностью расположен на землях лесного фонда, оборот которых ограничен. В соответствии с требованиями лесного законодательства данный земельный участок не может быть предоставлен в собственность гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку это приведет к уменьшению границ лесопарковой зоны, что недопустимо.
На основании изложенного, требование истца Ширинкина Л.Л. о признании за ним право собственности за земельный участок, площадью 1 695 кв.м, местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, удовлетворению не подлежит.
На момент формирования земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого определено в 390 м. по направлению на юго-восток относительно спального корпуса, имеющего почтовый адрес: <адрес>, каких-либо сведений о наличии смежных земельных участков в ГКН не имелось, сведения о местоположении характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № внесены в ГКН в соответствии с требованиями действующего законодательства,
Таким образом, правовые основания для удовлетворения требования истца об обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровый номер №, находящийся в пользовании ООО «АК «Омскагрегат», отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ширинкину Л.Л. в удовлетворении требований об установлении границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по фактически используемой площади 1 695 кв.м, о снятии с кадастрового учета земельного участка, имеющий кадастровый номер №, о признании права собственности на земельный участок площадью 1 695 кв.м, местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
СУДЬЯ:
Апелляционным определением от 18.01.2012 решение оставлено без изменений. Решений вступило в силу.