Дело №2-395\2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Соколова В.О.,
при секретаре Колокольцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 19 марта 2012 года дело по иску прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному казенному образовательному учреждению "Горячеключевская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района Омской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился с иском к МКОУ "Горячеключевская СОШ" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к оборудованию предметного кабинета в соответствии с нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, об обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при отделке учебных кабинетов физики, русского языка, технологии, обеспечить кабинеты начальных классов ростовой мебелью в полном объеме, установить ограждение образовательного учреждения, искусственное освещение с уровнем на земле не менее 10 лк по всему периметру земельного участка в срок до 01.08.2012 г.
В судебном заседании старший помощник прокурора Леонтьева Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Законный представитель ответчика МКОУ "Горячеключевская СОШ" – Теплоухова А.В. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что действительно, выявленные в ходе проверки нарушения имеют место, проектом модернизации в 2012 году, заявками на выделение финансовых средств, указанные нарушения будут устранены. Вместе с тем, просила суд предоставить срок для устранения нарушений до 01.09.2012 г., так как выполнение ремонтных работ запланировано на летнее время.
Представители третьих лиц Администрации Омского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, против чего не возражали остальные участники процесса.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора Омского района являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно справке от 12.12.2011 года, составленной членами комиссии в составе: старшего помощника прокурора Леонтьевой Т.А, и.о. директора МКОУ "Горячеключевская СОШ" Нежевлевой Е.Н., инспектора государственного пожарного надзора Петровского В.В., в деятельности МКОУ "Горячеключевская СОШ", расположенном по адресу: Омская область, Омский район, п. Горячий Ключ, ул. Лесная, 3, выявлены нарушения, а именно: территория участка частично не огорожена со стороны поселка; отсутствует освещение территории по периметру, освещается лишь вход, имеется один фонарь поселкового освещения со стороны входа; предметный кабинет для ведения занятий начальной военной подготовки не выделен и не оборудован, имеются старые плакаты, макет автомата Калашникова, которые фактически не используются при ведении дисциплины; в кабинете начальных классов не имеется ростовой мебели, скомплектованной с учетом требований, стены в кабинете физики, русского языка, технологии оклеены обоями (л.д. 8).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.
Согласно положениям п. 14 Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах", в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении № 1 к Инструкции.
Так, согласно вышеуказанному приложению, в образовательном учреждении должна быть в наличии Конституция РФ, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ по количеству лиц, обучающихся в классе (группе), а также предусмотрена необходимость наличия плакатов или электронных изданий «Текст Военной присяги», «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», приборов химической разведки, средств индивидуальной защиты – общевойсковой противогаз, респиратор, макеты простейшего укрытия и убежища в разрезе, медицинского имущества.
Согласно положениям п. 11 Инструкции, руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет; участвуют в организации учебных сборов; взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании", образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и т.д.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании", к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности и т.д.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Согласно п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.
Из Устава МКОУ "Горячеключевская СОШ" следует, что учреждение является муниципальным образовательным учреждением, основными целями деятельности которого являются осуществление образовательного процесса, создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.
В судебном заседании установлено, что наличие перечисленных нарушений на момент проведения проверки, представитель ответчика не отрицает, нарушения до настоящего не устранены. Эти обстоятельства подтверждаются также пояснениями представителя ответчика, проектом модернизации в 2012 году, заявками на выделение финансовых средств.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в МКОУ "Горячеключевская СОШ" нарушается действующее законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об образовании, чем создается угроза для жизни и здоровья несовершеннолетних.
В соответствии с п. 1.2. Устава МКОУ "Горячеключевская СОШ", учредителем МКОУ "Горячеключевская СОШ" является Омский муниципальный район в лице Комитета по образованию Администрации ОМР.
Пунктом 1.12 Устава определено, что финансирование учреждения осуществляется учредителем.
Суду не представлено достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих тот факт, что руководитель МКОУ "Горячеключевская СОШ" предпринял надлежащие меры для устранения имеющихся нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, законодательства об образовании.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая существо спора, а также то обстоятельство, что для устранения имеющихся недостатков по техническим причинам требуется продолжительный период времени, принимая во внимание финансовое положение ответчика, особенности его финансирования, суд полагает возможным установить срок для устранения имеющихся нарушений до 01.09.2012 г.
Поскольку ответчик МКОУ "Горячеключевская СОШ" не освобожден от уплаты государственной пошлины, с него, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска был освобожден. Однако, с учетом особенностей финансирования и материального положения ответчика, суд находит возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход бюджета, до 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Омского района Омской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Муниципального казенного образовательного учреждения "Горячеключевская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области", расположенного по адресу: Омская область, Омский район, п. Горячий ключ, ул. Лесная, д. 3, выразившееся в непринятии мер к оборудованию предметного кабинета в соответствии с нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Горячеключевская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при отделке учебных кабинетов физики, русского языка, технологии, обеспечить кабинеты начальных классов ростовой мебелью в полном объеме, установить ограждение образовательного учреждения, искусственное освещение с уровнем на земле не мене 10 лк по всему периметру земельного участка, в срок до 01.09.2012 года.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Горячеключевская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" устранить нарушения законодательства об образовании, оборудовать необходимый предметный кабинет для проведения обучения учащихся начальным знаниям в области обороны и обеспечить материально-техническим оснащением образовательное учреждение, в срок до 01.09.2012 года.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Горячеключевская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" государственную пошлину в доход бюджета Омского муниципального района Омской области в размере 200 рублей.
Исковые требования в остальной части оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.О. Соколов
Решение в мотивированном виде составлено 23.03.2012 г.
Решение вступило в законную силу 24.04.2012 г.